Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.11.2017
Ярославль
1588
КАК ЛЯЖЕТ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»?
О судьбах ярославских трасс в 2018 году
КАК ЛЯЖЕТ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»?
Дорожная тема всегда актуальна для ярославцев. Окончательные планы ремонта на будущий год (вместе с финансированием) утверждаются как раз в эти ноябрьские дни, в тиши кабинетов главных распорядителей бюджетных средств и депутатских приёмных. По цифрам всё красиво: дорожный фонд увеличивается, поступления «сверху» повышаются, количество отремонтированных объектов возрастает. Но золотые горы нам обещали и в этом году. А по срокам и качеству по-прежнему были серьёзные замечания. В Ярославле к загодя установленной дате 1 октября была принята лишь одна улица. А нарекания к подрядчикам были как минимум в трёх районах (притом, во Фрунзенском и Красноперекопском – весьма существенные). Провалом это, конечно, не назовёшь. Но устойчивый неприятный осадок остался. Между тем, работы велись в рамках особой, курируемой едва ли не самим Губернатором Дмитрием Мироновым, федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Федерация выделила на неё 625 миллионов рублей. Почти столько же дала область. Дала, надо сказать, в ущерб муниципальным районам. Ибо дорфонд – не резиновый. И деньги на ремонт улиц областного центра пришлось наскребать по сусекам с других объектов по всему региону. В 2018 году программа «БКД» продолжится. Чтобы угодить ярославцам и в то же время не раздраконить жителей районов, власть предержащим придётся изрядно попотеть. И постараться исправить ошибки, сделанные в этом году. Задача непростая. Очень непростая. А впереди ещё и выборы….

Пути-дороги грядущих времён

5RP6oIrFROM.jpgВ наступающем 2018 году условия для дорожного строительства будут не в пример лучше, чем в году нынешнем. Во всяком случае, условия финансовые. «Бухгалтерия» выглядит следующим образом. Дорожный фонд увеличится почти на миллиард и, если верить проекту областного бюджета, составит 4 303 миллиона рублей. Это обусловлено прогнозируемым ростом поступлений от двух главных источников. Во-первых, от акцизов. Их ставка в течение года изменится даже дважды: с 1 января и с 1 июля. Оба раза – на 50 копеек. Всё вместе это дополнительно даст бюджету Ярославской области около 700 миллионов рублей. Во-вторых, увеличатся доходы от транспортного налога. Если на 2017 год их запланировали на уровне 894,6 миллиона рублей, то на 2018 – уже в размере 1 миллиард 161,2 миллиона. Увеличится и федеральная поддержка. Главным образом – на ту самую программу «Безопасные и качественные дороги» (которую ещё называют программой развития транспортной инфраструктуры Ярославской агломерации). В целом, её обеспечат на 1 миллиард 460 миллионов рублей (для сравнения: в 2017 году эта цифра составляла 1 миллиард 306 миллионов). Непосредственно «сверху» дают 730 миллионов рублей. Ещё 610 миллионов закладывает область. Притом, из этих денег 410 миллионов пойдут на ремонт магистралей регионального значения, а 200 миллионов выделят в качестве субсидии Ярославлю. Оставшиеся 120 миллионов заложат в муниципальном бюджете областного центра. Таким образом, путём нехитрых математических вычислений можно понять, что на ремонт улично-дорожной сети столицы «Золотого кольца» в 2018 году будет предусмотрено 1050 миллионов рублей (в 2017 году было 954 миллиона). Схематично распределение средств на агломерацию отражено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение средств на реализацию программы
«Безопасные и качественные дороги» в 2018 году

Источник финансирования

Сумма

Федеральный бюджет     

730 миллионов рублей

Областной бюджет

610 миллионов рублей, в том числе:

200 миллионов на ремонт УДС Ярославля

410 миллионов на ремонт региональных дорог

Бюджет г. Ярославля 

120 миллионов рублей

ИТОГО:

1 миллиард 460 миллионов рублей



Ремонт улицы Терешковой.JPGЕсли говорить о конкретных объектах агломерации, которые увидят долгожданный ремонт, то их количество также возрастёт. В Ярославле обещают сделать 32 улицы (в 2017 году изначально было 27), в пригороде – 8 дорог (в 2017 году было 5). Если говорить о городских магистралях, то они, как и в нынешнем году, расположены во всех районах: больше всего в Дзержинском (9), меньше всего – во Фрунзенском (2). Многие из запланированных дорог следовало привести в порядок уже давно. Особенно с учётом того, что некоторые являются основными транспортными артериями или просто имеют значительную протяжённость. К примеру, Ленинградский проспект и проспект Авиаторов, улицы Магистральная, Чайковского, Салтыкова-Щедрина, Большая Норская и другие. Полный перечень представлен в таблице 2. Скорее всего, объектов будет больше: несколько улиц, которые находятся «в резерве», должны сделать на деньги за счёт экономии от торгов. Кроме того, уже за скобками программы «БКД», из бюджета будет выделено две субсидии: Ярославлю на реконструкцию многострадального моста через Которосль и Рыбинску на ремонт улицы Волочаевской. Также будут отремонтированы «опорные» трассы «Ярославль-Рыбинск» и «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль», сделан мост в Даниловском районе. Наконец, ещё одну дорогу, в Назаровском поселении Рыбинского района, сделают в рамках специальной программы развития сельских территорий. Она направлена на улучшение транспортной доступности региональных предприятий сферы АПК (дорога ведёт к птицефабрике). Работы со-финансируются из федерального бюджета на 50%.

Таблица 2. Объекты программы «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году

Город Ярославль

Ярославская область

 

ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН

Ленинградский проспект от проспекта Октября до улицы Волгоградской

Лесные поляны - Ярославль

 

Улица Пионерская

Ярославль - Тутаев, левый берег

Улица Блюхера от улицы Елены Колесовой до проспекта Дзержинского

Ярославль - Шопша 

 

Улица 2-я Красноперевальская от Красноперевальского переулка до улицы Куропаткова;

Фоминское - Константиновский

 

Улица Куропаткова

Туношна - Бурмакино

Красноперевальский переулок от Ленинградского проспекта до 2-й Красноперевальской улицы

Выезд из села Толбухино на 292-й километр трассы М8

 

Улица Большая Норская

Выезд из совхоза «Ярославка» на дорогу Ярославль - Тутаев

29-я линия от Тутаевского шоссе до улицы Строителей

Участки дороги Ярославль - Углич

Улица Громова от улицы Елены Колесовой до улицы Панина

 

 

ЗАВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Улица Шоссейная от улицы Маяковского до границ Ярославля

 

Школьный проезд

 

Проспект Авиаторов от улицы Дачной до улицы 3-й Яковлевской;

 

Улица Клубная

 

Улица Спартаковская

 

 

КИРОВСКИЙ РАЙОН

Улица Магистральная

 

Улица Городской вал

 

Мышкинский проезд

 

Улица Салтыкова-Щедрина

 

Улица Богдановича

 

Волжская набережная от улицы Победы до Красного съезда

 

Улица Чайковского

 

 

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН

Улица Харитонова

 

Улица Карла Либкнехта от улицы Добрынина до улицы Радищева

 

Улица Розы Люксембург

 

Улица Чехова

 

Улица Кудрявцева

 

 

ФРУНЗНСКИЙ РАЙОН

Улица Индустриальная

 

Улица Златоустинская

 

 

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

Улица Нефтяников от Московского проспекта до дома 31-б

 

Улица Павлова от Московского проспекта до дома 39, к. 2

 

Улица Рыкачева

 

Комсомольская площадь в районе моста через Которосль

 

ИТОГО:

32

8


Дорогу осилит идущий

  В общем, если посмотреть по цифрам и объектам – планы получаются наполеоновские. Весь вопрос, как всегда, будет заключаться в их реализации. Точнее – в умении (или отсутствии такового) организовать процесс. И на этом тернистом пути видится как минимум три сложности. Во-первых, это подготовка проектно-сметной документации - краеугольный камень всех дорожных работ и объект многочисленных нареканий. По количеству замечаний со стороны заказчиков работ, депутатского корпуса, экспертов и общественников ПСД порой не уступает непосредственному ремонту (а иногда даже даёт ему фору). По сообщениям СМИ мы знаем, что сами дорожники нередко пеняют на документацию, в которой не предусмотрена то ливневая канализация, то нормальный водосток, то полноценная полоса отвода, то другие элементы. Отдельные проекты не учитывают так называемые «деффектные ведомости». А некоторые вообще составляются без должной работы на местности. Как шутят специалисты – на основе сервиса «Google maps». При этом, разработка ПСД – отдельный вид работ. И совершенно отдельная статья расходов. Так что должный контроль со стороны заказчика на этом направлении будет отнюдь не лишним. Ещё один момент – это сроки подготовки проектно-сметной документации. Увы, по традиции их любят затягивать. А ведь после подготовки бумаг они должны пройти экспертизу. Которая, порой, может занимать несколько недель (неформальные рычаги ускорения этой процедуры, конечно, имеются, но и они ограничены известными пределами). В результате проекты оказываются готовы лишь к весне, когда впору завершать конкурсы на сам ремонт. Итог – потерянное время и Его Величество Аврал! Правда, на этот раз заказчики вроде бы учли свои ошибки. Во всяком случае, в Ярославле муниципальный контракт на разработку ПСД для городских улиц на 2018 год был заключен ещё в середине прошлого месяца. До конца декабря работу обещают закончить. Это даёт робкую надежду, что все подготовительные процедуры на сей раз завершат в течение зимы.
Ремонт улицы Некрасова.jpgВо-вторых, это конкурсы на право проведения самих ремонтных работ. Точнее – условия этих конкурсов. Например, каким образом будут разыгрывать лоты. Напомним, что нынешней весной все 27 ярославских дорог пытались уместить в одну заявку. Чем закончилась эта идея, помнят все интересующиеся темой читатели: жалоба активиста ОНФ, разбирательства с ФАС, аннулирование торгов, перенос аукциона на полтора месяца. В итоге лоты разбили на три части, но полноценные работы начались уже в первых числах июня. Так что в будущем году фокусы с укрупнением вряд ли стоит брать на вооружение. К слову, аргументы властей насчёт того, что большую заявку сможет взять только крупный подрядчик с соответствующей квалификацией (который сможет обеспечить надлежащее качество), оказались несостоятельными. Есть примеры, когда большие объёмы работ достались фирмам, не имеющих ни полноценной базы, ни достаточного количества рабочих, ни нужных материалов. На словах выводы сделаны правильные. Больших лотов заказчики вроде бы не планируют. По имеющейся информации, в областном центре намерены сохранить прежнее деление на три части: Заволжский район, Брагино плюс центр и два южных района. Хотя и такую разбивку можно поставить под сомнение. Например, в Дзержинском, Кировском и Ленинском районах в общей сложности будут делать 21 улицу. Это больше половины от всего объёма работ. И переварить такое количество объектов будет очень сложно. Для сравнения, в нынешнем году вологодский подрядчик выполнял на той же территории только 11 ремонтов. Есть вопросы и по Заволжскому району, где будет слишком большой разброс между объектами. К примеру, улица Клубная расположена в южной части (Нижний посёлок), а Спартаковская – в северной («Резинотехника»). И одновременное выполнение работ там будет вряд ли возможно – ведь в таком случае придётся гонять технику через весь район. Одним словом, три лота могут быть «разукрупнены».
В-третьих, это непосредственно подрядные организации. В нынешнем году с ними тоже было не всё в порядке. Вернее – с некоторыми из них. Если к ООО «Дорожное управление» из Вологды (выполняли ремонт в Дзержинском, Кировском и Ленинском районах) претензий почти не было, а к ООО «Угличское ДСУ» (работали в Заволжском районе) имелись отдельные нарекания, то московская компания ООО «Экоград» (выступала подрядчиком во Фрунзенском и Красноперекопском районах) заработала целый список замечаний. Она не только сорвала сроки выполнения программы, но и получила внушительное число предписаний со стороны заказчиков. Именно в её адрес прозвучало больше всего нелестных слов, в том числе от «сильных мира сего».
Бордюрный камень на улице Красноперекопской (Экоград).jpgНапример, от того же вице-спикера областной Думы Виктора Волончунаса («за Суздальское шоссе руки бы поотрывал!») или директора ДГХ мэрии областного центра Михаила Кузнецова («не умеешь – не берись!»). А ведь по иронии судьбы, именно от московских гостей ждали изменения ситуации с качеством дорожных работ, именно с ними связывали надежду на светлое будущее ярославских магистралей. Пока эти надежды совершенно не оправдались.
Помимо «Экограда» претензии имелись и к другим организациям: ООО «Капиталстрой» (фирма отвечала за ремонт улицы Терешковой), ООО «Северный поток» (подрядчик выполнял работы по текущему ремонту улично-дорожной сети в Ярославле и по ремонту 5 областных дорог в рамках программы «БКД»), ООО «Мегаполис» (компания строила одну из переславских улиц). Справедливости ради стоит отметить, что многие подрядные организации пользовались услугами субподрядчиков. В качестве которых, в том числе, выступали фирмы, связанные с именами дорожников Эдуарда Авдаляна и Вагинака Погосяна. Напоминать о качестве их работы, наверное, не стоит – об этом итак знают все ярославские (а теперь уже и не только ярославские) автовладельцы. Но как бы то ни было, рынок дорожных работ в 2017 году в любом случае перетерпел определённые изменения. Пришли новые игроки. Произошло «перераспределение» подрядов. Теперь главное – установить жёсткие правила игры. Определённые рычаги для этого имеются. Несмотря на постоянные жалобы чиновников на 44-й федеральный закон, он позволяет устанавливать для потенциальных искателей бюджетных денег определённые условия, отсекающие откровенных «халтурщиков». К тому же, никто не отменял право заносить особо «злостных нарушителей» в «чёрные списки» недобросовестных исполнителей (благо, такая практика имеется, в том числе в наших пенатах). Определённые шаги уже сделаны: в этом году нескольких подрядчиков не только наказывали штрафами, но и заставляли переделывать целые дороги, не говоря уже об отдельных участках. Хотя впредь лучше было бы вообще не допускать столь серьёзного брака (тогда и новый асфальт «перестилать» не придётся, и сроки сорваны не будут). Впрочем, пока это скорее мечты. Но, как говорится, нет предела совершенству.

Уборка дорог.jpgОтдельная тема – содержание дорог. Из регионального дорожного фонда на эти цели выделяют без малого 2 миллиарда рублей. С областными трассами всё более-менее понятно. За их уборку отвечает государственное предприятие «Ярдормост», с которым заключен полуторогодовой контакт до 30 июня 2018 года. С Ярославлем ситуация сложнее. За содержание городских улиц отвечает костромское ООО «ДЭП №17». Однако на субподряде у него находятся также хорошо известные «СК «Автотранс» (её связывают с именем депутата Сергея Шмелёва) и «Яравтодор» (её соотносят с Вагинаком Погосяном). Кроме того, если в 2017 году на уборку улиц для областного центра была предусмотрена отдельная субсидия из региональной казны (на минуточку, 427 миллионов), то на 2018 году эта «лавочка» будет закрыта. Таким образом, перед мэрией встаёт сразу две задачи: найти достаточное количество денег для содержания улично-дорожной сети и обеспечить его надлежащее качество. Справится ли городская власть с этой задачей, станет понятно уже в январские праздники, когда прекратятся поступления из области.
дороги2.jpgНаконец, последний момент, который, возможно, будет определять картину дорожных работ в будущем году. Со-финансирование ремонта в Ярославле в известном смысле будет происходить «за счёт» уменьшения работ на региональных дорогах (ибо дорожный фонд, повторимся, не резиновый). Естественно, это вызывает определённое недовольство у муниципалов. Которые капают на мозги областным депутатам. У которых, в свою очередь, 9 сентября состоятся выборы. И успех у электората в определённой степени будет зависеть от того, получится ли организовать дорожные работы на конкретных территориях. Поэтому сейчас, в преддверии утверждения бюджета, парламентарии наверняка начнут вносить поправки и предлагать сделать ту или иную трассу в своём округе. Начнётся этакое «перетягивание одеяла». Навряд ли данные телодвижения приведут к каким-то существенным изменениям в 2018 году (обычно все объекты согласованы заранее, да и со-финансирование «БКД» разумеется никто не отменит). Но вот за год 2019 побороться можно (например, выбить деньги на подготовку проектной документации). А заодно и в свой актив записать, на предмет предстоящей избирательной кампании.
Одним словом, работы впереди много. Денег тоже немало. И было бы очень обидно потратить их бездумно. Хочется верить, что власти, наконец, извлекут опыт из «ошибок трудных». А ярославские автолюбители, как и гости столицы «Золотого кольца», наконец смогут увидеть свою давнюю мечту о хороших дорогах наяву.


ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?