Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.04.2017
Ярославль
2439
КАПут РЕМОНТ!
Или ярославские хроники второй российской беды
КАПут РЕМОНТ!
Фото-1.jpg

С приходом апреля в Ярославской области должен был открыться сезон дорожных работ. В смысле, работ больших и полноценных. Ибо латание дыр, гордо именуемое у нас ямочным ремонтом (или ещё круче – «ремонтом картами»), не имеет никакого отношения к полноценной реконструкции полотна и не вызывает ничего, кроме чувства глубокого уныния. Чего греха таить, надежды на сезон были большими. Новая администрация региона прошлой осенью сразу взяла с места в карьер. И в итоге смогла обеспечить Ярославлю солидную сумму денег за счёт федеральных и областных субсидий. Казалось бы, живи и радуйся: средства выделены, список улиц определён, проектно-сметная документация готова. Ан, нет! Буквально с первых дней апреля стало понятно - процесс организован из рук вон плохо. Московские компании проигнорировали торги. Многие ярославские подрядчики не смогли заявиться на конкурс (понимая, что не потянут объём работ). А сам аукцион в итоге был аннулирован. Ситуация в области ещё хуже, ибо денег на региональные трассы дали в разы меньше, чем городу. В итоге полмесяца уже пролетело, но к долгожданным ремонтам даже не приступали. А работы – вагон. Вернее – целый состав. Очевидно, что при таком раскладе завершать укладку асфальта придётся вместе с Дедом Морозом под бой новогодних курантов.

Фронт работ

Перво-наперво мы предлагаем ещё раз прочувствовать масштаб замыслов. Правда, их масштабность в ряде случаев весьма условна и обеспечена за счёт дырявой региональной казны. Но тем не менее. Для удобства уважаемых читателей мы составили две таблицы. В первой показано распределение средств областного дорожного фонда (с учётом последних февральских изменений). Во второй отражён план работ непосредственно в Ярославле. Так что если кто не в курсе, какие улицы будут делать – милости просим ознакомиться. Авось, кто-то приятно удивится, обнаружив в списке свою.

Таблица 1. Распределение средств дорожного фонда Ярославской области на 2017 год

ДОРОЖНЫЙ ФОНД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЦП

«Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области»

297,2 миллиона рублей

ВЦП

«Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области»

3 387,9 миллиона рублей

РП «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ярославской агломерации»

1177 миллионов рублей

(без муниципального софинансирования)

Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального значения

Приведение в нормативное состояние

улично-дорожной сети г. Ярославля

Реконструкция автомобильной дороги Ярославль-Углич в Большесельском МР

Капитальный ремонт автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском МР

Автомобильная дорога Ярославль – Углич (в Ярославском МР)

27 улиц общей протяженностью более 49,2 километра (отдельным списком)

Строительство улицы Дорожной в г. Переславль-Залесский

Капитальный ремонт Северо-Восточной окружной дороги г.Ярославля

Автомобильная дорога Ярославль – Рыбинск (в Тутаевском МР)

Ремонт автомобильной дороги Ляпино-Прусово в Ярославском МР

Автомобильная дорога Яковлевское – Диево-Городище (в Ярославском МР)

Ремонт автомобильной дороги Сергиев-Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец в Рыбинском МР

Автомобильная дорога Шебунино – Красный Профинтерн (в Ярославском МР)

Ремонт автомобильной дороги Пречистое – Любим – Буй, Любимском МР

Автомобильная дорога Ярославль-Заячий холм (в Ярославском МР)

Ремонт автомобильной дороги Ярославль – Любим, Даниловском МР

Северо-Восточная окружная дорога (в Ярославском МР)

Ремонт мостового перехода через реку Черемуху на автомобильной дороге Рыбинск - Большое Село в Рыбинском МР

Ремонт мостового перехода через реку Касть на автомобильной дороге Данилов – Середа в Даниловском МР

Восстановление тротуаров на автомобильной дороге Рыбинск – Глебово в Рыбинском МР

Таблица 2. Перечень улиц г. Ярославля, запланированных к приведению в нормативное состояние в 2017 году

Наименование объекта улично-дорожной сети

Протяжённость, км

Стоимость работ, тыс. руб.

1

Ул. Полушкина роща

4,1

111 472,82

2

Республиканский проезд

6,0

100 338,53

3

Автодорога от ул. Калинина до автомобильной дороги

«Подъезд к г. Кострома» от М-8 «Холмогоры»

1,2

20 141,93

4

Юго-Западная окружная дорога от Московского проспекта до ул. Нефтяников

1,7

34 113,24

5

Ул. Володарского

2,0

28 312,48

6

Ул. Красноперекопская

1,0

16 381,44

7

Ленинградский проспект (второстепенный проезд от проспекта Дзержинского до ул. Батова)

0,5

12 411,86

8

Ул. Наумова от ул. Большая Федоровская до ул. Ямская

0,6

8 472,11

9

Ул. Гудованцева

1,2

12 650,32

10

Ул. Большая Федоровская от ул. Наумова до ул. Зеленцовская

1,9

58 779,11

11

Ул. Бахвалова

0,9

11 847,15

12

Ул. Свердлова

2,7

51 129,10

13

Ул. Тургенева

0,7

10 794,01

14

Ул. Некрасова

1,6

17 240,11

15

Ул. Менделеева

1,0

15 606,27

16

Ул. Серго Орджоникидзе

1,6

41 243,11

17

Ул. Ляпидевского

0,6

10 053,36

18

Ул. Космонавтов

1,2

10 977,38

19

Ул. Панина от Ленинградского проспекта до ул. Строителей

0,7

13 535,59

20

Суздальское шоссе (включая участки улиц Расковой и Ньютона)

3,5

63 893,19

21

Ул. Лисицына от ул. Большая Октябрьская до дома №1 по ул. Лисицына

0,7

8 701,89

22

Ул. Маяковского

2,6

61 557,64

23

Ул. Труфанова

2,4

63 329,75

24

Ул. Пирогова

2,1

26 815,01

25

Ул. Суздальская от ул. Калинина до дома № 180 по ул. Суздальская

1,2

16 859,91

26

Улица Маланова

2,3

25 577,59

27

Ул. Шевелюха

3,2

30 982,18

Начнем сначала. То есть с левой графы первой таблицы. Как видно, по ней особо не разбежаться. На этот год в областной целевой программе «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области» (одно время считавшейся чуть ли не основной) предусмотрены всего два объекта. Первый – пятикилометровый участок Угличской дороги. Её делали и в прошлом, и в позапрошлом году. Любой автомобилист, более-менее регулярно путешествующий в этом направлении, скажет вам, что работы там ещё непочатый край. Второй объект – строительство новой дороги в Переславле-Залесском. Той самой, которую во время визита в город обещал Дмитрий Миронов. Сначала на неё хотели дать 150 миллионов рублей. Но потом решили, что и 100 будет вполне достаточно. А вся программа укладывается в смешную сумму менее 300 миллионов.

Иное дело – ведомственная целевая программа «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области». Тут цифра в 11 с лишним раз больше – без малого 3,4 миллиарда рублей. Но не стоит забывать, что сюда входят расходы и на содержание областной сети дорог (почти 1 миллиард 650 миллионов), и на субсидии муниципальным образованиям (более 760 миллионов), и на обеспечение деятельности госпредприятий в сфере дорожного хозяйства (почти 100 миллионов), и на выполнение работ по повышению безопасности движения (50 миллионов), и на разработку рабочих проектов (30 миллионов), и на много что ещё. В итоге на сам ремонт региональных трасс остаётся всего ничего. По сусекам наскребли только 6 дорог, 2 моста да ремонт тротуаров в одном из посёлков под Рыбинском. Притом, все контракты – двухгодичные. Поэтому в данном случае правомерно говорить о продолжении ранее начатых работ, а не о каких-то новых объектах.

Ну и самое интересное – программа развития транспортной инфраструктуры так называемой «Ярославской агломерации». Как были определены её границы, непосвященному человеку понять сложно. По ощущениям, в ход просто пустили циркуль, который отметил на карте окружность определённого радиуса (навскидку - километров 20 от Ярославля). Таким образом, в программу попали не только городские улицы, но и 6 дорог регионального значения, ведущих к областному центру. Естественно, не целиком, а участками. На них запланировано потратить порядка 350 миллионов рублей. Но больше всего денег предусмотрено всё-таки на Ярославль. Во-первых, за счёт федерального и регионального транша областной центр получил 825 миллионов на ремонт 27 улиц (см. таблицу № 2). Как говорят чиновники, их приведут в «нормативное транспортно-эксплуатационное состояние». Это замена верхнего слоя асфальта, установка бордюрного камня, нанесение разметки и т.д. Если учесть софинансирование из муниципальной казны, сумма увеличится до 954 миллионов. Во-вторых, на средства субсидии от щедрот московской мэрии в зоне ЮНЕСКО приведут в порядок ещё более 10 улиц (не считая площадей и скверов). Затраты составят 600 миллионов. В-третьих, 596 миллионов федерация даёт на реконструкцию моста через реку Которосль в районе Комсомольской площади на Красном Перекопе. Наконец, в-четвёртых, город получил 427 миллионов целевых рублей на содержание своих дорог. Итого выходит, что Ярославлю «без инфаркта и паралича» привалило 2,5 миллиарда рублей (без учёта собственных средств). Для сравнения – весь дорожный фонд области на начало года составлял немногим больше 3,3 миллиардов. Оно, конечно, здорово. Но, похоже, что распорядиться этими деньгами с умом мэрия не торопится.

Воздушные замки и суровая реальность

В середине марта заместитель градоначальника и по совместительству директор ДГХ Михаил Кузнецов бодро отрапортовал о готовности проектно-сметной документации на все объекты (добавив также про 30 миллионов рублей на установку 5 светофоров) и размещении заявки на портале госзакупок. Планировалось, что подрядчик станет известен до 31 марта. А сами работы начнутся в апреле. Но, учитывая хроническое невезение нашего города в дорожных делах, это было бы слишком красиво, чтобы стать правдой. И вот почему.

Мэрия решила выставить все 27 улиц одним лотом. Вопрос – зачем? Федеральные подрядчики, которых периодически поминали всуе, в город так и не пришли. Хотя на них очень рассчитывали. Некоторые всерьёз размечтались, что за работы возьмётся знаменитое АО «ВАД» (в частности, компания занимается строительством дорог на Северо-Западе России и значимых объектов в Крыму). В свою очередь, некоторые областные фирмы с техникой и репутацией даже не стали подавать заявки на конкурс. Очевидно, посчитав столь большой объём работ невыполнимым. И при этом, не желая привлекать субподрядчиков. Посмотреть на состав участников и на победителя аукциона было бы крайне любопытно. Но он попросту не состоялся. ФАС аннулировала закупку на ремонт дорог. Причиной стала одна из жалоб – как раз по подозрению в намеренном укрупнении лота. К слову, похожая ситуация произошла и с конкурсом на право ремонтировать «областую часть» Ярославской агломерации – те самые шесть дорог в ближайшем пригороде. Эта закупка была приостановлена в связи с жалобой одного из участников – достаточно известного и давно работающего в регионе ООО «Угличское ДСУ». Там заподозрили, что ряд показателей на отдельные виды товаров не соответствуют ГОСТ. Таким образом, на дворе середина апреля. А делать ярославские дороги некому.

Абсолютно непонятна и ситуация с содержанием улично-дорожной сети. Здесь у мэрии вообще полный «чертополох»! Напомним, что в конце прошлого года городская администрация расторгла контракт с ГП «Ярдормост». Оно выполняло работы по уборке Ярославля с середины 2015 года, а сам договор был заключен на 2,5 года. Таким образом, государственное предприятие отработало чуть больше половины предусмотренного срока. Тогда смена подрядчика и изменения условий контракта вызвали много вопросов и создали немало трудностей. Достаточно вспомнить обледеневшие тротуары и мраморную крошку в протекторах! В итоге на смену «Ярдормосту» (притом, не с первой попытки) пришла частная компания «СК «Автотранс», которую связывают с именем небезызвестного Сергея Шмелёва. Контракт с ней заключили практически «под ёлочку» - 29 декабря. На этот раз – на полтора года. Однако компания не успела толком отработать даже 4 месяцев. В начале апреля мэрия снова заявила о расторжении договора. Притом, соглашение на сей счёт было подписано ещё в первой половине марта. На этот раз причина оказалась чисто юридической. Контракт на содержание предусматривал областное софинансирование. И организатором аукциона должен был выступать региональный департамент госзаказа. Но эту «почётную миссию» почему-то взяла на себя мэрия. А при таком раскладе город уже не мог претендовать на субсидию из дорожного фонда. Что и стало поводом для разрыва договора. Откровенно говоря, более чем странная ситуация. Что, в мэрии и Правительстве перевелись юристы? Или там не разобрались в стандартной ситуации с организацией закупки (которые совершаются десятками в месяц)? Да и про субсидию, вроде, было известно заранее. Не хочется углубляться в конспирологию, но не является ли вся эта история банальной попыткой передела рынка? Это лишь предположение, не более. Но, повторимся, уж больно загадочно выглядит этот «прерванный полёт». Впрочем, новый аукцион, намеченный на конец апреля, также не состоится. Антимонопольщики отменили его проведение. И снова по жалобе насчёт укрупнения лота. Что любопытно, обе жалобы подготовил один из активистов Общероссийского народного фронта, проживающий в Москве. Проверку также проводили в «головном офисе» ФАС. Что даёт повод предположить отсутствие у мэрии серьёзного «прикрытия» в столице. Впрочем, это тоже версия.

Остаётся текущий ремонт (то самое латание дыр). Спокойно, товарищи, он выполняется! Городские чиновники чуть ли не еженедельно рапортуют нам о победах на «ямочном фронте». А статистика квадратных метров уничтоженных дыр напоминает сводки с полей сражений. Не будем дискутировать насчёт того, является ли это достойным информационным поводом. Ровно, как и поводом для гордости. Пусть каждый ответит на этот вопрос по-своему, хотя для нас ответ очевиден. Впрочем, в теории «ямочный» ремонт вполне может справиться со своей задачей. Разумеется, если делать его как следует, а не задней ногой. А в этом как раз возникают сомнения. Полбеды, что в наиболее крупных ямах не делают щебеночную «подложку», не выполняют уплотнение подстилающего слоя и тем более не работают фрезой (про это уже никто не заикается). Полдела, что свежие «заплатки» местами оказываются выше уровня полотна, напоминая самодельных «лежачих полицейских». Но когда в сети появляются фотографии и комментарии о том, что ямы засыпают крошкой (от которой на следующий день ничего не остаётся) – это совсем не комильфо. Возможно, уставшим от хронического бездорожья жителям просто померещилось. Но дыма без огня всё-таки не бывает. Особый интерес представляет и фирма, выигравшая конкурс на ремонт дорог. Она называется «Северный поток», и до нынешнего года не была известна среди исполнителей дорожных услуг. Уставной капитал компании составляет 14 тысяч рублей. Есть данные, что она не располагает ни собственной техникой, ни специалистами для выполнения соответствующих работ. И вынуждена привлекать исполнителей на субподряд. Судя по всему, учредитель «Северного потока» имеется отношение к ещё нескольким компаниям (прежде всего – строительного профиля). Коллеги по цеху отзываются о нём, мягко говоря, нелестно. А по информации одного из ярославских информационных агентств, количество исполнительных производств по его фирмам достаточно велико. Вопрос – как таким людям доверили столь важный участок работы (к слову, стоимостью 158 миллионов рублей) – уже не раз звучал в адрес мэрии. Чиновники по традиции разводили руками и кивали на 44-й федеральный закон. Хотя при всём своём несовершенстве он имеет немало «фильтров» для отсева подрядчиков, вызывающих сомнения. Но всё дело в том, захотят ли воспользоваться этими рычагами.

К мэрии остаются и другие вопросы. Менее глобальные. Но всё равно важные. Например, оппозиция упрекает администрацию в том, что на этот раз из плана ремонта полностью выпал частный сектор (хотя до этого программа работала без сбоев в течение нескольких лет). С одной стороны, от добра добра не ищут. Городу дали 27 основных улиц – справиться бы с ними. Но с другой – доля частных домов в Ярославле по-прежнему велика (частный сектор присутствует практически во всех районах, особенно в Заволжском, Красноперекопском и Фрунзенском). И живущие там люди тоже заслуживают нормальных условий. 

Проспект Ленина (прошлый год).jpg

Весьма странной выглядит прозвучавшая на последнем заседании муниципалитета информация о том, что область не выделила городу денег на завершение работ по двухгодичным контрактам на двух объектах (проспекте Ленина и улице Урицкого). И теперь мэрия вынуждена искать деньги на их завершение из других источников. Судя по всему, это либо лукавство, либо очень вольная интерпретация действительности. Поскольку субсидия городу всё-таки выделена (достаточно посмотреть последние изменения в региональном бюджете). Правда, по другой статье. Но зато в три раза больше. Освободившиеся средства вполне можно было направить на софинансирование ремонтных работ. Либо договориться с регионом о взаимозачётах. Но в любом случае не махать кулакам, уже ввязавшись в бой.

Фото-4.jpg

В сухом остатке получается следующая картина. Область остаётся на положении «бедного родственника». Львиная доля средств дорожного фонда и федеральных субсидий досталась Ярославской агломерации. Но потратить их пока не на что, поскольку ремонт до сих пор не начался. Притом, ни на городских улицах, ни на пригородных магистралях. А когда состоится аукцион – неизвестно. Уборка города находится в подвешенном состоянии и в конце апреля может полностью прекратиться. А текущий ремонт выполняет подрядчик с сомнительной компетенцией. Невесело, совсем невесело. Откровенно говоря, такого не было даже при предыдущей администрации (а уж к ней по организации дорожных работ была масса нареканий). Неужели идём на новый «рекорд»? Не хотелось бы. Всё-таки звание «город без дорог» плохо коррелирует с брендом «Столица Золотого кольца». И коли власти взялись за формирование нового имиджа областного центра, то работать нужно по всем направлениям. А не только по рекламным вывескам и деревянным палаткам на набережной.


ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?