Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.08.2022
Ярославль
3011
О ТРУДНОСТЯХ ПИЩЕВАРЕНИЯ ИЛИ КАК ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ

Как переварить колоссальный объём дорожных работ и не переборщить с предвыборным пиаром?

О ТРУДНОСТЯХ ПИЩЕВАРЕНИЯ ИЛИ КАК ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ

        Похоже, что в решении «второй российской беды» в отдельно взятой области Михаил Евраев всё-таки переплюнул своего предшественника Дмитрия Миронова. По крайней мере, об этом свидетельствуют цифры. Сегодня региональный дорожный фонд достиг рекордной отметки почти в 15 миллиардов рублей. К первоначальным деньгам весной удалось присовокупить внушительный федеральный транш в 2 миллиарда. А летом было принято решение перераспределить часть лимитов в объёме 3,5 миллиарда с будущего года и начать дополнительный ремонт уже в нынешнем сезоне. Таким образом, план работ был увеличен на 55-60%. А количество приведённых в порядок магистралей по итогам года будет исчисляться уже не десятками, а сотнями километров. Всё это просто замечательно. Но терзают смутные сомнения: осилит ли регион такой объём? Ведь на дворе уже вторая половина августа, и активный строительный сезон подходит к концу. Но на многих дорогах даже конь не валялся, а некоторые пока даже не расторгованы. А ведь есть ещё дворы и проезды к социальным учреждениям, которые вообще откровенно заваливают. Когда всё это будут делать? И кто? И как? Но, похоже, что глава региона об этом не задумывается, и действует по принципу: после нас – хоть потоп. В смысле, после выборов. И потому занимается показательной поркой мэрии и многострадального «Ярдормоста» на Октябрьском мосту, рисует грандиозные планы, и раздаёт не менее грандиозные обещания. Даже Карабулинскую развязку с третьим мостом анонсировал. Всё это сильно отдаёт неприкрытым пиаром. Однако здесь очень важно не переборщить. Особенно в столь острой для ярославцев теме. Потому что к концу сезона за всё это придётся ответить и перед Президентом (не зря же в недавнем разговоре с главой региона по видеосвязи он назвал дорожные вопросы в числе приоритетных), и перед жителями. И не хотелось бы, чтобы за всё вышесказанное было мучительно больно!

 

Ремонт государственной важности

           Но для начала – всё же о том, что уже сделано. Итак, в первоначальной редакции областного бюджета на 2022 год ассигнования дорожного фонда составляли 9 868 806 611 рублей. После июньских изменений в основном финансовом документе данная сумма увеличилась до 14 775 915 050 рублей. И, похоже, что это – ещё не конец. Но обо всём по порядку. Львиная доля расходов дорожного фонда, как обычно, приходилась на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Изначальный план работ на 2022 год предусматривал ремонт 16 региональных магистралей (плюс две дополнительные), 22 улицы в Ярославле, трёх объектов в Тутаевском районе (улицы Моторостроителей и Соборная в районном центре и улица Ленина в посёлке Константиновский) и одной дороги в Ярославском районе («Ярославская областная клиническая больница – Красный Бор – Алёшково»).

          Помимо этого, в рамках работ по БКАД должны были реконструировать 5 мостов, установить несколько светофоров, заменить барьерное ограждение на Московском проспекте в Ярославле и выполнить ряд проектов на будущие периоды. Подробный перечень всех объектов мы приводили в нашей статье «Широки фронты, да кругом ухабы... и диверсии» ещё в марте. Ежели кто желает обновить его в памяти – милости просим. Разумеется, буквально с апреля этот список начали расширять. И сейчас он выглядит по-другому. Но сейчас мы ведём речь именно про первую редакцию.

          Какова сегодняшняя картина по указанным улицам и дорогам? В общем, вполне неплохая. Притом, в Ярославле показатели даже лучше, чем в области. Обычно город выступает по отношению к ней в качестве догоняющего. Конечно, муниципальных дорог всегда больше, чем региональных. Хотя с другой стороны, и протяжённость их значительно меньше. Как бы то ни было, на этот раз ремонт большинства объектов областного центра начался вовремя и шёл вполне равномерно. На сегодняшний день из 22 городских дорог 10 уже введено в эксплуатацию, и ещё на 3 полностью закончены работы.

Тормозное шоссе.jpgУлица 1905 года.jpg

             Речь про улицы Урочская, 1905 года, Согласная, Голубятная, Большая Любимская, Батова, Ударная, Малая Техническая, Лесная, Лизы Чайкиной, Старая Костромская, проезд Ухтомского и Тормозное шоссе. Это больше, чем половина. Притом, многие объекты выполнили досрочно

Старая Костромская.jpgУхтомского.jpg       Ещё несколько дорог, хоть пока и не приняты, но находятся в высокой стадии готовности. Согласно сводке работ по муниципальным объектам, опубликованной на официальной странице департамента дорожного хозяйства Ярославской области в социальной сети «ВК», по состоянию на 13 августа общая ситуация была следующей:

Слепнева.jpg·      на улице Слепнёва уже прошла укладка асфальта, идет замена люков, ремонт тротуаров;

·      проспект Толбухина готовят к сдаче;

·      на улице Первомайской завершают работы с асфальтом, наносят разметку, устанавливают новые знаки;

·      на Тверицкой набережной в работе второй участок, там укладывают нижний слой асфальта;

·      на улице 1-й Вокзальной заканчивают работы по уширению проезжей части и готовятся к укладке асфальта;

·      на улице Строителей (переходящий объект прошлого года) выполнено устройство остановок, тротуары, съезды, проезжая часть готовы на 80%.

  ЯОКБ - Красный Бр - Алёшково.jpg         Завершая тему муниципальных объектов отметим, что в Ярославском районе дорогу «Областная больница – Красный Бор – Алёшково» также готовят к сдаче, а ремонт в Тутаеве был закончен ещё раньше. Соответственно, из местных трасс в пределах ярославской агломерации остаётся только улица Ленина в поселке Константиновский. Из-за несостоявшегося аукциона работы там начали поздно, фактически в начале августа. Но объёмы небольшие, так что в скором завершении ремонта сомневаться не приходится. Что касается региональных дорог, то здесь тоже всё идёт по плану. По нашим подсчётам, в настоящий момент закончены работы на 7 дорогах: «Ляпино – Прусово», «Ростов – Марково – Строганово», «Ярославль – Любим», «Кормилицино – Курба», «Петровское – Караш – Заозерье – Пречистое», «Борисоглебский – Буйкино», а также два участка дороги «Углич – Некоуз – Брейтово». По остальным объектам (повторимся – из первоначального плана работ БКАД) согласно вышеупомянутой сводке департамента на 12 августа картина такая:

·      приступили к работам на новом этапе обхода г. Гаврилов-Ям;

·      на дороге «Данилов – Пошехонье» завершают работы на последнем участке;

·      на участке дороги «Углич – Некоуз – Брейтово» в Брейтовском районе завершили фрезерование;

·      на дороге «Углич – Маймеры» укладывают асфальт;

·      на дороге «Киндяки – ст. Лом – Большое Село» завершают укладку верхнего слоя асфальта;

·      на дороге «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» на одном участке приступили к укладке верхнего слоя покрытия, на другом ведётся устройство остановочных площадок;

·      на дороге «Говырино – Дмитриевское – Нагорье» идут подготовительные работы;

·      на дороге «Рыбинск – Арефино» завершают укладку нижнего слоя асфальта;

·      на дороге «Ярославль – Сабельницы» готовятся приступать к укладке верхнего слоя асфальта;

·      на дороге «Данилов – Шаготь» ведется регенерация покрытия;

·      на дороге «Некоуз – Шестихино» укладывают асфальт.

           Однако этот список однозначно будет расширен. Ещё весной из федерации нам пообещали дать дополнительные 2 миллиарда рублей. Их потратят на ремонт 8 областных объектов общей протяжённостью около 80 километров. Это трассы «Каплино – Шельшедом – Рублево», «Новое – Мышкин», «Харино – Горки – Новые Ченцы» и «Слободка – Плечево», а также участки дорог «Туношна – Бурмакино», «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино», «Говырино – Дмитриевское – Нагорье» и «Углич – Ростов». Ремонт некоторых из них уже начался. Скажем, на дорогах «Слободка – Плечево» и «Каплино – Шельшедом – Рублево» к концу первой декады августа велись работы по уширению проезжей части, а на второй – ещё и регенерации покрытия.

Сдвижков и Душко.jpgПервомайская (2).jpg          Здесь же стоит сказать и о постепенном улучшении темпов и качества работ. Больше других, наверное, стоит выделить АО «РУМСР» Евгения Сдвижкова (не сочтите за рекламу, это объективные данные). Организация взялась и за несколько небольших дорог в Дзержинском районе, и за две самые большие и сложные улицы в центре Ярославля – Первомайскую и проспект Толбухина, и за муниципальные дороги вне Ярославля (улицы Моторостроителей и Соборная в Тутаеве), и за региональные объекты. И везде сработала более чем удовлетворительно. Позитивные изменения наблюдаются и в работе АО ГК «ЕКС» и ООО «ДЭП-57», которые раньше много критиковали.

Евраев на Толбухина.jpg          В свою очередь, у Михаила Евраева «дорожная тема» находится в безусловном приоритете. Наверное, не проходит и недели, чтобы он не выезжал на какую-нибудь площадку. Часто маршрут проходит по тем городам и районам, главы которых были назначены уже при Евраеве. Не исключено, что таким образом врио губернатора как бы стремится показать: посмотрите, я не ошибся с выбором – муниципальный заказчик не подвёл, работы идут (к примеру, в Тутаевском и Ярославском районах). С другой стороны – там, где есть проблемы, он готов «включить строгача» (Ярославль). Всё это тоже элементы предвыборной кампании. Однако данная благостная, на первый взгляд, картина может быть изрядно подпорчена. При том сразу по нескольким причинам.

 

Тупик Евраева

             Прежде всего в Ярославле пока не понятна судьба четырёх объектов из плана БКАД на 2022 год. Это улицы Механическая, Рылеева, Пожарского и Ленинградский проспект. И если первые две имеют, скажем так, районное значение, то третья и четвёртая значительно важнее. Особенно это касается Ленинградки от Волгоградской до Строителей. А по большому счёту – до выезда из города в сторону Тутаева. Любой водитель, пользующийся этим направлением, в красках опишет вам состояние данного участка одной из главных городских магистралей. И цензурных слов там будет немного. В интервью ГТРК «Ярославия» в конце июня директор департамента городского хозяйства мэрии Ярослав Овчаров заявил, что улицу ждёт не простой ремонт, а реконструкция с расширением до 4 полос. При этом, контракт будет двухгодичным (как в своё время с проспектом Машиностроителей), но перед подрядчиком поставят задачу завершить всё за один год.

Ленинградка 2.jpg          Стоимость работ оценили в 248 миллионов 347 тысяч 413 рублей. Провести торги должны были в первой половине июля. Но что-то пошло не так. И торги перенесли уже на конец второго летнего месяца. В итоге к началу августа на Ленинградском проспекте по-прежнему было тихо. Так что даже если подрядчика всё же определят в августе, в полное завершение работ до конца сезона верится с большим трудом. Во всяком случае, с надлежащим качеством. Поскольку укладывать асфальт точно придётся в сезон дождей, если вообще не под «белыми мухами». Та же история – и с улицей Пожарского. Всё это вызывает понятное недовольство людей, и отчасти нивелирует другие результаты, достигнутые в городе по плану БКАД. И это понятно. Поскольку для большинства жителей одна Ленинградка значит куда больше, чем пяток малых улиц, затерянных в спальных районах и частном секторе. Добавьте к этому тот факт, что ремонта продолжают ждать ещё несколько порядком «убитых» центральных улиц (Победы, Советская, проспект Октября и другие) – и картина недовольства станет полной.

 Евраев на Октябрьском мосту.jpg       Вторая проблема – Октябрьский мост. Объект для города не просто важный, а стратегический. И подойти к его ремонту нужно было со всей тщательностью. Однако этого, увы, не произошло. На наш взгляд, было допущено как минимум две серьёзные ошибки. Тоже стратегические. Во-первых, начало работ выглядело спонтанным, а ограничение движения в первые дни – непродуманным. В кулуарах говорят, что решение закрыть половину путепровода принадлежало непосредственно Михаилу Евраеву, было принято за одни сутки, и доведено до мэрии в директивном порядке. Не будем судить, так это или нет. Но информация о перекрытии двух полос с 23 часов 5 июля и на официальном сайте городской администрации, и во всех СМИ действительно появилась только 5 июля, то есть всего за несколько часов до «времени «Ч».

          А утром 6 июля для жителей Заволжского района начался настоящий транспортный ад. Проспект Авиаторов встал в огромную пробку. Вечером она повторилась уже на центральных улицах, в обратную сторону. О том, что некоторым гражданам пришлось добираться до работы 2-3 часа, автор этих строк знает лично. Конечно, пробками Заволгу не удивишь. Но обычно они начинаются с сентября. А тут – в самый разгар лета. Также не будем забывать про жару на улице, которая была в это время. Итог: «закипевшие» авто, аварии, а главное – тепловые удары и другие проблемы со здоровьем у людей. Прежде всего – пассажиров общественного транспорта. Который, вопреки обещаниям авторов «транспортной реформы», более комфортным не стал.

Пробки на Октябрьском мосту (2).png         Конечно, власти тут же стали думать – как решить создавшуюся проблему. Но ничего принципиального, кроме изменения режима работы светофоров и дежурного экипажа ДПС, сделано не было. Для движения так и оставили только две полосы из четырёх. Личный автотранспорт продолжали пускать наряду с общественным, притом без выделенных полос. Реверсивного движения тоже не ввели. Несколько дней спустя острота проблемы несколько снизилась. Однако до конца она не снята по сей день. Вторая ошибка касалась технологии производства работ. Всем известно, что Михаил Евраев потребовал от подрядчика (государственного АО «Ярдормост») максимально ускорить работы, чтобы открыть путепровод к 1 сентября. С одной стороны, требование правильное. Тем более, что по первому времени рабочих на объекте действительно было мало, а сами работы велись не быстро.

           С другой – в любом ремонте есть объективные условия и технологические требования. В случае с мостом одно из них касается монтажа деформационных швов. Их поставка задержалась. В результате асфальт начали укладывать без них. Но когда комплектующие швов поступят, новое покрытие придётся вскрывать, устанавливать металлическую конструкцию, и закатывать полотно заново. Что, во-первых, вновь обернётся заторами. А во-вторых, не допускается по технологии. Выходит, что фактически власти осознанно пошли на нарушение? При этом, есть сведения, что в «Ярдормосте» предупреждали: сделать объект за два месяца не получится. После чего на предприятии сразу сменился директор (к слову, производивший вполне приятное впечатление). Говорят, что он сам уволился, когда понял, что под давлением губернских властей нарушение технологии работ обязательно случится, а оно потом может аукнуться всему городу. Да и не только городу...

Евраев на Первомайской.jpg           В сухом остатке получается, что сначала мэрию поставили перед фактом, обязав за сутки закрыть мост. А потом ей же выдали «на орехи», устроив «публичную порку» и обвинив во всех смертных грехах. Когда сомнения стали звучать уже из уст уже областных структур, эти уста быстро «заткнули». При этом, врио губернатора выглядел этаким «борцом за народное счастье», попеременно раздавая то «оплеухи», то руководящие указания. Тем самым, зарабатывая дополнительные «политические очки» перед выборами. Местами всё это напоминало заранее продуманный «спектакль». Хотя, если информация насчёт перекрытия путепровода и предупреждений «Ярдормоста» соответствует действительности, то выходит, что глава региона повинен в сложившемся коллапсе не меньше мэрии и подрядчиков.

          Третья проблема касается ремонта подъездных путей к социальным объектам. В этом году их решили делать отдельно, на что было выделено 600 миллионов рублей. Вот только дело продвигается из ряда вон плохо. Так, к концу первой рабочей недели августа из 192 объектов по всей области контракты на выполнение работ были заключены лишь по 96 проездам (то есть только по половине). Из них ремонт был закончен лишь на 48 объектах (то есть 25%). А два десятка проектов и вовсе находились на экспертизе. При том в Ярославле, на который приходится 68 проездов, было заключено меньше десяти контрактов.

          Рискнём предположить, что программу или придётся сократить (что уже было сделано в начале года примерно на 40-45 объектов), или «закрыть глаза» на нарушение технологии. Поскольку доделывать вторую половину дорог однозначно придётся в «пожарном порядке».

          Ещё есть дворы. Но то, что работа по их благоустройству также идёт очень медленно, мы писали уже не раз. А то, что у властей «не бьются» цифры по количеству выполненных работ, отмечали и некоторые ярославские СМИ. Так что не будем уделять этому много внимания.

          Наконец, немало вопросов вызывают дополнительные дороги, которые планируют сделать за счёт лимитов 2023 года. Если верить официальной информации, в общей сложности хотят привести в порядок около 70 километров региональных и 60 километров муниципальных дорог. Их окончательный и точный перечень неизвестен, поскольку постоянно меняется. Цена вопроса – порядка 3,5 миллиарда рублей. Делать указанные объекты намерены вплоть до ноября. Главный вопрос – к какому результату хотят прийти к зиме? Если речь только о подготовительных работах – тогда это одно дело (но тогда зачем подавать всё это как некое «ноу-хау», ведь подобная практика была и раньше). Если о полноценном ремонте – тогда решение представляется крайне опрометчивым. Времени осталось мало. И если подрядчики заявятся на аукцион, выиграют торги и выйдут на площадки, но что-то пойдёт не так (ухудшение экономики, новая волна коронавируса и так далее) – завал гарантирован. Дороги придётся бросать недоделанными, и возвращаться к ним только весной. А это – риск повторения ситуации с печально известным экопарком «Озерная гривка» за Волгой. И получения очередной порции негатива от жителей.

          Таким образом, при очевидных успехах, на дорожном фронте остаются и не менее очевидные проблемы. При том, некоторые из них носят, скажем так, «рукотворный» характер. Получится ли их преодолеть – будем судить ближе к ноябрю. Выборы к тому времени, конечно, уже пройдут. Но кто сказал, что выводы о работе руководителей нельзя делать после голосования? В конце концов, настоящая жизнь начинается именно тогда. Когда слетает предвыборный гон. Вот и посмотрим, насколько эта жизнь будет соответствовать щедрым политическим обещаниям! 

           ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?