Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

19.03.2025
Ярославль
1323
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ПУБЛИЧНОСТИ

О словах, делах, проектах и обещаниях Михаила Евраева на экваторе губернаторского срока: много оптимизма, но и "но" немало.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ПУБЛИЧНОСТИ

13 марта Михаил Евраев провёл большую пресс-конференцию с ярославскими журналистами и блогерами. Притом, рекордную: только прямая речь самого главы региона длилась почти полтора часа, а вся встреча растянулась на три половиной. Впрочем, Михаилу Яковлевичу не привыкать к долгим заседаниям. Правда, необходимость мероприятия была не вполне очевидна. Предыдущая пресс-конференция прошла осенью, в декабре у губернатора состоялась «Прямая линия», а уже на середину апреля намечен его отчёт перед Думой. На первый взгляд, поводов для больших выступлений не было. 

Пресс-конференция-3.jpgВместе с тем, как раз в начале марта Евраев перешагнул «экватор» своего губернаторского срока (если считать не с момента начала исполнения обязанностей, а с даты проведения выборов в сентябре 2022 года). По законам политического жанра - самое время отчитаться о проделанной работе и приоткрыть завесу планов на будущее. Если цель была именно такая, то стратегия выбрана верно. По сути это была программная речь. Евраеву было, что рассказать. Имеются определённые успехи. Но есть и много "но": вроде бы явных неудач и провалов не видно. Однако их можно закамуфлировать: или замолчать, или попытаться представить в выгодном свете (не мы такие – жизнь такая), или «перебить» грядущими имиджевыми проектами (скажем, строительство моста, реконструкция федеральной трассы, модернизация аэропорта и так далее). И это Евравеву пока удается. Однако всё просчитать невозможно. Главная беда нынешнего губернатора состоит в том, что у него очень много оптимизма (на грани самоуверенности), но практически отсутствует самокритичность. А ещё – очень много обещаний, цифр и конкретных сроков. Которые уже неоднократно не сбывались и переносились. А у любой веры, как известно, есть предел. Говорить можно долго. И обещать - много. Но за все эти слова рано или поздно придётся ответить. И если что-то пойдёт не так, желание представить себя в выгодном свете и заработать очки не просто выйдет боком, а приведёт к прямо противоположному результату. Такова обратная сторона публичности. Сегодня мы начинаем серию материалов, в которых разберём выступление губернатора по блокам. И попытаемся без лишней мишуры определить – насколько его слова соответствуют делу, а также что в этих делах хорошо, и что – не очень.

 

Макроэкономические показатели. Область и страна.

Пресс-конференция-4.jpg          Начнём наш обзор с большого экономического блока. Он будет разбит на несколько разделов, в первом из которых мы проанализируем макроэкономические показатели Ярославской области. Губернатор озвучил их также практически в самом начале своего выступления перед журналистами. По оценочным данным, в 2024 году валовый региональный продукт (ВРП) составил 107,4% (или 912,8 миллиарда рублей в денежном исчислении). Индекс промышленного производства (ИПП) оказался на уровне 101%, индекс производства сельхозпродукции – 96,8%, индекс объема инвестиций в основной капитал – 120,3%. Отдельно глава региона остановился на доходах ярославцев. На 1 января 2025 года среднемесячная заработная плата в регионе составила 64 566 рублей, рост оценили в 116,3%. При этом, Михаил Евраев особо подчеркнул, что индекс потребительских цен на фоне обозначенного выше роста зарплат был ниже и составил 110,3%.

 Макроэкономические показатели.jpg        Теперь остановимся на каждом из названных показателей отдельно. Характеризовать ВРП достаточно сложно – это слишком общий и одновременно многоаспектный показатель. К тому же, проследить его зависимость от работы органов государственной власти и лично губернатора весьма трудно. Отметим лишь тот факт, что по итогам 2023 года ВРП достиг 801,5 миллиарда рублей или 102,9% к уровню 2022 года. То есть мы видим определённый рост данного показателя. ИПП формально также показал рост, однако здесь все не так однозначно.

         Во-первых, этот рост минимальный (всего на 1%) и, к тому же, существенно ниже, чем в целом по стране (104,6%). Во-вторых, он в значительной степени обусловлен деятельностью отдельных крупных промышленных предприятий в конкретных отраслях (прежде всего, в машиностроении), работающих, в основном по оборонзаказу. Влияние Правительства Ярославской области на данную работу минимально. В-третьих, показатель «ведёт себя» крайне неравномерно. Скажем, по итогам 2023 года ИПП составлял 106,2%, а в 2022 – 97,2%. Так что о какой-то устойчивой тенденции за последние три года говорить не приходится.

         Индекс производства сельхозпродукции хоть и оказался полностью сопоставим с общероссийской цифрой (96,8%), но единственный из всех приведённых выше макроэкономических показателей показал отрицательную динамику. Правда, здесь Михаил Евраев честно признал наличие проблем на птицефабриках (их действительно достаточно – замена поголовья, вакцины, комбикорма, дефицит кадров, утилизация продуктов жизнедеятельности птицы и другие). И подчеркнул, что в первой половине года цифры были ещё меньше – порядка 80%, а преодолеть это падение помогла, в том числе, помощь со стороны области.

         Последнее утверждение, на наш взгляд, как минимум сомнительно. К примеру, по имеющейся информации, та же птицефабрика в посёлке Фоминское Тутаевского района, которая была вынуждена приостановить деятельность после ликвидации поголовья в связи с якобы выявленными случаями заражения кур, вообще подала судебный иск к региональному правительству из-за отказа в выплате компенсации из бюджета. Какая уж тут помощь? Кроме того, даже если областные власти и оказывают какую-то поддержку сельхозпредприятиям, она сторицей перекрывается отчислениями в казну и рабочими местами. Скажем, только ОАО «Волжанин» в 2023 году перечислило в областной бюджет порядка 130 миллионов рублей.

         Объём инвестиций в основной капитал за прошлый год составил 177 миллиардов рублей и вырос более, чем на одну пятую. По данному показателю мы занимаем 3-е место в Центральном федеральном округе и 12-е место в России по темпам роста. Этот момент действительно стоит отметить, как позитивный. Ниже мы остановимся на нём более подробно. 

         Заработная плата.jpgА вот с зарплатой налицо банальная игра цифр. С одной стороны, в нашем регионе она выше, чем у ряда соседей (например, в Твери, Костроме или Иванове). С другой – говоря про рост в 116,3%, губернатор, по всей вероятности, имел в виду всё-таки номинальную начисленную зарплату. В то же время, в реальном выражении она увеличилась только на 106,3%. Во всяком случае, такая информация следует из свежих отчётов «Ярославльстата».

         К тому же, сам индекс цен (как и зарплата) – это «средняя температура по больнице». Между тем, по целому ряду позиций (скажем, сливочное масло, плодоовощная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия) цены выросли куда существеннее, чем на 10,3%. Выше этого показателя также оказалась стоимость бензина и медикаментов. Превысили его и коммунальные тарифы. Правда, надо отдать должное, что губернатор отметил и низкие зарплаты на уровне 25-30 тысяч рублей, которые ещё пока остаются в области, и над их повышением ещё предстоит работать.


Инвестиции

         Далее – обещанный инвестиционный раздел. И вновь начнём с оценок самого губернатора. Михаил Евраев отметил, что в Ярославской области реализуется около 70 крупных инвестпроектов на общую сумму 340 миллиардов рублей, которые дадут 22 тысячи рабочих мест. Значение индекса инвестиций в основной капитал и место области по данному показателю среди регионов России были указаны выше. Кроме того, в десятку лучших по России второй год входит и ярославский Фонд регионального развития.

вайлберис.jpg         Среди наиболее крупных инвестиционных проектов стоит назвать строительство второй очереди логистического центра «Озон», комплексов компании «Чижик» и аптечной сети «Апрель». Компания «Тензор» возводит дата-центр в Новоселках и ИТ-парки в Рыбинске и Ярославле. В Угличе холдинг «АгриВолга» реализует проект создания предприятия по производству заквасок. В Тутаеве запланировано открытие новых производств «ПСМ Прайм» и «Реал Сорб». А местная ТОР (территория опережающего развития) за последнее время пополнилась 12 новыми резидентами. В прошлом году новые предприятия открылись также в Ростове и Данилове.

 Инвестиции-2.jpg        На самом деле, инвестиционная деятельность в Ярославской области за последнее время действительно активизировалась. И с этим не поспоришь. Тем более, направления этой деятельности совершенно разные – от пластиковой упаковки и одноразовой посуды до дизельных электростанций. Однако в этой «бочке мёда» всё же есть как минимум две «ложки дёгтя». Во-первых, стоит напомнить, что в ноябре прошлого года был принят внесённый губернатором Евраевым закон, весьма чувствительно бьющий по интересам малого и среднего бизнеса.

         Документ отменил льготы для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, установил новую ставку налога на объекты коммерческой недвижимости стоимостью более 300 миллионов рублей, а также существенно расширил перечень коммерческой недвижимости, облагающейся налогом на имущество. Отныне в списке помещений, налоговая стоимость для которых рассчитывается исходя из кадастровой, оказались более 12 тысяч таких объектов (ранее было в четыре раза меньше).

         Разумеется, данные непопулярные меры будут способствовать пополнению бюджета (по предварительной оценке, примерно на 700 миллионов рублей). К слову, губернатор очень гордится повышением доходной базы, о росте которой было отдельно сказано и в ходе пресс-конференции. Однако для многочисленных представителей делового сообщества это очень серьёзная нагрузка. Особенно на фоне других налоговых изменений федерального уровня.

Бакиров-1.jpg         Выступая в ходе недавнего заседания экспертного совета при думском комитете по экономической политике, региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Альфир Бакиров дал пессимистичную оценку и охарактеризовал ситуацию в Ярославской области как угнетение малого бизнеса. А ещё рассказал о практике Астраханской области, где 1350 предпринимателей объединились и подали в суд на чрезмерное повышение налогов. Фемида встала на сторону бизнеса, было принято решение отменить закон.

         Может ли подобная история повториться в Ярославской области – неизвестно. Но потенциальный источник напряжённости однозначно создан

           Вторым таким источником и второй проблемой является экологическая ситуация. В последнее время новостные ленты регулярно сообщают о жалобах граждан на резкий неприятный запах в зоне работы отдельных предприятий в Рыбинске, Тутаеве, Заволжском и особенно Фрунзенском районах Ярославля. Притом, частота этих жалоб значительно возросла уже при Михаиле Евраеве. Ещё лет пять назад такого не было.

         Некоторые предприятия уже приостанавливали свою деятельность по решению суда. В отношении других проводилась комплексная проверка. Однако принципиально картину всё это пока не меняет. Жалоб меньше не становится. Как и вони. Граждане постепенно теряют веру в возможности местных и областных властей и направляют обращения Президенту, а также выходят в пикеты. А это уже очень нехороший сигнал для губернатора. Поэтому вопрос требует срочного решения.


Туризм

 Туризм-1.jpg         Ещё одно направление из числа приоритетных. И, похоже, очень важных лично для губернатора. Михаил Евраев не упустил случая напомнить журналистам и блогерам о том, что регион находится в лидерах индекса туристической привлекательности, занимая 9-е место в России и 3-е – в ЦФО (после Москвы и Московской области). По данным «СберАналитики», в 2024 году гости потратили в Ярославской области 30 миллиардов рублей. В 2025 году начнется строительство гостиничных комплексов в Переславле-Залесском и Вятском. Кроме того, поданы заявки на льготное финансирование в размере 16 миллиардов рублей на создание объектов в Коприно, Угличе и Некрасовском районе. А до конца марта идёт прием заявок на федеральное финансирование по созданию глэмпингов, при этом инвесторы смогут получить активы за половину стоимости.

         Разумеется, у ярославского туризма имеются достижения, особенно на фоне активного роста «внутренних» путешествий. Однако в последний год данная сфера, к сожалению, чаще упоминается в контексте тех или иных скандалов. Будь то нечитаемые дорожные указатели, неработающие навигаторы в форме медведей, откровенно сомнительная по качеству реклама в поездах или недоделанный туристический портал. Последний вообще оказался в центре скандала, связанного с уголовным делом в отношении экс-министра цифрового развития Ярославской области Александра Королёва.

Гоар Ватинян.jpg         Много вопросов вызывает и кадровая политика в министерстве туризма. Долгое время его возглавляла Ольга Габуева, которую крайне трудно назвать сильным управленцем. Сейчас исполняющей обязанности министра стала Гоар Ватинян – тоже из числа «варягов», к тому же с совершенно другим профилем работы (Ватинян – журналист и ранее возглавляла Центр управления регионом). В то же время опытные местные кадры, знающие отрасль до мозга костей (например, Галина Крохмаль или Максим Цветков) один за другим покинули ведомство. К чему бы это, на фоне таких-то успехов?

         Наконец, туризм – это не только толпы москвичей, московские же цены в ресторанах и новые гостиницы. Это ещё и интересные музейные проекты, и новые маршруты, и общее состояние исторических центров. А со всем этим у нас всё не так радужно. Особенно с последним. Вроде бы, в прошлом году была заявлена большая программа по реконструкции фасадов. Однако сделали лишь считанные здания в Рыбинске. А деньги в итоге были сняты. Одним словом, проблем в отрасли тоже хватает.

 

Благоустройство

 Благоустройство-1.jpg        От туризма через фасады мы плавно подошли к теме благоустройства. Сфера эта довольно широкая, и работа ведётся по нескольким направлениям. Одно из основных – программа формирования комфортной городской среды (ФКГС). По словам Михаила Евраева, в этом году федеральное финансирование по ней для нас было снижено на 70 миллионов рублей, однако область восстановила его до прошлогодних параметров за счёт собственных средств. Сейчас в плане значится благоустройство 27 общественных пространств во всех муниципальных образованиях. Кроме того, планируется сделать порядка 80 дворовых территорий и оснастить не менее 40 объектов (а при лучшем раскладе – 60-70) архитектурной подсветкой. Ещё 500 миллионов выделяют на упомянутую выше реконструкцию фасадов памятников архитектуры.

  Благоустройство-5.jpg       Есть и новое направление работы – благоустройство исторических поселений. Сейчас в правительстве области готовят список из 15 населённых пунктов, среди которых Большое село, Борисоглебский, Великое, Середа, Закобякино, Прозорово, Вятское, Кукобой, Поречье-Рыбное, Заозерье, Курба, Нагорье и другие. К июню все они смогут получить соответствующий официальный статус. Что, в свою очередь, позволит претендовать на федеральные деньги – 50-70 миллионов на каждую территорию. Наконец, региональные власти планируют приступить к обустройству пешеходных центров в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Переславле и Угличе. А позднее – и во всех районных центрах.

         Стоит признать, что за последнее время на ниве благоустройства в области и правда достигнуты определённые успехи, в том числе отмеченные в Москве. И на год нынешний планы вновь амбициозные и довольно масштабные. Но все они хороши лишь при одном условии – их своевременной и качественной реализации. А по этому поводу есть сомнения, рождённые опытом прошлых лет. Если, скажем, в Рыбинске, Пошехонье, Данилове и даже Ростове благоустройство территорий можно ставить в пример, то в том же Ярославле в минувшем году его, по сути, провалили.

         Притом, по госпрограмме «Формирование комфортной городской среды» – полностью (ни один из 4 парков не был сдан). Да и по дворам с детскими площадками была масса замечаний. И значительную часть из них также пришлось переносить на будущий сезон. Обустройство пешеходных улиц в областном центре также обещали начать ещё в прошлом году, даже субсидию на это выделили. Однако снова не случилось. Поэтому планировать можно всё, что угодно. Но оценивать будут по делам. А они пока идут весьма неравномерно.

 

Дороги, транспорт и инфраструктура

          Наконец, последний большой раздел, который необходимо рассмотреть в экономическом блоке, связан с дорожно-транспортной и инженерной инфраструктурой. Здесь губернатор озвучил достаточно много цифр и фактов. Поэтому для начала просто перечислим основные из них. Михаил Евраев сказал о получении областью порядка 1,8 миллиарда на замену коммунальных сетей на 3 года. Однако отметим, между прочим, что это капля в море – только на замену проблемных участков сетей в Рыбинске (77 км) требуется 2,5 млрд руб. И желательно "вчера". Что уж тут говорить о Ярославле. Так что в ближайшем будущем мы совсем не застрахованы от коммунальных аварий – принципиальным и системным образом эта проблема пока не решается. Это все больше похоже на латание дыр. Схема, по всей видимости, будет до безобразия проста: ремонты будут происходить по факту произошедших аварий – ни о какой профилактике и развитии коммунальной сетевой инфраструктуры речи, конечно же, не идет.

         Готовится региональная программа по чистой воде. В текущем году предполагается поставить 30 котельных, в том числе по программе синхронизации с «Газпромом» (к слову, сегодня в Ярославской области имеется 587 котельных, из них 63% - газовые).

Дороги-2.jpg         Дорожный фонд составляет порядка 18 миллиардов рублей. Планируется установка 300 комплексов видеофиксации и обустройство ещё 5 автоматических постов весового и габаритного контроля (в дополнение к 19 существующим). Предполагается, что осенью начнутся работы по расширению федеральной трассы «М-8» на первом участке от границы с Владимирской областью до окружной Переславля-Залесского. Проектно-сметная документация уже готова. Далее планируется продолжить эти работы на участке от Переславля до Ростова, чтобы вся магистраль от столицы до областного центра была двухполосной в обе стороны. Общая сумма затрат – около 40 миллиардов.

         Проект третьего ярославского моста через Волгу вышел из экспертизы. Сейчас он проходит оценку экономического воздействия в «Росавтодоре» и Министерстве экономического развития РФ. Она занимает примерно 2-3 месяца. После этого можно будет выходить на торги. В проекте федерального бюджета на 2026 год на работы заложено 4 миллиарда рублей. Кроме того, прорабатывается отдельная программа по причалам и паромам, а также вопросы организации круглогодичной переправы через Волгу.

 Трансопрт-1.jpg        За два минувших года в области обновили 740 автобусов, до конца марта поступят ещё 129 – для организации сообщения в Рыбинске, Ростовском, Переславском, Угличском и Даниловском муниципальных округах. И ещё около 220 намерены приобрести в 2026 году. Наконец, под управление инвестора перешёл ярославский аэропорт «Туношна», который теперь получил официальное название «Золотое кольцо».

         По словам губернатора, проектирование его реконструкции почти завершено, весной должны начать строительство нового терминала. В 2026 году оттуда уже планируется запустить международные рейсы (Турция, Египет, Беларусь, Узбекистан), но для этого необходимо открыть пункт пропуска стоимостью порядка 700 миллионов рублей. Также намечено расширение взлётно-посадочной полосы.

        И опять-таки справедливости ради стоит отметить, что в плане ремонта дорог наша область за последние три года существенно продвинулась вперёд. Да, эта работа была начата ещё при экс-губернаторе Дмитрии Миронове. Но при Михаиле Евраеве достигла своего пика. И по выделенным деньгам, в том числе федеральным, и по сделанным километрам. Правда, доля областных дорог, которые соответствуют нормативам, всё ещё составляет только 52%. Да и качество ремонта нередко оставляет желать лучшего. Так что здесь ещё есть, куда стремиться.

 Аэропорт-2.jpg        Реконструкция федеральной трассы сможет стать для Михаила Евраева хорошим имиджевым проектом, который существенно поднимет его «политические фонды» как в глазах ярославцев, так и в столице. Но опять-таки в случае его успешной реализации. То же самое касается и аэропорта. Всячески модернизировать «Туношну» пытались все губернаторы, начиная с 2000-х годов. Ничем принципиально-значимым это не закончилось. Наш аэропорт так и остался сугубо провинциальной воздушной гаванью с сезонными рейсами.

         Пока рядом с нами находится Москва с её крупнейшим воздушным хабом и скоростным железнодорожным сообщением, любой региональный аэродром в зоне 300 километров априори будет в незавидном положении. Пассажиропоток небольшой, направления перелётов ограничены, интерес авиаперевозчиков невеликий, а их затраты на рейсы, напротив, серьёзные. А значит, требующие столь же серьёзного субсидирования из бюджета. Может быть, именно поэтому перспективы «Туношны» и сейчас многими воспринимаются скептически. Но, как говорится, поживём – увидим.

         Аналогичная логика и с третьим мостом. Пока что в бюджет заложено чуть больше 10% от реальной стоимости строительства (которая только в ценах 2024 года оценивается в 27 миллиардов, а на момент предполагаемых работ будет не менее 37 миллиардов). Дальнейшее финансирование пока не подтверждено. Но даже если отбросить все сомнения и предположить, что к 2030 году мост действительно будет построен – без сопутствующих развязок на обоих берегах он просто не сможет в полной мере выполнить свою функцию. И станет, по сути, переправой из одного спального района Ярославля в другой. И это тоже надо иметь ввиду. Такое ограниченное решение мало что даст с точки зрения удобства автомобилистов и пассажиров и всего скорее увеличит пробки в Заволжском районе Ярославля (где и сейчас-то далеко не все благополучно в час пик).

         Обновление транспорта, конечно, не заметил только ленивый. И это также надо признать. Однако качество работы многих новых перевозчиков по-прежнему оставляет желать лучшего и вызывает критику пассажиров (притом, часто – совершенно справедливую). А обещанные людям надёжность, безопасность и комфорт в полной мере не обеспечены и через 2 года после старта «транспортной реформы». «Трамвайная концессия» же и вовсе превратилась в «красную тряпку». К тому же, на пресс-конференции губернатор объявил об очередном переносе срока завершения работ. На этот раз – до середины 2027 года. То есть на два года позже, чем предусматривал первоначальный вариант соглашения. При этом, сами работы идут крайне медленно.

авария1.jpg         Задача модернизации коммунальных сетей, по сути, не решена. И видимо в ближайшее время решена не будет. Переславская концессия, начатая при Михаиле Евраеве, откровенно буксовала. А количество аварий по-прежнему переходит все разумные пределы. Масштабные ЧП в Рыбинске и Переславле-Залесском нынешней далеко не самой холодной и проблемной зимой – наглядное тому подтверждение.

         Про электросетям и говорить не приходится – в последнее время любой ветер чуть сильнее обычного оборачивается у нас настоящей катастрофой и длительными отключениями света в десятках населённых пунктах. Включая ближний пригород Ярославля, а порой – и саму областную столицу. Более-менее ровно идёт газификация. Однако и здесь есть вопросы по срокам. Скажем, в Брейтовский район до сих пор не пришёл обещанный ещё несколько лет назад газ. Поэтому даже здесь есть, над чем поработать.

         В сухом остатке получается, что далеко не всё, о чём в нашей области публично говорится в мажорных тонах, является столь же позитивным и реализуется столь же хорошо. От дальнейших комментариев воздержимся, предоставив право сделать выводы непосредственно уважаемым читателям. Полагаем, фактуры для этого более чем достаточно. А на следующей неделе мы проанализируем выступление губернатора в контексте социальной сферы. Где нестыковок и противоречий на самом деле будет ещё больше, чем в экономическом блоке.

        

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?