Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.12.2020
Ярославль
1791
УРОК ДЛЯ БУДУЩЕГО ИЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

О хорошо забытых старых идеях преображения Ярославля

УРОК ДЛЯ БУДУЩЕГО ИЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

На днях на сайте ярославской мэрии было опубликовано интервью главного архитектора города Артёма Цымбалова, посвящённое актуальным вопросам развития «Столицы «Золотого кольца». Вообще, обсуждение различных аспектов градостроительной политики с переменным успехом продолжается уже ни один год. Одни идеи представляются удачными, другие – сомнительными, третьи – откровенно утопичными. Однако подавляющее большинство предложений так и остаются лишь словами, а на практике реализуется лишь малая их часть. Хотя споры от этого тише не становятся. Между тем, общеизвестно, что всё новое – это хорошо забытое старое. И ответы на многие современные вопросы (в том числе и в сфере градостроительства) можно найти у мастеров прошлого. Одним из таких признанных гениев был Пётр Паньков – ярославский губернский архитектор первой трети 19 столетия, со дня рождения которого в нынешнем году исполнилось ровно 250 лет. Однако это событие осталось незаметным даже для профессиональной общественности. Видимо, помешал коронавирус. Хотя идеи Петра Яковлевича о комплексном освоении территории и планировке пространства (выражаясь языком современных урбанистов) надолго определили своё время. А его наследие живёт и поныне, оставаясь признанной жемчужиной не только ярославской, но и общероссийской архитектуры. Возможно, нынешним ответственным лицам из городской администрации не помешает перенять опыт мастера? Глядишь, многое сразу бы встало на свои места.

 

Теория vs практика

          Начнём всё-таки с планов мэрии. Здесь сразу стоит сделать существенную оговорку. Дело в том, что руководители «Столицы «Золотого кольца» не вполне самостоятельны в своих решениях. Они во-многом зависимы от федеральных и региональных властей, а также от финансового состояния собственного городского хозяйства. Такая практика сложилась уже далеко не первый год, и накладывает заметный отпечаток на реализацию программ и стратегий развития Ярославля. Так что вышеупомянутые планы носят скорее теоретический, умозрительный характер. А возможность их практической реализации наталкивается на целый ряд вопросов.

          Цымбалов.jpgТем не менее, мы всё-таки отметим основные посылы градостроительной политики (по мотивам указанного выше интервью). Хотя бы для того, чтобы понимать их общий вектор. Если говорить максимально коротко, то они сводятся к перераспределению пешеходных и транспортных потоков на территории города по оси «Центр – окраины», созданию выделенных полос для движения общественного транспорта и автомобилей специальных служб, введению одностороннего движения на отдельных улицах в центральной части города, переносу движения транзитного транспорта в объезд исторического центра, «переформатированию» отношения к использованию и благоустройству парковых зон и проведению комплексной реконструкции Которосльной набережной.

          Часть пунктов представляется правильными по сути, но труднореализуемыми по факту. К примеру, те же выделенные полосы для общественного транспорта. Впервые они появились в США ещё в 40-х годах. Через 20 лет пришли в Европу. Сегодня активно используются и в России, притом не только в крупных (Москва, Санкт-Петербург, Казань), но и в сравнительно небольших городах (Белгород, Ижевск, Чебоксары). Однако вне зависимости от каждого конкретного случая, успешное использование «выделенок» возможно лишь при соблюдении ряда условий. Как минимум, это чёткое соблюдение расписания и достаточное количество единиц транспорта.

          При этом, сам транспорт должен быть не старым (в идеале – до трёх лет) и хотя бы относительно комфортным. При нынешнем уровне износа ярославского автобусного, троллейбусного и трамвайного парка и общем состоянии дел в ПАТП-1 и ЯрГЭТ выполнение данных условий крайне маловероятно. А это означает, что на остановках будут скапливаться огромные очереди из жителей, решивших по своей доверчивости отказаться от личных авто. Таким образом, мы рискуем получить этакий возврат в 90-е годы (когда муниципальный транспорт уже работал с перебоями, а маршрутки ещё не появились).

          Если городские власти действительно хотят поддержать свои пассажирские предприятия, то для начала неплохо было бы посадить в каждый автобус, троллейбус или трамвай по кондуктору. Сегодня без них работают целые маршруты (и/или сделать турникеты как в московском общественном транспорте). А это – прямой убыток АТП и, в конечном итоге, бюджету. Ибо привычка ездить «зайцем» при отсутствии должного контроля у граждан никуда не делась. Также давно пора пересмотреть отношения с частниками и уйти от значительного количества «дублирующих» маршрутов (они особенно распространены на крупных магистралях типа Московского проспекта или проспекта Октября). Данная работа уже ведётся (в части ухода от нерегулируемого тарифа). И с точки зрения «муниципального протекционизма» выглядит логично. Во всяком случае, в теории. И при условии сохранения возможности для работы частных перевозчиков и использовании различного класса автобусов. Как будет на практике, судить рано.       

          В плане одностороннего движения всё зависит от конкретной дороги. Если это, к примеру, улица Пушкина (о которой говорил Артём Цымбалов) – это одна история, вполне разумная и правильная. Если речь об улице Свободы – это уже другой коленкор. А вот перенос транзитного транспорта из исторического центра – давно назревшая необходимость. 12-тонники на Первомайской улице – это действительно дикость, с которой надо бороться. Вплоть до полного запрета движения большегрузного транспорта. Но для этого, опять-таки, нужно максимально задействовать объездные пути. Прежде всего, юго-западную окружную дорогу (ЮЗОД). По-хорошему, её давно пора передать федералам. Но пока этот процесс идёт очень вяло. Правда, ряд других объездных путей зоны ЮНЕСКО уже в самом городе на будущий год наконец-то отремонтируют. К примеру, тот же проспект Толбухина. Но в этом направлении должна проводиться более активная работа.

которосльная 2.jpegкоторосльная набережная.jpeg

             Правильной представляется и задумка реконструкции Которосльной набережной. У туристов и горожан она не менее популярна, чем Волжская. Однако функционально и отчасти эстетически всё-таки ей уступает. Да к тому же разделена на несколько различных участков. В планах властей - реорганизация транспортного потока для улучшения пешеходной связности территории, замена парковки у воды на общественное пространство, благоустройство тротуара и ряд других начинаний. Если все эти желания совпадут с возможностями, может получиться весьма интересный и достойный проект. Но, опять-таки, пока речь лишь о концепции.

          Что касается подхода к развитию парков, то эта палка о двух концах. Мэрия ставит во главу угла относительно небольшие пространства, окружённые «активной общественной застройкой». С точки зрения «полезной нагрузки» такой взгляд понятен и имеет место быть. Однако отказ от советского наследия в виде крупных зелёных зон тоже представляется сомнительным. Хотя бы потому, что может быть воспринят общественностью как попытку лоббирования интересов вездесущих и кровожадных девелоперов, желающих любой ценой урвать кусок территории под очередной ЖК или ТЦ. Так что в этом вопросе нужно действовать предельно аккуратно.

          А вот вдохнуть новую жизнь в существующие парки, дабы они заиграли новыми красками и могли использоваться для самого разнообразного досуга, было бы правильно

петропаловский парк.jpg

Отчасти этот процесс уже начался (на примере Юбилейного парка или парка Нефтяников). Но его нужно развивать дальше. Благо, объектов приложения сил - великое множество. Тот же парк Победы на Липовой горе, парк Судостроителей или Петропавловский парк на Перекопе, территория Подзеленья на Которосльной набережной, бульвар на проспекте Дзержинского, Павловская роща и так далее. Понятно, что на словах всё выглядит гораздо проще, чем на практике. Однако история нашего города знает примеры людей, которым удавалось вполне органично сочетать «общественно-деловую застройку» с «зонами отдыха», не нарушая при этом сложившейся «исторической среды». Одним из таких мастеров был ярославский губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков. 

 

Гений места

        Гостиный двор (2).jpgПаньков родился в 1770 году и происходил из ростовских мещан. Его отец был столяром, и молодой человек также владел этим искусством. В частности, авторству Петра Яковлевича принадлежали несколько церковных иконостасов в родном городе. Однако как архитектор он состоялся уже в зрелом возрасте. Пожалуй, главным его творением, знакомым каждому ярославцу, является Гостиный двор со знаменитой Ротондой Ротонда 3.jpg(на нынешней Первомайской улице). Глядя на старые фотографии (на которых ещё присутствует примыкающий к Богоявленской площади «Южный» корпус, уничтоженный в 1918 году), поневоле проникаешься его строгой красотой и величием. Не зря памятник причисляется к выдающимся образцам провинциального классицизма. Пятилетняя работа над проектом была завершена в 1818 году. Сам комплекс был построен на месте бывших земляных валов ярославского посада.

          К слову, в другой части срытых фортификационных сооружений – между современными Волжской набережной, Красной (ранее – Семёновской) площадью и площадью Волкова (ранее – Театральной) чуть позже был разбит бульвар, сменивший множество названий и сегодня именуемый Первомайский. первомайский бульвар.jpgВот вам наглядный пример успешного сочетания «рекреационных зон» с зонами «общественно-деловой застройки» образца первой трети 19 столетия. А с учётом того, что новые здания удачно замкнули собой кварталы старых торговых рядов (на нынешних улицах Нахимсона и Депутатской), застройка центральной части города предстала в виде единого и очень органичного архитектурного ансамбля.

1900_Плацпарадная_площадь,_Ярославль.jpg

          Другой его составляющей был так называемый Мытный рынок (к сожалению, не сохранившийся), работу над которым Паньков закончил к 1823 году, когда стал уже губернским архитектором. Название вряд ли будет знакомо молодому поколению ярославцев. А вот люди средних лет ещё помнят комплекс зданий, расположенных на месте нынешнего фонтана за часовней Александра Невского на улице Андропова. До наших дней он дошёл уже в изменённом виде. А во времена Петра Яковлевича представлял собой классически оформленный комплекс торговых зданий. Как пишут авторы «Яркипедии», «три стороны квартала, ранее целиком занятого дворцом наместника, были застроены одноэтажными корпусами лавок. На Ильинскую (ныне – Советскую) площадь выходили два двухэтажных павильона, украшенные колоннами. В результате образовалась новая улица-луч, которая соединяла площадь с Ротондой нового Гостиного двора. Двухэтажные здания Мытного рынка служили своеобразными воротами, соединявшими административный центр города с торговым».

         Губернатосркий дворец (2).jpg Третьей жемчужиной в коллекции Петра Яковлевича, конечно же, стал Губернаторский дворец на Волжской набережной. До 1917 года в резиденции жили и работали в общей сложности 17 губернских начальников. Её посетили все российские императоры, начиная от Александра Первого и заканчивая Николаем Вторым. Ныне здание занимает Ярославский художественный музей, отметивший в прошлом году свой вековой юбилей. Гармоничным продолжением интерьеров является парк, заложенный одновременно со строительством дворца (ещё один пример успешного сочетания различных «функциональных зон»). Несмотря на перестройку 60-х годов 19 столетия, Губернаторский дом по сей день остаётся выдающимся объектом культурного наследия. Кстати, авторству Панькова (переработанные типовые проекты) приписывают и строительство двух мостов, расположенных по соседству – через Семёновский и Волжский спуски. Это уже эстетика транспортных сооружений. Казалось бы, утилитарная вещь. А тут – шедевр!

          Дом призрения ближнего (1).jpgПомимо строительства новых зданий, Паньков выполнял умелую реконструкцию существующих памятников архитектуры. Одним из первых подобных опытов стала перестройка и внутренняя отделка Дома призрения ближнего (ныне – здание приёмной комиссии ЯрГУ имени П.Г. Демидова). Притом, Пётр Яковлевич выполнил её в 1817 году, ещё до присвоения ему официального звания архитектора. За что получил награду в 300 рублей. В середине 1820-х годов, дабы оформить в едином стиле три центральные городские площади – Соборную, Плацпарадную (Челюскинцев) и Ильинскую (Советскую), Здание ЯГМА.jpgДемидовский лицей.jpgПаньков объединил общим портиком с колоннами фасады зданий магистрата и почты (ныне – главное здание Ярославской медакадемии, колонны не сохранились), оформил портиками здание Демидовского высших наук училища на Стрелке (разобрано в конце 1920-х годов) и заменил портик северного корпуса Присутственных мест. Посмотрите на старые снимки начала 20 столетия, когда наследие гения ещё сохранялось во всей своей красе. Насколько органично смотрелась в то время эта часть города!

          Наконец, с именем губернского архитектора связывают надстройку третьих ярусов на колокольнях Толгского и Спасского монастырей (знаменитая «башенка» на звоннице в музее-заповеднике, знакомая каждому горожанину). Кроме того, по проекту Панькова рядом со Спасо-Преображенским собором была построена Храм Ярославских Чудотворцев.jpg«классическая» церковь Ярославских Чудотворцев. И снова удивительно гармоничное сочетание, казалось бы, абсолютно разных стилей. Согласитесь, ныне без характерного храмового купола уже трудно представить облик ярославского «кремля». И всё это – далеко не полный перечень работ даже в Ярославле. Не говоря уже о том, что Пётр Яковлевич приложил руку к строительству торговых рядов, пожарных частей и казённых учреждений едва ли не во всех уездных городах губернии, а также культовых сооружений в старинных ярославских сёлах.

          К счастью, несмотря на все перипетии двух прошедших веков, многое из наследия гения места сохранилось и поныне. И служит отличным образцом того, как можно организовать пространство. Притом, имея весьма ограниченные технические средства. Но зато компенсируя их безграничным талантом, работоспособностью и желанием сделать окружающую среду лучше. Конечно, скептики могут возразить: мол, губернский Ярославль 19-го столетия очень далёк от областного центра столетия 21-го. Это так. Однако знаменитая триада древнеримского архитектора и инженера Витрувия – Прочность, Польза, Красота – живёт уже два тысячелетия. И неизменно находит своё подтверждение. Мастера прошлых лет всегда помнили об этом. Чего хочется пожелать и современным архитекторам, дизайнерам, проектировщикам и урбанистам. Глядишь, тогда и их наследие будет жить веками, и радовать потомков много лет спустя. Недаром же говорят: опыт прошлого – это урок для будущего!

 

          ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?