Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

06.04.2023
Ярославль
4397
Герои каптруда, бывает, умирают. Но никогда и ни за что не унывают.

О том, как ярославские бизнесмены просят огня. Но чаще получают только «прикурить»

 

Герои каптруда, бывает, умирают. Но никогда и ни за что не унывают.

          На днях региональный департамент экономики опубликовал занятную новость: по итогам января индекс промышленного производства (ИПП) Ярославской области составил 131,2% к аналогичному месяцу прошлого года. И по данному показателю мы вышли на первое место в Центральном федеральном округе и второе место в Российской Федерации. Радость, правда, оказалась недолгой. Потому что буквально через несколько дней уже департамент инвестиций сообщил, что за два месяца ИПП составил только 105,6%. Так что в ЦФО мы теперь на 6 месте, а по России и вовсе скатились до 24-го. По итогам же прошедшего 2022 года производство региона и вовсе показало отрицательную динамику – индекс составил 97,2% (9 место по ЦФО и 57 – по стране в целом). Так что всё относительно. Однако даже при таких цифрах положение дел в нашей промышленности выглядит просто великолепно по сравнению с малым бизнесом. Последние годы предприниматели живут в состоянии постоянного бега с препятствиями – то финансовые кризисы, то коронавирусные ограничения, то международные санкции. Впору сдавать на разряд, вот только темп выдерживают далеко не все. Конечно, власти говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако на фоне врачей, учителей, многодетных семей, социально-ориентированных НКО и сотрудников правоохранительных органов предприниматели выглядят «бедными родственниками». Хотя в отличие от многих других не только ничего не просят от государства, но и самостоятельно обеспечивают работой себя и тысячи сотрудников. Да ещё хорошо пополняют казну. Только за 2022 год такие поступления в консолидированный бюджет Ярославской области составили без малого 6,7 миллиарда рублей! При этом, мерами господдержки воспользовались всего около 5% субъектов МСП. И если ситуация не изменится, малый бизнес в регионах впору будет награждать медалями «За стойкость». Лишь бы не посмертно.

 Январь-декабрь 2022_page-0003.jpg

Январь-декабрь 2022_page-0004.jpg

















Большие проблемы малого бизнеса

          Для начала – немного «официальных» цифр, отражающих реальную картину в деловой среде. По информации «Ярославльстата», в 2022 году в области было зарегистрировано 2170 организаций против 2244 годом ранее. Официально ликвидировано 2919 организаций. Если говорить непосредственно о малом и среднем бизнесе, то, согласно данным Единого реестра субъектов МСП, по состоянию на 10 января 2023 года в регионе были зарегистрированы 155 средних, 1699 малых и 21171 микропредприятие, а также 26 623 индивидуальных предпринимателя. В общей сложности - 49 648 субъектов. Годом ранее эта цифра была чуть меньше – 49 419. Разница обусловлена тем, что за отчётный период число ИП увеличилось на 515 человек. При этом, количество предприятий всех типов, напротив, снизилось на 286 единиц. Кроме того, в регионе уже третий год не восстанавливается доковидный уровень предпринимательской активности. В январе 2020-го у нас был зарегистрирован 50 451 субъект МСП (то есть на 800 единиц больше), а в январе 2019 – и вовсе 54 527. Разумеется, за 2022 год упали и обороты бизнеса. Скажем, в сфере общественного питания – на 7,2%, в розничной торговле – на 7,5% (по сравнению с 2021 годом).

2.jpg        В докладе регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Альфира Бакирова за 2022 год, который был представлен в Ярославской областной Думе в 20-х числах марта, прямо указывается, что «у предприятий с каждым годом остается все меньше ресурсов для собственного развития, модернизации производства, совершенствования и внедрения передовых технологий в производственную и управленческую деятельность». Среди основных факторов, негативно влияющих на малый и средний бизнес, отмечаются:

·        неравные условия и недобросовестная конкуренция со стороны крупных игроков по отношению к малому бизнесу;

·        дефицит оборотных средств, сокращение возможностей инвестиций в модернизацию и расширение производства;

·        увеличение налоговой нагрузки, рост неналоговых платежей, непрогнозируемых бизнесом при формировании годовых планов;

·        продолжающееся снижение покупательной способности населения и хозяйствующих субъектов;

·        повышение оптовых и розничных цен на все виды ресурсов, включая ГСМ, электроэнергию и др.;

·        рост тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;

·        значительные судебные издержки предпринимателей в хозяйственных и иных спорах с органами власти и партнерами;

·        высокие административные барьеры при продлении аренды земельных участков и помещений, выкупе помещений;

·        невозможность использования патентной системы налогообложения при торговле отдельными категориями товаров.

        Не стоит забывать и о том, что в конце февраля прошлого года из-за двукратного увеличения ключевой ставки (с 9,5% до 20%) банки начали резко повышать собственные ставки по ранее выданным предпринимателям кредитам (в большинстве случаев, с 12-13% до 25%). В этой ситуации бизнес вынужденно понёс дополнительные непредвиденные расходы. При этом, льготные программы перекредитования и банковские программы реструктуризации решали проблему лишь частично, поскольку имели временный характер и ограниченный круг субъектов, на которые они распространялись.

         В докладе уполномоченного отдельно отмечаются существенные сложности субъектов МСП, занятых в сфере сельского хозяйства. Увеличение стоимости материально-технических ресурсов опережает рост цен на производимую продукцию. На торгах по предоставлению земельных участков сельхозназначения, находящихся в государственной собственности, фермеры объективно лишены возможности конкурировать с агрохолдингами. А малые формы хозяйствования (особенно крестьянско-фермерские хозяйства) испытывают трудности с цифровыми процедурами получения господдержки и государственных услуг, не имея штата необходимых специалистов.

         За прошедший год в адрес бизнес-омбудсмена поступило 766 обращений непосредственно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наибольшее количество жалоб (порядка 40%) касалось имущественных и земельных отношений с органами власти, на втором месте оказались вопросы, связанные с государственными и муниципальными закупками, на третьем – проблемы работы ЖКХ и естественных монополий. В итоге в качестве пяти ключевых проблем ярославского бизнеса по итогам 2022 годы были выделены:

·        рост налоговой нагрузки и ее неравномерность для субъектов МСП;

·        задолженность перед бизнесом по государственным и муниципальным контрактам;

·        ограничения при эксплуатации и содержании объектов дорожного сервиса;

·        проведение мероприятий муниципального контроля в обход ограничений, установленных в соответствии с федеральным законодательством;

·        неконтролируемые отключения электроэнергии на объектах предпринимателей-потребителей.

 

Спасение утопающих  

6.jpg

        К сожалению, при наличии всех перечисленных проблем, помощь и поддержка со стороны государственных органов далеко не всегда оказывается своевременной и эффективной. Как ни удивительно, но лучшие результаты здесь показала прокуратура. Во всяком случае, если судить по цифрам. Так, по итогам работы в 2022 году надзорным ведомством на территории Ярославской области выявлено 2115 нарушений законодательства о защите прав предпринимателей. Опротестовано 165 нормативных правовых актов, в суд направлено 5 заявлений, внесено 376 представлений, по итогам которых дисциплинарные взыскания применены к 211 лицам, к административной ответственности привлечены 23 человека.

         Характерными нарушениями, выявленными прокурорами, продолжают оставаться несоблюдение обязанности по оплате государственных и муниципальных контрактов, включение в договоры с предпринимателями противоречащих закону условий, ненадлежащее исполнение муниципальными образованиями бюджета по поддержке субъектов МСП, а также излишнее давление на бизнес при проведении проверок. Благодаря вмешательству прокуратуры, в прошлом году перед бизнесом погашена задолженность по исполненным контрактам в размере 180 миллионов рублей.

         Кроме того, проведённая работа позволила снизить административную нагрузку на бизнес. В отчетном периоде прокуратурой области отклонено 1246 (почти 69%) предложенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По 247 (без малого 75%) заявлениям о согласовании внеплановых проверок органам контроля (надзора) отказано в их проведении.

         А вот со стороны органов исполнительной власти региона работа выглядит явно недостаточной. Конечно, в самом Правительстве области по всем официальным каналам заявляют об обратном. А перечень мер поддержки, если не вдаваться в подробности, выглядит весьма внушительным: докапитализация Фондов поддержки бизнеса, льготные кредиты и займы, грантовая и имущественная поддержка, налоговые преференции, специальные ставки на лизинг и оборудование. Однако более вдумчивый анализ и конкретные цифры рисуют не столь радужную картину.

         Во-первых, стоит оценить совокупные затраты на поддержку бизнеса. В 2022 году (по всем категориям, включая промышленные и сельхозпредприятия) она составила 1,3 миллиарда рублей. Что составляет менее 1% расходов бюджета региона. Много это или мало, судите сами. Однако поступление платежей по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет Ярославской области в прошлый год только со стороны МСП составил 6 миллиардов 674 миллиона рублей.

12.jpeg         Во-вторых, количество получателей поддержки в 2022 году (опять же, всех) составило 2820. По плану было и вовсе 2600. И если вспомнить количество субъектов малого и среднего бизнеса, то данная цифра составляет примерно 5% от их общего количества. Вместе с тем, в 2019 году помощь получил 2841 субъект. Выходит, что в относительно стабильный период ещё до ковидных ограничений, международных санкций и всего прочего поддержкой было охвачено даже больше предпринимателей, чем сейчас, когда им особенно необходимо плечо государства.

         В-третьих, действительно востребованные бизнесом меры часто остаются вне поля зрения органов власти. Прежде всего, это касается налогов. Преференции весьма избирательны и распространяются далеко не на все виды деятельности. В качестве положительного примера здесь можно привести снижение ставок по упрощённой системе налогообложения (УСН) в нашей области на 2022 год. При базовых ставках 15% (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов) и 6% (если объектом налогообложения являются доходы) цифры были снижены до 7% и 2,5% соответственно.

         Однако и здесь есть нюансы. Во-первых, льгота распространялась лишь на определённые виды деятельности, и очень многие предприниматели оказались за рамками списка. Во-вторых, ставки в той или иной степени снизили большинство регионов страны. И во многих они оказались ниже, чем у нас. Притом, среди них были и достаточно депрессивные. В качестве примеров (по данным сервиса «Консультант плюс») можно привести республики Дагестан, Мордовию и Тыву, Белгородскую, Воронежскую, Ивановскую, Ленинградскую, Омскую, Пензенскую и Самарскую области, Ставропольский край, Ненецкий автономный округ и другие. В-третьих, на нынешний 2023 год такие ставки в Ярославском регионе уже не действовали.

         Крайне остро стоит вопрос, связанный с ростом имущественных налогов. Первопричиной проблемы, как известно, стало утверждение новых результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. При кратном увеличении кадастровой стоимости имущества соразмерно выросли и имущественные налоги для бизнеса. Притом, данный рост оценивается в десять и даже в сто раз (в Тутаевском районе есть пример, когда вместо 2,5 тысяч налоговая выставила счёт на 200 тысяч рублей).

         У муниципальных властей есть возможность изменить ситуацию и хотя бы стабилизировать налоговую нагрузку. Понятно, что они заинтересованы в дополнительных поступлениях (налог на имущество физлиц является местным). Однако если предприниматели начнут массово сворачивать деятельность, бюджеты не получат вообще ничего. Так что здесь нужен поиск «золотой середины». Однако во многих муниципальных образованиях для предпринимателей-физлиц по-прежнему применяется предельная ставка, установленная Налоговым Кодексом (2%). Единственными, кто согласился понизить её до 1%, стали власти Константиновского поселения Тутаевского района и Кузнечихинского поселения Ярославского района.

4.jpg         Пока не учтены и другие важные для бизнеса предложения. К примеру, по установлению моратория на повышение арендной платы за имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Или по обеспечению исполнение сроков оплаты контрактов по итогам закупок для субъектов МСП и социально ориентированных НКО в течение 10 рабочих дней. Не создана необходимая инфраструктура для обеспечения предпринимателей местами для временного накопления твердых коммунальных отходов. Остаются проблемы во взаимоотношениях с коммунальными организациями.

         Всё это вкупе с перечисленными выше проблемами создаёт для предпринимателей крайне тяжёлые условия работы, особенно в ряде конкретных сфер. Конечно, малый и средний бизнес не исчезнет как класс – он переживал и не такие времена. Однако в сегодняшних непростых условиях его потенциал мог бы использоваться куда эффективнее и с гораздо большей пользой для всех. Хотелось бы, чтобы представители власти понимали это не только на словах, но и на деле. И хотя бы часть названных проблем была решена.

 

  

         ГЕОРГИЙ ГРОМОВ



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?