Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

31.03.2016
Ярославль
2006
Бюджет как искусство. Бюджет как политтехнология.
Прошел первый квартал, а областной бюджет уже изменен. И не то, чтобы в нем произошли какие-то радикальные изменения. Так, кое-чего добавили, кое-чего убавили. Но главный итог вовсе не в распределении средств. Главный итог такой - денег нет и на всех хватать не будет. Вроде так бывает всегда, в любые времена. Отличие однако заключается в том, что нынешний кризис - долгий, тягучий и конца его не видно. А потому денег не будет долго.
Бюджет как искусство. Бюджет как политтехнология.

На мартовском заседании областной Думы главным героем повестки дня вновь стал региональный бюджет. Вообще, первый весенний месяц – это традиционное время для пересмотра казны. Под занавес первого квартала «отредактированный» основной финансовый документ выносится на суд парламентариев с завидной регулярностью. Схема, казалось бы, отработанная. И к возможным неожиданностям давно пора привыкнуть. Ан, нет. В областном Правительстве напрасно надеялись, что на этот раз изменения будут носить чисто технический характер. Не вышло. Пьяный воздух весны сыграл с депутатами злую шутку. И народные избранники навносили кучу собственных поправок. К крайнему неудовольствию коллег по исполнительной власти. Некоторые из предложений вызвали особо жаркие споры. За которыми, как водится, пошли взаимные упрёки в неисполнении обещаний, плохой работе и прочих нехороших вещах. Вместе с тем, сейчас вряд ли лучшее время для ссор. Экономика области по-прежнему испытывает на себе все «прелести» кризиса. А денег не хватает даже на самое основное.

Что дают?

В начале возьмём на себя смелось назвать несколько скучных цифр. И показать, в чём, собственно, состоит суть изменений в бюджет. Главная новость – федеральный центр перечисляет в регион 1 миллиард 379 миллионов рублей. Безвозмездно. То есть даром. Согласно данным департамента финансов, наиболее серьёзные затраты распределят по нескольким направлениям:

- 393 миллиона рублей пойдёт на возмещение части процентной ставки по инвестиционным проектам, связанным с молочным производством;

- на аналогичные цели, только уже в животноводстве и растениеводстве, потратят ещё по 100 и по 46 миллионов рублей соответственно;

- 320 миллионов рублей выделят по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ на расселение аварийного жилья;

- 193 миллиона рублей направят на ежемесячные выплаты при рождении третьего ребёнка;

- 189 миллионов рублей предусмотрено на лекарственное обеспечение граждан;

- 12 миллионов рублей предназначено на компенсирующие выплаты медицинским работникам.

В связи с этим, в областной казне перекроили как доходную, так и расходную части. В таблице ниже мы отразили эти изменения, сравнив первоначальные показатели бюджета (в том виде, в котором они зафиксированы в законе «Об областном бюджете», принятом в декабре прошлого года) с текущими. А в диаграмме указаны отрасли, на которые пойдут основные вновь утверждённые расходы (в процентах по отношению к общему объёму добавленных расходов).

       Таблица 1. Динамика основных показателей бюджета Ярославской области

Доходы, млн. руб.

Расходы, млн. руб.

Дефицит, млн. руб.

Декабрь 2015 года

53 968

54 712

744 (1,38% от доходов)

Март 2016 года

55 347

56 185

837 (1,51% от доходов)

Разница

+1379

+1473

+94


Диаграмма 1. Распределение расходов по отраслям.

бюджет диаграмма.jpg

Как видно из диаграммы, основная доля расходов (почти половина) приходится на аграрный сектор. Притом, поддержка идёт по разным направлениям внутри самой отрасли и касается производства молока, животноводства, растениеводства и даже поддержки начинающих фермеров. Правда, один из депутатов, параллельно являющийся директором крупного сельскохозяйственного предприятия, ещё при обсуждении поправок на профильном комитете заметил, что основная масса этих денег слабо относится к поддержке АПК. Поскольку предназначена скорее банкам (в основном, речь идёт о компенсации ставок по тем или иным кредитам). А они продолжают кредитовать селян под 26,5% (в случае «длинных» кредитов). Условия по «коротким» (до 1 года, по ним также предусмотрена поддержка) тоже не ах – их выдают под 8,5%. Для сравнения, в Германии эта ставка 1,5%, в Японии – вообще 0,5%. Поспорить с парламентарием в данном вопросе сложно. Однако тут разговор уже о глобальных материях. Точнее – о переформатировании всей финансово-кредитной политики страны. Которое, безусловно, необходимо. Но явно выходит за рамки возможностей регионов. А так – хоть какая-то поддержка. Несколько сотен миллионов на село (пусть даже «опосредованных») - всё же лучше, чем ничего. Не лишними будут и деньги на расселение «аварийки». Область заложила свою долю софинансирования на эти цели (на 2016 год – более 400 миллионов) и крайне заинтересована в участии федеральных органов в этой программе. Ровно, как и в своевременном перечислении денег от них. К тому же, в регионе остаётся немало льготников, нуждающихся в смене жилья. В первую очередь, это ветераны Великой Отечественной войны. Несмотря на обещание расселить их всех в приличные квартиры к 70-летию Победы, к концу прошлого года новоселья продолжали ждать как минимум сотня пожилых людей. И такая ситуация становится просто неприличной.

Понятно, что речь при уточнении бюджета шла почти исключительно о федеральных деньгах. Вместе с тем, региональное законотворчество тоже никто не отменял. В этой связи особенно жаль, что не было сказано ни слова, например, о поддержке промышленности. Соответственно, не было заложено и ни одного дополнительного рубля. Самое обидное, что механизмы для этого в регионе давным-давно известны. И, в принципе, работают (то же возмещение затрат по кредитам или помощь по договорам лизинга). Но работа эта скорее точечная, нежели системная. Меж тем, ситуация на предприятиях региона (за исключением, пожалуй, оборонного сектора) крайне нелицеприятная. Ничего не сказали и о тесно связанной с этим проблеме безработицы. Ровно, как и о борьбе с ней. А тут положение ещё страшнее. В регионе ожидают массовые увольнения. Проводить сокращения планируют 234 организации. А уровень безработицы в Ярославской области, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составляет 6,6%. И это - худший показатель в Центральном федеральном округе (согласно данным «Росстата»). Почти три десятка компаний работают в режиме неполного дня. Растут долги по зарплате (где-то есть уже полугодовая задолженность). Конечно, в области существует программа по снижению напряжённости на рынке труда, на которую вроде как заложено 45 миллионов рублей (14.6 из которых – региональные средства). Но имеющиеся цифры безработицы говорят: то ли предложенные меры неэффективны, то ли денег недостаточно. И судя по бюджетным трендам, больше их пока что не становится. Таким образом, поправки весьма половинчатые. Впрочем, дарёному коню в зубы не смотрят.

На что просим?

При этом, жонглируя доходами и расходами, региональное Правительство как огня боится увеличения дефицита. И как мантру повторяет тезис о том, что он ни в коем случае не должен превышать 1.5% (от размера собственных доходов). Собственно, это не столько «хотелки» самой областной администрации, сколько требование Министерства финансов. Поскольку федерация согласна выделять регионам бюджетные кредиты только при соблюдении этого условия. Однако исполнительной власти, судя по всему, всё-таки придётся пойти на увеличение расходов. Поскольку, помимо «общих» изменений в бюджет, депутаты внесли ещё 67 собственных поправок. Некоторые из них имели «общеобластное» значение и в итоге были одобрены, хоть и не без споров. Например, силами депутатов из комитета по здравоохранению удалось пробить выделение 30 миллионов рублей на стимулирующие выплаты медицинским работникам. Речь об этих деньгах шла ещё при вёрстке бюджета в конце прошлого года. Но тогда этот вопрос решили отложить на квартал. И вот пришло время «платить по счетам». Депутаты, правда, первоначально настаивали на значительно большей сумме – 130 миллионов. Однако известный бюрократический принцип «проси больше» не сработал. Окрылённые победой чиновники пошли ещё дальше и предложили перераспределить итоговую сумму «внутри» соответствующей программы. Но тут уже парламентарии не сдвинулись с места. И в итоге добились, чтобы 30 миллионов нашли дополнительно. Столько же денег решили выделить в качестве субсидии на развитие свиноводства. Предложение, к слову, совершенно не лишнее. К началу года три ведущие хозяйства региона – «Залесье» в Рыбинском районе, «Старатель» в Брейтовском и «Курба» в Ярославском - испытывали серьёзные проблемы. То же «Залесье» считается одним из крупнейших сельхозпроизводителей в области, на его долю приходится 80% мяса свинины. На предприятии трудятся более 400 человек. Продукция идёт в два десятка магазинов по всей Ярославщине. Однако к концу прошлого года из-за роста цен на корма (более 40%) и импортные ветпрепараты, а также падения закупочных цен предприятие стало нести убытки. К концу 2015 года они составили около 30 миллионов рублей. В «Курбе» ситуация ещё хуже. Идёт падёж молодняка, поскольку животные получают лишь 30-40% от нормы корма. Поголовье сократилось почти вдвое. Ситуацию усугубляют банковские долги, из-за которых хозяйство находится на грани катастрофы. Так что бюджетная субсидия из расчета 5 рублей на килограмм живого веса хоть как-то поможет исправить положение. Точнее – сколько-то продержать сельхозпредприятия на плаву. Для их нормальной работы нужны более серьёзные деньги. За ними решили обратиться уже к федеральному Правительству.

Подготовили депутаты и множество поправок, которые носили «частный» характер. Например, Валентин Журавлёв предложил приобрести спортивный инвентарь для одной из спортшкол Рыбинска и организовать ремонт спортивного зала (на что предлагалось потратить, соответственно, 300 и 400 тысяч рублей). Виктор Тамаров выступил с инициативой разработать проект строительства артезианской скважины и насосной станции в д. Горки Переславского района (цена вопроса - 500 тысяч). А Ольга Хитрова и Александр Тарасенков попросили денег на установку энергосберегающих светильников в нескольких поселениях (суммы от 300 до 360 тысяч). Как видно, эти и другие аналогичные поправки были «точечными» и в массе своей касались избирательных округов конкретных депутатов. Однако многие из этих предложений не нашли поддержки у Правительства и были рекомендованы к отклонению. Что, разумеется, вызвало бурное недовольство парламентариев. Понять их можно: на кону доверие избирателей и неисполнение предвыборных обещаний. Выборы, меж тем, не за горами. И поправки в бюджет с последующим выделением денег на конкретные объекты служат лучшей политтехнологией в борьбе за голоса электората. А тут взяли, да отклонили! Не хорошо! Ситуацию усложняло и ещё одно обстоятельство. В качестве источника таких «частных» поправок повсеместно были указаны «непрограммные расходы средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Иными словами – резервы Правительства области. По имеющейся информации, фактически эти самые резервы ещё в конце 2015 года «застолбили» за Думой из расчёта 10 миллионов на 1 избирательный округ. Но «застолбили» как бы неформально, поскольку законодательные органы не имеют права формировать собственные резервные фонды. Предполагалось, что в пределах этих 10 миллионов депутаты смогут смело вносить свои поправки. Официально это нигде не звучало. Однако сами парламентарии неоднократно «проговаривались» на этот счёт, притом не только в кулуарах, но и на заседаниях. Как бы то ни было, но в Правительстве области в принципе могли не тратить эти средства на депутатские «хотелки». Судя по всему, согласие исполнительной власти было только на словах и выражалось в некоем «джентельменском соглашении» с депутатским корпусом. Например, в обмен на «лояльность» последнего при принятии бюджета. Повторимся, официально информации об этом нигде не содержалось. Так что в данном случае правомерно говорить лишь о предположении. Однако если оно имеет под собой некоторые основания, то недовольство депутатов становится совершенно понятным. Многие из них, очевидно, были уверены в нерушимости «соглашения» и считали, что поправки – дело решенное. А вышло совсем по-иному. И думцы вступили в ожесточённые споры с чиновниками. Схватка была жаркой. В итоге большинство депутатских поправок большинством же голосов всё-таки приняли. Хотя было и несколько отклонённых инициатив.

Успокоилось ли сердце?

бюджет2.jpg

Таким образом, Правительству области уже в ближайшее время придётся искать ответ на второй извечный русский вопрос: что делать? Точнее – где взять денег? Поскольку курс на полуторапроцентный дефицит никто не отменял. Вариантов действий немного. Основных, собственно, два. Или сокращать другие расходы (а они итак расписаны до предела), или наращивать доходную базу. Теоретически, новые поступления в казну ожидаются совсем скоро. С 1 апреля увеличиваются ставки акциза на бензин (на 2 рубля) и на дизельное топливо (на 1 рубль). По оценке Правительства России, это принесёт в бюджет почти 90 миллиардов рублей. Определённая доля от этой суммы пойдёт в региональные дорожные фонды, в том числе наш. Вот вам и увеличение доходов. Но, во-первых, эти деньги могут быть использованы исключительно целевым образом: на строительство и ремонт дорог. Их невозможно будет потратить на иные нужды. А во-вторых, рост акцизов, по традиции, обернётся повышением стоимости продуктов и других товаров. По очень скромным оценкам, оно составит минимум 5%. Но чаще звучат цифры в 7-10%. И в этом случае нет никаких гарантий, что бюджету не придётся нести уже новые расходы (например, на поддержку отдельных категорий граждан или тех же сельхозпроизводителей). Одним словом, непростой баланс придётся выстраивать весь год. Так что многие предложения, возможно, придётся отложить. Даже несмотря на депутатские запросы. Вместе с тем, чиновникам из регионального Правительства тоже следует научиться искать разумный компромисс (а это искусство за последние годы там порядком подзабыли). В противном случае есть риск вообще не утвердить бюджет в Думе. А политические споры на фоне продолжающегося кризиса сейчас точно никому не нужны.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?