7 ноября исполняется ровно два года, как депутаты ярославского Муниципалитета назначили уроженца города Кирова, экс-руководителя правового управления ФАС и заместителя Председателя Правительства Ярославской области Артёма Молчанова мэром Столицы «Золотого кольца». Пятым в новейшей истории, если не считать многочисленных «и.о.». Через 4 дня на церемонии инаугурации он произнёс клятву, пообещав уважать и охранять права жителей Ярославля и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. Так сказать, дал своего рода обет.
Увы, исполнить его у градоначальника вряд ли получится. Если первый год его работы можно оценить скорее позитивно (особенно на контрасте с предшественником Владимиром Волковым), то второй принёс сплошные провалы. Дворы, парки, дороги, мусор, неудачная попытка объединения школ, зимняя уборка – список можно продолжать. Впрочем, дело здесь не только и не столько в личности Артёма Владимировича. Он хороший специалист и, похоже, неплохой человек. Но в существующей системе координат решает очень мало. Молчанов сильно зависит от других политических игроков, не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися вызовами и, как следствие, сделать что-то по-настоящему стоящее. Похоже, что градоначальник стал это понимать. Отсюда – появившаяся раздражительность, поубавившееся желание общаться с людьми и угасший энтузиазм. Теперь он будет просто плыть по течению, дожидаясь, когда его позовут обратно в Москву вместе с Михаилом Евраевым. И в этой связи вновь и вновь встаёт вопрос – может быть, всё же пора вернуться к местным кадрам? Пусть даже не избираемым, а назначаемым. Но, по крайней мере, ищущим одобрения народа за свои дела. Ведь именно это – главный показатель в том случае, если ты стараешься что-то делать, а не просто отбываешь свой номер на должности. Как делают, по сути, все последние «временщики».
Это был тяжёлый год
Второй новый год на посту мэра сразу начался для Артёма Молчанова не слишком удачно. Подкачала сложная зима, точнее – зимняя уборка города. Нельзя сказать, что в городской администрации совсем не извлекли ошибок из прошлого печального опыта. В Ярославле закупили новую технику, увеличили штат работников «Горзеленхозстроя», подняла им зарплату и в целом повысили расходы на содержание улично-дорожной сети (УДС). В результате основные магистрали в целом убирались относительно неплохо, хотя и не всегда оперативно (особенно показательным выдался декабрь, когда граждане жаловались на состояние даже главных артерий - проспектов Фрунзе, Авиаторов, Ленина, Толбухина, Московского и Ленинградского, Советской улицы, Тутаевского шоссе).
Однако основные претензии были всё-таки не к ним, а к внутриквартальным проездам, улицам частного сектора, дворам. Ну и, разумеется, к тротуарам и другим пешеходным пространствам, которые превратились в один большой каток. Проезды ещё осенью передали в оперативное управление «Горзеленхозстроя», однако за зиму процесс их уборки так и не отладили. За частный сектор продолжали отвечать территориальные администрации мэрии, которые привлекли для содержания всего пару десятков единиц техники и менее трёх десятков рабочих. И это – на 2 миллиона квадратных метров площади.
Дворы оставались в ведении управляющих компаний, на которые городские власти по традиции и «переводили стрелки». Хотя имели в своём распоряжении достаточно рычагов для воздействия на нерадивых управдомов. Аналогичную схему попытались применить в отношении тротуаров, свалив всё на частников. Но по факту их тротуары чистились и быстрее, и лучше, чем муниципальные. Так что в данном случае мэрии стоило уподобиться хрестоматийной унтер-офицерской вдове и выпороть саму себя.
В итоге весьма показательной оказалась оценка качества зимнего содержания дорог, данная самими жителями Ярославля. Согласно результатам опроса, проведённого исследовательским центром «Хи-квадрат» в конце февраля 2024 года, 27% респондентов были скорее не довольны, а 36% - полностью не довольны такой уборкой. В случае с тротуарами картина оказалась ещё хуже, а цифры составили, соответственно, 24,5% и 52,5% от числа опрошенных. Конечно, для городских властей это было провалом!
Крайне неприятным для них оказалось и начало нынешнего сезона, когда из-за гололедицы только за первую половину дня 30 октября в городе случилось больше 50 аварий. Особенно тяжело было на мостах. Заявление властей о том, что путепроводы проливали специальным рассолом, а наледь образовалась в утренние часы чуть ли не за 20 минут, выглядело неубедительно и воспринималось с большим трудом. Коллапсу, разумеется, предшествовал бодрый отчёт о готовности городских служб к холодам. Увы, снова не оправдавшийся.
Совсем не гладко прошёл и ремонт дорог, особенно по национальному проекту «БКД». В общей сложности, в годовом плане их было 33. Правда, лукавая и немного кривая статистика мэрии учитывала и улицы, сданные в прошлом году, и объекты, которые предстояло отремонтировать «опережающими темпами» за счёт средств 2025 года (правда, получилось это не везде). В итоге по состоянию на 5 ноября (!) был завершен ремонт 28 дорог (из них 13 – ещё в прошлом году). На 5 площадках работы продолжались. Впрочем, это не означает, что все остальные были введены в эксплуатацию. Приёмка состоялась далеко не везде.
К примеру, на улицах Флотской и Рыбинской шло устранение замечаний. Также было немало примеров срывов контрактных сроков. Например, на проспекте Октября, улицах Победы и Свободы. Все должны были закончить 31 августа, однако работы продолжались даже в октябре. А по улице Победы они не завершились до сих пор. Ввод проспекта Машиностроителей (он за рамками «БКД», но дорога одна из главных) и вовсе могут перенести на будущий год. В первых числах ноября, когда везде уже лежал снег, там ещё укладывали асфальт. Да и в целом, у жителей, профессиональной общественности и даже самих заказчиков была масса претензий по качеству и общей культуре производства работ.
Хуже всего на «дорожном фронте» обстояли дела с ремонтом проездов к социальным объектам. Область выделила на это 240 миллионов рублей. Ещё 15 миллионов добавил сам город. В план включили 51 объект (правда, два десятка из них были недоделанными объектами прошлых лет). К началу сентября полностью были выполнены лишь 11 проездов. Ещё по 9-ти заключили муниципальные контракты. К остальным даже не приступали: по 15 объектам были объявлены конкурсные процедуры, 10 проектов получили положительное заключение государственной экспертизы, 5 находились на проверке, а по одному проезду даже не была закончена проектная документация.
Откровенно провальной в нынешнем сезоне оказалась и программа благоустройства дворов и общественных территорий. Ни один из 4 городских парков, которые должны были обновиться ещё к 1 сентября, по-прежнему не закончен. Работы проводятся с грубыми и неоднократными нарушениями технологии. А подрядчик уже получил «пламенный привет» от прокуратуры. Продолжается «благоустройство» и в многострадальной Павловской роще. Её не могут доделать уже второй год. Притом, в нынешнем сезоне завершить всё обещали сначала к 1 октября, а затем – к 1 ноября. Но, увы, финиш пока не просматривается.
Не сильно лучше и ситуация во дворах. По плану должны были реконструировать 38 придомовых территорий. Цифра стандартная, город знал и куда более масштабные работы. Однако к концу октября благоустройство завершили только на 21 объекте. Ещё 6 дворов находились в высокой степени готовности (90%), однако рабочий процесс там не завершился. На 8 территориях работы продолжались (к примеру, на улицах Керамической и Пожарского готовность оценивали лишь на 30%). А 3 двора во Фрунзенском районе и вовсе решили перенести на 2025 год.
В завершении дорожно-коммунального блока стоит упомянуть, что после старта отопительного сезона 4 октября город продолжал стоять в «раскопках», а дома и даже социальные учреждения то и дело оставались с холодными батареями. Особенно не повезло центральной части. 23 октября без отопления были свыше 400 домов, 36 школ, 17 детских садов и 24 учреждения здравоохранения в Кировском и Ленинском районах. Причиной были названы работы по замене задвижек на ТЭЦ-1. Почему их нельзя было провести летом, так и осталось непонятно.
Больше всего вопросов было к «ТГК-2», которая не смогла своевременно выполнить даже минимальный план по капитальному ремонту сетей. Так, из 3 километров к середине двадцатых чисел октября были отремонтированы 2,6 километра (а к началу сентября – и вовсе порядка 1,7 километра). А аварии в хозяйстве крупнейшей ресурсоснабжающей организации города в сфере теплоснабжения давно стали привычным явлением. Прекрасно зная обо всех проблемах, призвать коммунальщиков хотя бы к элементарному порядку и наказать ответственных за бардак в мэрии так и не смогли. Или не захотели.
Невыученные уроки в «школе мэров»
Само собой, мощный удар по репутации мэрии и мэра нанесло объединение школ и детских садов. Как говорится, здесь было «прекрасно всё» - и выбор учреждений, и сам механизм слияния, и полный информационный вакуум в течение нескольких дней, и абсолютное отсутствие даже малейшей попытки хоть как-то подготовить общественное мнение. Хотя с последнего как раз и надо было начинать. Глядишь, последствия оказались бы не столь резонансными. А так всё было грустно. Более нелепыми оказались разве что попытки оправдаться за принятое решение.
Со сферой образования Молчанову вообще не везёт. Сначала власти несколько раз переносили срок сдачи и начало занятий в школе на Пашуковской. Потом та же история приключилась с учреждениями на Большой Фёдоровской и Московском проспекте. И если первую хотя бы начали ещё при прошлом мэре, то две последних – уже при новом градоначальнике. Заметьте, о строительстве следующих новых школ (в частности, на Папанина и Батова) сейчас практически не вспоминают. Хотя в прошлом году Артём Владимирович говорил об этом довольно подробно.
Ситуация с объединением образовательных учреждений была показательна ещё и в плане иллюстрации отношений между городом и областью, между мэром и губернатором. Сама идея, судя по всему, исходила от последнего. Во всяком случае, об этом говорили в кулуарах информированные люди. А в самой мэрии на одном из совещаний в начале сентября вообще открыто заявляли, что инициатива спущена из Правительства региона. Однако «крайним» в итоге остался Молчанов. Именно на него фактически «перевёл стрелки» Михаил Евраев. Очевидно, не пожелав разделить «шишки» за провал. Сам же мэр, в свою очередь, не сотворил ничего вразумительного в своё оправдание.
При этом, некие попытки «показать зубы» Артём Владимирович всё же предпринимает. Например, в самом начале прошлого года он потребовал от руководства регионального АО «Ярославское АТП» вернуть автобусы, переброшенные с муниципальных маршрутов в область. А совсем недавно пригрозил подрядчикам, выполняющим благоустройство дворов, расторжением контрактов и внесением в «чёрные списки» в том случае, если они не завершат работы до 1 ноября. Притом, что среди этих подрядчиков было и областное предприятие «Ярдормост».
Правда, 1 ноября наступило, дворы ремонтировать предсказуемо не закончили, но информация о расторжении контрактов нам нигде не попадалась. В таком случае, возникает невольный вопрос – что это было? Попытка сделать хорошую мину при плохой игре? Или показать, что мы сами с усами? Но в итоге получился «холостой выстрел». Что, на самом деле, ещё больше обесценило активы мэра в глазах общественности и власть предержащих.
В продолжение «школьной темы» стоит отметить, что Артёму Молчанову невольно создают проблемы даже в тех сферах, за которые он не отвечает. Яркий пример – общественный транспорт. Как известно, с середины 2022 года он находится под юрисдикцией области. Однако жалобы граждан, которые до сих пор многочисленны, по традиции продолжают адресовать в мэрии. Более того: о них в ходе открытых совещаний в мэрии по вторникам регулярно отчитываются представители Центра городского управления.
Со стартом «транспортной реформы» в Ярославле оказалась серьёзно подпорченной и статистика аварийности. По данным ГИБДД, за 2023 год произошла 151 авария с участием автобусов. В 2022 г. их было 80. Рост почти в два раза. В указанных ДТП погибли 4 человека и 187 получили травмы. Годом ранее погибших было 3, а пострадавших – 114. Показательно, что большая часть аварий (94) произошла во втором полугодии 2023 года. При этом, почти половина ДТП (71) случилась по вине водителей автобусов. В 2022 году таковых было 46.
Понятно, что всё это отнюдь не добавляет оптимизма и не вдохновляет на подвиги. Артёма Молчанова явно начало доставать количество проблем, которое на него свалилось. А самому ему их не решить. Он далеко не глупый человек. И он, похоже, понимает всю зависимость своего положения и безвыходность из него. Отсюда появляется раздражение и начинают сдавать нервы. За последние полгода градоначальнику уже дважды изменяло его обычное спокойствие и интеллигентная манера разговора.
Первый раз он публично повздорил с общественницей Еленой Богдановой по поводу планов реконструкции Петропавловского парка в июле. Второй - с одним из жителей в ходе встречи в Кировском районе насчёт уборки контейнерных площадок в сентябре. Конечно, люди бывают разные. И ситуации тоже. Порой сохранять хладнокровие действительно трудно. Однако публичному человеку нужно стараться всегда держать лицо. Особенно руководителю такого ранга.
Среди всех названных проблем не стоит забывать и про кадровые сложности. Конечно, по сравнению с тем же Правительством, в первом эшелоне мэрии редкая стабильность. Но это только в первом эшелоне, среди заместителей мера и глав территориальных администраций. А вот на уровнях ниже всё очень непросто. Городскую администрацию сильно подкосили сокращения, инициированные губернатором. За ними последовала серьёзная «текучка». В итоге желающих работать в мэрии сегодня как никогда мало. Тем более, что зарплата там абсолютно неконкурентоспособна, а никакого обещанного значительного повышения не произошло. Так, в прошлом году индексация у рядовых муниципальных служащих была чуть выше 4% - в два раза меньше уровня официальной инфляции.
В свою очередь, одному мэру весь воз забот не потянуть. Не говоря уже о том, чтобы инициировать какие-то новые интересные проекты. За 2 года разобравшись в ситуации, теперь он вряд ли станет за что-то бороться. Скорее всего, будет просто «плыть по течению». И ждать, когда его «отзовут» в Москву. Вместе с Михаилом Евраевым. Или чуть позже. По мнению аналитиков, смена власти, скорее всего, произойдёт сразу после выборов в Государственную Думу в 2026 году.
Однако до этого ещё довольно долго. И, по всей вероятности, это данное время может быть использовано для того, чтобы «капитализировать» всё, что можно «капитализировать». В тех или иных интересах. Потенциальные направления приложения сил известны – изменение назначения земельных участков, выдача разрешений на строительство, продажа земли и муниципального имущества, попытка дальнейшего «благоустройства» города (хотелось бы, чтобы после этого от Ярославля хоть что-то осталось) и так далее.
Впрочем, ждать чего-то иного от пришлых кадров, временно поставленных руководить Столицей «Золотого кольца», наверное, и не приходится. И это в сотый раз заставляет задуматься о том, что за местное хозяйство всё же должны отвечать местные кадры. Да, это не панацея от всех бед. И не безусловная гарантия счастливой жизни. Бывают и плохие «местные». Однако человек, живущий здесь, и не собирающийся никуда переезжать, априори будет относиться к своему дому совсем не так, как человек, который сидит на чемоданах. В идеале он будет стараться делать всё как для себя (поскольку сам ездит по тем же улицам, гуляет по тем же паркам и водит детей в те же школы, что и остальные горожане). В крайнем случае, хотя бы будет искать одобрения за свои дела у жителей (поскольку для него это будет залогом успешного продолжения карьеры). Но уж точно не будет «отбывать свой номер» в ожидании очередного «транзита». Это ясно безо всяких «школ мэров» и «кадровых программ». Впереди у нас большие перемены на муниципальном уровне. Так почему бы не задуматься о возможности позитивных перемен и в областной столице? Хотя бы и через пару лет…
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ