Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.10.2020
Ярославль
2481
КОМФОРТНАЯ VS АГРЕССИВНАЯ?

Какая она, городская среда Ярославля? Была, есть и будет…

КОМФОРТНАЯ VS АГРЕССИВНАЯ?

Осень – время завершения строительных работ. 1 октября в Ярославской области завершилось благоустройство дворовых и общественных территорий по губернаторскому проекту «Решаем вместе!». Правда, так его называют только в около-политических кругах. А де-юре проект является частью государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Которая, в свою очередь, есть не что иное, как региональная реинкарнация национального проекта «Жильё и городская среда». Таким образом, задачи по улучшению городских пространств и повышению уровня комфорта граждан поставлены на самом верху. Как с ними справляются у нас? Ведь в поздние советские годы Ярославль носил неформальный статус одного из самых чистых и ухоженных городов Центральной России. К сожалению, в начале второго тысячелетия своей истории «Столица «Золотого кольца» не может похвастаться ни тем, ни другим. Вернее, и с тем, и с другим у нас есть определённые проблемы, местами перешедшие в разряд хронических. Сегодня мы попытаемся порассуждать: что можно и нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? И снова сделать наш город по-настоящему комфортным для жизни и отвечающим «столичному» статусу.

 

Гляжусь в тебя, как в зеркало

           Понятно, что городская среда – тема большая, огромная и горячая, как сказали бы герои мультфильма «38 попугаев». И дабы не складывать всех попугаев в одну корзину, мы разобьём её на несколько составляющих. С которыми постепенно и ознакомим наших уважаемых читателей. Начать предлагаем с дворов, межквартальных проездов и сопутствующей им инфраструктуры. Согласитесь, вопрос совсем непраздный. Чтобы убедиться в этом, достаточно бегло взглянуть на комментарии граждан в «профильных» сообществах социальных сетей. От просьб привести в порядок придомовую территорию там буквально яблоку негде упасть. Подобная «популярность» абсолютно понятна. Перефразируя другую известную фразу: мы – это то, где мы живём. Для каждого из нас новый день начинается именно со своего дома, двора, района (конечно, если вы не коммивояжёр). И в них, как в зеркале, отражается наше отношение к жизни. Вместе с тем, обозначенная тема столь же актуальна, сколь и болезненна. И эта боль в полном соответствии с законом диалектики развивается по закону количества и качества.

         Двор на Колесовой.jpg Сначала о количестве. Общеизвестно, что число дворов, которые ремонтируют по проекту «Решаем вместе!» (читайте – по программе «Формирование комфортной городской среды»), остаётся крайне невелико. В плане на 2020 год, который утвердили ещё в минувшем декабре, по Ярославлю значилось 22 дворовых территории (плюс 2 общественные на площади Труда и проспекте Машиностроителей). Из них в Заволжском и Фрунзенском районах – по пять, а в Дзержинском, Ленинском, Кировском и Красноперекопском – по три. Правда, в конце мая было принято решение выполнить дополнительный ремонт ещё одного двора на пересечении улицы Елены Колесовой и Тутаевского шоссе за счёт экономии от торгов. Очевидно, в качестве своеобразной «моральной компенсации» жителям за затянувшийся ремонт одной из главных дорог Северного жилого района. Итого – 25 территорий на общую сумму 171 670 850 рублей.

          Для справки: в целом по области в план включили 111 дворовых и 44 общественные территории, совокупный объём расходов на которые составил почти 528 миллионов рублей. Такой расклад уже стал системой, и цифры особенно не меняются на протяжении нескольких лет. Похоже, что наступающий 2021 год также не станет исключением. По предварительным данным, в будущем сезоне должны отремонтировать 24 двора областного центра. Сказать, что для шестисоттысячного города этого слишком мало – значит, не сказать ничего. И то правда: как можно считать нормальной ситуацию, когда в том же Дзержинском районе, сопоставимом по населению с Рыбинском, делают всего 4 двора (один из которых ещё и втискивают в «последний вагон»)? Пожалуй, ответ очевиден.

          Далее – о качестве. Справедливости ради стоит сказать, что конкурсы на ремонт ярославских дворов в нынешнем году провели вовремя и контракты подписали заблаговременно. Это позволило выполнить работы в течение тёплого сезона и не «уйти в зиму». По информации с официального сайта мэрии областного центра, к 5 октября из 23 запланированных объектов благоустройства ремонт завершили на 22. Единственным двором, где ещё продолжал трудиться подрядчик, оставалась та самая территория на пересечении улицы Елены Колесовой и Тутаевского шоссе. В силу того, что объект был включен в план дополнительно, сроки выхода на площадку сдвинулись. Сейчас там завершается установка бордюрного камня, в ближайшие дни должны приступить к укладке асфальта. Теоретически, время на это ещё есть – контракт закончится только 25 октября. Правда, свою лепту могут внести дожди и понижающаяся температура. Так что подрядчику в любом случае стоит поторопиться.             Двор на Автозаводской.jpgДвор на Автозаводской (2).jpgВпрочем, несмотря на своевременное окончание работ без проблем не обошлось. Пожалуй, самым ярким примером стал ремонт самого большого двора на улицах Автозаводской и Карла Либкнехта, объединяющего сразу семь домов. Благоустройство оценили в 13,5 миллионов – как ремонт небольшой дороги. Подрядчик начал «за здравие». Но потом что-то пошло не так. Новое покрытие уложили прямо на битый асфальт и мусор. Тротуары оказались выше входов в подъезды, в результате вся дождевая вода потекла в дом. Парковочные карманы оборудовали без учёта мнения жителей. А ливневой канализации и вовсе не предусмотрели. В довершении всего, в середине двора свалили кучу из 60 старых покрышек. Терпеть подобную «инсталляцию» и сомнительные «инженерные» решения жители не стали и обратились с жалобой в администрацию. К проблеме подключились городские и областные депутаты. В результате работы пришлось переделывать, а воду – отводить. К началу сентября, когда состоялась техническая приёмка объекта, ряд недочётов ещё оставался.

         

«Выход в город»

           Возникают два резонных вопроса: как увеличить количество ремонтируемых дворов и повысить качество данных работ? Более очевидным выглядит ответ на второй из них. Своеобразная «инструкция» указана в «Программе социально-экономического развития города Ярославля на 2020 – 2025 годы». Конкретно – в четвёртом разделе «Благоустройство и комфортная городская среда». Авторы программы указывают на необходимость своевременного проведения конкурсных процедур, строгой экспертизы проектно-сметной документации, повышения качества работы подрядчиков, пристального контроля за ходом работ, соблюдения сроков и нормативов, обстоятельной приёмки объектов с необходимыми рекламациями и исправлениями недостатков в положенные сроки. При этом, очень важно поддерживать обратную связь с жителями тех территорий, где были реализованы проекты. Если каждый из этих пунктов будет претворён в жизнь – с качество не будет никаких проблем.

          Двор на Ушакова.jpgГораздо сложнее обстоят дела с количеством. Дело в том, что дворы в массе своей являются частью придомовой территории и относится к общедолевой собственности самого дома. В этом случае местные власти не обязаны заниматься их содержанием и ремонтом. Это должны делать сами жители через управляющую компанию (либо ТСЖ). Работы выполняют за счёт сэкономленных средств по соответствующей строке в квитанции о квартплате. К слову, такие прецеденты есть. Притом, не столь редкие. Если посмотреть последние отчеты территориальных администраций, то примеры можно увидеть по всему городу: на улице Колесовой, проезде Ушакова или улице Кудрявцева. Вместе с тем, нельзя отрицать и тот факт, что из-за постоянно растущих тарифов ЖКХ экономию имеют далеко не все дома. А «мирное» решение вопроса с управляющими компаниями на практике зачастую не представляется возможным. Не будем забывать и о том, что в ходе приватизации органы местного самоуправления должны были передавать имущество в надлежащем виде. Но за этим почти никто не следил. В итоге граждане получали отнюдь не идеальные фонды. Резонно, что через четверть века они оказались изношены до предела.

              Именно поэтому устраняться от благоустройства дворов со стороны властей тоже неправильно. Да, с формально-юридической точки зрения они не обязаны тянуть эту лямку. Но ставить крест на благоустройстве тоже никто не намерен. Выходом из замкнутого круга и стали программы формирования комфортной городской среды. В основном, они финансируются за счёт федеральных средств. Но их явно недостаточно. Жители требуют увеличения количества работ. Так что денег надо больше. Это прекрасно понимают представители «правящей партии». Оно и понятно: через год их ожидают выборы в Государственную Думу, через два – в муниципалитет Ярославля, а через три – в областной парламент. Поэтому уже сейчас, при формировании бюджета на будущий год, они настойчиво ставят перед Правительством региона вопрос об увеличении лимитов на программу.

          Речь идёт о нескольких сотнях миллионов рублей из областной казны. Понятно, что рассчитывать на такую сумму не приходится. Из-за коронавируса и кризиса в экономике доходы казны снижаются примерно на 10%. «Обрезаются» и проекты благоустройства. Но искушённые политики намеренно завышают планку в надежде получить хоть что-то. В конце концов, национальные проекты запланированы до 2024 года (а городская среда – одна из приоритетных программ). А федералы всегда подбрасывают дров в тлеющие костры региональных бюджетов в течение года. Да и местное со-финансирование вкупе со спонсорской помощью от бизнеса никто не отменял. Во всяком случае, это самый лёгкий и очевидный способ заработать «политические очки» в глазах избирателей. А политика, как известно, это всегда искусство возможного. Самое время проявить это искусство.

 

«Межкварталки» преткновения

           Не менее сложная ситуация сложилась и с другим важнейшим элементом городской среды – межквартальными проездами. Это нечто среднее между дорогой во дворе и полноценной улицей. Что и создаёт их неопределённое положение. Хорошо, если «межкварталка» официально является объектом улично-дорожной сети. Как, например, проезд Доброхотова или Школьный проезд в Заволжском районе, проезды Подвойского, Ушакова и Матросова на Суздалке или Мурманский и Архангельский проезды в Брагино. Их можно официально отремонтировать за счёт средств бюджета. А если повезёт – даже за счёт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», как это произошло в нынешнем году с двумя последними примерами в Дзержинском районе. Но в большинстве своём, межквартальные проезды – это цепочка связанных между собой путей сообщения между всё теми же дворовыми территориями. И их поддержание в нормативном состоянии вновь превращается в хождение по мукам.

         IMG_1745.jpg В мэрии Ярославля данную проблему пытаются решить уже третий год. Толку пока мало. К вопросу подходят локально. То есть ремонтируют там, где полотно уже совсем развалилось. Из недавних примеров – проезд рядом с улицей Победы в районе мечети. Вывод очевиден: нужна отдельная муниципальная, или даже областная программа. По примеру той, по которой ещё несколько лет назад в областном центре ремонтировали улицы частного сектора. Примеры есть. Опыт тоже. Остаётся только политическая воля. И желание руководителей города. В качестве возможного инструмента решения поставленной задачи представляется целесообразным создание в Ярославле собственного муниципального учреждения, предназначенного для содержания улично-дорожной сети (в том числе для проведения «ямочного» ремонта) без привлечения сторонних организаций.

          Такой вариант даст целый ряд преимуществ. Появится возможность качественного, а главное - оперативного выполнения работ по комплексному содержанию УДС вкупе с «ручным» управлением данной организацией (постановка задач по выполнению различных видов работ с конкретным указанием очередности и мест их производства). Отпадёт необходимость проведения продолжительных конкурсных процедур на оказание данных услуг. Повысится уровень безопасности дорожного движения. Улучшится общее состояние УДС. Безусловно, всё упирается в деньги. Вроде как эта работа уже реализуется мэрией на базе существующего муниципального учреждения «Горзеленхоз». Однако толку пока очень мало. «Горзеленхозу» явно нужно передавать часть функций САХ, нужно докупать необходимое количество техники и организовать собственное асфальтобетонное производство, а также передать на баланс все местные дороги, что повлечет за собой уплату значительного налога на имущество. Однако игра стоит свеч. Тем более, что соответствующие прецеденты уже созданы. Притом, не в каких-то сверхбогатых городах, а у наших соседей в Костроме.

          Безусловно, для того, чтобы дворы и межквартальные проезды стали по-настоящему комфортными, необходимо позаботиться и о соответствующей инфраструктуре. Прежде всего, речь про организацию освещения и водоотведения (ливневая канализация, дождеприёмные колодцы и элементарный дренаж). К сожалению, и с тем, и с другим есть проблемы. Первое условие выполняют, в основном, на крупных магистралях, забывая про второстепенные (ярким примером этого года стала свежеотремонтированная улица Карабулина, жители которой забросали мэрию просьбами установить фонари). Про второй пункт забывают в принципе. В итоге в нашей сырой и болотистой местности дорожное покрытие быстро приходит в негодность. И через 4-5 лет (а то и раньше) от ремонта ничего не остаётся. С подобным расточительством давно пора покончить. Ибо обустройство ливнёвки в любом случае обойдётся дешевле повторной реконструкции. И здесь главный посыл – к проектировщикам и составителям смет. А ещё – к должному финансированию профильного МКП «РИОГС» (ремонт и обслуживание гидросистем). Вопрос давно отработан. Осталось только его реализовать.

         Старый забор (2).jpg Сложнее обстоят дела с ограждениями. Тут ситуация двоякая. С одной стороны, преграды в местах расположения социальных объектов (школы, садики, больницы) и концентрации ДТП нужны. И работа по их установке за счёт федеральных средств уже началась. К слову, оцинкованные конструкции куда практичнее тех элементов дорожной инфраструктуры, которые используются в городе в настоящее время и нуждаются в покраске как минимум дважды в год (что, естественно, не делается, из-за чего указанные сооружения быстро приобретают неприглядный вид). С другой стороны, нельзя не согласиться с теми урбанистами, которые считают, что Ярославль перегружен излишними ограждениями, которые зачастую не несут никакой функциональной нагрузки, но при этом существенно мешают как пешеходам, так и автомобилистам, в том числе спецтехнике. Поэтому демонтаж тех заборов, которые не требуются с точки зрения существующих нормативов, представляется не лишним. В контексте нашей сегодняшней темы, на первом этапе представляется полезным ознакомиться с опытом Екатеринбурга по запрету установки ограждений на территориях внутри кварталов и микрорайонов, и внести соответствующие изменения в Правила благоустройства города. Это будет некоей «золотой серединой».

          Безусловно, мы рассмотрели проблемы лишь в первом приближении. А перечисленные рекомендации носят общий характер. Тем не менее, они помогут хотя был сделать первый шаг к решению наболевших вопросов. А дорогу, как известно, осилит идущий.

    ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

заставка.jpg











P.S. Через неделю мы расскажем о новых аспектах комфортной среды. На сей раз в зоне внимания будут общественные пространства, зелёные зоны и другая «эстетическая составляющая» городского пространства.

    

 


 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?