Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.06.2025
Ярославль
639
МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА ПО-ЯРОСЛАВСКИ: ТО ЛИ КОМЕДИЯ, ТО ЛИ ДРАМА

С режиссёром, но без зрителей, с известным финалом и непредсказуемыми последствиями

МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА ПО-ЯРОСЛАВСКИ: ТО ЛИ КОМЕДИЯ, ТО ЛИ ДРАМА

В Ярославской области продолжается реформа местного самоуправления. В апреле были избраны депутаты 16-ти новых представительных органов муниципальных округов. Теперь им предстоит определиться с кандидатурами глав. Приём документов от потенциальных соискателей уже закончен. А первые назначения «выборы» запланированы буквально на следующей неделе. Вопреки народной мудрости, согласно которой коней на переправе не меняют, по сравнению с прошлым летом, когда муниципальная реформа только закручивалась, корпус районных начальников претерпит серьёзные изменения. Свои посты уже покинули многие «старожилы». Их места отчасти заняли «варяги с минимальным опытом муниципальной службы, отчасти - местные новички без опыта. И в ряде случаев это уже вызвало открытую негативную реакцию на местах. При этом, к концу мая едва ли не половина потенциальных руководителей ещё проходила негласную процедуру согласования в органах власти и силовых структурах. А в отдельных районах и по сей день не вполне ясно – кто в итоге встанет у руля. Ясность наступит в течение ближайших двух недель (по имеющимся сведениям, все назначения планируют завершить до 19 июня). Однако получить одобрение депутатского корпуса – задача нетрудная, если не сказать грубее. Ибо какие сложности могут быть при наличии абсолютного большинства «Единой России» в окружных «парламентах» и «высочайшего одобрения» на уровне губернатора? Куда сложнее – удержать легко доставшуюся власть. Особенно не имея за плечами ни серьёзной политической школы, ни навыков административно-хозяйственной работы, ни умения выстраивать диалог с различными группами влияния и общественностью. Ведь впереди – строительно-ремонтный сезон, подготовка к отопительному периоду, принятие бюджетов, реализация национальных проектов и губернаторских затей на местах и многое другое, на чём так легко «сломать шею». И если «запахнет жареным», глава региона уже не поможет, а депутаты и вовсе могут добавить проблем. Примеры уже были, притом совсем недавно. Но они, похоже, никого не научили.


«Непрочитанные» главы

После окончательного завершения реформы органов местного самоуправления в Ярославской области не только де-юре (как сейчас), но и де-факто из 96 муниципальных образований останется только 19: два городских (Ярославль и Рыбинск) и 17 муниципальных округов (фактически, образованных в границах бывших районов и Переславля-Залесского с пригородом). Из них перемены во власти никак не коснутся областного центра и второго по величине города области (Рыбинск). Их статус не менялся, представительные органы были сформированы ещё в 2022 (Муниципалитет Ярославля) и 2023 (муниципальный Совет Рыбинска), а действующие главы Артём Молчанов и Дмитрий Рудаков (оба – с 2022 года) спокойно продолжают исполнять свои обязанности.

Молчанов.jpg

Рудаков 1.jpg Тем более, что последний вообще был избран на всенародных выборах путём прямого голосования (единственный в области).

Зяблицкий.jpegПереславль-Залесский осенью прошлого года поменял статус с городского на муниципальный округ. Однако это было чисто формальное решение ради соответствия нормам федерального законодательства (так называемые «критерии урбанизации», предъявляющие определённые требования к соотношению доли городского и сельского населения и площади территории). Принципиально же для переславцев ничего не изменилось, так как поселения там были ликвидированы ещё в 2018 году после объединения города и района. Соответственно, и местная Дума, и местный глава Дмитрий Зяблицкий (избранные в 2023 году) также продолжают работу.

Остаётся 16 муниципальных округов (бывших районов). И вот здесь уже, как принято говорить, есть нюансы. Притом, достаточно любопытные. Начнём с того, что практически половина действующих районных руководителей носят приставку «и.о.». Это Алексей Шутов (Большесельский район), Ярослав Шилов (Борисоглебский район), Михаил Гелевер (Брейтовский район), Алишер Рустамов (Гаврилов-Ямский район), Евгений Иголка (Пошехонский район), Илья Филипцов (Угличский район) и Дмитрий Шибаев (Ярославский район). Формально сейчас они занимают должности заместителей или первых заместителей, на которые изначально были назначены с подачи губернатора Ярославской области Михаила Евраева и «с прицелом» на будущее повышение.

Напомним, что первые такие назначения состоялись в ноябре прошлого года, а последние – буквально недавно, буквально в апреле-мае. То есть опыт работы на вверенной им территории большинство вышеуказанных господ имеет сосем небольшой. Определённое исключение составляют, разве что, Алишер Рустамов (трудился в отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Гаврилов-Ямского района) и Дмитрий Шибаев (был главой Карабихского поселения и первым заместителем главы администрации Ярославского района, которым де-юре и остаётся). Более того, трое из представленного списка руководителей – вообще «варяги».

Иголка.jpg

Гелевер.jpgРечь про Евгения Иголку (1985 года рождения), Михаила Гелевера (1987 года рождения) и Илью Филипцова (1990 года рождения). Первый – родом из Белгородской области, второй – из Тверской, а третий приехал к нам аж из Западной Сибири (Омская область). С Ярославской областью до 2023-2024 годов никто из них не был связан от слова «совсем». Все вышеназванные джентльмены имеют некоторый опыт муниципальной службы, но он главным образом до 2023 г. сводился к работе на уровне поселений. До глав районов никто из них у себя на Родине не поднимался. Возникает риторический вопрос: не смогли проявить себя по месту жительства, и решили попытать счастья здесь? Авось, повезёт? Откровенно говоря, сомнительный посыл.

Филипцов.jpg

Ситуацию в известной степени усугубляет тот факт, что все трое сменили местных уроженцев, да ещё и «старожилов» муниципального управления: Анатолия Курицина в Угличе, Николая Белова в Пошехонье и Андрея Перова в Брейтове. Больших сожалений в этой связи не испытывали, похоже, только в первом случае (в отличие от соседнего Мышкинского района, которым Курицин руководил с 2004 по 2017 годы, у соседей он прижиться так и не смог). А вот с Беловым и Перовым расставались не без грусти. И если Николай Николаевич хотя бы занял пост советника губернатора, а по итогам апрельских выборов стал председателем местного Собрания депутатов, то Андрею Валентиновичу была предложена лишь скромная роль советника Гелевера (который очень понадобится ему на чужой земле).

Евраев (3).jpgЧто конкретно стоит за указанными назначениями, пока непонятно. Зато ясно другое: Михаил Евраев, который в начале своей карьеры на Ярославской земле вроде бы ратовал за местные кадры (и на уровне районов это негласное правило действительно соблюдалось), теперь развернулся в сторону «варягов». Похоже, что глава региона начинает повторять негативный опыт своего предшественника Дмитрия Миронова. Однако для последнего подобная политика в итоге стала одним из главных факторов общего роста политической напряжённости в области, и, как следствие, протестного голосования на выборах в Государственную Думу в 2021 году. Зачем Михаил Яковлевич за год до новых выборов в федеральный парламент наступает на те же грабли – непонятно.

Ещё двое исполняющих обязанности глав – Алексей Шутов и Ярослав Шилов, хоть и являются местными, однако до назначения не имели полноценного опыта работы в исполнительной власти. Шутов, правда, был местным депутатом, и возглавлял МКУ «Служба хозяйственного обеспечения Администрации сельского поселения Семибратово». Однако для управления районом этого недостаточно, да и муниципальной службой де-юре не является. То же самое касается и Шилова, который примерно полтора года побыл депутатом областной Думы (где за всё это время внёс всего 1 законопроект), а до того трудился исключительно в коммерческих структурах.

Шутов.jpgШилов.jpg

Приняли новых молодых начальников (1990 и 1995 годов рождения), судя по всему, прохладно. Шутову на первом заседании обновлённого Собрания представителей в апреле не захотели повышать заработную плату. А на личной странице Шилова в социальной сети «ВК» в последнее время появились нелицеприятные комментарии по поводу нежелания общаться с жителями и щедро розданных, но не выполненных обещаний. Как при таком старте господа собираются работать дальше – большой вопрос.

Шибаев.jpgСоответственно, из вышеперечисленных 7 руководителей какого-то явного негатива не вызывают только Дмитрий Шибаев (однако на полноценного главу он всё же не тянет и, похоже, в принципе не собирается участвовать в «выборах», о чём будет сказано ниже) и Алишер Рустамов. Последний стал исполняющим обязанности главы Гаврилов-Ямского муниципального округа при поистине драматических событиях - после ареста действующего руководителя Андрея Сергеичева, а затем – и его первого заместителя Андрея Романюка. Вместе с тем, Рустамов тесно связан с вверенной ему территорией (проживает в Заячье-Холмском поселении) и, как уже было сказано выше, имеет опыт работы в местной администрации. Да и вообще обладает довольно приличным стажем службы на различных муниципальных должностях.

Например, 10 лет работал заместителем и директором МКУ «Единая служба заказчика» в Ростовском муниципальном районе. Притом, этот период был отмечен там довольно крупными муниципальными заказами. 

Рустамов.jpg

Ещё почти три года трудился в Рыбинске – сначала начальником управления строительства, а затем – заместителем главы города. На последнем посту курировал вопросы архитектуры и градостроительной политики, а позднее – ещё и ЖКХ (после ареста другого заместителя главы Ивана Дубино). Что показательно, на этом весьма трудном и неблагодарном фронте Рустамов не получил каких-либо серьёзных нареканий.

Скорее, наоборот: прошедшие годы были отмечены для второго по величине города области несколькими прорывными проектами в сфере благоустройства общественных территорий, капитального ремонта и строительства. Более того, в отношении Алишера Хужамуратовича не было замечено какого-то негатива ни от представителей местной власти (включая оппозицию), ни, что значительно важнее, от населения (по крайней мере, в массе своей). И это даёт некоторую надежду, что человек приживётся и окажется на своём месте. Жаль, что такая надежда имеется лишь в отношении одного кандидата из семи.


На старте полосы препятствий

С данным обстоятельством связан ещё один любопытный факт. По нашим сведениям, на последней неделе мая никто из вышеперечисленных руководителей, за исключением Евгения Иголки, ещё не прошёл окончательных согласований в федеральных органах исполнительной власти в Москве и у правоохранителей (ныне это негласная, но обязательная процедура при утверждении на пост глав городских и муниципальных округов). Даже упомянутый Алишер Рустамов, по имеющейся информации, собирался в столицу только 3 или 4 июня.

Понятно, что вопрос получения согласований для упомянутых глав (а также для руководителей Некоузского и Мышкинского районов, которых в конце мая также не было в списках окончательно согласованных кандидатур), по всей вероятности, является вопросом ближайшей перспективы. Во всяком случае, для большинства. Иначе, зачем бы губернатор назначал их исполняющими обязанности? Однако тот факт, что в первом эшелоне их всё-таки не оказалось, немного настораживает. Хотя бы в том плане, что данные управленцы, очевидно, вполне могут находиться под более пристальным вниманием соответствующих структур. А за их возможными «проколами», возможно, будут следить чуть пристальнее, да и спрашивать строже.

В свою очередь, опять-таки по нашим сведениям, среди получивших «добро» (по состоянию на тот же временной период) были руководители Ростовского (Андрей Шатский), Некрасовского (Павел Кулаков), Даниловского (Елена Иовлева), Первомайского (Михаил Диморов), Пошехонского (Евгений Иголка), Рыбинского (Татьяна Смирнова), Любимского (Алексей Дмитриев) и Тутаевского (Ольга Низова) округов. Если не считать Евгения Иголку, о котором было сказано ранее, вопросы и даже некоторое недоумение в данной связи вызывает лишь последняя кандидатура. К работе Ольги Вячеславовны есть определённые претензии со стороны общественности. Также деятельность в какой-то степени осложняет резонансное уголовное дело в отношении бывшего директора МКУ «Центр контрактных отношений» и муниципального депутата Владимира Пшеничникова. Однако Низова осталась «в обойме».

Улыбчивые главы-2.jpgОкончательная ясность по персоналиям должна наступить уже совсем скоро. Конкурсные комиссии по отбору кандидатур на должность глав муниципальных округов, в состав которых входят представители правительства области и депутаты областной Думы, назначены в период с 4 по 11 июня. А далее пройдут уже непосредственно заседания муниципальных представительных органов, где своё слово скажут местные народные избранники. Они запланированы в течение пары недель. К примеру, в Гаврилов-Ямском районе предварительно назначена дата 10 июня, в Первомайском и Тутаевском районах – 11 июня, а в Ярославском и Большесельском районах – 17 июня (хотя, конечно, конкретный день ещё может быть скорректирован).

Диморов.jpgВпрочем, на тот момент решение депутатского корпуса будет практически исключительно формальное. «Нужные» кандидаты будут согласованы заранее, а конкуренты останутся либо «технические» (в массе своей), либо «непроходные» (обеспечить нужное голосование не составит труда при абсолютном, а в ряде случаев – даже 100%, присутствии в представительных органах представителей «Единой России»). К примеру, в Первомайском районе, по слухам, единственным «соперником» для действующего главы Михаила Диморова станет начальник отдела культуры местной администрации Анна Куликова.

Низова.jpgВ Тутаевском районе конкуренцию Ольге Низовой составит руководитель Управления муниципального контроля Владимир Карташов, подотчётный её первому заместителю, а также предприниматель и общественник Андрей Соловьёв (здесь, судя по всему, как раз случай «непроходного» кандидата). Очень высокая конкуренция ожидается в Гаврилов-Яме. Помимо Алишера Рустамова, документы в конкурсную комиссию подали ещё 5 человек. Однако судя по их составу, соревновательность также будет исключительно формальной.

Сергеев Дмитрий.jpgСреди кандидатов – глава районного центра Александр Тощигин, его экс-заместитель Михаил Киселёв, бывший первый заместитель главы района Андрей Забаев (оставил свой пост буквально три месяца назад), преподаватель и спортсмен Ярослав Шаршутин и заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Дмитрий Сергеев. По имеющимся сведениям, никто из вышеперечисленных соискателей на пост главы всерьёз не претендует и не рассчитывает.

Пожалуй, реальная интрига пока что остаётся лишь в Ярославском районе. Нынешнего и.о. главы Дмитрия Шибаева (занял пост в апреле нынешнего года после того, как предыдущий руководитель района Николай Золотников выиграл выборы в Муниципальный совет и стал его председателем) в числе возможных претендентов на пост главы публично не называют. Притом, до последнего времени – даже муниципальным депутатам. Либо здесь какая-то тайна, либо Дмитрий Сергеевич останется на должности первого заместителя.

Михайлов Алексей.jpgЗато среди соискателей называют три других фамилии: исполнительного директора ассоциации «Совет муниципальных образований Ярославской области» и председателя Муниципального Совета Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Владимира Курицина, уже упомянутого замминистра Дмитрия Сергеева и, внезапно, Алексея Михайлова. Согласно данным из открытых источников, последний до недавнего времени занимал пост первого заместителя главы администрации города Мичуринска Тамбовской области. То есть перед нами ещё один «варяг». Правда, в отличие от трёх своих «коллег» в Брейтове, Пошехонье и Угличе, которые хоть немного «засветились» на территории, этот претендент остаётся настоящей «тёмной лошадкой». Впрочем, за оставшиеся две недели расклад ещё может поменяться.

Что будет дальше, уже после того, как депутаты «выберут» глав? В принципе, план известен и расписан на полгода вперёд. Его озвучили ещё 21 мая на заседании рабочей группы по преобразованию ОМСУ с участием вице-губернаторов Андрея Колядина и Дмитрия Аминова, министра регионального развития Евгения Чуркина и других статусных лиц. После избрания глав всех 16 муниципальных округов, в июле – августе предстоит подготовка муниципальных нормативных правовых актов. Чтобы уже с сентября начать процедуру реорганизации администраций районов и поселений. Которая завершится до 1 января 2026 года. К слову, до этого сроки были более сжатыми, и всё должно было закончиться в августе 2025 года. Видимо, планы изменились.

Чуркин и комиссия.jpg

Так что работа предстоит ещё довольно большая. И для глав с завершением процедуры их назначения избрания, на самом деле всё только начинается. Впереди у них – сезон благоустройства дворов и ремонта дорог, реорганизация собственных администраций и решение кадровых вопросов (со многими действующими сотрудниками придётся расстаться), подготовка к новому отопительному сезону и рассмотрение проектов бюджета, «оптимизация» больниц, транспортная реформа, градостроительное планирование (в последних трёх случаях речь про областные полномочия, но главы вряд ли останутся в стороне – слишком широкий резонанс имеют эти вопросы), и многое, многое другое. Словом, настоящая полоса препятствий.  И что-то подсказывает, что достойно пройти её до конца могут не все. А кто-то, быть может, ещё пожалеет о том, во что он «ввязался».

В этой связи вся муниципальная реформа напоминает какой-то странный спектакль. У него есть режиссёр, но фактически нет зрителей (простые жители фактически отстранены от процесса), заранее ясен финал, но совершенно непонятны последствия. И вообще, на первый взгляд всё это напоминает комедию. А если копнуть поглубже, получается драма. В итоге остаётся лишь гадать, что произойдёт раньше: то ли актёров закидают помидорами, либо «художественного руководителя» отправят на гастроли.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

Опрос
В Ярославской области объявлено о проведении реформы системы здравоохранения, в рамках которой произойдет объединение нескольких медучреждений. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете проведение этой реформы?