Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.04.2021
Ярославль
2037
Кто сказал, что нет дорог? Дороги есть. Асфальта мало...

Или «вторая российская беда» как экзамен для губернатора

Кто сказал, что нет дорог? Дороги есть. Асфальта мало...

Российские дороги ввиду их состояния принято называть направлениями. И Ярославская область здесь, увы, не исключение. Правда, в последнее время стало казаться, что эта печальная тенденция постепенно меняется. А прошлый год вообще выглядел образцово-показательным. Несмотря на коронавирус, работы по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) не останавливалась ни на день. Проектная документация была согласована загодя. Конкурсы прошли вовремя. Контракты заключили ещё в марте-апреле. Тогда же вышли на первые объекты. И даже закончить ремонты за редким исключением смогли до осенней распутицы. Правда, подкачали Добрынинский путепровод и Тутаевское шоссе. Зато практически со всеми остальными трассами дела были в порядке. Особенно на фоне массовых срывов прошлых сезонов. Планы на новый год выглядели ещё более фантастическими. А главное – имели хорошее финансовое обеспечение: на мероприятия «БКАД» выделили беспрецедентную сумму в 5,6 миллиарда рублей. Столько денег за пять лет существования программы регион ещё не видел. Однако все ожидания рассыпались, словно карточный домик. Вернее, растаяли с приходом весны, когда дороги, тожественно сданные в минувшем сезоне, начали разваливаться буквально одна за другой. Не простояв даже года. Конечно, власти пообещали устранить все дефекты в рамках гарантийных обязательств. Однако такой подход сильно напоминает бег с чайником по перрону. Ибо после драки кулаками не машут. До кучи, проблемы усугубил извечный кадровый вопрос. Когда в начале апреля в области разом сменилось всё руководство дорожной отраслью. А приход новых людей отчего-то вызвал лёгкое чувство тревоги. И всё это – за считанные месяцы до начала нового избирательного цикла. Как в таких условиях пройдёт дорожный сезон? И выдержит ли областное начальство столь серьёзный экзамен?

 

Зелёный свет на новый сезон

          Чтобы ответить на эти вопросы, вначале стоит показать масштаб работ на предстоящий год. Практически все мероприятия по строительству и ремонту магистралей будут идти в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как было сказано выше, на него выделяют беспрецедентную сумму 5,6 миллиарда рублей. Что на полтора с лишним миллиарда рублей больше, чем в прошлом году. А если сравнить эту цифру с 2017 годом, самым первым годом реализации программы, когда она ещё не носила статус нацпроекта, а её аббревиатура была короче на одну букву (1 миллиард 306 миллионов рублей), то разница будет уже кратной.

         По традиции, мероприятия «БКАД» касаются как муниципальных, так и региональных дорог. Количество объектов в Ярославле соответствует цифрам прошлого года (18 новых улиц, плюс второй этап ремонта проспекта Машиностроителей, начатый в конце прошлого лета, и завершение работ на Добрынинском путепроводе). А протяжённость ремонтируемых и строящихся участков даже несколько больше - порядка 25 километров против 23 километров в минувшем сезоне. Для удобства восприятия, все они отражены в Таблице 1. Все работы разбиты на пять лотов.

        Список дорог в Ярославле.jpeg Первый – вышеупомянутый проспект Машиностроителей, ввиду сложности работ выведенный в отдельную единицу. Подрядчиком выступает столичное АО «Группа компаний «ЕКС», контракт с которым подписали ещё 18 августа 2020. Четыре брагинские дороги делает АО «РУМСР» Евгения Сдвижкова из Рыбинска. Ей достался самый дорогой подряд – в общей сложности, свыше 315 миллионов рублей. Контракт с подрядчиком заключили в марте, он уже приступил к работам.

         Самый скромный контракт перепал фирме «Ярдорремстрой». Её учредителем значится хорошо «знакомый» ярославцам Вагинак Погосян. Компании предстояло выполнить ремонт трёх улиц в Ленинском, Кировском и Красноперекопском районах. Однако в понедельник договор был расторгнут по соглашению сторон. Судя по всему, теперь подряд достанется «второму номеру» из числа участников торгов – ООО «Профиль Плюс», директором которого является известный экс-хоккеист и депутат муниципалитета Ярославля. О причинах такого финта судить не беремся. И продолжаем следить за развитием событий. Которые могут закончиться даже новыми торгами.

         Четвёртый лот (четыре улицы Фрунзенского района, фактически представляющие одну магистраль) выиграло ООО «ТК «Восток Запад Транзит». Фирма также работает по «БКАД» не первый год, трудилась и в областном центре, и в Тутаевском районе, и в целом зарекомендовала себя относительно неплохо. Хотя и не без замечаний. Контракт с ней заключили раньше всех – ещё в феврале. Наконец, пятый лот, включающий в себя четыре улицы Заволжского района, к середине апреля оставался единственным не расторгованным (из-за задержки с прохождением документации по одной из дорог).

         Кроме ремонта, в городе также запланировано строительство трёх участков улиц: Дядьковской, Чернопрудной (к новому детскому садику) и Строителей. Пока разыграна только первая, но две оставшиеся было решено включить в план существенно позднее. В частности, мэр Владимир Волков озвучил эту информацию в конце марта. При этом работы на улице Строителей в Дзержинском районе рассчитаны на два года. В свою очередь, реконструкция Мышкинского проезда, включенного в программу ранее, была перенесена на 2022 год.

 Таблица 1. Перечень автомобильных дорог муниципального значения г. Ярославля в рамках национального проекта «БКАД» на территории Ярославской области в 2021 году 

№ п.п.

Наименование автомобильной дороги

Протяжённость участка, км.

Стоимость работ

(по контракту), руб.

Подрядная организация

1

Улица Осташинская от транспортной развязки у путепровода через железнодорожные пути в районе проспекта Дзержинского до д. № 3 по ул. Осташинская

2

80 897 510

АО «РУМСР»

2

2-й Брагинский проезд от ул. Батова до ул. Панина

0,5

15 147 672

3

Улица Промышленная от пр. Октября до ул. Осташинская

4,5

199 898 704

4

Проезд Шавырина от ул. Урицкого до д. № 5 по

пр-ту Дзержинского

1

20 485 370

5

Проспект Машиностроителей от пр. Авиаторов до ул. Папанина

(2 этап)

1,42

132 794 902,5

 

АО «ГК «ЕКС»

6

Улица Малая Пролетарская от Московского проспекта до ул. Мельничная в районе Тропинского проезда

0,230

6 016 646

ООО «ТК «ВОСТОК ЗАПАД ТРАНЗИТ»

7

Улица Мельничная от ул. Малая Пролетарская до ул. Златоустинская

0,820

31 205 392

8

Тормозное шоссе от ул. Златоустинская, включая ул. Вишняки до ул. Корабельная

(1 этап)

4,059

99 010 969

9

Улица Корабельная от ул. Ярославская до ул. Светлая

0,839

49 990 742

10

Улица Розы Люксембург от ул. Автозаводская до ул. Чкалова

0,500

13 148 793

ООО «Ярдорремстрой»

(19 апреля контракт расторгнут, идёт определение нового подрядчика)

11

Волжская Набережная от ул. Красный съезд до ул. Победы

0,800

15 794 926,5

12

Улица 8 Марта от ул. Семашко до ул. С. Перовской

0,910

33 582 861

13

Проспект Авиаторов от ул. Тверицкая набережная до ул. Дачная

1,200

В процессе торгов

В настоящий момент не определён

14

Улица Стопани от Сквозного до дома № 45

0,772

В процессе торгов

15

Улица Красноборская от пр. Авиаторов до ул. С. Орджоникидзе

0,600

В процессе торгов

16

Улица Борки от ул. Шевелюха до ул. Старое Долматово

3,610

В процессе торгов

17

Строительство автомобильной дороги ул. Дядьковская от основного проезда за ТЦ «Аксон» до р. Дунайка

0,328

 

 

19 337 570

 

АО «РУМСР»

18

Строительство ул. Чернопрудная в МКР №2 Жилого района Сокол

0,213

В процессе торгов

В настоящий момент не определён

19

Строительство ул. Строителей от ул. Бабича до Ленинградского проспекта

1

В процессе торгов

В настоящий момент не определён


            Планы по количеству региональных дорог скромнее. Если в прошлом году их было 20, то сейчас – только 13 (плюс – плановые ремонты пяти мостов и замена верхнего слоя покрытия на отдельных участках дороги «Любим - Буй»). Однако протяжённость ремонтируемых участков существенно выше. Если в минувшем сезоне в порядок привели менее 150 километров областных трасс, то сейчас эта цифра составляет уже 213 километров. Некоторые участки имеют протяжённость свыше 20 и даже 30 километров. Полный перечень магистралей указан в Таблице 2. Как видно, список также разбит на лоты. Которые достались трём подрядчикам: ярославскому государственному предприятию АО «Ярдормост», московской ГК «ЕКС» и ООО «ДЭП-57» (формально – орловскому, по другим данным – ивановскому). Все они известны по работам прошлых лет.

Таблица 2. Перечень автомобильных дорог регионального значения в рамках национального проекта «БКАД» на территории Ярославской области в 2021 году 

№ п.п.

Наименование автомобильной дороги

Протяжённость участка, км.

Стоимость работ

(по контракту), руб.

Подрядная организация

1

Ремонт участка автомобильной дороги «Карачиха – Ширинье» в Ярославском районе

9,6

188 644 145

ООО «ДЭП-57»

2

Капитальный ремонт участка автомобильной дороги «Ярославль – Рыбинск» в Тутаевском районе

6,3

254 235 932

ООО «ДЭП-57»

3

Ремонт участков автомобильной дороги «Данилов – Пошехонье» в Даниловском районе

15,6

498 103 111

АО «Ярдормост»

4

Ремонт автомобильной дороги «Ярославль – Любим» в Даниловском районе

8,8

5

Ремонт участков автомобильной дороги «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец «Р-104» в Угличском, Мышкинском, Рыбинском и Пошехонском районах

22,5

585 510 023

ООО «ДЭП-57»

6

Ремонт автомобильной дороги «Нагорье – Берендеево» на территории городского округа Переславль-Залесский

28,4

1 074 117 570,5

АО «ГК «ЕКС»

7

Ремонт автомобильной дороги «Владимир – Переславль-Залесский «Р-74» на территории городского округа Переславль-Залесский

7,7

8

Ремонт автомобильной дороги «Говырино – Дмитриевское –Нагорье» на территории городского округа Переславль-Залесский

30,5

9

Ремонт участков автомобильной дороги «Углич – Некоуз – Брейтово» в Угличском и Мышкинском районах

12,6

210 757 083

АО «ГК «ЕКС»

10

Ремонт участков «Новый Некоуз – Родионово – пос. Октябрь» в Некоузском районе

10,1

191 958 421

АО «Ярдормост»

11

Ремонт участков автомобильной дороги «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино» в Угличском районе

20,3

523 015 406

АО «ГК «ЕКС»

12

Проектирование и строительство автомобильной дороги «Обход г. Гаврилов-Ям» в Гаврилов-Ямском районе

-

28 286 900

 

АО «Ярдормост»

13

Капитальный ремонт участков автомобильной дороги «Тутаев – Шопша» в Тутаевском и Гаврилов-Ямском районах

34,6 

486 731 628

ООО "УМПРЭО"

 

        Для абсолютной полноты информации добавим, что в перечень объектов «БКАД» также входят три муниципальные дороги за границами Ярославля. Это улица Моторостроителей в Тутаеве (длиной около 1 километра) и две дороги в Ярославском районе: от п. Ярославка до микрорайона «Резинотехника» и от п. Дубки до ТЭЦ-3 (общей протяженностью порядка 3,5 километра). Контракты по последним объектам уже разыграны, работы должны начать в середине мая.

 

Извилистые пути и неожиданные повороты     

Туношна - Бурмакино.jpgТутаевское шоссе.jpg

     






В общем, план на предстоящий сезон знатный. Мечта, а не план. Но, как известно, мечты сбываются далеко не всегда. Что может помешать её исполнению в нашем случае? На самом деле, причин несколько. Первая и главная – несоблюдение технологии. К сожалению, радость от своевременно выполненных работ прошлого года быстро сменилась чередой огорчений по поводу их качества. С наступлением весны сразу несколько дорог начали буквально «расползаться по швам» и разваливаться на глазах. В качестве примеров можно привести как региональные трассы «Толбухино – Уткино – Спас-Виталий», «Туношна – Бурмакино», «Гаврилов-Ям – Пружинино», так и улицы Ярославля (от маленьких Кудрявцева и Пушкина до большого Тутаевского шоссе). Всех их ремонтировали в минувшем сезоне. И ни одна из них не простояла без дефектов даже года. Хотя думается, что список проблемных объектов куда шире, чем указано выше.

       173716269_3647676478674681_6370347690335584776_n.jpg Рассуждая о причинах подобного безобразия, ряд специалистов «грешили» на тип используемого асфальта – ЩМА-16 (аббревиатура обозначает щебёночно-мастичный асфальтобетон, а цифра – допустимый диаметр зерен). Однако подобное покрытие в России начали использовать ещё с начала 2000-х годов, то есть задолго до появления национального проекта «БКАД». И зарекомендовало оно себя вполне неплохо. Так что дело, пожалуй, не в ЩМА как таковом. Иное дело – способ приготовления смеси и качество её компонентов. Использовал не тот битум или заложил недостаточное количество присадки – и асфальт теряет свои свойства. То же самое касается условий транспортировки и температурного режима. Стоит переохладить смесь – и она становится негодной. Предположить подобные случаи можно не единожды. Таким образом, проблемы могут быть ещё до стадии непосредственных работ.

         А уж при укладке слоёв покрытия у подрядчика вообще «простор для творчества». Это избирательная выборка «пучин», недостаточная проливка битумной эмульсией (либо её полное отсутствие), «экономия» на битумной ленте, некачественная прокатка (из-за чего поверхность проезжей части начинает напоминать рябую кожу), несоблюдение доли песка и щебня в «подушке», использование несертифицированных материалов и так далее. Не забудем сказать и про «традиционные» работы в дождь с укладкой асфальта на непросушенные поверхности. Увы, всё это по-прежнему имеет место быть. И пока это так, рассчитывать на качество не приходится.

         Вторая потенциальная проблема является обратной стороной главной особенности нынешнего сезона – беспрецедентного объёма работ. В предыдущие годы планы и задачи были куда скромнее. Но даже их не удавалось завершить вовремя. Исключением не стал даже прошлый год, когда на большинство объектов вышли заранее, а работы вели достаточно интенсивно. В том же Ярославле показательными примерами стали, скажем, улица Пушкина или Тутаевское шоссе. Первую доделывали в начале октября, второе – и вовсе в декабре. Хотя контракты подразумевали совсем иные сроки.         

175725618_3999160526816880_2239725657483946982_n.jpg

Свою лепту внесли и особенности конкурсной документации. А именно – объединение нескольких дорог в один лот. На наш взгляд, в теории такой подход абсолютно правильный. Дробить большой список работ на конкретные улицы действительно нецелесообразно. Но на практике это приводит к тому, что вместо работы несколькими бригадами, подрядчики сначала сосредотачивают все силы на одном объекте, и лишь потом переходят к следующему. В результате дорога или улица, стоящая в этом списке последней, делается «по остаточному принципу». Что нередко означает снижение качества и задержку сроков сдачи. 

         Третья причина также стара как мир. Это недостаточный контроль со стороны заказчика. Хотя, казалось бы, на пятом году «БКАД» этот недостаток пора было если не изжить, то хотя бы нивелировать. Ещё раз посмотрите на список подрядчиков. Из года в год он практически не меняется: мы видим одни и те же лица. Юридические. И ко всем из них поступали замечания: от маститого местного «РУМСР» до крупной столичной «ГК «ЕКС». А то же «ДЭП-57» ещё в сентябре 2019 года попросил не допускать к работам в Ярославле сам мэр Владимир Волков. В городе она действительно не работает. Зато остаётся в области, где также успела заработать целый ряд замечаний. Зная это, контролировать работы следует с удвоенной силой. В прошлые сезоны получалось не очень. Возможно, что-то изменится на этот раз.           

Моисеев.jpg

Впрочем, задача осложняется кадровой проблемой. 7 апреля пост директора ГКУ «Ярдорслужба» (заказчик всех работ на региональных дорогах) покинул Олег Бирюков. Практически одновременно сменился руководитель областного департамента дорожного хозяйства Евгений Моисеев. Первого (с приставкой и.о.) сменил его первый заместитель, ярославец и «ветеран» отрасли Александр Межиевский. Место второго (сразу без всяких приставок, что за последнее время редкость) занял Роман Душко. Официально про Романа Владимировича известно мало. Ему 44 года. Окончил Московский военный институт. До нового назначения недолгое время работал в АО «Ярдормост» заместителем директора по материально-техническому обеспечению и закупкам.          

Душко.jpg

В кулуарах нового руководителя называют сослуживцем то областного вице-премьера Виктора Неженца, то самого Председателя Правительства региона Дмитрия Степаненко и аттестуют в качестве специалиста по банкротствам. Крайне интересная информация. Особенно, если учесть, что до прихода в «Ярдормост» Душко возглавлял хлебозавод № 4, обанкротившийся буквально несколько месяцев назад (а до того работавший аж с 1937 года). А также то, что самим «Ярдормостом» (пока государственным, но уже давно акционированным) и его многочисленными активами периодически интересуются различные частные структуры. Конечно, всё это циркулирует только на уровне разговоров. Но настроения они почему-то не добавляют. Уверенности в завтрашнем дне – тем более.

         В таких условиях в Ярославской области начинается новый дорожный сезон. На сей раз он совпадает и с началом нового избирательного цикла. В связи с чем, проблема «второй российской беды» автоматом приобретает политический характер. Особенно на фоне того, что нормативу в нашем регионе до сих пор не соответствует порядка 60% областных и более 73% муниципальных трасс. И руководству Ярославской области во главе с Губернатором Дмитрием Мироновым просто нельзя это не учитывать. Тем более, что через год Дмитрию Юрьевичу почти наверняка предстоит собственная предвыборная кампания (ибо разговоры про его проводы в Москву всё больше напоминают сказку про мальчика, который кричал: волки). А дорожная тема всегда была одним из центральных пунктов в программе действий главы региона. И одной из его сильных сторон. Так что нынешняя ситуация является своеобразным экзаменом на профпригодность. Успешная сдача которого зависит от того, смогут ли в «Белом доме» учесть все существующие проблемы и риски.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?