Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.06.2019
Политика и экономика
2679
Губернаторы + инвестиции = эффективность?
По просьбе Института региональных экспертиз Евгений Голубев проанализировал инициативу председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко оценивать эффективность работы Губернаторов по уровню привлечения инвестиций в регионы -  http://irex.group/articles/nado-li-otsenivat-effektivnost-gubernatorov-po-sposobnosti-privlekat-inve...
Губернаторы + инвестиции = эффективность?

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Было бы правильным ввести критерий, который будет выявлять эффективность губернатора в привлечении инвестора на современных платформах. Главы регионов будут соревноваться, тянуться друг за другом».

Потенциально подход правильный. Если учитывать тот факт, что все регионы и все губернаторы у нас имеют одинаковые стартовые условия. Но на практике это не так.  Инвесторы, которые собираются вкладывать деньги в российские регионы, рассматривают и оценивают множество параметров перед тем как принять решение куда инвестировать. В частности, это:

  • Наличие удобной площадки для строительства (желательно индустриальный парк, уже имеющий все сетевые подключения (газ, электричество, отопление, вода, канализация и т.д.), которые обеспечивают владельцы парка
  • Наличие удобной производственной и логистической инфраструктуры (автодороги, склады, близость железной дороги и/или аэропорта, морского порта и т.д.)
  • Близость потенциальных рынков сбыта
  • Наличие в регионе квалифицированной рабочей силы (минимум затрат на обучение и переобучение персонала)
  • Наличие или отсутствие налоговых льгот для инвестора.

Это – объективные параметры. А есть еще и субъективные:

  • Заинтересованность или незаинтересованность местных властей в реализации конкретного инвестиционного проекта
  • Коррупция
  • Влияние федеральных министерств и ведомств на выбор площадки для инвестиций
  • Просто уровень доверия или недоверия к личности конкретного губернатора как в бизнес-сообществе, так и во властных структурах.

На пересечении и при сравнении всех этих параметров и происходит принятие решения об инвестициях в тот или иной регион. И сказать, что все регионы равны изначально в этом списке было бы очень большим преувеличением. Плюсом надо понимать, что значительную часть инвестиций в нашей стране генерирует сектор, связанный с добычей полезных ископаемых (нефть, газ, металлы, алмазы и т.д.). А полезные ископаемые есть далеко не у всех регионов. Вот и получается, что изначально ряд регионов уже имеют определенные объективные преференции с точки зрения стартовых условий для инвестиций. Понятно, что это - столицы, нефтегазовые регионы, регионы с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой. А их всего-то полтора десятка. Это – одна сторона дела.

Вторая сторона – весьма ограниченные инвестиционные возможности нынешней российской экономики. По сути, западных инвестиций нет, кредитные ресурсы весьма дороги. Свободные деньги самих российских предприятий – весьма ограниченны. Вот и получается, что конкурировать за свободные деньги приходится только по большому счету в двух направлениях – крупные государственные проекты (нацпроекты) или деньги госкорпораций. Других серьезных инвестиционных денег  просто нет. Здесь решение об инвестициях принимаются исключительно на самом высоком государственном уровне. Вот и получается, что роль губернаторов и их команд в нынешней экономической ситуации сведена к минимуму. По крайней мере, в отношении крупных инвестиций.

Однако есть сектор средних и малых предприятий, которые думают о развитии и готовы инвестировать, пусть, незначительные, но свои свободные финансовые средства в реальный сектор экономики. Но тогда таких предприятий должно быть много, чтобы чувствовался суммарный кумулятивный эффект от вложений. Но именно они и могут дать серьезный импульс к развитию регионов. Однако много малых предприятий – это большие хлопоты для властей по сравнению с одним крупным инвестором. Вот именно в этом отношении и возможна реальная конкуренция региональных администраций. Это конкуренция за деньги малых частных инвесторов. И именно в этом отношении есть серьезные потенциальные возможности улучшать инвестиционный климат в конкретном регионе, несмотря на плохой инвестиционный климат в стране в целом. То есть фронт работ есть, но он слишком хлопотный.

Поэтому – как один из критериев оценки работы региональных администраций и губернаторов критерий по привлечению инвестиций, безусловно, важен и показателен. И он вполне себе рабочий и действительно может показывать эффективность работы губернаторских команд по формированию благоприятного инвестиционного климата. Хотя, скорее всего, сами регионы все-таки изначально необходимо разбить на ряд групп, дабы исключить неравные стартовые возможности регионов по привлечению инвестиций.


Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?