Осень перевалила на вторую половину и окончательно вступила в свои права. Время «очей очарования» закончилось. Наступила та самая «унылая пора». Зарядили дожди. Под ногами – сплошная грязь. А температура воздуха с каждым днём понижается. Пора завершать строительно-ремонтный сезон. Увы, в Ярославской области это очевидное решение пока остаётся лишь пожеланием. Причём, далеко не первый год. Особенно показательным в этом плане стало благоустройство дворов и общественных территорий. Из раза в раз заявленные и публично озвученные сроки работ не выдерживаются. А само благоустройство уходит в глубокую осень, и заканчивать его приходится под дождём, а то и под «белыми мухами». Будто не было ни весны, ни лета. Разумеется, соблюдение технологии при таком аврале становится делом случая. В итоге не обходится без ущерба для качества. И справедливых претензий со стороны жителей, а порой – и надзорных органов. Так изначально благое дело превратилось в бесконечный повод для критики. Увы, не стал исключением и нынешнй год. Текущее исполнение программы «Формирование комфортной городской среды» вновь оставляет желать лучшего. Можно ли разорвать этот «порочный круг» и, наконец, выйти из «лабиринта Минотавра»? Или хождение по мукам стало ярославской традицией не только в дорожной сфере, но и на ниве благоустройства? Наконец, что ждать от такого подхода дальше? Вопросы непраздные. Постараемся в них разобраться.
В начале отметим, что практически все работы, так или иначе связанные с благоустройством общественных пространств, в нашем регионе ведут по государственной программе «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области». Значительная часть денег, которые тратят на её мероприятия, поступает из федерального бюджета. Это обстоятельство важно, как минимум, по двум причинам. Во-первых, оно накладывает определённую ответственность на областные и местные власти – вышестоящие средства нужно освоить и отчитаться об исполнении. А то в следующий раз могут и не дать, или дать меньше. А это уже показатель неэффективной работы, за которую в столице спросят.
Во-вторых, ради этого «освоения» средств на местах, порой, гонят «план по валу». Иногда – в ущерб качеству и соблюдению технологии работ. Лишь бы сдать до Нового года. В результате приёмка проходит и в ноябре, и даже в декабре. А по весне в лужах талого снега всплывают, увы, многочисленные недоработки. Которые «героически» приходится переделывать. Впрочем, проблемы с благоустройством не ограничиваются нюансами финансирования. И имеют много сугубо региональных особенностей. Но об этом – ниже. А пока – неутешительная статистика
В массе своей, начало работ по контрактам приходилось на весну (в половине случаев – на март и апрель). Сезон выдался не самым простым – с температурными перепадами и дождями. Однако времени до осени всё-таки было достаточно. Тем не менее, к концу августа благоустройство завершили лишь на 9 территориях. То есть в порядок привели только третью часть всех объектов. Месяц спустя эта цифра увеличилась до 11. При этом, фактическое кассовое исполнение регионального проекта составило всего 158,5 миллиона рублей.
Наконец, по состоянию на 10 октября работы, по словам заместителя Председателя областного Правительства и министра строительства Александра Баланцева, закончили на 15 пространствах. Однако кассовое исполнение по-прежнему оставалось откровенно невелико – 167,7 миллиона рублей. А процесс благоустройства продолжался ещё на 12 площадках. То есть чуть меньше, чем на половине. При этом, одним из любимых «оправданий» власть предержащих последнее время стал пассаж о том, что физически то работы почти завершены, просто ещё не подписаны документы. Тот же Баланцев на заседании профильного думского комитета 14 октября прямо сказал, что оставшиеся парки и общественные территории завершены процентов на семьдесят.
Конкретную процентовку оставим без комментариев. В конце концов, профильному министру виднее. А вот насчёт того, что объекты находятся чуть ли не на финишной прямой, а задержка в значительной степени связана с «бумажной работой», можно поспорить. Собственно, об обратном говорит реальная картина. Возьмём хотя бы город Ярославль. В 2025 году по проекту ФКГС в областном центре должны были благоустроить 4 новые общественные территории (плюс доделать 4 старые, но оставим их за скобками). Из них относительно готов только Юбилейный парк.
Это самый дорогой (более 92 миллионов рублей) и самый сложный (в общей сложности, различные работы здесь выполняли 6 подрядных организаций) объект сезона. Общую координацию осуществляло МБУ «Дирекция городских парков культуры и отдыха». В результате благоустройства появилась новая сцена, было выполнено наружное освещение, полностью реконструирован фонтан, сделано плиточное покрытие и обустроены дорожки, установлен детский игровой комплекс и сферический модуль для коворкинга, где предполагается проведение семинаров и мастер-классов.
С другой стороны, в первой декаде октября в парке оставались довольно многочисленные недоработки. Кое-где не завершили покрытие дорожек, не разровняли грунт, не убрали спиленные деревья. А прямо напротив сцены расположился настоящий «лес» из металлических свай, на которые ещё только предстоит установить сборное административное здание. Сделать это планируют до конца месяца. К этому же сроку в парке должны появиться 10 павильонов для организации ярмарочной торговли, 5 световых деревьев, 10 шезлонгов на бетонном основании, 45 парковых диванов и 45 урн для мусора.
Вроде бы, всё по мелочи. Однако в целом набирается прилично. И работу нельзя считать завершённой. Кроме того, в середине сентября на территории прошла выездная проверка областной прокуратуры, по результатам которой руководителям подрядных организаций ООО «СтройНВК», АО «ЯРДОРМОСТ», ООО «Успех», ООО «ЛидерСтрой», ООО «Инвестстрой» были внесены представления в связи с несоблюдением предусмотренных контрактами сроков выполнения работ. То есть благоустройство реально затянули. Что могло отразиться на его качестве. Но об этом мы узнаем уже будущей весной.

Готовность остальных объектов значительно хуже. Если не верите – можете посмотреть фотографии, все они свежие. На второй по затратам территории – Аллеи имени Ивана Ткаченко в Дзержинском районе (60,7 миллиона рублей) вовсю делают пешеходные дорожки, устанавливают бордюр и разравнивают грунт под будущий газон. Последнее в середине октября, конечно, самое то! Месяц назад пространство было готово примерно на треть. И пока представляет собой не слишком впечатляющее зрелище. Когда, а главное – как его будут завершать (с учётом того, что с начала недели зарядили сплошные дожди) – непонятно.
Примерно в такой же степени готовности к началу осени был и сквер у ДК «Гамма» на Резинотехнике (2 этап работ, порядка 22,8 миллиона рублей). Только там ситуация осложнялась ещё и тем, что часть работ по 1 этапу пришлось переносить с прошлого года после расторжения договора с подрядчиком. Наконец, благоустройство четвёртого пространства – Петропавловского парка в Красноперекопском районе (стоимость – более 55 миллионов рублей) фактически начались только в сентябре. Поэтому в первой декаде второго осеннего месяца зелёная зона, которая является объектом культурного наследия федерального значения, была вся перекопана.
Там велись работы по обустройству основания дорожек из геотекстиля и щебня, производилось устройство основания под беседку, изготовление самой беседки, подготовка участка и установка свай под смотровую площадку, а также устройство гильз под кабельные трассы. Соответственно, до конца месяца предстоит закончить дорожки, выполнить устройство системы наружного освещения и сетей связи, а также монтаж смотровой площадки и беседки, установить скамейки с урнами и ограждение имеющихся на территории объектов культурного наследия. В принципе, на объекте есть и люди, и техника. Но вопрос не к ним, а к организаторам процесса: почему основные работы нельзя было начать раньше – летом или даже весной, а не делать их сейчас, под дождём и в грязи, разнося колёсами размокший грунт? К сожалению, он скорее риторический.


Разумеется, одним Ярославлем проблемы благоустройства общественных территорий не ограничиваются. Среди отстающих к началу сентября также значились Брейтово, Пошехонье, Любим, Углич, Переславль-Залесский и Ростов Великий. Где-то были расторгнуты контракты, где-то просто фиксировался невеликий объём работ. Но всё это, по большому счёту, оправдания в пользу бедных. Региональный проект реализуется далеко не первый год, и весь порядок действий здесь максимально понятен. Поэтому 7 муниципальных образований в аутсайдерах (там, где работы к сентябрю были выполнены максимум на треть) – это, согласитесь, много.
Ещё одно направление – реализация объектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Он касается малых городов, в которых выбирается и в дальнейшем (за федеральные деньги) приводится в порядок какая-то конкретная территория. В нынешнем году в области работали по 5 таким проектам. Два из них перешли с прошлого года (хотя первоначально их планировали сделать в минувшем сезоне). Это «Ось городского развития» в Гаврилов-Яме и «Большое сердце маленького города» в Любиме. В обоих случаях благоустройство сильно затянулось, а с подрядчиком были расторгнуты контракты.
В итоге окончательно закончить все работы обещали в августе. В Гаврилов-Яме это, в общем, получилось. И даже вполне неплохо (если не считать уничтоженного памятника В.И. Ленину и много спиленных деревьев у Воинского мемориала). 5 сентября там прошло торжественное открытие обновлённого пространства. А вот в Любиме работы продолжаются до сих пор. В начале сентября готовность объекта оценивалась примерно в 65%. И сейчас всё обещают завершить уже до 1 ноября. Так что «сердце маленького города» изрядно попортило жителям кровь. Хорошо, хоть до предынфарктного состояния не довело.
Ещё три проекта реализуются в Данилове, Мышкине и Переславле-Залесском. Их готовность в конце сентября была 45%, 27% и 24% соответственно. Однако реализация всех указанных проектов будет завершена уже в 2026 году. Поправьте, если мы ошибаемся, чего-то не знаем или не понимаем. Но какой смысл «ввязываться в драку» и делать объект наполовину или даже на треть, чтобы потом уходить в зиму, бросать работы и возобновлять их лишь будущей весной? Оплата всё равно произойдёт только на следующий год. Показать упорный труд? Сомнительный аргумент, особенно, если есть риски в плане качества. В общем, непонятно.
Также есть ещё несколько проектов, которые реализуются за счёт так называемых инвестиционных бюджетных кредитов. Главным образом, они также касаются малых городов. И, в основном, тоже «летят под откос». Например, проект «Создание и развитие туристско-рекреационного парка на берегу Плещеева озера в городе Переславле-Залесском». Стоимость работ – 183,5 миллиона рублей. Работы предусматривают капитальный ремонт улиц Депутатская, Правая Набережная и Плещеевская. Первые две должны закончить до 20 октября. Готовность Депутатской в конце сентября оценивали на 55%, Правой Набережной – на 2%. Как говорится, без комментариев. Плещеевскую обещали завершить до 29 августа. Но даже в октябре её готовность составляла 63%. Срок по контракту истек, ведется претензионная работа.
Или взять проектирование и капитальный ремонт объектов транспортной инфраструктуры в городе Углич в рамках инфраструктурного проекта «Ярославия. Города у воды». Лимит финансирования на 2025 год – 136 миллионов рублей. По условиям муниципального контракта выполнение работ должно было завершиться к 1 октября. Однако в конце сентября строительную готовность оценивали только на 50%. Аналогичные работы в Тутаеве по тому же инфраструктурному проекту должны были завершиться 31 июля. Однако даже два месяца спустя готовность оценивали лишь на 33%. Но и это не предел. В Ростове Великом последняя цифра на ту же дату составляла 11% (работы должны были закончить 31 августа). Полагаем, картина в целом понятна. Вот такие вполне серьёзные проблемы малых городов.
Отдельной притчей во языцех остаётся и ремонт дворовых территорий, который выполняют по ведомственному проекту «Наши дворы». Правда, здесь власти почему-то дают довольно разные цифры. И порой «путаются в показаниях». Так что показать абсолютно точную картину сложно. Тем не менее, попытаемся максимально подробно обрисовать ситуацию. Согласно информации, опубликованной в начале февраля на официальном портале органов исполнительной власти Ярославской области, в 2025 году по вышеуказанному проекту планировали благоустроить более 130 территорий. В том числе 79 дворов и 42 детских спортивно-игровых площадок (включая 26 дворовых и 16 отдельных). Кроме того, на 10 объектах предстояло провести дополнительные работы с учётом пожеланий жителей.
На работы было заложено в общей сложности 760 миллионов бюджетных рублей (без учёта дополнительных финансовых лимитов 2026 года). При этом, в Правительстве области отмечали, что основные мероприятия проекта «Наши дворы» планируется завершить к 1 сентября. Объекты, реализуемые за счет лимитов 2026 года, должны сдать до 1 ноября 2025 года. Как говорится, за язык никто никого не тянул. 12 сентября министр регионального развития Ярославской области Евгений Чуркин (его ведомство курирует исполнение работ) рассказал, что в общей сложности сделано 68 проектов, в том числе 39 дворов, 22 спортивно-игровые площадки и 7 объектов прошлых лет. Общую готовность оценили в 38%. Притом, с опережением было реализовано только 2 объекта. Выходит, что обещание завершить основные работы к началу осени не выполнили.
Месяц спустя вопрос обсудили на заседании профильного думского комитета, где выступавший с трибуны Александр Баланцев отметил, что к 10 октября были завершены работы в 52 дворах и на 15 площадках. Но ведь в сентябре площадок было 22, разве нет? Так кто же прав? Вдвойне странно, что накануне заседания (13 октября) свежая статистика была опубликована в телеграм-канале губернатора Михаила Евраева. И согласно этим сведениям, работы завершили в 59 дворах, на 24 (!!!) площадках и 8 объектах прошлых лет. Итого – 91. Общая готовность – 66%. Эти же данные продублировал на своей странице в социальной сети «ВК» Евгений Чуркин.
Господа, вы между собой цифры согласовать не можете? Нужно как-то приходить к общему знаменателю. Иначе ваша путаница вызовет (точнее, уже вызывает) лишь дополнительные вопросы и сомнения в компетенции. А то и ещё чего похуже. Но это так, лирика. Главным же является то, что буквально за две недели до публично озвученного «часа икс» (1 ноября) в области не готово как минимум 40 объектов. Правда, по версии Чуркина их осталось всего «порядка 30». Но это вновь детали. Также Евгений Юрьевич (судя по всему, не без гордости) отметил, что работы полностью завершены в 10 муниципальных образованиях из 19.
Простите, но чем тут гордиться? На дворе середина октября. Первый заявленный Правительством срок давно прошёл. Второй скоро закончится. А практически половина муниципалов ещё продолжает благоустройство. Тут не гордиться надо, а криком кричать! Тем более, что в ряде районов (например, Пошехонском, Угличском, Ярославском) работы идут не без трудностей.
Но хуже всего статистика, конечно, в Ярославле и Рыбинске. В областном центре не доделали 10 объектов, в том числе 1 двор (по словам Чуркина). Правда, присутствовавший на вышеупомянутом заседании директор ДГХ мэрии Ярослав Овчаров сказал про 7 оставшихся дворов. Так что цифры чиновников тут вновь не бьются.
А настоящим аутсайдером проекта на сей раз стал Рыбинск.
Притом, здесь на риски прямо указал даже министр регионального развития. Во втором по величине городе области остаётся 12 объектов, в том числе 9 дворов со степенью готовности от 0 до 50%. Причинами создавшейся ситуации депутат Руслан Полкуев, представляющий город в областном парламенте, назвал особенности сметы и отсутствие опытных подрядчиков. По его словам, за благоустройство дворов взялись фирмы, ранее занимавшиеся ремонтом фасадов. Отсюда – практически неизбежные процедуры по смене таких компаний. И срыв сроков. Это вдвойне обидно с учётом того, что в предыдущие годы рыбинцы выполняли работы практически в полном соответствии с графиком. Но что есть, то есть. И, как видим, не только в Рыбинске.
Полагаем, статистика работ по благоустройству общественных пространств достаточно убедительна, чтобы сделать вывод о том, что эти самые работы в значительной степени провалены. И здесь мы подходим к главному. В чём корень зла? Представляется, что их всё же несколько. Во-первых, одну из главных проблем по-прежнему представляет проектно-сметная документация (ПСД) на работы. Её качество в массе случаев до сих пор оставляет желать лучшего. И это ещё мягко выражаясь. Говорят, что иногда в смете закладывают материалы, которые приходится собирать чуть ли не по всей стране, или которые вообще сняты с производства. Есть погрешности, касающиеся конкретных видов работ, их особенностей применительно к тому или иному объекту, и стоимости. В результате корректировка ПСД стала обычным делом. Иногда документы приходится переделывать чуть ли не полностью.
Между тем, после каждого подобного изменения требуется новое согласование в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза», которое сейчас по уши завалено работой. В итоге – существенное смещение сроков и, как следствие, конкурсных процедур, заключения контрактов и выполнения самих работ. Условно говоря, то, что должны начинать в апреле, начинают в лучшем случае в августе. А там и осень с дождями и понижением температур. Притом, что показательно, с разработкой нормальной ПСД не справляются ни областные, ни местные структуры. Надежды на ГБУ «Проектный институт», похоже, не оправдались. Во всяком случае, нареканий к ним много. А у муниципалов (за исключением наиболее крупных городов) на фоне реформы ОМСУ и многочисленных сокращений служащих вообще не осталось толковых кадров для подобной работы.
Следующая проблема – дефицит подрядчиков. Последний год в поле зрения попадает очень мало крупных организаций. Полагаем, что причин тут несколько. Во-первых, вышеупомянутое несовершенство сметы и проекта (включая ценовую политику). Во-вторых, особенности расчётов. Благоустройство «опережающими темпами» за счёт финансовых лимитов будущего года, которое последние два-три года почему-то очень полюбили в областном Правительстве, на самом деле сказывается на работах самым пагубным образом. Мало кто готов выполнять ремонт «в долг», рассчитывая получить оплату лишь в будущем сезоне.
В-третьих, на дорогах области стали массово устанавливать автоматические посты весового контроля, на которых постоянно штрафуют транспорт подрядчиков, перевозящий строительные и инертные материалы. В том числе машины компаний, работающих по государственным или муниципальным контрактам. Понятно, что потом эти штрафы можно оспорить в суде. Но это время, нервы и деньги, выбывшие из оборота. Поэтому ввязываться в изнурительные споры с Фемидой готов далеко не каждый.
В результате случается, что торги вовсе признают несостоявшимися. Либо на них заявляются, скажем так, не вполне серьёзные фирмы. Есть ещё один вариант: там, куда никто не вышел, но делать надо в любом случае, с лёгкой руки Правительства области, как на амбразуру, бросают государственное АО «Ярдормост». Притом, не сильно заботясь о том, «вывезет» предприятие этот груз или нет. И, самое главное, не торопясь с ним рассчитываться.
В результате сегодня «Ярдормост» ведёт более 40 объектов, в том числе в сфере благоустройства. И контрактные сроки по многим уже вышли. Просто потому, что акционерное общество физически не успевает делать всё и сразу. По правде сказать, в такой ситуации никто бы не смог. Тем более, что кредиторская задолженность предприятия на сегодняшний день составила колоссальную сумму 1,2 миллиарда рублей. А кассовый разрыв на конец года оценивается в 700 миллионов. Но его, тем не менее, продолжают «грузить». И не только дорогами и мостами, но и площадями, дворами и даже социальными объектами.
Вместе с тем, имеющиеся частные подрядчики порой ведут себя не слишком ответственно. К примеру, набирают объектов, везде начинают работу, а потом резко дают «по тормозам», приводя в оправдание многочисленные причины, объективные и не очень. В итоге сроки вновь срывают, а про технологию забывают. Порой с такими «деятелями» даже расторгают контракт. Вот только часть денег за выполненные работы они успевают получить. Иногда эта часть может составлять и 50%. Но главная цель в виде нормального благоустройства остаётся не достигнута. Объекты брошены, люди страдают, бюджет несёт убытки.
И в этой связи службам заказчика стоит пересмотреть подходы к работе таких компаний и её оплате. Ибо втаптывать деньги в грязь в буквальном смысле этого слова – путь в никуда. Также давно пора инициировать пересмотр гарантийных сроков. Некоторые из них до обидного малы. А в условиях нынешнего невысокого качества переделывать приходится много. Так пусть хотя бы переделывают по максимуму. И самое главное: если ввиду всех вышеуказанных причин в области не получается переваривать столь серьёзные объёмы, может, стоит умерить аппетиты? Допустим, делать не 30 территорий, а 15. Или 19 – по числу муниципальных образований. Но зато нормально, качественно и в срок. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Или мы говорим какую-то крамольную вещь с точки зрения власть предержащих?
Как бы то ни было, и на уровне области, и на местах всё же стоит учесть вышеназванные проблемы и что-то с ними делать. Иначе регион и дальше будет заваливать программу комфортной городской среды. А у нее и так один из самых низких показателей исполнения по итогам прошлого года. Но главное, конечно, не бюджетная отчётность, а восприятие людей. Которые рассчитывают получить красивую набережную, благоустроенный парк и удобный двор. Голосуют за всё это. Готовят протоколы и прочие документы. А в итоге получают вагон проблем и неудобств. Вкупе с растущим недовольством. Неужели власти это не понимают? И неужели на фоне остальных многочисленных проблем ярославцы не заслужили хотя бы комфортные общественные пространства? Очень бы хотелось услышать ответы на эти вопросы. А ещё лучше – увидеть конкретные дела. А не только наполеоновские планы, красивые картинки и бодрые отчёты правительственной пресс-службы.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ