Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

06.11.2024
Ярославль
1172
ОБЕТ МОЛЧАНова

Прощание с иллюзиями на исходе второго года работы пятого мэра Ярославля

ОБЕТ МОЛЧАНова

7 ноября исполняется ровно два года, как депутаты ярославского Муниципалитета назначили уроженца города Кирова, экс-руководителя правового управления ФАС и заместителя Председателя Правительства Ярославской области Артёма Молчанова мэром Столицы «Золотого кольца». Пятым в новейшей истории, если не считать многочисленных «и.о.». Через 4 дня на церемонии инаугурации он произнёс клятву, пообещав уважать и охранять права жителей Ярославля и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. Так сказать, дал своего рода обет. 

Молчанов в 2022 году (весёлый).jpg

Увы, исполнить его у градоначальника вряд ли получится. Если первый год его работы можно оценить скорее позитивно (особенно на контрасте с предшественником Владимиром Волковым), то второй принёс сплошные провалы. Дворы, парки, дороги, мусор, неудачная попытка объединения школ, зимняя уборка – список можно продолжать. Впрочем, дело здесь не только и не столько в личности Артёма Владимировича. Он хороший специалист и, похоже, неплохой человек. Но в существующей системе координат решает очень мало. Молчанов сильно зависит от других политических игроков, не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися вызовами и, как следствие, сделать что-то по-настоящему стоящее. Похоже, что градоначальник стал это понимать. Отсюда – появившаяся раздражительность, поубавившееся желание общаться с людьми и угасший энтузиазм. Теперь он будет просто плыть по течению, дожидаясь, когда его позовут обратно в Москву вместе с Михаилом Евраевым. И в этой связи вновь и вновь встаёт вопрос – может быть, всё же пора вернуться к местным кадрам? Пусть даже не избираемым, а назначаемым. Но, по крайней мере, ищущим одобрения народа за свои дела. Ведь именно это – главный показатель в том случае, если ты стараешься что-то делать, а не просто отбываешь свой номер на должности. Как делают, по сути, все последние «временщики».

 

Это был тяжёлый год

Молчанов в 2024 году (грустный).jpg          Второй новый год на посту мэра сразу начался для Артёма Молчанова не слишком удачно. Подкачала сложная зима, точнее – зимняя уборка города. Нельзя сказать, что в городской администрации совсем не извлекли ошибок из прошлого печального опыта. В Ярославле закупили новую технику, увеличили штат работников «Горзеленхозстроя», подняла им зарплату и в целом повысили расходы на содержание улично-дорожной сети (УДС). В результате основные магистрали в целом убирались относительно неплохо, хотя и не всегда оперативно (особенно показательным выдался декабрь, когда граждане жаловались на состояние даже главных артерий - проспектов Фрунзе, Авиаторов, Ленина, Толбухина, Московского и Ленинградского, Советской улицы, Тутаевского шоссе).

         Однако основные претензии были всё-таки не к ним, а к внутриквартальным проездам, улицам частного сектора, дворам. Ну и, разумеется, к тротуарам и другим пешеходным пространствам, которые превратились в один большой каток. Проезды ещё осенью передали в оперативное управление «Горзеленхозстроя», однако за зиму процесс их уборки так и не отладили. За частный сектор продолжали отвечать территориальные администрации мэрии, которые привлекли для содержания всего пару десятков единиц техники и менее трёх десятков рабочих. И это – на 2 миллиона квадратных метров площади. 

Зимняя уборка-3.jpg

        Дворы оставались в ведении управляющих компаний, на которые городские власти по традиции и «переводили стрелки». Хотя имели в своём распоряжении достаточно рычагов для воздействия на нерадивых управдомов. Аналогичную схему попытались применить в отношении тротуаров, свалив всё на частников. Но по факту их тротуары чистились и быстрее, и лучше, чем муниципальные. Так что в данном случае мэрии стоило уподобиться хрестоматийной унтер-офицерской вдове и выпороть саму себя. 

         В итоге весьма показательной оказалась оценка качества зимнего содержания дорог, данная самими жителями Ярославля. Согласно результатам опроса, проведённого исследовательским центром «Хи-квадрат» в конце февраля 2024 года, 27% респондентов были скорее не довольны, а 36% - полностью не довольны такой уборкой. В случае с тротуарами картина оказалась ещё хуже, а цифры составили, соответственно, 24,5% и 52,5% от числа опрошенных. Конечно, для городских властей это было провалом!

         Крайне неприятным для них оказалось и начало нынешнего сезона, когда из-за гололедицы только за первую половину дня 30 октября в городе случилось больше 50 аварий. Особенно тяжело было на мостах. Заявление властей о том, что путепроводы проливали специальным рассолом, а наледь образовалась в утренние часы чуть ли не за 20 минут, выглядело неубедительно и воспринималось с большим трудом. Коллапсу, разумеется, предшествовал бодрый отчёт о готовности городских служб к холодам. Увы, снова не оправдавшийся.

Зимняя уборка-5 (аварии)1.jpg

         Совсем не гладко прошёл и ремонт дорог, особенно по национальному проекту «БКД». В общей сложности, в годовом плане их было 33. Правда, лукавая и немного кривая статистика мэрии учитывала и улицы, сданные в прошлом году, и объекты, которые предстояло отремонтировать «опережающими темпами» за счёт средств 2025 года (правда, получилось это не везде). В итоге по состоянию на 5 ноября (!) был завершен ремонт 28 дорог (из них 13 – ещё в прошлом году). На 5 площадках работы продолжались. Впрочем, это не означает, что все остальные были введены в эксплуатацию. Приёмка состоялась далеко не везде.

Укладка асфальта в снег-1.jpg         К примеру, на улицах Флотской и Рыбинской шло устранение замечаний. Также было немало примеров срывов контрактных сроков. Например, на проспекте Октября, улицах Победы и Свободы. Все должны были закончить 31 августа, однако работы продолжались даже в октябре. А по улице Победы они не завершились до сих пор. Ввод проспекта Машиностроителей (он за рамками «БКД», но дорога одна из главных) и вовсе могут перенести на будущий год. В первых числах ноября, когда везде уже лежал снег, там ещё укладывали асфальт. Да и в целом, у жителей, профессиональной общественности и даже самих заказчиков была масса претензий по качеству и общей культуре производства работ.

Хуже всего на «дорожном фронте» обстояли дела с ремонтом проездов к социальным объектам. Область выделила на это 240 миллионов рублей. Ещё 15 миллионов добавил сам город. В план включили 51 объект (правда, два десятка из них были недоделанными объектами прошлых лет). К началу сентября полностью были выполнены лишь 11 проездов. Ещё по 9-ти заключили муниципальные контракты. К остальным даже не приступали: по 15 объектам были объявлены конкурсные процедуры, 10 проектов получили положительное заключение государственной экспертизы, 5 находились на проверке, а по одному проезду даже не была закончена проектная документация.

         Откровенно провальной в нынешнем сезоне оказалась и программа благоустройства дворов и общественных территорий. Ни один из 4 городских парков, которые должны были обновиться ещё к 1 сентября, по-прежнему не закончен. Работы проводятся с грубыми и неоднократными нарушениями технологии. А подрядчик уже получил «пламенный привет» от прокуратуры. Продолжается «благоустройство» и в многострадальной Павловской роще. Её не могут доделать уже второй год. Притом, в нынешнем сезоне завершить всё обещали сначала к 1 октября, а затем – к 1 ноября. Но, увы, финиш пока не просматривается.

Павловская роща-1.jpgПавловская роща-2.jpg         Не сильно лучше и ситуация во дворах. По плану должны были реконструировать 38 придомовых территорий. Цифра стандартная, город знал и куда более масштабные работы. Однако к концу октября благоустройство завершили только на 21 объекте. Ещё 6 дворов находились в высокой степени готовности (90%), однако рабочий процесс там не завершился. На 8 территориях работы продолжались (к примеру, на улицах Керамической и Пожарского готовность оценивали лишь на 30%). А 3 двора во Фрунзенском районе и вовсе решили перенести на 2025 год.  

Дворы-4.jpg

       В завершении дорожно-коммунального блока стоит упомянуть, что после старта отопительного сезона 4 октября город продолжал стоять в «раскопках», а дома и даже социальные учреждения то и дело оставались с холодными батареями. Особенно не повезло центральной части. 23 октября без отопления были свыше 400 домов, 36 школ, 17 детских садов и 24 учреждения здравоохранения в Кировском и Ленинском районах. Причиной были названы работы по замене задвижек на ТЭЦ-1. Почему их нельзя было провести летом, так и осталось непонятно. 

Теплосети-1.jpg         Больше всего вопросов было к «ТГК-2», которая не смогла своевременно выполнить даже минимальный план по капитальному ремонту сетей. Так, из 3 километров к середине двадцатых чисел октября были отремонтированы 2,6 километра (а к началу сентября – и вовсе порядка 1,7 километра). А аварии в хозяйстве крупнейшей ресурсоснабжающей организации города в сфере теплоснабжения давно стали привычным явлением. Прекрасно зная обо всех проблемах, призвать коммунальщиков хотя бы к элементарному порядку и наказать ответственных за бардак в мэрии так и не смогли. Или не захотели.

 

Невыученные уроки в «школе мэров» 

         Само собой, мощный удар по репутации мэрии и мэра нанесло объединение школ и детских садов. Как говорится, здесь было «прекрасно всё» - и выбор учреждений, и сам механизм слияния, и полный информационный вакуум в течение нескольких дней, и абсолютное отсутствие даже малейшей попытки хоть как-то подготовить общественное мнение. Хотя с последнего как раз и надо было начинать. Глядишь, последствия оказались бы не столь резонансными. А так всё было грустно. Более нелепыми оказались разве что попытки оправдаться за принятое решение.

         Со сферой образования Молчанову вообще не везёт. Сначала власти несколько раз переносили срок сдачи и начало занятий в школе на Пашуковской. Потом та же история приключилась с учреждениями на Большой Фёдоровской и Московском проспекте. И если первую хотя бы начали ещё при прошлом мэре, то две последних – уже при новом градоначальнике. Заметьте, о строительстве следующих новых школ (в частности, на Папанина и Батова) сейчас практически не вспоминают. Хотя в прошлом году Артём Владимирович говорил об этом довольно подробно.

Временщики (про объедлинение школ).jpg         Ситуация с объединением образовательных учреждений была показательна ещё и в плане иллюстрации отношений между городом и областью, между мэром и губернатором. Сама идея, судя по всему, исходила от последнего. Во всяком случае, об этом говорили в кулуарах информированные люди. А в самой мэрии на одном из совещаний в начале сентября вообще открыто заявляли, что инициатива спущена из Правительства региона. Однако «крайним» в итоге остался Молчанов. Именно на него фактически «перевёл стрелки» Михаил Евраев. Очевидно, не пожелав разделить «шишки» за провал. Сам же мэр, в свою очередь, не сотворил ничего вразумительного в своё оправдание.

         При этом, некие попытки «показать зубы» Артём Владимирович всё же предпринимает. Например, в самом начале прошлого года он потребовал от руководства регионального АО «Ярославское АТП» вернуть автобусы, переброшенные с муниципальных маршрутов в область. А совсем недавно пригрозил подрядчикам, выполняющим благоустройство дворов, расторжением контрактов и внесением в «чёрные списки» в том случае, если они не завершат работы до 1 ноября. Притом, что среди этих подрядчиков было и областное предприятие «Ярдормост».

         Правда, 1 ноября наступило, дворы ремонтировать предсказуемо не закончили, но информация о расторжении контрактов нам нигде не попадалась. В таком случае, возникает невольный вопрос – что это было? Попытка сделать хорошую мину при плохой игре? Или показать, что мы сами с усами? Но в итоге получился «холостой выстрел». Что, на самом деле, ещё больше обесценило активы мэра в глазах общественности и власть предержащих.

Дворы-2.jpg         В продолжение «школьной темы» стоит отметить, что Артёму Молчанову невольно создают проблемы даже в тех сферах, за которые он не отвечает. Яркий пример – общественный транспорт. Как известно, с середины 2022 года он находится под юрисдикцией области. Однако жалобы граждан, которые до сих пор многочисленны, по традиции продолжают адресовать в мэрии. Более того: о них в ходе открытых совещаний в мэрии по вторникам регулярно отчитываются представители Центра городского управления.

         Со стартом «транспортной реформы» в Ярославле оказалась серьёзно подпорченной и статистика аварийности. По данным ГИБДД, за 2023 год произошла 151 авария с участием автобусов. В 2022 г. их было 80. Рост почти в два раза. В указанных ДТП погибли 4 человека и 187 получили травмы. Годом ранее погибших было 3, а пострадавших – 114. Показательно, что большая часть аварий (94) произошла во втором полугодии 2023 года. При этом, почти половина ДТП (71) случилась по вине водителей автобусов. В 2022 году таковых было 46.

         Понятно, что всё это отнюдь не добавляет оптимизма и не вдохновляет на подвиги. Артёма Молчанова явно начало доставать количество проблем, которое на него свалилось. А самому ему их не решить. Он далеко не глупый человек. И он, похоже, понимает всю зависимость своего положения и безвыходность из него. Отсюда появляется раздражение и начинают сдавать нервы. За последние полгода градоначальнику уже дважды изменяло его обычное спокойствие и интеллигентная манера разговора.

 Молчанов на встрече.jpg        Первый раз он публично повздорил с общественницей Еленой Богдановой по поводу планов реконструкции Петропавловского парка в июле. Второй - с одним из жителей в ходе встречи в Кировском районе насчёт уборки контейнерных площадок в сентябре. Конечно, люди бывают разные. И ситуации тоже. Порой сохранять хладнокровие действительно трудно. Однако публичному человеку нужно стараться всегда держать лицо. Особенно руководителю такого ранга.

         Овчаров и Степанов.jpgСреди всех названных проблем не стоит забывать и про кадровые сложности. Конечно, по сравнению с тем же Правительством, в первом эшелоне мэрии редкая стабильность. Но это только в первом эшелоне, среди заместителей мера и глав территориальных администраций. А вот на уровнях ниже всё очень непросто. Городскую администрацию сильно подкосили сокращения, инициированные губернатором. За ними последовала серьёзная «текучка». В итоге желающих работать в мэрии сегодня как никогда мало. Тем более, что зарплата там абсолютно неконкурентоспособна, а никакого обещанного значительного повышения не произошло. Так, в прошлом году индексация у рядовых муниципальных служащих была чуть выше 4% - в два раза меньше уровня официальной инфляции.

         В свою очередь, одному мэру весь воз забот не потянуть. Не говоря уже о том, чтобы инициировать какие-то новые интересные проекты. За 2 года разобравшись в ситуации, теперь он вряд ли станет за что-то бороться. Скорее всего, будет просто «плыть по течению». И ждать, когда его «отзовут» в Москву. Вместе с Михаилом Евраевым. Или чуть позже. По мнению аналитиков, смена власти, скорее всего, произойдёт сразу после выборов в Государственную Думу в 2026 году.

         Однако до этого ещё довольно долго. И, по всей вероятности, это данное время может быть использовано для того, чтобы «капитализировать» всё, что можно «капитализировать». В тех или иных интересах. Потенциальные направления приложения сил известны – изменение назначения земельных участков, выдача разрешений на строительство, продажа земли и муниципального имущества, попытка дальнейшего «благоустройства» города (хотелось бы, чтобы после этого от Ярославля хоть что-то осталось) и так далее.

W73OS3yELZ0.jpg

         Впрочем, ждать чего-то иного от пришлых кадров, временно поставленных руководить Столицей «Золотого кольца», наверное, и не приходится. И это в сотый раз заставляет задуматься о том, что за местное хозяйство всё же должны отвечать местные кадры. Да, это не панацея от всех бед. И не безусловная гарантия счастливой жизни. Бывают и плохие «местные». Однако человек, живущий здесь, и не собирающийся никуда переезжать, априори будет относиться к своему дому совсем не так, как человек, который сидит на чемоданах. В идеале он будет стараться делать всё как для себя (поскольку сам ездит по тем же улицам, гуляет по тем же паркам и водит детей в те же школы, что и остальные горожане). В крайнем случае, хотя бы будет искать одобрения за свои дела у жителей (поскольку для него это будет залогом успешного продолжения карьеры). Но уж точно не будет «отбывать свой номер» в ожидании очередного «транзита». Это ясно безо всяких «школ мэров» и «кадровых программ». Впереди у нас большие перемены на муниципальном уровне. Так почему бы не задуматься о возможности позитивных перемен и в областной столице? Хотя бы и через пару лет…

        

         ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?