Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.05.2019
Ярославль
2936
ИТАЛЬЯНСКИЕ СТРАСТИ ПО ЯРОСЛАВСКОМУ МУСОРУ

Чем Ярославль может напоминать Неаполь

ИТАЛЬЯНСКИЕ СТРАСТИ ПО ЯРОСЛАВСКОМУ МУСОРУ

Несмотря на весь ура-патриотизм, «духовные скрепы» и особый «русский путь», наши власти очень любят сравнивать нас с Европой. Правда, делают это исключительно в тех случаях, когда нужно оправдать непопулярные меры или показать отечественные «преимущества» перед «загнивающим Западом». Повысили пенсионный возраст до 65 лет. Ничего, в Европе в 70 на покой уходят. Только их граждане на старости лет катаются по заграницам, а российские не могут поехать даже на дачу (потому что дорого). Но это в расчёт, разумеется, не берётся. Или взять цены на бензин. У нас литр стоит 70 центов, а за кордоном – в два раза больше. А то, что за этим самым кордоном и нефть не добывают, и средняя зарплата в три-четыре раза выше, к делу снова не относится. Между тем, на ум приходят совершенно иные сравнения. Взять тот же Ярославль и Неаполь. Только не в плане природных красот или шедевров архитектуры, а в более приземлённом плане. 

Италия (1).jpgИталия (2).jpgМногие наверняка помнят мусорный кризис десятилетней давности в столице итальянской Кампании и других регионах юга страны. Конечно, нам до подобных масштабов ещё далеко. Но определённые параллели прослеживаются. Во всяком случае, после прошлогоднего завоза отходов из Подмосковья и начала работы единого регионального оператора «мусорная проблема» перешла в разряд социально-политических. Региональные власти как могут, пытаются снизить её остроту. Например, с помощью программы «Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе ТКО, на территории Ярославской области», обсуждение которой состоялось в минувшую пятницу на заседании профильного комитета областной Думы. Однако ни о каких глобальных успехах пока говорить не приходится. Программа явно не отвечает вызовам времени и требует пересмотра. Иначе, как говорят итальянцы, «фенита ля комедия».


Искусство невозможного

         f-in2_Co3ME.jpgВ начале – пара слов о самой программе. Как стандартное произведение бюрократического искусства она неинтересна. Программа как программа. Такие в недрах областной администрации рождаются десятками. Гораздо интереснее рассматривать её в качестве своеобразного плана действий по борьбе с отходами. Сразу оговоримся, что авторы документа почему-то сосредоточились исключительно на коммунальных отходах, минуя все остальные виды (строительные, промышленные, медицинские, биологические и т.д.). Во всяком случае, в представленной на комитет презентации о них не было ни слова. Поэтому депутаты совершенно справедливо (что водится за ними редко) рекомендовали Правительству региона дополнить программу мероприятиями по их сбору и утилизации. Но это так, лирическое отступление об уровне проработки вопроса. Нас в большей степени интересуют именно твёрдые коммунальные отходы (ТКО). На них и сосредоточимся.

         В качестве главной цели программы обозначено «создание эффективной региональной системы управления отходами …, обеспечивающей увеличение объемов обработки ТКО и вовлечение их в повторный хозяйственный оборот». О достижении этой цели будут судить по пяти основным показателям:

·        доля населения, охваченного услугами операторов по обращению с ТКО;

·        доля обработанных ТКО в общем объеме отходов (процент сортировки);

·        доля утилизированных ТКО в общем объеме отходов (процент переработки);

·        доля ТКО, направляемых на размещение на полигон (процент захоронения);

·        доля рекультивированных земель под полигонами и иными объектами накопленного экологического вреда.

Помимо цели и системы показателей программа также подразумевает решение четырёх основных задач. Это формирование региональной нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами; внедрение регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области; развитие инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов; рекультивация земель под объектами, включенными в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда. На всё это должны потратить 1 миллиард 397 миллионов рублей. Кроме того, часть мероприятий программы будут увязаны с национальным проектом «Экология». А значит, теоретически могут претендовать на хорошее финансирование «сверху». Вроде бы, всё красиво. Но, как водится, только на бумаге.

Комитет (1).jpgПрограмма рассчитана на пять лет, с 2016 по 2021 год. На дворе – май 2019-го. Половина срока уже прошла. Самое время подвести промежуточные итоги. И они не сильно радуют. Это следует из анализа тех самых показателей, которые перечислены выше. Начнём с начала. Первый показатель – доля населения, охваченного услугами операторов по обращению с ТКО. К 2021 году его намерены довести до 96% (ста процентов, по словам чиновников, нельзя достичь по объективным причинам). Пока он составляет 85%. Возможно, на деле эта цифра ещё меньше. Поскольку услуга по вывозу бытовых отходов по факту оказывалась далеко не всем гражданам, получившим за неё счета. Во всяком случае, осенью прошлого года от людей поступали вполне конкретные жалобы по этому поводу. Прежде всего, в сельской местности. Там же имеет место ещё одна проблема: в отдельных населённых пунктах контейнеры размещены на значительном удалении от жилых домов (несколько сот метров). Поэтому «охват» получается формальным. И региональному оператору в лице фирмы «Хартия» есть, куда расти.

По остальным показателям ситуация значительно хуже. Так, к 21-му году власти намерены добиться 100% сортировки отходов. Пока этот показатель составляет всего 41%. Что интересно, пару лет назад цифра была выше, притом весьма существенно – 68,5%. Получается, что с началом работы единого регионального оператора ситуация с мусоросортировкой не улучшилась, а ухудшилась. При этом, плановое значение показателя на 2019-й составляет менее 54%. Так что навёрстывать упущенное придётся за оставшиеся два года. Аналогичная ситуация с отходами, направляемыми для захоронения на полигоны. За 2018 год их доля составила чуть менее 96% (то есть переработка почти не велась). Это значение стало худшим за последние три года. К моменту окончания программы цифру хотят снизить до 84,3%. Соответственно, количество мусора, направленного на переработку, должно увеличиться с нынешних 4,1% до 15,7%. Правда, каким образом предполагается добиться почти четырёхкратного увеличения данного показателя, остаётся непонятным.

IMG_7985.jpgДело в том, что программа практически не предусматривает строительство мощностей по переработке ТКО. Едва ли не единственным объектом по данному направлению станет участок компостирования на базе полигона «Скоково» под Ярославлем. Основная же масса усилий будет сведена к банальной сортировке. В частности, к 2021 году планируется создание двух сортировочных станций на территории Первомайского (20 тысяч тонн в год) и Ростовского (100 тысяч тонн в год) районов, а также организация мобильной сортировки в Брейтовском и Некрасовском районах (по 5 тысяч тонн в год) и первичной сортировки с перегрузкой под Пошехоньем (10 тысяч тонн в год). Отметим, что суммарный объём названных объектов не превышает годовой мощности того же «Скоково».


Экстенсивно и неэффективно

Как бы то ни было, на данном направлении в любом случае выбран экстенсивный путь. Применение сортировки позволит лишь сократить площадь используемых полигонов. Но из-за отсутствия достаточной переработки вовлечение мусора в повторный хозяйственный оборот будет минимальным. А разве не это ставили в качестве цели авторы программы? То-то и оно. Чиновники объясняют свой подход дороговизной, а также тем, что переработке подвержен не весь мусор. Однако на Западе подобные вопросы почему-то не возникают. Более того: там утилизация ТКО давно поставлена на широкую ногу и является прибыльным бизнесом. От которого (в отличие от России) выигрывают не только сами бизнесмены, но и вполне обычные граждане. Однако такие сравнения с Европой, как мы отмечали выше, у нас не приняты.

Скоково (1).jpgСеливаново.jpg

   Впрочем, с развитием инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов дела в принципе идут неблестяще. Несмотря на громкие прошлогодние обещания вывести её на качественно новый уровень. Из новых объектов можно назвать разве что комплекс по дроблению отходов на «Скоково» (реализован с участием федерального и областного бюджетов) и мусоросортировочный комплекс на полигоне «Селиваново» под Угличем. С другой стороны, по-прежнему не запущена станция по очистке фильтрата, на который в прошлом году обращали столь пристальное внимание многочисленные проверяющие. Не реализовано строительство линий сортировки и прессования ТКО на том же «Скоково» и производственной линии по переработке автомобильных шин. По большому счету, практически вся модернизация инфраструктуры пока что сводится к закупке спецтехники (самосвалы, бульдозеры, грейдеры, весы). Но это итак бы пришлось делать, поскольку без нее нормальное функционирование полигона невозможно в принципе. Особенно в условиях возросшей нагрузки.

         Выходит, что единственным по-настоящему масштабным проектом, который уже начали делать, является рекультивация полигона под Переславлем-Залесским, закрытого два года назад. Свалка включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Работы рассчитаны на три года (с 2018 по 2021), стоимость составляет 96 миллионов рублей. На сегодняшний день уже разработана проектно-сметная документация и получено заключение о сметной стоимости ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза». Дальше можно приступать к самим работам. К слову, в настоящий момент переславский мусор отвозят на полигон в Ростовском районе. Однако он не соответствует ряду требований и к 2021 году может быть закрыт. Вместо него на границе Ростовского и Переславского районов рядом с деревней Кулаково может быть организована новая площадка с мусоросортировкой. Но пока это лишь проект.

         РСО (3).jpgС другой стороны, авторы программы обошли стороной и даже не упомянули несколько по-настоящему актуальных проблем. К примеру, раздельный сбор отходов (РСО). Этот процесс продолжает буксовать. К началу весны у «Хартии» было менее 400 специализированных контейнеров всего в 4 муниципальных образованиях, предназначенных для данных целей. Правда, за 2019 год планировалось закупить ещё 500 единиц. Но это вряд ли решит проблему. На обслуживании регионального оператора находится 12300 бункеров. Поэтому даже если сложить две цифры, доля РСО в общей структуре контейнерного парка составит порядка 7%. Это ни о чём. А если учесть, что раздельный сбор порой осуществляется формально (когда все отходы вне зависимости от их типа закидываются в один мусоровоз), выполнение задачи и вовсе начинает отдавать профанацией.

         Ещё одна архисложная проблема – содержание контейнерных площадок. Именно из-за них «Столица «Золотого кольца» прошлой осенью (то есть с приходом регионального оператора, сразу открестившегося от этого процесса) и стала напоминать Неаполь десятилетней давности. С нового года ответственными за содержание назначили местные власти. Но из-за отсутствия средств и большого фронта работ те отнюдь не горели желанием убирать мусорки. Поэтому решили повесить проблему на людей. Притом, до гениальности просто: тупо передвинуть контейнеры на придомовые территории. Первым это сделал глава Рыбинска (вот что значит армейский подход). Следом «передовой опыт» перенял и мэр Ярославля. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Сначала возмутились граждане, не желающие разводить помойку у себя под окнами и по ночам транспортировавшие баки обратно на муниципальную землю. Потом подключились депутаты и прокуратура. Поэтому на системной основе вопрос не решён до сих пор. Меж тем, Президент Владимир Путин уже дал поручение Правительству страны определить целесообразность законодательного закрепления обязанностей по содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Срок установлен до 1 июня. Возможно, к этому времени ясности станет больше.

         Пока же в сухом остатке получается отнюдь не радостная картина. Новые полигоны не строятся. Старые не рекультивируются. Инфраструктура развивается медленно. Сортировка буксует. Переработкой даже не пахнет. А передовые технологии остаются только на словах. Пока что из всех целей и задач программы полностью достигнуты только две: сформирована нормативная правовая база да создан единый региональный оператор (к работе которого по-прежнему куча вопросов, а вот отдача от его деятельности особо не ощущается). Не густо. Хотя прошла уже половина срока. И авторам программы нужно серьёзно задуматься об эффективности её реализации, увеличении мероприятий и качестве их исполнения. В противном случае, через некоторое время ярославцы и впрямь рискуют почувствовать себя жителями Южной Италии. Но такое сравнение с Европой вряд ли придётся им по вкусу.

 

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?