Похоже, что Михаил Евраев имеет все шансы войти в новейшую историю Ярославской области как самый «реформообильный» (реформолюбивый-?) губернатор. За три неполных года в статусе главы региона он обратил свой взор и приложил руку едва ли не ко всем основным сферам жизни ярославцев. Первой была инициирована административная реформа. Помимо переименования департаментов в министерства, реорганизации структурных подразделений и смены государственных казённых учреждений на автономные некоммерческие организации она предусматривала ещё и массовые сокращения госслужащих, которые продолжаются по сей день. Потом были приснопамятные транспортная и муниципальная реформы, создание «образовательных комплексов» и объединение музеев (здесь в Правительстве дореформировались до того, что вопреки исторической достоверности и здравому смыслу официально стали называть Ярославский музей-заповедник «кремлём»). И вот теперь добрались до здравоохранения. Опыт «оптимизации» медучреждений в нашем регионе богатый, но исключительно печальный. Ничем хорошим он никогда не заканчивался. Казалось бы, давно пора набить все шишки и не повторять ошибок предшественников. Ан, нет! В Правительстве вновь наступают на старые грабли. Более того: всё опять подаётся как благо для населения и медработников и оправдывается повышением качества врачебной помощи и увеличением зарплаты медперсоналу. Правда, у самих пациентов и врачей (то есть те, для кого, по логике чиновников, всё и задумано) новость не вызвала ничего, кроме беспокойства и негодования. Парадокс. Как бы то ни было, если реорганизация окажется столь же рьяной, как и другие вышеперечисленные реформы, она может поставить крест на всём ярославском здравоохранении. Впрочем, в той же степени это может касаться и политической карьеры кого-то из регионального руководства (по крайней мере, непосредственно в нашей области). Ибо тема слишком важная и социально значимая, чтобы просто спускать её на тормозах. Это понимают все. Похоже, кроме инициаторов «реформы».
Начнём всё-таки с официальной информации. Правда, её совсем немного. И выдаётся она крайне дозированно, буквально «диетическими» порциями (словно это поможет предотвратить «изжогу» от реформирования). Впервые о реорганизации медучреждений в своём ТГ-канале и на странице в социальной сети «ВК» 7 мая заявил губернатор Михаил Евраев. Суть преобразований раскрывается, по сути, в первом абзаце. Правда, максимально общими словами:
«Подписан ряд документов по модернизации здравоохранения. Это делается для того, чтобы повысить качество медицинского обслуживания жителей региона. Оптимизация излишнего управленческого и вспомогательного персонала приведет также к повышению его заработной платы, в том числе оплаты труда водителей скорой помощи. Врачей и медицинских сотрудников это не коснется ни с точки зрения сокращения, ни с точки зрения заработной платы. Их оплата труда регламентируется указами Президента. Больницы и поликлиники тоже останутся на своих местах. О закрытии медицинских организаций речи не идет».
Запомним этот посыл. Ибо слово, как известно, не воробей. И что написано пером – не вырубишь топором. По всей вероятности, возвращаться к теме «модернизации» придётся ещё не раз. И пусть данная цитата будет неким мерилом того, что обещали в начале, и что получилось в процессе. Ибо данные с мест поступают отнюдь не такие обнадёживающие. Но об этом ниже. Далее губернатор рассуждает о том, чем «реформа» будет полезна для простых пациентов. Вообще, Михаил Евраев не первый раз говорит о том, с чем сам лично либо не сталкивается вовсе, либо делает это крайне редко и только в рамках работы.
Например, это касается того же общественного транспорта. Согласитесь, довольно странно рассуждать о безопасности, комфорте, соблюдении графика движения и работающих кондиционерах в автобусах, когда передвигаешься по городу исключительно в служебном или личном автомобиле. Не удивительно, что простые пассажиры воспринимают такие рассуждения в лучшем случае с улыбкой. А в худшем… Впрочем, такие комментарии не публикуют по причине высокого содержания ненормативной лексики. Однако мы отвлеклись.
Так, Михаил Яковлевич считает, что «вследствие объединения медорганизаций у людей появится возможность выбора. Прежде пациенты были привязаны к одной медицинской организации, например к конкретной поликлинике, и не могли воспользоваться услугами другой. При объединении материально-техническая база, лаборатории и медперсонал объединенной медицинской организации станут общими. Так для пациентов появится более широкий спектр услуг». В чём будет выражаться «широта услуг», глава региона, правда, не пояснил. Зато коснулся извечного кадрового вопроса в здравоохранении. В результате «оптимизации», по мнению её инициаторов, он также будет решён:
«Если прежде в поликлинике, к которой были приписаны пациенты, врачи уходили в отпуска или на больничные, приходилось ждать их возвращения, чтобы записаться на прием. Теперь этот вопрос будет решен путем взаимозаменяемости медицинского персонала внутри объединенных медицинских организаций. Оперативнее и проще будет решаться и вопрос госпитализации, так как ряд поликлиник будет объединен с больницами, в которых оказывают стационарное лечение».
Полагаем, общая логика понятна. Однако конкретики было откровенно немного. Поэтому вопрос подняли сразу по окончании праздников в профильном комитете Ярославской областной Думы. Держать ответ перед парламентариями пришлось исполняющей обязанности министра здравоохранения Марии Можейко. Но по сути, чего-то принципиально нового в её ответе не прозвучало (за исключением того, что укрупнение больниц – это федеральный тренд, а опыт «фабрик здоровья» изучался ещё в советское время), а само выступление в целом повторяло те же губернаторские тезисы. Правда, на официальной страничке министерства в социальной сети «ВК» был опубликован пост (притом, ещё где-то за полчаса до выхода Можейко к трибуне) с перечнем медучреждений, попадающих под «оптимизацию».
В частности, в состав клинической больницы № 9 в Дзержинском районе Ярославля войдет детская поликлиника № 3, а клинической больницы № 3 в Заволжском районе – детская поликлиника № 5. Ярославский госпиталь ветеранов войн и Областной перинатальный центр становятся единым юридическим лицом с Областной клинической больницей. В свою очередь, Городскую детскую больницу Рыбинска и Областной врачебно-физкультурный диспансер объединят под крылом Областной детской клинической больницы.
Кроме того, Рыбинская поликлиника имени Семашко теперь будет в составе больницы № 2 имени Пирогова, а Рыбинская центральная районная поликлиника и Пошехонская ЦРБ войдут в состав Рыбинской городской больницы № 1. В структуре Даниловской центральной районной больницы будут Любимская и Пречистенская ЦРБ, а Большесельская ЦРБ присоединится к Тутаевской. Наконец, одним юридическим лицом с центром в Угличе станут Мышкинская ЦРБ имени Соколова, Брейтовская и Некоузская ЦРБ.
На сегодняшний день это едва ли не единственная конкретика, прозвучавшая публично. «Клуб социологов» также располагает информацией, что на всю реорганизацию отводится менее 3 месяцев, и она должна завершиться к 1 августа (во всяком случае, это актуально для медучреждений в Ярославле). При этом, без ответа продолжает оставаться ещё масса вопросов. Однако об этом мы, опять-таки, поговорим чуть позже. Пока же подытожим основные тезисы представителей власти. Итак, по мнению авторов реформы:
- реорганизация повысит качество медицинского обслуживания населения, поскольку граждане получат доступ к материальной базе и лабораториям всех лечебных учреждений, входящих в укрупнённый комплекс, и смогут воспользоваться услугами всех подразделений;
- будет практиковаться взаимозаменяемость медицинского персонала на период отпусков и больничных;
- сокращение административно-управленческого и вспомогательного персонала позволит повысить зарплату оставшимся штатным единицам;
- сокращения коечного фонда, врачебного и среднего медицинского персонала не планируется.
Вроде бы, из принципиального ничего не упустили. А теперь о том, с чем все эти прекраснодушные намерения могут столкнуться в реальной жизни.
Начнём прямо с первого тезиса. Вполне логично, что при объединении медучреждений пациенты смогут воспользоваться услугами всех подразделений комплекса – ведь юридически это будет единая организация. Вопрос – как это будет организовано на деле? Чтобы ответить на него, необходимо понимать – как будет отлажено взаимодействие между всеми подразделениями и что непосредственно останется на местах. Известно, что в каждом комплексе будет «доминирующая» или «головная» организация (в Правительстве её называют организация-лидер). Соответственно, остальные учреждения фактически будут на положении «филиала» или просто структурного подразделения.
Резонно предположить (подчеркнём, это именно предположение, поскольку конкретных данных ни губернатор, ни министерство не предоставили), что основное внимание будет уделяться именно «головному» учреждению. Наверное, там проведут какие-то ремонты, закупят какое-то новое оборудование и, возможно, даже смогут привлечь дополнительных специалистов (либо хотя бы заполнить пустующие ставки). В то же время, остальные больницы и поликлиники (особенно в сельских районах) могут перейти «во второй эшелон».
То есть их финансирование будет осуществляться если не по остаточному принципу, то уж явно не по приоритетному. Скорее всего, в перспективе там будут ликвидированы круглосуточные стационары и оставлены лишь койки дневного пребывания (тенденция к этому налицо уже сегодня), а из врачей оставлены лишь «базовые» специалисты. В то время, как специалисты узкого профиля (полностью или в основном) останутся только на базе организации-лидера. И, в лучшем случае, будут вести выездные приёмы пару раз в неделю. Разумеется, ни к какому повышению качества и, тем более, доступности медпомощи, такой подход не приведёт. Скорее наоборот.
Кроме того, существенно увеличится нагрузка на главных врачей. Только представьте: вместо одной больницы фактически руководить придётся 3-4. И отвечать за каждую. В том числе перед законом. Плюс учитывать фактор расстояния. Хорошо, если все учреждения будут в одном городе (фактически, это актуально только для Ярославля и частично – для Рыбинска). А как быть Рыбинску с Пошехоньем, Тутаеву с Большим селом или Угличу с Брейтово, Мышкиным и Некоузом? Последний пример вообще самый показательный, ибо расстояние между крайними райцентрами составляет более 130 километров. Тут впору на стену лезть, и никакое повышение зарплаты не поможет.
Дальше – про взаимозаменяемость врачей. Чиновники ратуют за то, что пациентам, якобы, не придётся ждать выхода специалиста по месту жительства из отпуска или с больничного, и его всегда могут подменить коллеги. Хорошее решение проблемы, нечего сказать. То есть вместо того, чтобы привлекать специалистов и закрывать пустующие вакансии, минздрав предлагает «латать» дыры в режиме «пожарной команды». Ушёл врач из Пошехонья в отпуск – пусть подменит врач из Рыбинска. Заболел специалист из Некоуза – милости просим выйти товарища из Углича. Простите, а о самих врачах авторы данной схемы подумали? О том, что людям придётся регулярно ездить за десятки километров. Что их рабочий день, по сути, автоматически становится ненормированным. Что врач, ранее отвечавший только за жителей одного района, теперь фактически должен нести ответственность за два-три, а то и четыре. И так далее.
При этом, об увеличении заработной платы речи, вроде как, не идёт, ибо в связи с реорганизацией был упомянут только административный и вспомогательный персонал. Если это так, то у специалистов ещё и не будет никакой мотивации. Также жители искренне не могут понять – зачем объединять в один комплекс взрослые и детские больницы (поликлиники)? Чтобы несовершеннолетних пациентов направлять во взрослые подразделения и наоборот? Или снова для «взаимозаменяемости» специалистов, дабы условный участковый терапевт мог выступить в роли педиатра? Или как? Увы, на эти вопросы минздрав также ответа не даёт.
К слову, польза для пациентов от «подменных» врачей также сомнительная. Ибо совершенно непонятно, как будет выстроена маршрутизация и налажено нормальное транспортное сообщение между подразделениями единого комплекса. На сегодняшний день ситуация такова, что дорога между ЦРБ может оказаться весьма долгой, затратной и проблематичной. О чём под сообщением о реорганизации в официальном паблике министерства здравоохранения Ярославской области 14 мая прямо написал один из пользователей по имени Светослав Иваньков (к слову, в том же посте содержится много других нелицеприятных комментариев граждан, и при желании с ними можно ознакомиться). Приведём эту цитату (орфография и пунктуация сохранены):
«Т.е. за медицинской справкой (для замены прав или трудоустройства) или другой медицинской услугой, жители Брейтово должны поехать в Угличскую больницу? Но у Брейтовских жителей нет прямого транспортного сообщения с г. Углич и что бы им добраться нужно выехать в 3.45 на автобусе Брейтово-Шестихино, потом пересесть на поезд Шестихино-Рыбинск, потом пересесть на автобус Рыбинск-Углич. И таким же путем обратно, т.е. дома ты будешь в 23.30, если ни где не случится задержки и ты не пропустишь свой рейс (в этом случае возможности попасть домой не будет)».
За справкой для замены прав, хочется верить, ездить из Брейтова в Углич всё же не придётся. Но если случится так, что какой-нибудь «узкий» специалист останется только в «головной» больнице, такая ситуация вполне возможна. К слову, то же самое касается, к примеру, Тутаева и Большого села, между которыми также нет прямого сообщения. И от того становится не по-детски страшно. В свою очередь, самих медработников крайне беспокоит отсутствие ясности с сокращениями. Повторимся, что власти обещают убрать только «лишние» ставки административно-управленческого и вспомогательного персонала. Однако имеющиеся в распоряжении цифры и данные (разумеется, неофициальные) ставят это заявление под сомнение.
Возьмём, к примеру, самый крупный будущий комплекс в Ярославле – Областную клиническую больницу, Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн и Областной перинатальный центр. В структуру первой входят порядка 2800 человек, во втором трудятся свыше 200 сотрудников, в третьем – порядка 400. По неподтверждённым данным, штат объединённого учреждения планируют оставить на уровне ЯОКБ. Это значит, что на улицу могут отправить 600-700 человек! И это – только в одном комплексе. Как говорится, оцените масштабы по всей области.
Возникает вопрос – неужели всё это исключительно «административные» и «вспомогательные» работники? И среди этих сотен нет ни одного врача или представителя среднего медицинского персонала? Простите, верится с большим трудом. Если же это на самом деле так, и речь действительно о не врачебных кадрах – тогда встаёт другой вопрос: неужели всех этих людей можно безболезненно сократить, и без них реально получится обойтись? Или будет как с образовательными комплексами, где на 7-8 зданий оставили ставки всего 2 рабочих? Но в таком случае, о каком качественном обслуживании зданий, содержании помещений, закупке и монтаже оборудования и решении других необходимых (а порой – и неотложных) задач можно говорить? Вновь непонятно.
Ещё большее недоумение вызывает тот факт, что, по имеющимся сведениям (также неофициальным) разработкой нового штатного расписания занимались не в самих больницах, не в минздраве и даже не в кадровой службе Правительства, а в Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области. Где явно глубоко не вникали в тонкости рабочих процессов, а просто доводили численность до неких желаемых региональным руководством параметров. Проше говоря, «резали по живому». Рискнём предположить, что ничем хорошим такой подход, опять-таки не обернётся.
Также стоит отметить ещё пару моментов. Мария Можейко упомянула о федеральном тренде на укрупнение. Однако практика показывает, что этот самый «тренд» далеко не везде является руководством к действию. Показательный пример в этом плане продемонстрировали соседи из Вологодской области. Там также хотели «оптимизировать» больницы. Но в конце прошлого года губернатор Георгий Филимонов отменил данное решение. Поводом (по крайней мере, формальным) стало обращение к главе региона жителей населённых пунктов Нюксеницы, Тарноги, Кириллова и Вашек. Усилия населения оказались не напрасны.
В подтверждение тому приведём пару цитат самого Филимонова. Так сказать, обратимся к первоисточнику: «Я услышал доводы жителей муниципалитетов, доводы медицинского персонала, и принял решение отменить реорганизацию учреждений здравоохранения. Никакой бездумной огульной реорганизации не будет. Во всём должен быть здравый смысл». Далее Георгий Юрьевич прямо заявил об ответственности за «кульбиты» в здравоохранении:
«Предыдущий руководитель департамента давал мне информацию о том, что это может повысить эффективность и качество сервиса на территории муниципалитетов Вологодской области. Что будут сокращаться штатные единицы управленцев, бухгалтеров, экономистов, юристов – избыточные и часто ненужные, и ровно на это количество единиц увеличится количество штатных единиц врачей и среднего медицинского персонала. При этом должен повыситься уровень зарплаты. Чего не произошло, а значит это враньё, это элементарная ложь, которая заслуживает соответствующей реакции и наказания в рамках правового поля и служебной этики».
А теперь вспомните приведённые в начале нашей статьи цитаты Михаила Евраева. И, как говорится, почувствуйте разницу. К слову, «федеральный тренд» почему-то не помешал главе Вологодской области выразить свою позицию и отстоять её. Какими бы истинными причинами это не было продиктовано. Значит, так было можно. Вопрос в желании. Которое у его ярославского коллеги, очевидно, отсутствует.
И второй момент. Уважаемые читатели наверняка заметили, что в перечне объединяемых больниц отсутствует сразу несколько крупных медучреждений. В частности, в Борисоглебском, Гаврилов-Ямском, Некрасовском, Переславском, Ростовском и Ярославском округах. Их реорганизовывать не будут, и там всё останется, как есть? Или там также будут запущены некие процессы? Или они уже начались? Увы, ответы на эти вопросы также отсутствуют. Что даёт благодатную почву для слухов.
В частности, жители опасаются объединения Борисоглебской и Ростовской ЦРБ. Разумеется, на базе последней, как более крупной. При этом, говорится о возможной замене опытного и авторитетного ростовского главного врача Натальи Овечкиной на менее опытного и не слишком популярного руководителя Борисоглебской больницы Романа Насырова. С учётом и без того непростой ситуации в Борисоглебском районе (смена главы, активная оппозиция, ряд застарелых нерешённых вопросов и так далее), решение, мягко говоря, сомнительное. Если его, конечно, примут.
Со стороны может показаться, что количество поставленных вопросов и озвученных предположений слишком велико. Однако это обусловлено только одним фактом – практически полным отсутствием внятной информации со стороны Правительства Ярославской области. То есть чиновники идут ровно по тому же пути, как с образовательными комплексами в конце лета – начале осени прошлого года. Такое же «тихое» кулуарное решение. Такое же отсутствие консультаций с общественностью и профессиональным сообществом. Такие же запоздалые комментарии и скупые сведения. Что ж, в таком случае не стоит удивляться, если аналогичными окажутся и последствия в виде открытого протеста населения, писем в прокуратуру и обращений в суд.
Только на сей раз их масштаб может оказаться куда серьёзнее. Ибо дело, во-первых, касается всей области, а не только трёх городов. А во-вторых, тема «оптимизации здравоохранения» в нашем регионе в принципе очень болезненная. Поскольку всегда проводилась «через колено» и оборачивалась для жителей теми или иными проблемами. А с теми, кто претворял её в жизнь, у людей остались самые нелицеприятные ассоциации (даже если до этого у исполнителей были реальные заслуги). Вспомните Сергея Вундервальда (директор департамента здравоохранения времён губернаторства Сергея Ястребова) с его фразой о «беременных тётках» в период ликвидации районных роддомов. Или Игоря Селезнёва (заместитель Председателя Правительства Ярославской области при Дмитрии Миронове), который назвал отделение сестринского ухода Тутаевской ЦРБ «богадельней», а пациентов заподозрил в симуляции. Или ещё одного директора областного
депздрава Руслана Саитгареева, с которым связывают наиболее масштабную реорганизацию больниц в Ярославле. Подробнее об этом «Клуб социологов» писал, например, в статье «Весеннее обострение в ярославском здравоохранении» от 29 марта 2019 года.
Всякий раз «реформирование» получало массу негативных отзывов. При этом, каких-то принципиальных улучшений, ради которых стоило затевать столь сложный процесс, не было. Однако власти раз за разом наступали на старые грабли. И сейчас делают это вновь. Зачем – непонятно. Вопрос явно не проработан. Аргументы слабые. Цели неявные. Недовольство населения и профессионального сообщества – налицо. И всё это происходит буквально за год до большой избирательной кампании в Государственную Думу России. А ещё – на фоне проверки Росздравнадзора, которая прямо сейчас идёт в Ярославской области. С учётом совокупности вышеперечисленных факторов руководители региона выглядят настоящими «камикадзе». Вот только финал у последних всегда был незавидный. И что-то подсказывает, что если в Правительстве региона и дальше будут продолжать «кромсать» больницы и поликлиники по принципам «во что бы то ни стало» и «ни шагу назад», затеянная «реформа» может оказаться для его нынешнего состава последней. Тем более, что предыдущие реформы также были совсем неоднозначными. И, в конце концов, когда-то должна быть набрана критическая масса.
ИВАН ТИХОНОВ