Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

29.09.2020
Ярославль
1839
КОВИД ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Что готовит экономике Ярославской области конец 2020 года?

КОВИД ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Три четверти года позади. Впереди – последний квартал. В большой политике это время принятия бюджета. На федеральном уровне процесс стартует в октябре. В регионах – примерно на месяц позже. Но прежде державным людям предстоит оценить социально-экономическое положение вверенных территорий, дабы хоть немного понимать – от чего отталкиваться при принятии эпохальных финансовых решений. Соответствующий прогноз социально-экономического развития Ярославской области уже внесли на суд региональных парламентариев. И он не сулит нашему региону ничего хорошего. Конец нынешнего года однозначно в минусе по всем главным пунктам. Перспективы на ближайшее будущее тоже не отличаются оптимизмом. И скорого восстановления уровня 2019 г. ждать не стоит. При этом местные власти силами своих пиар-служб пытаются держать хорошую мину и рассуждают о росте промышленного производства и эффективности собственной работы. Однако суровая действительность демонстрирует прямо противоположную картину и оборачивается чувствительным спадом. Так что если это – взлёт, то не вверх, а вниз. Как в песне у Макаревича. Примерно то же самое происходит и в других сферах. А показатели уровня жизни населения и вовсе пробивают очередные антирекорды. Но ответственные за принятие решений лица продолжают пребывать в счастливом неведении. Или делают вид, что "все идет по плану", но втихую прекрасно понимая "непростую экономическую ситуацию". Если такой подход не изменится, последствия могут быть весьма печальными. Не в последнюю очередь – для самой власти.

 

Страшно, аж жуть

       3-postojannye-kacheli-iz-vzletov-i-padenij.jpg  Прогноз социально-экономического развития региона по традиции составлен на трёхлетний период, аж до 2023 года. На наш взгляд, в такую даль сейчас заглядывать нецелесообразно. Всё равно официальные среднесрочные прогнозы почти никогда не сбываются, а данные в них меняются по десять раз к ряду. Так что ограничимся перспективой ближайших месяцев. Цифры представлены в двух вариантах. Первый (консервативный) предполагает замедление роста экономики, высокий процент безработицы, снижение инвестиционного и потребительского спроса, низкие цены на нефть и значительные колебания курса рубля. Интуитивно представляется, что этот вариант больше приближен к жизни. И мы будем отталкиваться от него. Второй (благоприятный) допускает быстрое восстановление хозяйства после карантина, отсутствие второй волны пандемии, сохранение ключевой ставки ЦБ РФ на низком уровне и относительно стабильную ситуацию на мировом рынке. Понятно, что такие условия представляются «тепличными» и верится в них с трудом (или, во всяком случае, с определённой оговоркой). Но так уж сложилось в отечественной экономической практике: даже если вас съели, должно оставаться два выхода. Хотя бы на бумаге.

         Показателей прогноза тоже достаточно много – несколько десятков. Но мы возьмём самые основные. Те, которые, на наш взгляд, наиболее ярко характеризуют развитие региона. Для наглядности, все данные занесены в таблицу и показаны в динамике по сравнению с предыдущими 2018 и 2019 годами. Считать их «тучными» вряд ли возможно, ибо застой в экономике к тому времени продолжался уже шесть лет. Однако по сравнению с нынешним кризисным годом они смотрятся едва ли не периодом благоденствия. В общем, картина получилась как минимум неоднозначная, но скорее с уклоном в негативные тенденции. Судите сами.

 Таблица. Показатели прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2020-2021 годы

(информация органов исполнительной власти) 

Показатель

 

2018 год

2019 год

2020 год (оценка)

2021 год

 Консервативный  вариант

 Благоприятный  вариант

Валовой региональный продукт (ВРП), % к предыдущему году

103,3

102,7

98,8

96,7

101,7

Индекс промышленного производства (ИПП), % к предыдущему году

104,7

105,6

103,0

101,2

104,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году

105,7

105,6

102,4

102,6

104,1

Число средних предприятий на конец года, ед.

162

141

138

135

140

Число малых предприятий на конец года, ед.

27687

24415

23300

22973

24194

Среднесписочная численность работников средних предприятий, тыс. чел.

17,7

14,6

13,6

12,2

14,0

Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. чел.

99,5

92,6

80,0

77,1

89,6

Оборот средних предприятий (округленно), млн. руб.

68055

57661

55008

49947,5

55998,5

Оборот малых предприятий (округленно), млн. руб.

 429303  

   39360   

314882

290322

301657

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году

95,0

98,9

100,0

100,1

101,0

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году

106,0

101,6

100,0

100,6

104,1

 

О соотношении желаемого и действительного

          Из таблицы следует два основных вывода. Во-первых, подавляющее большинство показателей (9 из 11) не смогут вернуться к значениям 2019 года даже при благоприятном варианте прогноза. Это коррелирует с выводами экспертов о том, что на возвращение к «доковидному» уровню уйдёт не менее 2-3 лет (в частности, смотрите интервью «Клуба социологов» с Альфиром Бакировым от 07.08.2020). Во-вторых, 7 из 11 показателей демонстрируют стабильную отрицательную динамику в течение всех четырёх лет – с 2018 по 2021 (консервативный вариант). Ещё два показателя (индекс производства продукции сельского хозяйства и реальная начисленная заработная плата) падают на протяжении последних трёх лет – с 2018 по 2020. После чего, по мнению авторов прогноза, начнут движение вверх (пусть и очень слабое). Третий индекс – ИПП, наоборот, улучшается в 2019, но потом идёт вниз вплоть до 2021 (консервативный сценарий).

         заморил червячка.jpgТаким образом, единственной «белой вороной» остаются реальные располагаемые денежные доходы населения. Конечно, на докризисный уровень они не вернутся (к нынешнему году падение продолжалось уже шесть лет подряд и зашло слишком далеко). Но небольшой прирост авторы прогноза зафиксировали даже в консервативном варианте (см. таблицу). Как он появился – не вполне понятно. Заработная плата падает. Инфляция, напротив, растёт (вместе с коммунальными тарифами и стоимостью товаров первой необходимости). Безработица и вовсе бьёт все рекорды (об этом будет сказано ниже).

         Так с чего же увеличиваться доходам? Сами авторы объясняют сей феномен прогнозируемым ростом доли социальных выплат в их общем объёме по итогам года. Но верится в это с трудом. Во-первых, выплаты получили далеко не все граждане. Во-вторых, из-за ограничений многим из них пришлось жить на «минималку» или пособие по безработице. А уж про премиальные и прочие бонусы и говорить нечего. Так что оставим цифры на совести сотрудников регионального департамента социально-экономического развития.

        Миронов.jpg К слову, последнее время вообще не покидает стойкое ощущение, что представители власти волей или неволей пытаются выдать желаемое за действительное. Между тем, настоящее «действительное» смотрится гораздо непригляднее этих самых желаний. Самым ярким примером стало интервью губернатора Дмитрия Миронова РИА «Новости». В нём глава региона заявил, что «ни одно промышленное предприятие в Ярославской области не закрылось из-за пандемии благодаря мерам поддержки со стороны правительства региона, а индекс промпроизводства по итогам семи месяцев 2020 года оказался выше среднероссийского». Конкретно – на 11,1%. И составил 106,9% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. В принципе, всё это правда. А цифры подтверждаются официальными публикациями «Ярославльстата». Но правда и в том, что упомянутая губернатором прекрасная статистика по итогам июля закончилась уже на следующий месяц.

         Тот же «Ярославльстат» пишет, что ИПП Ярославской области в августе составил только 76% от уровня августа прошлого года. То есть просел почти на четверть. По сравнению с июлем текущего года падение оказалось меньшим, но тоже вполне чувствительным – 11%. Если же взять сравнительные двухлетние данные за восемь месяцев, то индекс промышленного производства региона снизился на 0,5 п.п. (99,5% к январю-августу 2019). Таким образом, во всех периодах динамика оказалась отрицательной. Но об этом, конечно, в Правительстве области предпочли умолчать. Зачем портить хорошую статистику? Даже если она оказалась сиюминутной.      

2 пакета.jpg

   К тому же, речь в интервью шла только о крупном бизнесе. Это 109 компаний, включенных в региональный перечень системообразующих предприятий и организаций (55 из которых попали в список ещё весной). При этом десятки тысяч средних и малых предприятий оказались фактически предоставлены сами себе. Да, область утвердила ряд мер для их поддержки. Но, во-первых, они ограничились только двумя пакетами, последний из которых был утверждён ещё в мае. В то время, как в отдельных регионах успели принять по три пакета. Во-вторых, эффективность этих мер оказалась отнюдь не высокой.  

Время выть.jpeg

На заседании межведомственной комиссии в середине сентября было  сказано, что самой востребованной мерой оказался кредит под 2% на возобновление деятельности. По данной госпрограмме одобрили порядка 3700 заявок. В свою очередь, беспроцентными кредитами на выплату заработной платы воспользовались только 380 малых и средних предприятий региона

         А теперь сравните эти цифры с количеством субъектов МСП в нашей таблице. Их в шесть раз больше! Пожалуй, дальнейшие комментарии насчёт эффективности излишни. В свою очередь, расходы на государственную помощь в Ярославской области также оказались далеко не самыми впечатляющими. По словам упомянутого выше Альфира Бакирова, в Республике Башкирия за несколько месяцев пандемии на меры поддержки потратили 30 миллиардов рублей. У нас – в тридцать раз меньше! Конечно, сравнивать «Столицу «Золотого кольца» с нефтедобывающим регионом не вполне корректно. Но и разница, согласитесь, впечатляет.

         Небогатой оказалась и инвестиционная программа на 2020 год. Если в прошлом сезоне в регионе открыли фармацевтическое предприятие ООО «Безен Мануфэкчуринг Рус», производство одноразовых медицинских изделий из нетканых материалов, первую очередь завода табачных изделий ООО «Гулбахар рус», новый литейный цех ПАО «ОДК-Сатурн» и установку утилизации сероводорода «Славнефть-ЯНОС», то в планах на нынешний год значились только серийный запуск новых снегоходов АО «Русская механика», завершение проекта по созданию современных антикоррозийных лакокрасочных материалов (инвестпроект стоимостью аж в 4,6 млн. руб. реализуется в Гаврилров-Яме и предполагает создание 26 рабочих мест), открытие новой линии по производству стеклосетки на ОАО «Зелесье» и выпуск первой партии двигателей большой мощности на совместном предприятии российского «Камаз» и китайского «Вэйчай» на площадке Тутаевского моторного завода. Последний пункт звучит весомо, если не знать, что на первом этапе речь идёт всего о 20 (!) моторах, а количество работников не превышает 50 человек. Согласитесь, что считать полноценным заводом компанию, количество сотрудников которой сопоставимо с очень средним магазином, очень сложно. Особенно для старых заводчан, которые помнят времена расцвета ТМЗ в частности и ярославского двигателестроения вообще.

КАМАЗ ВЭЙ.jpgДизель.jpg         

Далеко не всё в порядке и в сельском хозяйстве. С одной стороны, в Правительстве бодро отчитываются об успехах ООО «Тепличный комбинат «Ярославский», который является основным производителем овощей закрытого грунта в области, говорят об инвестиционных проектах ЗАО «Агрофирма «Пахма», ООО «Красный маяк», ООО «Перспектива» или модернизации молочных ферм ООО «АгриВолга». С другой – по данным статистики, за восемь месяцев 2020 г . по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажа тех же овощей снизилась на 8,6%, картофеля – на 3,9%, а скота и птицы – на 2,3%. При этом, к концу августа поголовье коров в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 3%, свиней – на 2,8%, птицы – на 6,3%, овец и коз – на 9,8%. Так что динамика не очень хорошая.

         служба занятости.jpgНаконец, крайне тяжёлой остаётся ситуация на рынке труда. Притом, ещё и с явной тенденцией к ухудшению. Если в начале года в Ярославской области было зарегистрировано 7700 безработных, то 1 июля их количество выросло до 28,5 тысяч. Более того: ко второму летнему месяцу наш регион стал лидером в ЦФО по уровню безработицы. По информации «Росстата», данный показатель составил 8,5%. Для сравнения: в Костромской области – 6,5%, в Ивановской – 5,9%, во Владимирской – 7,1%, в Тверской – 4,3%, в Московской – 3,8%, в Москве – 2,3%. В свою очередь, к концу августа на учёте в органах службы занятости населения стояли почти 33 тысячи человек. За год их количество выросло в 3,8 раза! И такие цифры реально пугают.

         Прохоров.pngЯрославский экономист, доцент ЯрГУ имени П.Г. Демидова Александр Прохоров в интервью одному из местных информационных агентств напрямую связал вышеуказанную статистику с ограничениями из-за распространения коронавируса. По мнению эксперта, после их отмены финансовое состояние предприятий сферы услуг было подорвано, в связи с чем работодатели увольняли и сокращали своих сотрудников. Многие люди уходили и сами – из-за падения зарплат, когда предпочтительнее стало искать новую работу и получать скромное пособие. При этом реальное количество безработных было намного выше, чем официально зарегистрированное. Это опять-таки к вопросу поддержки малого и среднего бизнеса и прогнозируемого увеличения реальных доходов. Где всё это, если мы наблюдаем столь шокирующие цифры по рынку труда?

         Одним словом, перспективы безрадостные. Правда, некоторую надежду даёт грядущее рассмотрение бюджета на будущий год. Может быть, его статьи помогут исправить положение хотя бы по основным направлениям. Однако с нынешним запредельно послушным законодательным собранием шансы на это крайне невелики. Двери закрываются. Следующая станция – «Неизвестность». 

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использованы иллюстрации российско-ярославского художника примитивиста-монументалиста Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин). Спасибо ему за его многогранное творчество. 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?