На днях на сайте ярославской мэрии было опубликовано интервью главного архитектора города Артёма Цымбалова, посвящённое актуальным вопросам развития «Столицы «Золотого кольца». Вообще, обсуждение различных аспектов градостроительной политики с переменным успехом продолжается уже ни один год. Одни идеи представляются удачными, другие – сомнительными, третьи – откровенно утопичными. Однако подавляющее большинство предложений так и остаются лишь словами, а на практике реализуется лишь малая их часть. Хотя споры от этого тише не становятся. Между тем, общеизвестно, что всё новое – это хорошо забытое старое. И ответы на многие современные вопросы (в том числе и в сфере градостроительства) можно найти у мастеров прошлого. Одним из таких признанных гениев был Пётр Паньков – ярославский губернский архитектор первой трети 19 столетия, со дня рождения которого в нынешнем году исполнилось ровно 250 лет. Однако это событие осталось незаметным даже для профессиональной общественности. Видимо, помешал коронавирус. Хотя идеи Петра Яковлевича о комплексном освоении территории и планировке пространства (выражаясь языком современных урбанистов) надолго определили своё время. А его наследие живёт и поныне, оставаясь признанной жемчужиной не только ярославской, но и общероссийской архитектуры. Возможно, нынешним ответственным лицам из городской администрации не помешает перенять опыт мастера? Глядишь, многое сразу бы встало на свои места.
Начнём всё-таки с планов мэрии. Здесь сразу стоит сделать существенную оговорку. Дело в том, что руководители «Столицы «Золотого кольца» не вполне самостоятельны в своих решениях. Они во-многом зависимы от федеральных и региональных властей, а также от финансового состояния собственного городского хозяйства. Такая практика сложилась уже далеко не первый год, и накладывает заметный отпечаток на реализацию программ и стратегий развития Ярославля. Так что вышеупомянутые планы носят скорее теоретический, умозрительный характер. А возможность их практической реализации наталкивается на целый ряд вопросов.
Тем не менее, мы всё-таки отметим основные посылы градостроительной политики (по мотивам указанного выше интервью). Хотя бы для того, чтобы понимать их общий вектор. Если говорить максимально коротко, то они сводятся к перераспределению пешеходных и транспортных потоков на территории города по оси «Центр – окраины», созданию выделенных полос для движения общественного транспорта и автомобилей специальных служб, введению одностороннего движения на отдельных улицах в центральной части города, переносу движения транзитного транспорта в объезд исторического центра, «переформатированию» отношения к использованию и благоустройству парковых зон и проведению комплексной реконструкции Которосльной набережной.
Часть пунктов представляется правильными по сути, но труднореализуемыми по факту. К примеру, те же выделенные полосы для общественного транспорта. Впервые они появились в США ещё в 40-х годах. Через 20 лет пришли в Европу. Сегодня активно используются и в России, притом не только в крупных (Москва, Санкт-Петербург, Казань), но и в сравнительно небольших городах (Белгород, Ижевск, Чебоксары). Однако вне зависимости от каждого конкретного случая, успешное использование «выделенок» возможно лишь при соблюдении ряда условий. Как минимум, это чёткое соблюдение расписания и достаточное количество единиц транспорта.
При этом, сам транспорт должен быть не старым (в идеале – до трёх лет) и хотя бы относительно комфортным. При нынешнем уровне износа ярославского автобусного, троллейбусного и трамвайного парка и общем состоянии дел в ПАТП-1 и ЯрГЭТ выполнение данных условий крайне маловероятно. А это означает, что на остановках будут скапливаться огромные очереди из жителей, решивших по своей доверчивости отказаться от личных авто. Таким образом, мы рискуем получить этакий возврат в 90-е годы (когда муниципальный транспорт уже работал с перебоями, а маршрутки ещё не появились).
Если городские власти действительно хотят поддержать свои пассажирские предприятия, то для начала неплохо было бы посадить в каждый автобус, троллейбус или трамвай по кондуктору. Сегодня без них работают целые маршруты (и/или сделать турникеты как в московском общественном транспорте). А это – прямой убыток АТП и, в конечном итоге, бюджету. Ибо привычка ездить «зайцем» при отсутствии должного контроля у граждан никуда не делась. Также давно пора пересмотреть отношения с частниками и уйти от значительного количества «дублирующих» маршрутов (они особенно распространены на крупных магистралях типа Московского проспекта или проспекта Октября). Данная работа уже ведётся (в части ухода от нерегулируемого тарифа). И с точки зрения «муниципального протекционизма» выглядит логично. Во всяком случае, в теории. И при условии сохранения возможности для работы частных перевозчиков и использовании различного класса автобусов. Как будет на практике, судить рано.
В плане одностороннего движения всё зависит от конкретной дороги. Если это, к примеру, улица Пушкина (о которой говорил Артём Цымбалов) – это одна история, вполне разумная и правильная. Если речь об улице Свободы – это уже другой коленкор. А вот перенос транзитного транспорта из исторического центра – давно назревшая необходимость. 12-тонники на Первомайской улице – это действительно дикость, с которой надо бороться. Вплоть до полного запрета движения большегрузного транспорта. Но для этого, опять-таки, нужно максимально задействовать объездные пути. Прежде всего, юго-западную окружную дорогу (ЮЗОД). По-хорошему, её давно пора передать федералам. Но пока этот процесс идёт очень вяло. Правда, ряд других объездных путей зоны ЮНЕСКО уже в самом городе на будущий год наконец-то отремонтируют. К примеру, тот же проспект Толбухина. Но в этом направлении должна проводиться более активная работа.
Правильной представляется и задумка реконструкции Которосльной набережной. У туристов и горожан она не менее популярна, чем Волжская. Однако функционально и отчасти эстетически всё-таки ей уступает. Да к тому же разделена на несколько различных участков. В планах властей - реорганизация транспортного потока для улучшения пешеходной связности территории, замена парковки у воды на общественное пространство, благоустройство тротуара и ряд других начинаний. Если все эти желания совпадут с возможностями, может получиться весьма интересный и достойный проект. Но, опять-таки, пока речь лишь о концепции.
Что касается подхода к развитию парков, то эта палка о двух концах. Мэрия ставит во главу угла относительно небольшие пространства, окружённые «активной общественной застройкой». С точки зрения «полезной нагрузки» такой взгляд понятен и имеет место быть. Однако отказ от советского наследия в виде крупных зелёных зон тоже представляется сомнительным. Хотя бы потому, что может быть воспринят общественностью как попытку лоббирования интересов вездесущих и кровожадных девелоперов, желающих любой ценой урвать кусок территории под очередной ЖК или ТЦ. Так что в этом вопросе нужно действовать предельно аккуратно.
А вот вдохнуть новую жизнь в существующие парки, дабы они заиграли новыми красками и могли использоваться для самого разнообразного досуга, было бы правильно.
Отчасти этот процесс уже начался (на примере Юбилейного парка или парка Нефтяников). Но его нужно развивать дальше. Благо, объектов приложения сил - великое множество. Тот же парк Победы на Липовой горе, парк Судостроителей или Петропавловский парк на Перекопе, территория Подзеленья на Которосльной набережной, бульвар на проспекте Дзержинского, Павловская роща и так далее. Понятно, что на словах всё выглядит гораздо проще, чем на практике. Однако история нашего города знает примеры людей, которым удавалось вполне органично сочетать «общественно-деловую застройку» с «зонами отдыха», не нарушая при этом сложившейся «исторической среды». Одним из таких мастеров был ярославский губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков.
Паньков родился в 1770 году и происходил из ростовских мещан. Его отец был столяром, и молодой человек также владел этим искусством. В частности, авторству Петра Яковлевича принадлежали несколько церковных иконостасов в родном городе. Однако как архитектор он состоялся уже в зрелом возрасте. Пожалуй, главным его творением, знакомым каждому ярославцу, является Гостиный двор со знаменитой Ротондой (на нынешней Первомайской улице). Глядя на старые фотографии (на которых ещё присутствует примыкающий к Богоявленской площади «Южный» корпус, уничтоженный в 1918 году), поневоле проникаешься его строгой красотой и величием. Не зря памятник причисляется к выдающимся образцам провинциального классицизма. Пятилетняя работа над проектом была завершена в 1818 году. Сам комплекс был построен на месте бывших земляных валов ярославского посада.
К слову, в другой части срытых фортификационных сооружений – между современными Волжской набережной, Красной (ранее – Семёновской) площадью и площадью Волкова (ранее – Театральной) чуть позже был разбит бульвар, сменивший множество названий и сегодня именуемый Первомайский. Вот вам наглядный пример успешного сочетания «рекреационных зон» с зонами «общественно-деловой застройки» образца первой трети 19 столетия. А с учётом того, что новые здания удачно замкнули собой кварталы старых торговых рядов (на нынешних улицах Нахимсона и Депутатской), застройка центральной части города предстала в виде единого и очень органичного архитектурного ансамбля.
Другой его составляющей был так называемый Мытный рынок (к сожалению, не сохранившийся), работу над которым Паньков закончил к 1823 году, когда стал уже губернским архитектором. Название вряд ли будет знакомо молодому поколению ярославцев. А вот люди средних лет ещё помнят комплекс зданий, расположенных на месте нынешнего фонтана за часовней Александра Невского на улице Андропова. До наших дней он дошёл уже в изменённом виде. А во времена Петра Яковлевича представлял собой классически оформленный комплекс торговых зданий. Как пишут авторы «Яркипедии», «три стороны квартала, ранее целиком занятого дворцом наместника, были застроены одноэтажными корпусами лавок. На Ильинскую (ныне – Советскую) площадь выходили два двухэтажных павильона, украшенные колоннами. В результате образовалась новая улица-луч, которая соединяла площадь с Ротондой нового Гостиного двора. Двухэтажные здания Мытного рынка служили своеобразными воротами, соединявшими административный центр города с торговым».
Третьей жемчужиной в коллекции Петра Яковлевича, конечно же, стал Губернаторский дворец на Волжской набережной. До 1917 года в резиденции жили и работали в общей сложности 17 губернских начальников. Её посетили все российские императоры, начиная от Александра Первого и заканчивая Николаем Вторым. Ныне здание занимает Ярославский художественный музей, отметивший в прошлом году свой вековой юбилей. Гармоничным продолжением интерьеров является парк, заложенный одновременно со строительством дворца (ещё один пример успешного сочетания различных «функциональных зон»). Несмотря на перестройку 60-х годов 19 столетия, Губернаторский дом по сей день остаётся выдающимся объектом культурного наследия. Кстати, авторству Панькова (переработанные типовые проекты) приписывают и строительство двух мостов, расположенных по соседству – через Семёновский и Волжский спуски. Это уже эстетика транспортных сооружений. Казалось бы, утилитарная вещь. А тут – шедевр!
Помимо строительства новых зданий, Паньков выполнял умелую реконструкцию существующих памятников архитектуры. Одним из первых подобных опытов стала перестройка и внутренняя отделка Дома призрения ближнего (ныне – здание приёмной комиссии ЯрГУ имени П.Г. Демидова). Притом, Пётр Яковлевич выполнил её в 1817 году, ещё до присвоения ему официального звания архитектора. За что получил награду в 300 рублей. В середине 1820-х годов, дабы оформить в едином стиле три центральные городские площади – Соборную, Плацпарадную (Челюскинцев) и Ильинскую (Советскую), Паньков объединил общим портиком с колоннами фасады зданий магистрата и почты (ныне – главное здание Ярославской медакадемии, колонны не сохранились), оформил портиками здание Демидовского высших наук училища на Стрелке (разобрано в конце 1920-х годов) и заменил портик северного корпуса Присутственных мест. Посмотрите на старые снимки начала 20 столетия, когда наследие гения ещё сохранялось во всей своей красе. Насколько органично смотрелась в то время эта часть города!
Наконец, с именем губернского архитектора связывают надстройку третьих ярусов на колокольнях Толгского и Спасского монастырей (знаменитая «башенка» на звоннице в музее-заповеднике, знакомая каждому горожанину). Кроме того, по проекту Панькова рядом со Спасо-Преображенским собором была построена «классическая» церковь Ярославских Чудотворцев. И снова удивительно гармоничное сочетание, казалось бы, абсолютно разных стилей. Согласитесь, ныне без характерного храмового купола уже трудно представить облик ярославского «кремля». И всё это – далеко не полный перечень работ даже в Ярославле. Не говоря уже о том, что Пётр Яковлевич приложил руку к строительству торговых рядов, пожарных частей и казённых учреждений едва ли не во всех уездных городах губернии, а также культовых сооружений в старинных ярославских сёлах.
К счастью, несмотря на все перипетии двух прошедших веков, многое из наследия гения места сохранилось и поныне. И служит отличным образцом того, как можно организовать пространство. Притом, имея весьма ограниченные технические средства. Но зато компенсируя их безграничным талантом, работоспособностью и желанием сделать окружающую среду лучше. Конечно, скептики могут возразить: мол, губернский Ярославль 19-го столетия очень далёк от областного центра столетия 21-го. Это так. Однако знаменитая триада древнеримского архитектора и инженера Витрувия – Прочность, Польза, Красота – живёт уже два тысячелетия. И неизменно находит своё подтверждение. Мастера прошлых лет всегда помнили об этом. Чего хочется пожелать и современным архитекторам, дизайнерам, проектировщикам и урбанистам. Глядишь, тогда и их наследие будет жить веками, и радовать потомков много лет спустя. Недаром же говорят: опыт прошлого – это урок для будущего!
ВИКТОР ПАРФЁНОВ