Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.06.2019
Ярославль
3495
НА РАССЕЛЕНИЕ СТАНОВИСЬ!
О трудностях борьбы с ветхим и аварийным жильём
НА РАССЕЛЕНИЕ СТАНОВИСЬ!

С 2019 года в России стартовала новая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, рассчитанная аж до 2025 года. Началась она и в Ярославской области. Расселение непригодных (а порой и опасных) для жизни квадратных метров в общероссийских масштабах началось ещё в 2008 году. С тех пор в стране расселили свыше 16 миллионов «квадратов», а новоселье справили более 1 миллиона человек. Но до конца одолеть проблему (которую наряду с капитальным ремонтом уже успели окрестить «третьей российской бедой»), естественно, не удалось: аварийный фонд ежегодно пополнялся «свежими» домами. В отдельных регионах старое жильё ветшало даже быстрее, чем успевали построить новое. Притом, ситуация ухудшалась по мере удаления от Первопрестольной с её реновацией, о которой другим субъектам оставалось только мечтать. Самую высокую долю «аварийки» традиционно фиксировали в Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе (хотя попадались и отдельные области европейской части страны). На этом фоне «наверху» и было принято решение «раскошелиться» и запустить новый этап программы. Ярославская область включилась в неё достаточно оперативно и уже вступила в борьбу с ветхостью и аварийностью. Это похвально. Но уже сегодня понятно, что эта борьба будет неравной и столкнётся с гораздо большим количеством трудностей, чем несколько лет назад. Слишком много событий произошло за эти годы. Слишком разными оказались стартовые условия. И слишком много подводных камней обозначилось на пути самой программы.

 

На низком старте

         Сначала – пара слов о фронте работ. Программа рассчитана на шесть лет и подразумевает расселение домов, признанных аварийными в период с 1 января 2012 до 1 января 2017 года. По официальным данным сайта Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ», таковых по всей стране набралось аж 9,5 миллионов квадратных метров. На «прощание» с ними выделено более 500 миллиардов рублей. Притом, большую часть – 432 миллиарда – дают федералы. Остальное – средства региональных и местных бюджетов, а также внебюджетные источники. В случае успешной реализации программы к моменту её завершения новоселье должны справить более 530 тысяч человек.

7.jpg          В Ярославской области за тот же период запланировано расселить 97 тысяч «квадратов» или 344 дома. Абсолютное большинство из них (более 90%) – это малоэтажный жилой фонд, здания в 1-2 этажа. Финансирование программы составит 4 миллиарда 287 миллионов рублей (из них 4 миллиарда 115 миллионов – федеральные деньги). Соответственно, новое жильё получат свыше 6 тысяч человек. Сводные данные о работах до 2025 года с разбивкой по муниципальным образованиям отражены в таблице. В качестве реверанса областной власти стоит отметить, что наш регион не только утвердил собственную региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, но и уже заключил соглашение с Фондом содействия реформированию ЖКХ (в этой связи строительная отрасль, наверное, остаётся последней, где у нас ещё что-то получается). И если первое условие к началу лета выполнили все регионы, кроме трёх городов федерального значения (где данная программа просто не требуется), то второе – лишь 64 из 85. В этом плане мы выгодно отличаемся от дальневосточных Амурской области и Приморского края, забайкальской Бурятии, сибирских Алтая и Тывы, кавказских Дагестана и Карачаево-Черкессии, уральских Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, поволжского Татарстана (что уж совсем удивительно), и даже от своих соседей по ЦФО – Ивановской, Тверской и Московской областей.

          Более того: из Фонда нам уже перечислены «живые» деньги в размере 30% от годовой заявки (или 104 миллиона рублей в абсолютных цифрах). На первом этапе в программе будут участвовать шесть муниципальных образований: Ярославль, Углич, Пошехонье, Мышкин, а также Кузнечихинское и Некрасовское сельские поселения. С ними заключены соглашения на предоставление средств для реализации мероприятий по переселению. Теперь до 1 октября им нужно подписать контракты на приобретение и строительство жилых помещений для последующего предоставления жителям аварийного жилищного фонда, который будут расселять в 2019 году.

   Таблица. Сводные данные о реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья

в Ярославской области (по данным сайта «Реформа ЖКХ»)

Муниципальное образование

      Количество домов, ед.       

      Количество жителей, тыс. чел.       

Большесельский район

-

-

Борисоглебский район

12

0,13

Брейтовский район

4

0,03

Гаврилов-Ямский район

23

0,48

Даниловский район

18

0,32

Любимский район

14

0,13

Мышкинский район

4

0,07

Некоузский район

20

0,28

Некрасовский район

5

0,09

Первомайский район

19

0,12

Пошехонский район

27

0,27

Ростовский район

18

0,28

Рыбинский район

25

0,25

Тутаевский район

14

0,22

Угличский район

25

0,35

Ярославский район

7

0,11

Городской округ Переславль-Залесский     

11

0,20

Городской округ Рыбинск

21

0,31

Городской округ Ярославль

77

2,39

ИТОГО:

344

6,03

          На первый взгляд, всё отлично. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что на пути программы есть немало «подводных каменей». И красивая история начинает напоминать сказку о рыбаке и рыбке. У разбитого корыта граждане, положим, не останутся. Но и царские палаты с высоким теремом вместо землянки не получат. В лучшем случае – избу со светёлкой. И вот почему.

 

О повышенных обязательствах и ограниченных возможностях

               5.jpgВо-первых, несмотря на серьёзные масштабы, объёмы новой программы всё-таки значительно скромнее предыдущей. Притом, цифры уменьшились как на федеральном, так и на региональном уровне. Сравните. Благодаря региональной программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года, было расселено почти 145 тысяч «квадратов» (сегодня в планах – только 97 тысяч). На это потратили 5,2 миллиарда рублей (сегодня – на миллиард меньше). Условия проживания улучшили более 9,5 тысяч человек (на этот раз «осчастливить» намерены только 6 тысяч). Ситуацию усугубляет тот факт, что реальные потребности в расселении существенно выше «официальных» плановых показателей. Так, по данным муниципальных образований в Ярославской области расселения ожидают 144,26 тысячи квадратных метров жилых помещений. Понятно, что к моменту окончания программы этот объём существенно увеличится. А вот контрольная цифра самой программы – нет. Таким образом, проблема снова не будет решена до конца. И магическое слово «национальный проект» здесь не поможет.

          Во-вторых, на 2019 год Ярославской области «сверху» выделили только 347,7 миллиона рублей. Вместе с областными и местными деньгами финансирование первого этапа программы составит 362,2 миллиона рублей. Это 8,5% от всего объёма средств. Притом, практически половину суммы 2019 года (157,7 миллиона) получит город Ярославль. Предполагается, что денег хватит для расселения 8,8 тысячи «квадратов» и 535 человек. В общем, не густо. Понятно, что соглашение с Фондом заключили только 13 мая, и половина года фактически была потеряна. В последующие периоды это будет уже не актуально. Тем не менее, в дальнейшем областным и местным властям придётся серьёзно постараться, чтобы увеличить темпы, наверстать упущенное и выполнить взятые на себя обязательства. Поскольку в Москве очень не любят, когда их не исполняют. И по мере приближения к 2024 году будут любить ещё меньше.

          6.jpgВ-третьих, как было отмечено выше, в программе 2019 года участвуют только шесть муниципальных образований из девяноста с лишним (если учитывать не только городские округа и муниципальные районы, но и поселения). Между тем, по информации сайта «Реформа ЖКХ», аварийное жильё, подлежащее расселению в соответствии с условиями предоставления федеральной финансовой поддержки, отсутствует только в Большесельском и Переславском районах. Но последний, как известно, прекратил своё существования и с прошлого года влился в состав городского округа Переславль-Залесский. Так что фронт работ огромный. Сами местные власти, конечно, благодарят вышестоящие инстанции за возобновление программы и значительную финансовую помощь. Но в кулуарах «не под камеру» выражают обеспокоенность реализацией мероприятий. Дело в том, что от муниципалов требуется выполнение двух главных условий: со-финансирование из собственной казны и наличие необходимого количества жилья, предоставляемого взамен расселённого. Трудности могут возникнуть с обоими.

          Притом, первая задача представляется даже меньшим злом – в масштабах программы деньги не столь велики. К примеру, от Ярославля в 2019 году требуется менее 950 тысяч рублей, от Мышкина – 205 тысяч, от Пошехонья – 187 тысяч, от Углича – 160 тысяч. А вот с новым строительством всё сложнее. Последние три года дела у застройщиков идут трудно. Причин тому немало: ужесточение законодательства, появление новых требований, повышение стоимости строительных материалов, а главное – отсутствие денег у населения. Объём введённого в эксплуатацию жилья падает даже в областном центре. Если в 2016 году эта цифра составляла 403,1 тысячи квадратных метров, то в 2018 – только 280,1 тысячи. Что уж говорить про сельские поселения. Поэтому во многих муниципальных образованиях имеется дефицит сил и средств для выполнения второго условия.

          Не будем забывать и о том, что жильё будут выкупать по «таксе», установленной Министерством строительства и ЖКХ. Для Ярославля это 42 389 рублей за «квадрат». При этом, средняя рыночная стоимость метра на первичном рынке – около 47 тысяч рублей. Конечно, муниципалы могут доплатить разницу из своего кармана. Однако это потребует уже значительных финансовых средств. Совсем не таких, как на простое со-финансирование программы. Возможно, застройщики сами будут готовы к более низкой стоимости – лишь бы продать накопившиеся активы (доля нереализованных квартир по-прежнему достаточно серьёзная). Но взамен наверняка потребуют для себя определённых преференций. И здесь наверняка придётся искать «золотую середину». А подобный поиск – всегда процесс сложный.

          3.jpgВ-четвёртых, для абсолютного большинства регионов страны расселение аварийного жилья «замыкается» исключительно на федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Другие механизмы практически отсутствуют. Реновация пока даёт свои плоды только в Москве. А широко разрекламированный по осени разработанный председателем комитета Государственной Думы по ЖКХ Галиной Хованской законопроект «О реновации жилищного фонда в РФ», если верить данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, пока продолжает бродить в недрах парламента. Но даже в случае его принятия, документ будет предельно «рамочным». И потребует немало изменений в другие нормативные акты. Кроме того, упор в нём сделан не на расселение, а на реконструкцию и капитальный ремонт. Что вполне коррелирует с современными тенденциями разделения аварийного и ветхого жилья. По мнению властей, в последнем при проведении надлежащего ремонта вполне можно жить. То, что подобные строения изношены минимум на две трети и порой ремонтировать там нужно всё – от чердака до подвала – официальных лиц в Москве, судя по всему, не смущает. Но обновлению жилого фонда такой подход явно не способствует.

            Таким образом, уже на старте программы можно предположить, что она не сможет одолеть «третью российскую беду» раз и навсегда. Для решения этой задачи нужны более действенные меры. Но прежде всего – стимулирование застройщиков и повышение благосостояния граждан. И с тем, и другим у нас пока далеко не всё в порядке. Первым больше выкручивают руки, нежели помогают. Про второе вспоминают только в связи с выборами. Что ж, впереди их много. Как-никак, новый избирательный цикл. А улучшение жилищных условий избирателей – отличный пиар-ход. Посмотрим, воспользуются ли им власть предержащие.

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?