В последнее время тема незаконных граффити в Ярославле, что называется, не сходит с первых полос. Адепты дворового «искусства» то оставляют подсудные надписи на фасадах, то становятся «героями» отчёта начальника УМВД, то дают признательные показания в связи с «росписью» трамвая. Деятельность малолетних (а порой – и вполне взрослых) вандалов заслуживает однозначного осуждения и должна строго преследоваться по закону. Двух мнений здесь быть не может. Но это касательно причины, так сказать, корня зла. В то время, как с его последствиями всё куда сложнее. К сожалению, граффитчики довольно редко несут заслуженное наказание. И в большинстве случаев отвечать за их «художества» приходится собственникам коммерческой недвижимости, нежилых помещений и даже самых обыкновенных квартир. Объединённая в прошлом году с подачи губернатора Михаила Евраева инспекция административно-технического и государственного жилищного надзора Ярославской области последние месяцы словно выполняет «план по валу», пачками выписывая людям штрафы и порой не оставляя даже достаточного времени на устранение граффити. А главное, оспорить эти действия крайне сложно - всё по закону: дескать, собственники обязаны содержать своё имущество в порядке. Однако давно известно, что есть закон, а есть справедливость. И наказывать простых граждан рублём, когда преступники остаются безнаказанными, точно несправедливо. Или обыватели сами должны организовать «народные дружины» и обезвредить вандалов? Вывод простой: нужно или лучше ловить нарушителей (ибо по закону правоохранители обязаны оберегать не только жизнь и здоровье, но и имущество граждан), или перестать «кошмарить» простых граждан «новыми относительно честными способами отъёма денег». Иначе руководствуясь благими намерениями и нормативными требованиями, есть риск пожать бурю. И тучи уже сгущаются.
Прежде всего, разберёмся, на чём зиждется и как работает механизм штрафов. Для этого сначала вернёмся на 5 месяцев назад, а именно – в день 7 октября 2024 года. Именно с этой даты начала работу объединённая Инспекция административно-технического и государственного жилищного надзора Ярославской области, появившаяся в результате очередных пертурбаций в структуре регионального Правительства, затеянных губернатором Михаилом Евраевым. До этого существовали два самостоятельных ведомства. Соответственно, разным был и их функционал.
В свою очередь, «укрупнённой» структуре предстояло осуществлять контроль в жилищной сфере, сфере безопасной эксплуатации самоходных машин и аттракционов, а также административное производство в рамках надзоров и в области благоустройства и правопорядка. В контексте сегодняшней темы нас будет интересовать именно последняя задача. Здесь у инспекции три главных направления работы: координация деятельности административных комиссий муниципальных образования Ярославской области, координация деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих функции по муниципальному контролю в сфере благоустройства и общественного порядка, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом Ярославской области от 3 декабря 2007 № 100-з «Об административных правонарушениях».
Запомним этот нормативный акт, поскольку ниже мы вернёмся к нему ещё не один раз. Также отметим, что к правонарушениям в сфере благоустройства относятся, к примеру, нарушение правил содержания детского игрового оборудования, фасадов зданий и сооружений, производства земляных работ или отсутствие мероприятий по борьбе с борщевиком Сосновского. В свою очередь, правонарушениями, посягающими на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность, считаются размещение объявлений или граффити в неустановленном месте, нарушение требований к содержанию и выгулу животных, а также отправление естественных надобностей и знаменитые плевки в общественных местах. То есть, несмотря на общую группу, статьи здесь достаточно разные.
Вышеназванные противоправные деяния пристально отслеживают 25 сотрудников административно-технического надзора и 24 административные комиссии органов местного самоуправления. Возглавил объединённое ведомство 38-летний Олег Кузнецов, бывший следователь районного отдела УМВД из Любима, ранее руководивший просто инспекцией адмтехнадзора, а до этого 14 лет отдавший службе в органах внутренних дел и оставивший её в звании подполковника юстиции. Очевидно, профессиональная хватка пригодилась Олегу Николаевичу и на новом посту. И во вверенной ему епархии с усердием принялись за дело.
Согласно недавнему отчёту инспекции, в 2024 году её сотрудниками и административными комиссиями муниципальных образований было рассмотрено более 37 950 материалов, в том числе по результатам обследования территорий, указывающих на наличие признаков административных правонарушений. По итогам рассмотрения было вынесено 17 252 постановления с наложением штрафов на общую сумму 110 061 800 рублей. Это, так сказать, общий сбор. Теперь давайте посмотрим, что грозит собственникам, которые вовремя не успели убрать граффити со стен своих зданий. Для этого обратимся к тому самому областному закону «Об административных правонарушениях».
В нём есть отдельная статья (25.9) - ненадлежащее обустройство и (или) содержание объектов и (или) элементов благоустройства. Согласно 3-й части которой, «непринятие в нарушение требований, предусмотренных правилами благоустройства, мер по устранению надписей, рисунков, графических изображений, загрязнений, объявлений, рекламной информации на фасадах зданий (за исключением жилых домов), строений, сооружений, их элементах, ограждениях (заборах), малых архитектурных формах и их элементах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Более того, дальше той же статьёй устанавливается, что «совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за то же деяние, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей». Кругленькая сумма, не правда ли? Да ещё и с возможностью повторного наказания. И, как показала практика, таковой она является не только по букве закона, но и на практике.
Так, в 2024 году за ненадлежащее обустройство и содержание объектов и элементов благоустройства в Ярославской области было вынесено 1365 постановлений с наложением штрафов на сумму 20 484 000 рублей. К слову, по объёму полученных денег такие штрафы были на втором месте. На первом (да и то с незначительным отрывом) было размещение транспортных средств в неположенных местах (например, так называемая «парковка на газонах») - 7 338 постановлений со штрафами на сумму 21 835 000 рублей.
Понятно, что статья 25.9. не сводится лишь к наказанию за граффити на фасадах и предусматривает ответственность за другие нарушения. Но даже с учётом этого суммы выглядят весьма серьёзными! К слову, необходимость устранять граффити на фасадах жилых домов (исключённых из данной статьи закона) тоже никто не отменял. Просто этот вопрос регулируется другими нормативами, и здесь другой порядок и штрафы. Но сама обязанность остаётся! Так, в случае непосредственного управления жилым домом она возлагается напрямую на собственников помещений.
Но в большинстве случаев за ликвидацию рисунков должны отвечать управляющие компании. Притом, на устранение художеств им отводится три дня. Более того: соответствующие специалисты сначала проводят профилактическую работу – фиксируют нарушения и направляют их в адрес управдомов для принятия мер. Если последние в указанный срок продолжают бездействовать, материалы направляются уже в инспекцию для привлечения компаний к ответственности. То есть для оформления тех же штрафов.
Понятно, что для бюджета всё это хорошо: деньги поступают в казну и могут расходоваться на различные региональные нужды. Также ясно, что всё это прописано соответствующими нормативными актами, строго регламентировано и потому законно. С этим никто не спорит. Однако всё, о чём мы рассказали выше – это скорее борьба с последствиями, да и то в известной степени «чужими руками». А как быть с первопричиной проблемы? Ведь у каждого «художества» на фасаде дома есть свой «автор». И в первую очередь именно он должен нести ответственность за своё, с позволения сказать, «творчество». Тем более, что существует отдельная 214 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая наказание за вандализм.
За весь 2024 год по ней возбудили только 48 уголовных дел и задержали всего 22 человек, из которых 7 были несовершеннолетними. А теперь сравните эту цифру с количеством постановлений, выданных гражданам и юридическим лицам по линии административно-технического надзора (напомним, их было 1365). В 28 раз (!) больше. При этом, пострадали сотни, в общем-то, невиновных граждан (ведь не они же рисовали на домах). В то время, как заслуженное наказание понесли лишь два десятка вандалов. И это притом, что особую остроту проблемы граффити в нашем регионе во время своего ежегодного отчёта перед депутатами Думы подчеркнул даже начальник УМВД России по Ярославской области Алексей Школкин.
Однако по факту получается, что, несмотря на всю остроту, ловят нарушителей, увы, не слишком результативно. Порой вообще складывается впечатление (очень хочется верить, что оно ошибочное), что это происходит либо по горячим следам, либо если дело имеет политический характер или, скажем, вредит имиджу губернатора. Тогда преступников находят на удивление быстро. Яркий пример – недавний случай, когда злоумышленники проникли на территорию депо в Дзержинском районе Ярославля и разрисовали новый трамвай. Ещё одного горе-художника задержали после того, как он разукрасил трамвай прямо на остановке на улице Свердлова.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что такие примеры имеют скорее исключительный характер. Да, они также требуют слаженной оперативной работы и не умаляют заслуг представителей полиции. Но всё же хотелось бы, чтобы данная работа была значительно усилена. Ибо поводов для привлечения к ответственности, как видим, в разы больше, чем фактов такого привлечения. Ясно, что органы внутренних дел испытывают дефицит кадров и другие объективные сложности. Но простые граждане вряд ли должны от этого страдать. В конце концов, не организовывать же им патрули, чтобы самостоятельно защищать своё имущество от вандалов!
Следующий момент, на который следует обратить внимание – размер штрафов. Отметим, что он был существенно повышен два года назад (по разным направлениям, в том числе в части благоустройства). Притом, первоначально такая попытка со стороны Правительства области была ещё в 2019 году. Однако из-за широкого негативного резонанса законопроект был снят с рассмотрения. В 2023-м в окружении Михаила Евраева решили пойти до конца, и всё-таки добились утверждения поправок.
Даже несмотря на отрицательное заключение при проведении оценки регулирующего воздействуя со стороны регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей Альфира Бакирова. Омбудсмен отмечал, что разработчик не указал никаких объективных предпосылок для увеличения штрафов, а во главе угла должна стоять профилактическая работа с бизнесом (о чём уже несколько лет говорят на уровне Президента страны).
«Увеличившиеся в разы штрафы не дисциплинируют бизнес. Прежде всего…собственников зданий необходимо информировать о действующих (новых или старых) требованиях в области благоустройства. Увидели нарушение – выдали предостережение. И сразу будет видно, кто нерадивый собственник и умышленно нарушает закон, а кто законопослушный. В противном случае от палочной системы по отношению к бизнесу мы не уйдем никогда» - подчёркивал Бакиров. Однако его позицию не услышали.
Третий момент касается общего несовершенства регионального законодательства и, скажем так, «двойных стандартов». Ну а как ещё охарактеризовать ситуацию, когда «вредные предприятия», которые травят воздух, проверяют только с разрешения прокуратуры и при наличии чётких доказательств вреда здоровью, а владельца скромного магазинчика безо всякого предупреждения штрафуют на десятки тысяч рублей за «закорючку» на фасаде? И почему тех же управдомов сначала предупреждают о проблеме, потом дают срок на её устранение (пусть и всего 3 дня), и только потом наказывают, а собственников коммерческой недвижимости сразу «бьют рублём»?
А если человек находится, скажем, в больнице, и не может оперативно закрасить каракули? Или уехал в отпуск и физически отсутствует в городе? Или «художества» разместили высоко над землёй, и для их устранения требуется специализированная техника, которая также не приедет по щелчку пальцев? В общем, нюансов масса. Но власть предержащие почему-то оставляют их без внимания. Конечно, в теории любой штраф можно оспорить в суде. О чём говорят даже в самой Инспекции. Но это - время, нервы, и изъятые из оборота деньги. А судебные разбирательства у нас идут ой как не быстро. Так не проще ли во всех случаях вне зависимости от типов зданий законодательно закрепить предварительное уведомление собственников и адекватные сроки на то, чтобы убрать рисунки?
Наконец, остаются вопросы и по части принципиальности самих инспекторов. Ведь горе-художники не различают, где оставлять свои «произведения». И в результате помечают ими (притом, довольно часто), в том числе, здания государственной или муниципальной собственности, или объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры – трансформаторные будки, подстанции, электрические столбы, газо-распределитеьные подстанции и так далее. Их владельцев Инспекция административно-технического и государственного жилищного надзора штрафует также часто, как и рядовых граждан? Или для госструктур и естественных монополий предусмотрены какие-то исключения? Поскольку их хозяйство порой стоит разрисованным месяцами. И здесь тоже получается как-то нечестно.
Одним словом, борьба с граффити – тот случай, когда есть закон, а есть справедливость. И эти понятия, увы, не всегда пересекаются. Что вызывает понятное раздражение и даже открытое возмущение граждан. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать комментарии под соответствующими постами в социальных сетях. Безусловно, убогие уличные «художества» – зло (особенно, если они несут в себе какую-то противоправную информацию), с которым надо бороться. И здесь должен быть порядок. Но обеспечивать его должны все. У нас же получается так: вандалы нарисовали, инспекция зафиксировала, полиция недоработала, а устранять проблему, да ещё платить за это деньги, должны рядовые граждане. Которым и так ежегодно повышают цены, тарифы, штрафы, пошлины, пени и так далее. Не многовато ли? Ведь даже гайки можно закручивать лишь до определённого предела. Потом срывает резьбу. Власть предержащим неплохо бы об этом помнить. Особенно накануне выборов.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ