Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.06.2014
Политика и экономика
793
Денег нет, но пиво есть. Пока.
После избрания Президента Украины, там ничего не поменялось - в Домбасе идут бои. В.Путин же продолжает увлекаться геополитическими проектами, от которых все больше выигрывают наши соседи - Белоруссия и Казахстан. Россия платит и делает вид что так и надо. Мы же великая страна. И не жадная. А экономические показатели внутри России падают. И права граждан потихонечку сокращаются - в Подмосковье стартовала муниципальная котрреформа: в подавляющем большинстве экономически развитых городов и районов региона их главы не будут избираться населением.
Денег нет, но пиво есть. Пока.

Как мы и предполагали, само избрание нового Президента Украины ничего толком не решило. По итогам первой недели можно сказать только то, что как-то сдвинулись с мертвой точки переговоры по выплате «Газпрому» долгов за уже поставленный газ. Однако о полной оплате долгов речи не идет. По крайней мере, пока. Никак не сдвинулся и вопрос с окончанием боевых действий в Донецкой области. Есть ощущение, что воинская операция там остается примерно такой же как и до его избрания. Киев пытается наращивать там успех, пока не слишком удачно. Сам Петр Порошенко заявил, что спецоперация на Востоке будет продолжена, но более эффективными методами. По оценкам военных экспертов ситуация сейчас такова, что у нового президента Украины остались те же воинские силы, что действовали и ранее, и их недостаточно для полного контроля за двумя мятежными регионами. Кроме того, сам П.Порошенко имеет минимальные возможности управлять украинскими воинскими подразделениями, их контролируют другие люди. Без потери лица и без больших человеческих жертв из ситуации с юго-востоком Украины выйти в принципе можно. Но для этого нужно желание Киева инкорпорировать руководство повстанцев в политическую элиту Украины. Как это в свое время сделал В.Путин с некоторыми чеченскими полевыми командирами на исходе второй чеченской кампании. Смогут ли это сделать центральные киевские власти – неизвестно. Как неизвестно и то, смогут ли они в итоге ликвидировать Майдан. Он им теперь не нужен. Однако при попытке даже заикнуться об этом мэр Киева В.Кличко сразу же был освистан публикой. Так что очаги напряженности для нынешней украинской власти остаются не только за пределами Киева, но и в самом Киеве. В политической сфере следующим этапом перезагрузки власти на Украине могут стать обновление конституции и досрочные парламентские выборы. Хотя Порошенко и выступает за выборы, в ближайшее время они ему не нужны: надо добиться быстрого одобрения реформ и принятия законов, необходимых для преодоления кризиса на Востоке.

Пока просвета не видать. Хотя его по определению так быстро и быть не могло - П.Порошенко еще формально не вступил в должность. Это произойдет только 7 июня. Однако кредит доверия, оказанный новому президенту, пока велик и жалко было бы его тратить впустую. По крайней мере, в публичном пространстве можно было бы определить первоочередные меры, необходимые для стабилизации ситуации. Пока тишина. Ждем 7 июня.

29 мая в Астане президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Союз после ратификации парламентами начнет существовать с 1 января 2015 г. О желании присоединиться к ЕАЭС до конца года заявили Армения и Киргизия. ЕАЭС по идее - последняя, высшая стадия интеграционного процесса на постсоветском пространстве, начатого Россией, Казахстаном и Белоруссией в 2009 г. Сначала заработал Таможенный союз, потом - Единое экономическое пространство, теперь будет ЕАЭС. Однако в нынешнем виде ЕАЭС представляет собой гораздо менее радикальный интеграционный проект, чем задумывалось ранее. Пока не идет речи о единой денежной, финансовой, социальной политике, влиятельном наднациональном органе управления. А ряд важнейших соглашений, которые предусмотрены договором, нуждаются в долгих согласованиях и, скорее всего, будут реализовываться в инерционном режиме. Договор предусматривает обеспечение «четырех свобод»: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны договариваются согласовывать или унифицировать регулирование в 19 сферах экономики. Но главный рынок — газа и нефти — планируется либерализовать лишь к 2025 г., и не факт, что успеют. Пока что противоречия в отношениях связаны именно с этим рынком. Россия фактически субсидирует белорусскую экономику, поставляя нефть и газ беспошлинно (та же схема, но на меньшую сумму с Арменией) и получая компенсацию (разница в пользу Белоруссии составила, по подсчетам Александра Кнобеля из Института Гайдара, $5,7 млрд в 2012 г.). Казахстан в рамках ЕАЭС не без оснований рассчитывает на свои конкурентные преимущества в условиях привлечения инвестиций, открытия бизнеса, финансовой политике. Эксперты отмечают также риски частичного перетока капитала в Казахстан, где мягче налоговое администрирование. Нурсултан Назарбаев оценил эффект от расширения интеграции в $900 млрд до 2030 года. Эксперты, однако, отмечают, что реального эффекта от интеграции можно ожидать лишь при фактическом открытии рынков и выравнивании регулирования. По словам Владимира Путина, ЕАЭС уже в ближайшем будущем может сформировать льготные режимы торговли с Вьетнамом, Израилем и Индией. В Венесуэле уже поспешили заявить о намерении развивать связи между ЕАЭС и региональным торговым объединением стран Латинской Америки МЕРКОСУР. В целом же ЕАЭС выглядит не столько постсоветским ответом ЕС, сколько системой защиты от экономического изоляционизма и экономических войн. Создание Евразийского экономического союза закреплено на политическом уровне, но экономическое содержание блока будет формироваться еще долгие годы. Тенденция к созданию региональных экономических союзов объективна и усилилась после кризиса 2008-2009 гг., однако в нашем случае есть явный политический мотив. Москве на фоне охлаждения отношений с Западом надо продемонстрировать, что она не в изоляции, а наоборот — лидер и центр притяжения на обширном постсоветском прзаливает.jpgостранстве. На это и продемонстрировала. Потенциальных экономических выгод пока больше видно для Белоруссии и Казахстана. Россия же явно выглядит так, что она за это за все заплатила, и теперь не знает, что с этим делать. Хотя не исключено что это всего лишь pr-проект. Как единое государство России и Белоруссии.

Несмотря на внешнеполитические успехи России, внутриэкономическая ситуация, скорее плохая, чем хорошая. Реальные доходы населения за I квартал 2014 г. согласно данным Росстата снизились на 2,5% по сравнению январем - мартом 2013 г. Курс рубляза I квартал упал к доллару на 6,2%. По данным ЦБ, на начало мая портфель кредитов физлицам превышает 10,4 трлн руб., уровень проблемных кредитов — с неплатежами свыше 90 дней — достиг 5%. При этом, по словам зампреда ЦБ Василия Поздышева, российские граждане в среднем тратят 21% своих доходов на «всевозможные выплаты по кредитам». По признанию участников рынка стали ухудшаться возвраты денег от ранее надежных плательщиков и это есть очень неприятный момент, который по оценкам специалистов будет только прогрессировать. Специалисты Сбербанка (Обзор «Сбербанк инфляция.jpgCIB») отмечают, что с начала года инфляция составила 4,1% — более чем на 1 процентный пункт выше, чем годом ранее. В годовом выражении инфляция достигла 7,5% при годовом прогнозе Минэкономразвития в 5,5-6,5%. Прогноз - 7,2% по итогам года. Цены росли во всех сегментах, а не только на импортную продукцию, подчеркивают аналитики «Сбербанк CIB»: высокую инфляцию нельзя объяснить только слабым рублем. На это повлияла еще и политика Центробанка по рефинансированию предприятий под инвестиционные проекты – Путин и Правительство пытаются запустить механизм привлечения внутренних инвестиций в условиях, когда внешние инвестиции практически недоступны. Еще одна неприятная новость пришла с потребительского рынка. В январе-марте 2014 г. поставки планшетов на российский рынок по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизились в натуральном планшеты.jpgвыражении на 8% до 1,66 млн штук. Это следует из отчета IDC. В денежном выражении выручка поставщиков от таких устройств сократилась на 34,1% до $439 млн, добавляет аналитик IDC Наталья Виноградова. Это первое заметное падение сегмента в России, отмечает она. Еще в IV квартале 2013 г. отгрузки планшетов в натуральном и денежном выражении по сравнению с октябрем - декабрем 2012 г. выросли соответственно на 55,5 и 27,6%. Спрос на планшеты падает на фоне общеэкономического спада, ослабления рубля и роста кредитной нагрузки на население, которая в итоге приводит к снижению платежеспособного спроса, рассуждает она. В крупных городах рынок планшетов уже насыщен - большинство желающих обзавестись этими устройствами купили их, экстенсивный рост сейчас уже толком исчерпал себя. Сокращение поставок уже отразилось на продаже планшетов. В апреле 2014 г. ритейлеры продали на 20% меньше планшетов, чем в том же месяце 2013 г., подсчитал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Если бы сотовые операторы не поддерживали рынок дешевыми субсидируемыми устройствами, то продажи таких устройств упали бы на все 40%, уверен он. Жизненный цикл планшетов в России (в среднем 2,5 года) оказался выше того, на который рассчитывали производители, рассказывает Муртазин. Если к IV кварталу курсы валют более или менее стабилизируются, у продавцов и производителей есть шансы отыграть потери, тем не менее, считают специалисты телекоммуникационного рынка. Однако сама по себе тенденция падения продаж планшетов весьма и весьма неприятна. Планшеты сейчас очень дешевы, это не автомобили. Скорее просто потребители стали придерживать свободные деньги и не видят смысла покупать «новые» планшетники, которые отличаются только упаковкой, но не содержанием.

Негативные тенденции в экономике отражаются и на состоянии региональных бюджетов. Растущий дефицит региональных бюджетов и сохранение высокого уровня их расходов неизбежно приведут к ухудшению финансового состояния субъектов РФ и снижению их возможности заимствовать на открытом рынке, предупреждает рейтинговое агентство Moody's. Решением может стать повышение собственных доходов, представленные Минфином временные меры по поддержанию финустойчивости регионов в виде выделения им бюджетных кредитов дадут лишь краткосрочный эффект, полагают эксперты. Сокращение налоговых поступлений и растущие затраты на исполнение майских указов президента скажутся на росте дефицитов региональных бюджетов, ожидают в рейтинговом агентстве Moody's. По его оценке, объем валового регионального продукта (ВРП) у большинства регионов в 2014 году сократится (в целом по экономике РФ темпы падения могут составить 1%), а вот их расходы вырастут (на 9%). В итоге размер дефицита к доходам может увеличиться до 8% (с 3% в 2012 году и 7,5% в 2013-м), а общая долговая нагрузка регионов по итогам года — вырасти на четверть, до 2,2 трлн руб. Ухудшение положения регионов грозит им снижением рейтингов: вслед за понижением суверенного рейтинга РФ со стороны S&P в апреле этого года все три агентства поставили на пересмотр и рейтинги большинства регионов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. Пока в Moody's снизили рейтинг лишь Белгородской области (до Ba2), у которой зафиксирован один из самых высоких уровней долговой нагрузки — выше 80% доходов. Отметим, что, по данным Минфина, всего уровень задолженности выше 50% доходов фиксируется у 37 регионов, в том числе в Татарстане, Краснодарском крае, Костромской, Смоленской областях, лидирует же Чукотский автономный округ (149%).

топор.jpgСреди причин роста дефицита региональных бюджетов — сокращение объема бюджетных трансфертов из центра (с 1,5 трлн руб. в 2013 году до 1,050 трлн руб. в этом) и, что более важно для оценки кредитоспособности регионов, объема поступлений от налога на прибыль. В 2014 году его сборы могут снизиться на 7%, ожидают в Moody's, отмечая, что для большинства регионов это существенный источник доходов (свыше 30% общего объема). Общий дефицит регионов в этом году может составить 860 млрд руб. В прошлом году дефицит составил 642 млрд руб., большая его часть была покрыта за счет краткосрочных банковских кредитов, денежных резервов и средств от приватизации. В агентстве Fitch ранее оценивали, что в среднем регионы должны погасить половину своего долга в течение двух лет, что в корне отличается от мировой практики длинных заимствований. Отчасти компенсировать ограничение доступа к новым займам готов Минфин. Глава ведомства Антон Силуанов на прошлой неделе представил план выделения регионам бюджетных кредитов на 100 млрд руб. по ставке менее 1%, а также рефинансирования части кредитов, ранее выданных госбанками по льготным ставкам. По мнению Fitch, эти меры могут лишь ограничить рост долговой нагрузки, но не переломить тенденцию к повышению дефицитности бюджетов. Последнее, по мнению агентства, достижимо лишь при снятии структурных дисбалансов, накопленных в 2012-2013 годах, когда регионы резко нарастили социальные расходы. Как говорится, Путин велел, и регионы все сделали, чтобы выполнить веления старшего товарища. А то, что оказались в долгах, как в шелках, так это ничего. Как-нибудь само рассосется. Также как с потребительскими кредитами.

В конце прошлой недели Президент дал разрешение на отставку (а соответственно на выборы в сентябре 2014 г.) двум главам регионов - Башкирии и Нижегородской области. Оба губернатора объяснили свою просьбу желанием заручиться "поддержкой людей" для исполнения собственных планов и "реформ, которые наметил" президент. "Единая Россия" готова поддержать обоих в качестве кандидатов. Оппозиция в регионах не надеется на конкурентную борьбу. Выбор президента очевиден – он дает разрешение на отставку только тем, в ком уверен, кто без труда переизбирется. В позициях Рустема Хамитова мало кто сомневается, несмотря на разногласия с бывшим главой Башкирии М.Рахимовым. Владимир Путин отметил, что господин Хамитов мог бы победить на выборах "и в этом году, и в следующем", но против досрочных выборов не возражал. В принципе мало кто сомневается и в победе В.Шанцева в Нижегородской области. Несмотря на серьезный возраст (66 лет) и определенные репутационные потери (есть коррупционные претензии прокуратуры к вице-губернатору по строительству Антону Аверину (прокуратура утверждает, что бывшая теща чиновника через кипрский офшор контролировала получавшую миллиардные госзаказы компанию "Строймост"), В.Шанцев однако члена своей команды рьяно защищает), мало кто сомневается в переизбрании старого губернатора. Слишком серьезен административный ресурс шанцевской команды, да и поддержка местного бизнеса в целом ему будет обеспечена. Конкуренты слишком слабы и раздроблены. После досрочных отставок господ Шанцева и Хамитова губернаторские выборы 14 сентября пройдут в 28 регионах. В 17 из них они будут досрочными, в 13 полномочия глав истекали в 2015 году. По оценкам экспертов вопрос о досрочных выборах может быть также поставлен главами Санкт-Петербурга, Приморского края и Самарской области. При этом даст ли Путин добро на переизбрание всем трем потенциальным кандидатам на переизбрание, не известно. Особенно сложный вопрос сейчас стоит как раз с петербургским губернатором Г.Полтавченко – вроде как мало кто сомневается в его избираемости, однако есть большие сомнения в эффективности его управления вторым по величине городом России.

Ну и напоследок приведем первый опыт реализации реформы местного самоуправления в крупном регионе (правда, некоторые историки и специалисты называют это контрреформой очень похожей на контрреформы Александра III). Через три дня после подписания президентом закона о местном самоуправлении в Подмосковье ввели новые правила формирования органов муниципальной власти. Прямые выборы мэра, который обладает реальными функциями, оставили только в одном городе — Реутове. Судя по опубликованному на сайте Мособлдумы документу, прямые выборы мэров отменяются в 22 городах. В этих городах глав будут избирать из своего состава местные депутаты. Еще в 11 городах прямые выборы мэров хоть и сохраняются, но саму должность городского главы выводят из системы исполнительной власти, лишая тем самым лиц, избранных населением, собственно управленческих функций. Там мэры будут обладать исключительно номинальными полномочиями. Реальная же власть окажется либо в руках глав районов, в состав которых входят эти города, либо руководителей администраций (сити-менеджеров), которых будет назначать губернатор Подмосковья. По мнению экспертов, выборов лишили самые богатые и крупнонаселенные районы и города. Самый ценный актив в Подмосковье контроль.jpg— это земля. Закон упраздняет прямые выборы глав даже на уровне сельских поселений в таких районах, как Истринский (здесь нашли «дачи единороссов»), Одинцовский, Пушкинский, Солнечногорский, Ступинский, Щелковский. А в бедных и отдаленных от столицы районах наоборот прямые выборы разрешены. В итоге в тех городах и районах, где развиты экономика и гражданское общество и где востребованы демократические институты — их упраздняют. И наоборот, где население находится в зависимом от власти положении — там сохраняют право избирать и быть избранным. В итоге выборы ликвидированы либо сведены на нет в крупнейших городах Подмосковья и по численности населения, и по экономическому потенциалу. К чему это может привести? Последствия неочевидны, однако в Подмосковье всегда были сильны муниципальные элиты. В итоге, их, похоже, лишают определенной степени свободы в угоду перераспределения реальных полномочий в пользу Губернатора А.Воробьева. Областному правительству кажется, что так проще выстроить вертикаль власти в регионе и навязать свою модель МСУ. После того как муниципалитеты придут фактически назначенные губернатором сити-менеджеры, финансовые потоки в муниципальных образованиях по факту перейдут под контроль областных властей. Действия Воробьева можно считать попыткой создать более сильное централизованное управление и по сути тотальный контроль муниципальных образований. Однако Московская область слишком сложна и многопланова, чтобы вот так просто все решилось на уровне реализации желания пускай даже такого сильного политика как А.Воробьев. Тотальный контроль все равно установить не удастся, а вот вопросы с эффективностью управления территории получить можно достаточно быстро. Все будет так как в путинской России – ключевые вопросы будут решаться только у губернатора, а текущие проблемы, требующие оперативного ежедневного внимания, могут рассматриваться годами… Убежден, что к такой же схеме управления в итоге придут очень многие российские губернаторы. Но надеюсь, не все и не навсегда.


Евгений Голубев

Опрос
В регионы Центральной России, в т. ч. в Ярославскую область, стали ввозить мусор из Москвы и Московской области. Считаете ли Вы такое решение региональных администраций правильным?