Весна вступила в свои права. Но не успели ярославцы отойти от кошмаров зимней уборки, как столкнулись с новой напастью. Снег и лёд, щедро накопленный за зиму, сошёл с дорог и обнажил всю их неприглядную сущность в виде затейливого узора из ям и выбоин. В некоторых из них можно было в прямом смысле слова утонуть вместе с машиной! Нынешний сезон вообще оказался каким-то особенно жёстким. Из строя вышли даже дороги, отремонтированные по национальному проекту всего полгода назад. Трассы, не обласканные федеральным финансированием, и вовсе превратились в решето, то и дело попадая в новостные ленты дорожных активистов и СМИ. А внутриквартальные и дворовые проезды в принципе забыли, что такое нормальный асфальт. Он просто исчез, будто «краснокнижное» животное или растение. Но самое печальное, что рассчитывать на решение проблемы или хотя бы облегчение своей тяжкой участи ярославским автомобилистам, похоже, не приходится. Несмотря на всю суровость прошедшей зимы, денег на пресловутый «ямочный» ремонт выделено даже меньше, чем в прошлом году. А те крохи, которые есть, буквально «растворяются» в вешних водах из-за халатного выполнения работ и нарушения технологии. В таких условиях главным остаётся вопрос: как дожить до лета и не лишиться своего «железного коня»?
Чтобы разобраться в ситуации, сначала стоит погрузиться в финансовые хитросплетения дорожного хозяйства. Для полноты картины мы приведём цифры как по области в целом, так и конкретно по Ярославлю. Начнём с первой. По данным департамента дорожного хозяйства, общая протяжённость региональных магистралей составляет более 6 285 километров. Сеть состоит из 973 дорог, на которых расположены 340 мостов общей протяженностью 15 тысяч погонных метров. И всё это хозяйство круглый год нужно поддерживать в порядке. На самом деле, требований к содержанию и эксплуатационному состоянию дорог – несколько десятков. Все они подробно отражены, например, в Приказе Минтранса РФ от 16 ноября 20212 года № 402 или ГОСТ Р 50597 – 2017. Так что с позволения уважаемых читателей позволим себе их не перечислять (тем более, что соблюдаются они далеко не в полной мере).
В 2021 году на содержание шести с лишним тысяч километров дорог и мостов в областной казне заложено 2 миллиарда 93 миллиона рублей. Само собой, помимо этого есть и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с бюджетом более 5,6 миллиарда рублей, и субсидийные объекты в муниципальных образованиях, и несколько инвестиционных проектов. Но всё это – самостоятельные статьи дорожного фонда. Нас же интересует именно содержание, куда входит и знакомый всем текущий ремонт, в народе любовно именуемый «ямочным». Контракт на эти работы был подписан ещё прошлым летом. По сложившейся традиции, его выиграло АО «Ярдормост», де-факто остающееся государственным предприятием. Впрочем, других желающих особо не наблюдалось. Ниже вы поймёте, почему. Свой крест «Ярдормост» несёт в компании с 4 субподрядными организациями. И если не произойдёт никаких форс-мажоров, продолжит нести его до 30 июня 2022 года (именно на такой срок заключен договор). Помимо собственно содержания магистралей, контракт подразумевает обслуживание светофоров, дорожных метеосистем, постов видеоконтроля, пунктов учета интенсивности движения и автоматических пунктов весогабаритного контроля.
В свою очередь, непосредственно на «ямочный» ремонт предусмотрено всего 207,5 миллионов рублей. Во всяком случае, такова официальная информация департамента дорожного хозяйства. На эти средства должны подлатать 189 тысяч квадратных метров покрытия. Однако здесь есть один любопытный нюанс. Сумма и без того совсем небольшая. Но и её подрядчик, возможно, получит далеко не сразу. По крайней мере, окончательный расчёт за «ямочный» ремонт прошлого сезона (100 миллионов рублей) «Ярдормост» получил только в начале нынешнего года. Притом, что работы были сделаны чуть ли не к маю. То есть предприятие работало фактически «в долг» и 7-8 месяцев было вынуждено «сосать лапу». По всей вероятности, то же самое повторится и на сей раз. После этого становится понятно отсутствие очереди из желающих побороться за тендер на содержание областных магистралей. Какой частник добровольно накинет на себя такое ярмо? Иное дело – государственное предприятие, которое используют по принципу «палочки-выручалочки». Другое дело, как подобная практика отражается на качестве. Но здесь, как говорится, без комментариев.
Теперь вернёмся в город. Там принципиально иная ситуация. Как известно, с прошлого года в Ярославле не проводят торги по содержанию улично-дорожной сети (УДС). Работы выполняются собственными силами в лице МБУ «Горзеленхозстрой» в рамках муниципального задания. Правда, учреждение отвечает только за трассы первой и второй категории. Третья и четвёртая убирается и ремонтируется силами субподрядных организаций и контролируется территориальными администрациями районов. В текущем году город планирует израсходовать на содержание 760 километров собственной дорожной сети 431,3 миллиона рублей. Непосредственно на муниципальное задание (епархия «Горзеленхозстроя») потратят 286,7 миллиона. Это существенно меньше, чем в прошлом году. Даже с учётом 200-миллионной субсидии из региональной казны. Напомним, что областной центр является единственным муниципальным образованием, который её получает.
Что касается «ямочного» ремонта, то он выведен за рамки муниципального задания. И разыгрывается на конкурсной основе. Правда, без слёз на эти аукционы не взглянешь. К примеру, в прошлом году контракт заключали всего на полгода, а его стоимость составляла 28 миллионов рублей. Что можно сделать за такие деньги – остаётся только догадываться. Однако в нынешнем году было «пробито» очередное «дно». Договор с фирмой «Яравтодор» заключили всего на три месяца (до 31 марта) и оценили в 6 (!!!) миллионов рублей. На которые должны были отремонтировать 4 тысячи «квадратов». Мы не хотим никого обидеть, но это даже не «размазать тонким слоем». Понятно, что при таких деньгах говорить о каком-то качестве весьма проблематично. Если не сказать – невозможно.
С количеством тоже не весело. В условиях до предела обрезанного финансирования, «ямочный» ремонт проводится лишь на самых убитых участках дорожной сети (и то далеко не везде), а также во исполнение предписаний госавтоинспекции. С начала года только в адрес «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» поступило пять документов от ГИБДД на устранение ям на дорогах. Соответственно, за прошедшее с 1 января время выборочные работы выполнили лишь на основных проспектах (Московский, Ленинградский, Фрунзе, Октября), нескольких магистральных улицах (Корабельная, Советская, Волжская и Которосльная набережные) и части других объектов. В общем, негусто. От слова совсем. С другой стороны, чего ждать от 6 миллионов.
Впрочем, финансовая причина состояния ярославских дорог – отнюдь не единственная. И, наверное, даже не главная. Хотя объясняя те или иные провалы, ответственные лица из высоких (и даже не очень высоких) кабинетов ссылаются именно на нехватку денег. Но здесь уместно вспомнить шутку про плохого танцора, которому всегда что-то мешает. Рискнём предположить, что в случае со «второй российской бедой» главным образом мешает несоблюдение технологии строительства и ремонта. Во всяком случае, чем ещё объяснить тот факт, что нынешней весной у нас полетели даже дороги, отремонтированные в рамках национального проекта «БКАД» и региональных программ? Где уж точно не приходится жаловаться на недостаток средств. Конечно, прошедшая зима была суровой, с длительными морозами и перепадами температур. Однако несколько магистралей, отремонтированных ещё к 1000-летию Ярославля, пережили не одну такую зиму. И ничего, стоят.
К тому же, на погоду позволительно сослаться при наличии единичных проблем. А в нашем случае они носят уже системный характер. Судите сами. Появились большие ямы на ивановской трассе (почти на границе двух субъектов), отремонтированной менее трёх лет назад. Существенные дефекты покрытия уже не единожды выявлены на дорогах «Гаврилом-Ям – Шопша» и «Рыбинск – Глебово», сделанных в 2019 году. Из провалов 2020 года – дорога «Карабиха – Введенье» и «Толбухино – Уткино – Спас-Виталий» в Ярославском районе. Вдвойне показательно, что первую делали по новой технологии холодной регенерации, а по второй и вовсе проводили капитальный ремонт. Минимальная гарантия на такие работы должна составлять пять лет. Но полотно простояло пять месяцев, после чего на нём был обнаружен глубокий продольный шов. Отметим, что по остальным объектам гарантийные обязательства также не закончились. Само собой, ответственные лица пообещали, что подрядные организации всё исправят (в рамках тех самых обязательств). Но сути проблемы это не меняет. Ибо устранять проблемы после сдачи объекта всегда хуже, чем сделать всё как следует с самого начала. Хотя бы потому, что это устранение не гарантирует появления новых проблем уже в других местах.
В областном центре ситуация ещё хуже. По единодушной оценке ярославских автомобилистов, столь ужасного состояния дорог после зимы в городе не было уже очень давно. «Убиты» даже дороги в зоне ЮНЕСКО: улицы Победы, Советская, Комсомольская, Волжская и Которосльная набережная, местами – улицы Первомайская и Свободы. Точнее говоря, проблемы там были и в прошлом году. Но после холодной зимы и отвратительной уборки превратились во всеобъемлющие и абсолютные. С трассами вне исторического центра и вовсе беда. Промышленное, Тормозное и Тутаевское шоссе (от ТЦ «Рио» до улицы Елены Колесовой), Бабича и Строителей, проспект Толбухина и Юго-западная окружная дорога. Перечислять можно ещё долго. Но самое страшное дело творится на межквартальных и внутридворовых проездах. Ситуация осложняется тем, что подавляющее большинство из них не оформлено в муниципальную собственность. В результате выезд от подъезда собственного дома становится едва ли не большим препятствием, чем весь путь до работы, учёбы или службы.
Проблемы с ремонтом и содержанием дорог подтверждает и неутешительная статистика ГИБДД. Так, в 2020 году в Ярославле было зарегистрировано 282 ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями, в которых погибло 13 и пострадало 339 человек. За это время на территории города было возбуждено 662 дела об административных правонарушениях «за нарушение правил содержания улично-дорожной сети». В целях устранения выявленных недостатков выдано 136 предписаний. А в адрес владельцев автомобильных дорог внесено 214 представлений «об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан». В свою очередь, за два месяца 2021 года в Ярославской области в целом зарегистрировано 136 ДТП, причинами которых стали недостатки в содержании УДС, в результате которых 7 человек погибли и 169 получили ранения. За тот же период в Ярославле зарегистрировали 458 аналогичных дорожно-транспортных происшествий (1 человек погиб, 94 получили ранения).
Кто виноват – ясно, теперь вопрос – что делать? Собственно, ответ на него очевиден. Прежде всего, соблюдать требования технологии ремонта и содержания дорог. Хотя бы базовые. Ведь всё прописано до буквы. Если зимой тот же литой асфальт можно использовать при температуре воздуха до -10 градусов, а температура самого асфальта должна быть не менее 240 градусов – это надо выполнять. Летом температура асфальта в идеале должна быть 160, а то и 180 градусов. Но никак не 80. А при асфальтировке дворов такие грехи были. При выполнении текущего ремонта края ямы необходимо отфрезеровать под прямым углом, а поверхность должна быть сухой и чистой, с достаточным количеством битумной проливки. А теперь скажите, где у нас выполняются все эти условия? Только честно. То-то и оно! В случае с более сложными работами – свои тонкости: выравнивающий слой, эмульсионная пропитка, тщательная прокатка асфальтового покрытия и так далее. Судя по характерным повреждениям, всё это также выполняется далеко не в полном объёме и отнюдь не везде. В общем, вы поняли. Само собой, здесь нужен полноценный контроль. И не только общественный (хотя он тоже важен). В первую очередь, работать должны сами службы заказчика. А с этим тоже не всё гладко.
Финансовый вопрос также требует решения. Поскольку на смешные суммы не получится ни выполнить достаточные работы, ни привлечь нормального подрядчика. С проблемой справляются, как могут. Мы писали о поправке в бюджет, предусматривающей 600 миллионов на ремонт подъездных путей к социальным объектам (читайте – тех же внутриквартальных проездов). Уже согласована методика распределения средств, главным критерием которой станет численность населения муниципальных образований. При таком раскладе больше половины достанется двум крупнейшим городам – Ярославлю (порядка 291 миллиона рублей) и Рыбинску (около 88 миллионов).
Правда, речь идёт только про 2022-23 годы. Так что «физически» никаких денег пока нет. Более того: неизвестно, откуда и взять. Но, очевидно, власти что-нибудь придумают. Ибо помимо решения самой проблемы с дорогами преследуют и вторую цель – успешно выступить на выборах. Которых впереди много: и Государственной Думы, и Губернатора, и Муниципалитета. Так что ударить в грязь лицом (в прямом и переносном смысле) никак нельзя. Ну и само собой, важно понимать – кто и как будет выполнять работы. Если куш достанется конторе с подмоченной репутацией, либо имеющей в активе только ручку и письменный стол – проблемы будут повторяться из года в год. Сюда же относится и необходимость закупки техники для муниципальных дорожных организаций. Да и государственных тоже. Ибо отвечать за содержание 600-тысячного города силами 2 грейдеров и 14 КДМ – это моветон.
Всё это должно быть в идеале. А пока что вынуждены констатировать, что нас ждёт очень непростой дорожный сезон. Конечно, помимо «ямочного» ремонта есть «БКАД». Однако он включает менее полусотни объектов, общая протяжённость которых не дотягивает даже до 300 километров. В то время, как одних только муниципальных дорог в области почти 12 тысяч вёрст. При этом, нормативным требованиям из них соответствует меньше 30%. И больших перспектив увеличить эту цифру не просматривается. Автосервисы потирают руки. Власти ими же разводят.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ