Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.06.2017
Ярославль
2232
АТТЕСТАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ
Размышления за скобками губернаторского отчёта
АТТЕСТАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Начало июня – горячая пора для российских школьников. Они сдают выпускные экзамены, получают аттестаты и отправляются в большое плавание по волнам взрослой жизни. На прошлой неделе своеобразное испытание прошёл и временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области. 6 июня он представил депутатам областной Думы отчёт о работе Правительства за прошлый год. В некотором роде это событие можно считать для Дмитрия Миронова «экзаменом на политическую зрелость». Де-юре всё было абсолютно предсказуемо. 

060617d-1.jpg

Парламентарии приняли отчёт без каких-либо проблем. Через два дня «Единая Россия» официально утвердила Миронова своим кандидатом на пост главы региона. Да и в результатах самих сентябрьских выборов при отсутствии у Дмитрия Юрьевича сколь-нибудь серьёзных конкурентов сомневаться не приходится. Но де-факто губернаторский отчёт всегда был шире формальных рамок и отражал политическую повестку: взаимодействие первого лица с местной элитой, расстановку сил, основные «болевые точки» и главные приоритеты. Нынешний доклад не являлся исключением. Выступая перед широкой аудиторией и отвечая на вопросы, глава региона перестаёт быть просто «администратором» и превращается в публичного политика. Для Дмитрия Миронова эта роль новая и пока не вполне привычная. Насколько хорошо он с ней справился и какую «оценку» заслужил? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть за скобки губернаторского отчёта и попытаться разглядеть в нём нечто большее, чем доклад «о росте изобилия и подъёме благосостояния трудящихся».

О нарушенных сроках

Первое, что бросилось в глаза – это сроки отчёта. В соответствии с думским регламентом (статья 2343) доклад заслушивается не позднее 1 мая. До сего дня ни один губернатор не нарушал этой нормы. Но на этот раз традиция была прервана. Глава региона выступил перед депутатами непривычно поздно, «просрочив» свой отчёт более чем на месяц. К слову, с момента назначения врио губернатора это было его второе появление перед парламентариями. Дмитрий Юрьевич, как и большинство членов нового областного Правительства, почему-то не жалует законодателей своим вниманием. Очевидно, встречи с народными избранниками не воспринимаются московскими гостями как нечто обязательное (хотя никто из прежних руководителей этим не «грешил»). А соблюдение всяких процедур - и подавно. Не было и традиционных встреч с думскими фракциями. Слава Богу, что отчёт в принципе состоялся.

Хорош или плох такой подход? В принципе, нормальный диалог с местным истеблишментом – важное условие для стабильной политической ситуации. Раскачивать лодку и создавать сложности на ровном месте в преддверие выборов, наверное, не хочет никто. Наша система власти подразумевает определённые правила игры. Но здесь важна мера. Держать дистанцию – да. Показать областной элите, кто в доме хозяин – да. Но делать вид, что её не существует – это перебор. Скорее всего, такой стиль навязан окружением врио губернатора. Складывается ощущение, что орда всевозможных советников и советчиков создаёт вокруг него настоящий информационный вакуум. Судьба отдельных глав доказывает, что это тупиковый путь, который не ведёт ни к чему хорошему. Виктор Басаргин, который лишился кресла пермского губернатора, поскольку не смог наладить контакт с «лучшими людьми» края – яркий тому пример. А он пользовался в Москве не меньшей поддержкой, чем Дмитрий Миронов. Впрочем, Дмитрий Юрьевич может попросту выполнять некую «установку» сверху. Но здесь опять же важно чувство меры. Полностью исключить общение с местными кадрами (многие из которых по-прежнему пользуются поддержкой и авторитетом у населения) вряд ли дальновидно. Думается, что такой задачи не ставят и в столице.

О долгой подготовке

Подготовка к докладу заняла ни один месяц. Вопросы, адресованные первому лицу, с депутатов собирали загодя (чуть ли не с января). Главу региона явно старались оградить от любых возможных неожиданностей. По имеющейся информации, эта работа велась до последнего момента – накануне «отчётного дня» губернаторские помощники до позднего вечера готовили своему шефу все варианты ответов. Тем не менее, полностью застраховаться от «нежелательных» вопросов не удалось. Но это в принципе трудновыполнимая задача. Если не сказать – невозможная. Поскольку иногда всё равно приходится действовать по ситуации. И это умение крайне важно для зрелого публичного политика. Допустим, тульский губернатор Алексей Дюмин демонстрирует определённые успехи на данном поприще. Он активно общается с журналистами (первое большое интервью региональным телеканалам дал через 100 дней после назначения в область), проводит регулярные встречи с общественностью, общается с депутатами разных уровней. Правда, по сравнению с Дмитрием Мироновым у него был больший «разбег». Но факты налицо.

060617d3-13.jpg

С другой стороны, рвение губернаторских подчинённых при подготовке к отчёту может свидетельствовать о том, что глава региона не в полной мере осведомлён о реальной ситуации в области. Конечно, Дмитрий Миронов не сидит на месте. Он интересуется происходящим, совершает регулярные поездки в районы (во всяком случае, гораздо чаще, чем его предшественник Сергей Ястребов), наверняка следит за новостями. Но о полном погружении в жизнь вверенной ему территории, наверное, говорить ещё рано. И в этом снова видится просчёт со стороны окружения первого лица. Пиарщикам из «Белого дома» пора выходить за рамки «дежурных» поездок по районам с раздачей заведомо невыполнимых обещаний (типа строительства моста в Тутаеве). В лучшем случае они вызывают недоумение общественности. В худшем – становятся предметом насмешек оппозиции. Нужно быть ближе к людям. Повторимся, это относится ко всей новой команде. В противном случае, ярославцы так и будут называть её представителей «варягами» и прохладно относиться к любым начинаниям.

О вопросах «с подвыподвертом»

По ходу выступления Дмитрия Миронова казалось, что он чувствовал себя немного не в своей тарелке. Конечно, это субъективные ощущения. Но всё же чувствовалось, что стоять за трибуной и отвечать на вопросы депутатов в течение полутора часов ему не особо по душе. К слову, вопросов было не так много – 11. Их задали Александр Кучменко, Алексей Окладников, Лариса Ушакова, («Единая Россия»), Александр Воробьёв, Эльхан Мардалиев, Михаил Парамонов (КПРФ), Ольга Секачёва, Андрей Ершов («Справедливая Россия»), Сергей Балабаев (симпатизирующий то «Гражданской платформе», то «СР», то «ПАРНАС»), Андрей Потапов (ЛДПР) и Василий Цепенда (ПАРНАС). Понятно, что со стороны «партии власти» никаких неожиданностей не было. А вот некоторые вопросы оппозиции поставили врио губернатора в тупик. 

Воробьёв.jpg

К примеру, вопрос лидера ярославских коммунистов Александра Воробьева о кадровой политике и назначении иногородних функционеров. Ответ был дан в общих фразах и казался не вполне убедительным. Докладчик практически не владел информацией по вопросу Михаила Парамонова об организации водоснабжения и водоотведения в небольших населённых пунктах. Хотя сам внёс законопроект о передаче соответствующих полномочий на уровень региона. Понятно, что документ готовили другие люди. Но от знания основных моментов это не освобождает. Весьма пространным оказались ответы на вопросы Сергея Балабаева о программе развития футбола и Ольги Секачевой о предоставления жилья отдельным категориям граждан. Так что, несмотря на старания помощников, сложности всё же были.

О форме и содержании

Теперь – к содержательной части. В отчёте Дмитрия Миронова мы заметили 3 любопытных нюанса. Остановимся на них поподробнее. Первый момент. Отдельные цифры и факты из жизни народного хозяйства области, скажем так, были несколько преувеличены. И при внимательном анализе они не коррелировали с суровой реальностью. Взять, к примеру, разошедшуюся на цитату фразу про вывод области из финансового тупика. В той же части доклада было о бездефицитном бюджете и росте доходов казны. Всё это хорошо. Но давайте вспомним, с какими цифрами был принят бюджет-2017. Планируемая доходная часть составляла 51,5 миллиарда рублей. Годом ранее эта цифра была без малого 54 миллиарда. Так что планка изначально была занижена на 2,5 миллиарда. Потом, о каких доходах идёт речь? Если о собственных – это одно дело. А если с учётом федеральных поступлений – совсем другой коленкор. Ещё интереснее ситуация с госдолгом региона. По сравнению с началом года он не только не сократился, а, напротив, увеличился с 35,6 до 38,1 миллиарда рублей (данные на 1 мая). Рост долгов наблюдался и в 2016 году (за половину которого ответственность несла уже команда Миронова) – они повысились на 4,6 миллиарда рублей. Таким образом, за неполных полтора года сумма долга увеличилась на 7 с лишним миллиардов. Откровенно говоря, на выход из финансового тупика это мало похоже.

Ещё один пример – про нашу извечную беду. В докладе прозвучало, что объем финансирования дорожных работ в 2017 году превысит 5 миллиардов рублей. Вроде бы, красивая цифра. Но судя по свежим данным об исполнении бюджета, в прошлом году доходы дорожного фонда составили почти 4,9 миллиарда. Согласитесь, не слишком большая разница. Конечно, на этот раз нас значительно щедрее озолотили из федерации (планируемый объём поступлений – около 1 миллиарда, практически в три раза больше по сравнению с прошлым годом). Однако не будем забывать, что при утверждении всё того же бюджета на 2017 год область недополучила в дорожный фонд около 1,5 миллиарда поступлений от акцизов на нефтепродукты (осенью в Москве решили изменить норматив перечисления указанных поступлений регионам). Получается: забрали полтора, вернули один. Так себе размен. К тому же, средства, полученные по программе «Безопасные и качественные дороги» (той самой, по которой в Ярославле сделают 29 улиц), выделили не только нам, а ещё почти четырём десяткам крупных городских агломераций (с населением более 500 тысяч человек). И участие региона, судя по всему, заключалось преимущественно в подготовке документации. Но главное – как подать!

Второй момент. Доклад в большей степени напоминал не отчёт о проделанной работе, а план действий на будущее. В этом плане трудно не согласиться с депутатом Балабаевым, сравнившим губернаторское выступление с предвыборной программой. В Думской повестке вопрос назывался «Об отчете временно исполняющего обязанности Губернатора Ярославской области о результатах деятельности Правительства Ярославской области за 2016 год». За 2016! Но в докладе постоянно звучали иные сроки. Про 20-процентный рост доходов в первом квартале 2017 года. Про 8-миллиардные поступления из федерального бюджета в течение 2017 года. Про пять «проблемных» многоквартирных домов, которые введут до конца 2017 года на радость обманутых дольщиков. Про пять новых детских садов, которые появятся в области до конца 2018 года. Про строительство в Ярославской области 20 пришкольных стадионов и пяти физкультурно-оздоровительных комплексов в 2017-2018 годах. Про плюсы централизации водоснабжения (разработка новой комплексной программы завершится к сентябрю). Про возвращение в оборот 85 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения (в ближайшие годы). Про приток инвестиций в самых сферах (планы также на несколько лет). И так далее, и тому подобное. И всё это – с заделом на будущее. Но повторимся: отчёт подразумевает информацию о проделанной работе, а не о планах и стратегиях. Конечно, это тоже важно. Но для этого существуют другие формы. Например, в уже упомянутой Тульской области предусмотрено ежегодное послание депутатам (по аналогии с посланием Президента Федеральному Собранию), которое глава региона представляет в декабре. Пожалуй, эту практику можно было бы взять на вооружение. А то одного отчёта может уже не хватить. Впрочем, возможно, нынешний вариант обусловлен приближающимися выборами и в дальнейшем будет скорректирован.

PIC_1678 (Large).JPG

Третий момент. Отдельные достижения, упомянутые Дмитрием Мироновым, были заложены ещё при предыдущей администрации. Взять хотя бы развитие некоторых отраслей нашей промышленности. Глава региона особо отметил НПО «Сатурн», где прошли испытания газотурбинного агрегата для морских программ; ПАО «Автодизель», которое начало выпуск газовых двигателей ЯМЗ-530 стандарта «Евро-5»; ЯЗДА, выпускающий топливные насосы по программе импортозамещения; успехи ярославских судостроителей и фармацевтов и т.д. Основа для всех этих достижений была заложена задолго до прихода Миронова, при его предшественнике. Впрочем, участие Сергея Ястребова в развитии областной промышленности также было весьма опосредованно - все эти всходы были заложены еще при Лисицыне и Вахрукове. Вообще, странная традиция записывать в актив чиновников успехи региональных предприятий уже набила оскомину. Конечно, в нашей области всегда существовали программы поддержки промышленности. Но, во-первых, производственники всегда их «окупали» сторицей. А во-вторых, главными на любом предприятии остаётся собственный менеджмент, а не «эмиссары» из Правительства области.

К периоду предыдущей команды относятся и другие события, отмеченные в докладе врио губернатора. Например, проработка вопроса завершения строительства как минимум двух проблемных домов из четырёх, упомянутых Дмитрием Мироновым в контексте поддержки «обманутых дольщиков». Или ввод в эксплуатацию шести дошкольных образовательных учреждений на 1110 мест. Правда, «ввели» их с горем пополам. Некоторые строили чуть ли не три года. А программа, в своё время с помпой объявленная бывшим председателем Правительства Александром Князьковым, дала серьёзный сбой. Дай Бог, чтобы хотя бы к концу следующего года в регионе достроили оставшиеся семь долгостроев.

Послесловие

Одним словом, качество подготовки отчёта не безупречно. А выступления на публике пока даются Дмитрию Миронову непросто. Он кажется хорошим человеком (если глав регионов можно оценивать в категории «хороший-плохой»), добросовестным и не склонным к «дворцовым интригам» исполнителем. Короче – настоящим полковником. Точнее – генералом. Но ещё не публичным политиком. Возможно, просто не настало время. Но работу над этим нужно было начинать, как говорится, вчера. В конце концов, губернаторов сейчас выбирают, а не назначают. И каким бы предсказуемым не казался этот процесс, для выборов недостаточно быть просто хорошим администратором. Что же касается оценки в «аттестате политической зрелости», то её поставят не чиновники областной администрации, не депутаты и даже не граждане, которые через три месяца придут на избирательные участки. Её поставит сама жизнь. Ведь она не закончится 10 сентября. И Дмитрию Миронову придется выдержать ещё ни одно испытание на посту первого лица нашего региона.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?