Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.06.2021
Ярославль
2033
Денег все больше, толку все...

Или дорогу осилит идущий

Денег все больше, толку все...

«В полном разгаре страда деревенская», - писал в своё время Николай Некрасов, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Однако лето – горячая пора не только для тружеников села, но и для борцов со «второй российской бедой». Про дороги классик русской литературы тоже писал, но больше в плане лирики. Нас же, по традиции, интересует скорее техническая сторона. Надо отдать должное, что в Ярославской области большой ремонт второй год подряд стартует ещё в апреле. И к началу июня дорожники в целом успевают набрать хороший темп. Беда лишь в том, что пока это получается неравномерно: когда одни уже укладывают асфальт, другие лишь вырубают кусты на обочинах. Не стал исключением и этот год. На нескольких объектах работы до сих пор толком не начались. Кроме того, появились и первые претензии по качеству. Поэтому крайне важно не только «перейти на пятую передачу», но и сохранить набранную скорость, а главное - красиво пройти весь путь до конца. Получится ли выполнить эту задачу в сезоне 2021 года? Попытаемся ответить на этот вопрос вместе.

 

Пятилетка «БКАД»

        9.jpgНапомним, что нынешний сезон – особенный. Расходы на финансирование всей отрасли обновили очередной максимум за 10 лет существования регионального дорожного фонда, достигнув беспрецедентной суммы, превышающей 9,5 миллиарда рублей. Основные работы по борьбе со «второй российской бедой» в отдельно взятом субъекте по-прежнему выполняются в рамках национального проекта БКАД - «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (речь о строительстве и ремонте магистралей, содержание дорог идёт отдельной строкой по другой программе вне данной программы). В этом году он также отмечен рекордной суммой затрат – 5,6 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2017 году эта цифра составляла 1 миллиард 306 миллионов, в 2018 – 1 миллиард 460 миллионов, в 2019 (первый год реализации в статусе нацпроекта) – 3 миллиарда 221 миллион, в 2020 – 4 миллиарда 218 миллионов.

          Километраж также увеличивается пропорционально расходам. Если в первые два года в нормативное состояние привели 76 и 82 километра соответственно, то в последующие – уже 114 и 179,6 километра. В планах на год нынешний – уложить порядка 240 километров дорожного полотна, что на 34% больше, чем в 2020-м. В общей сложности, ремонт затронет 5 небольших мостов, 13 региональных дорог, 16 улиц в Ярославле (плюс «переходящий» Добрынинский путепровод, который должны были завершить в прошлом году), 2 местные трассы в Ярославском районе и 1 улицу в Тутаеве (последние входят в городскую агломерацию). Кроме того, в областном центре планируется строительство трёх небольших участков дорог (Дядьковская, Чернопрудная, Строителей) и установка десятка светофоров.

          Помимо финансовой составляющей, сезон имеет ряд других особенностей. Во-первых, этапы разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы были завершены ещё в прошлом году. 

Общая информация (3).jpg

Тогда же были заключены и первые контракты. Что позволило начать подготовительные работы ещё зимой (в основном, по водопропускным трубам и расчистке придорожной полосы). К примеру, это было сделано на трассах «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино», «Углич – Новый Некоуз – Брейтово» и трёх дорогах на территории городского округа Переславль-Залесский (так и тянет сказать по-старому – Переславского района).

Во-вторых, контракты предусматривают ремонты достаточно протяжённых участков. Если в прошлом году самой длинной считалась дорога «Гаврилов-Ям – Пружинино» (порядка 18,5 километра), то в нынешнем сезоне есть объекты длиной более 30 километров (к примеру, «Тутаев – Шопша» или «Говырино – Дмитриевское – Нагорье»). В-третьих, работы коснутся по-настоящем

у проблемных объектов, которые не видели ремонта очень долгое время, и относящихся к так называемой «опорной сети» (дороги, соединяющие районные центры). Данный подход активно практиковался ещё в прошлом году. Но на этот раз география была расширена. Кроме того, 4 объекта также являются «классическими» межрегиональными магистралями (соединяют нас с Тверской, Вологодской, Костромской и Владимирской областями).

 

Треть пути позади

 На дворе – конец первой декады июня. И если за старт сезона принять апрель (хотя подготовительные работы, повторимся, начались ещё зимой), а в качестве финиша рассматривать сентябрь (в идеале, конечно), то выходит, что треть пути уже позади. С каким результатом ярославские дорожники подошли к этому промежуточному этапу? Давайте считать. Из 13 региональных дорог активные работы начались на 11. В основном, речь идёт уже об укладке асфальта. Вот эти магистрали:

·      автомобильная дорога «Данилов – Пошехонье» (участок 15,6 километра в Даниловском районе);

·      автомобильная дорога «Ярославль – Любим» (участок 8,8 километра в Даниловском районе);

·      автомобильная дорога «Пречистое – Любим – Буй» (участок 5,9 километра в Любимском районе);

·      автомобильная дорога «Новый Некоуз – Родионово – п. Октябрь» (участки 10,1 километра в Некоузском районе);

·      автомобильная дорога «Нагорье – Берендеево» (участок 28,4 километра на территории городского округа Переславль-Залесский);

·      автомобильная дорога Р-74 «Владимир – Переславль-Залесский» (участок 7,7 километра на территории городского округа Переславль-Залесский);

·      автомобильная дорога «Говырино – Дмитриевское – Нагорье» (участок 30,5 километра на территории городского округа Переславль-Залесский);

·      автомобильная дорога «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино» (участки 20,3 километра в Угличском районе);

·      автомобильная дорога «Углич – Новый Некоуз – Брейтово» (участки 12,6 километров в Угличском и Мышкинском районах);

·      автомобильная дорога Р-104 «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» (участки 22,5 километра в Угличском, Мышкинском, Рыбинском и Пошехонском районах);

·      автомобильная дорога «Карачиха – Ширинье» (участок 9,6 километра в Ярославском районе).

Кроме того, начался ремонт небольших мостов через реку Золотуху на дороге «Борисоглебский – Зачатье» в Борисоглебском районе, реку Ухру на дороге «Подольново – Пантелейки» в Даниловском районе и реку Саблю на упомянутой выше трассе «Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино» в Угличском районе. Также на этой неделе должны стартовать ремонты двух малых путепроводов в Ростовском районе. Все работы планируют завершить в августе. Наконец, продолжается капитальный ремонт моста через реку Печегда на пути из Ярославля в Рыбинск (знаменитая Марфина гора или «Тёщин язык»). Протяженность всего участка – 240 метров, а непосредственно путепровода – 53 метра. АО «Ярдормост» начал работы ещё в прошлом году. И это – едва ли не единственный региональный объект, который делают за рамками «БКАД».

С муниципальными дорогами ситуация похуже. Вновь сказываются сложности с торгами и ограниченные возможности подрядчиков. Хотя в большинстве случаев работы также начались. В Ярославле лучше всего дела обстоят в Дзержинском районе, где из 4 улиц, предусмотренных «БКАД», активно ремонтируют три. 

Общая информация (4).jpg

Притом, на Промышленной ещё до 1 июня завершили укладку нижнего слоя асфальта, а Осташинская уже месяц назад была в высокой степени готовности. В мае начался ремонт проезда Шавырина (он выступал в качестве «дублёра» в ходе реконструкции Тутаевского шоссе, после чего был окончательно «убит»). Последней дорогой станет расположенный недалеко 2-й Брагинский проезд. Почти завершён ремонт улицы Корабельной. Она станет первой из 4 объектов во Фрунзенском районе. Также там предстоит отремонтировать улицу Мельничную, а также участки Тормозного шоссе и улицы Малая Пролетарская (от Мельничной до Московского проспекта), которые фактически являются одной дорогой и единственной альтернативой перегруженному проспекту Фрунзе.

Начались работы и на Волжской набережной. Изначально ремонтировать её должно было ООО «Ярдорремстрой» (вместе с улицами 8 марта на Перекопе и Розы Люксембург на Пятёрке). Возможно, работы уже подходили бы к концу. Однако 19 апреля контракт был расторгнут («Клуб социологов» писал об этом в статье «Кто сказал, что нет дорог? Дороги есть. Асфальта мало» от 22 апреля сего года). Новым подрядчиком стала фирма «Профиль-плюс» (второй номер в списке участников торгов), руководителем которой по данным из открытых источников является экс-хоккеист ХК "Локомотив" и депутат ярославского муниципалитета Илья Горохов. Несмотря на бюрократические процедуры, работы начались довольно оперативно – ещё в середине мая. Посмотрим, как пойдёт дело с качеством.

          В отстающих оказались 4 улицы Заволжского района (Борки, Красноборская, Стопани и проспект Авиаторов). Из-за корректировки проектно-сметной документации по первому объекту торги прошли позднее всех и завершились только 21 мая. Победителем стала небезызвестная фирма «Северный поток», ранее регулярно выполнявшая ремонты на областных магистралях, но в этом году пока оставшаяся без регионального подряда. При начальной стоимости контракта в 136 миллионов, цена была сбита до 127,8 миллиона рублей. При этом, за Волгой продолжается ремонт проспекта Машиностроителей. Месяц назад там начали укладывать асфальт. Напомним, что контракт был заключен в конце прошлого лета, и рассчитан на два сезона. Завершить реконструкцию 1,4-километрового участка должны в августе.

         Добрынинский путепровод (1).jpgПродолжается и ремонт многострадального Добрынинского путепровода. Точнее, устранение дефектов прошлого года. В апреле был заключён новый контракт, рассчитанный до 1 ноября. После чего мост должен быть полностью открыт для движения и заработать в полную силу. Сейчас там демонтируют аварийные пролётные строения с 1 по 10 опоры, после чего начнут устройство новых пролётов. Хочется верить, что на этот раз – уже окончательных. В завершении отметим, что ремонт муниципальной дороги (улица Моторостроителей) в рамках «БКАД» начался и в Тутаеве. Он продолжается уже месяц. Открыть обновлённую магистраль хотят на День города 7 августа.

 

«Узкие места» дорожного фронта         

        Тутаев-Шопша.jpg   Несмотря на бодрое начало сезона вкупе с финансовыми и организационными успехами дорожников, в регионе остаётся немало проблем, требующих незамедлительного решения. Подобно тому, как на самих дорогах существуют аварийно-опасные участки, в организации ремонта также есть «узкие места» (пусть уважаемые читатели простят нас за чиновничий лексикон). Перечень которых, к сожалению, не маленький. Начнём опять-таки с областных трасс. Выше мы отметили, что ремонт начался на 11 из 13 магистралей. Казалось бы, в отстающих всего две дороги. Однако речь идёт о направлениях «Ярославль – Рыбинск» и «Тутаев – Шопша». В первом случае это самый загруженный (в плане интенсивности движения), во втором – самый крупный (в плане протяжённости в нынешнем году – 34,5 километра) объекты.

          На рыбинской трассе подрядчик должен отремонтировать относительно небольшой участок – порядка 6,3 километра от границы Ярославского и Тутаевского районов до моста через Печегду. Но именно он является самым «убитым» отрезком пути, связывающим два крупнейших города нашего края. И особенно отвратительно смотрится на фоне остальной дороги, которая в целом выглядит вполне прилично. Контракт был заключён заранее, и подрядчик (ООО «ДЭП-57») должен был выйти на площадку ещё 17 мая. Однако из-за загруженности на других объектах не сделал этого. Справедливости ради стоит сказать, что подготовительные работы всё же начались. Но, по большому счёту, свелись к расчистке придорожной полосы. Автомобилисты же ждали хотя бы фрезы. В результате к основному ремонту планируют приступить с опозданием почти на месяц.

          Вторая дорога также имеет важное значение, поскольку является обходом Ярославля и отчасти разгружает вышеназванное Рыбинское шоссе. К тому же, её должны были ремонтировать ещё в прошлом году. Но из-за необходимости корректировки проекта и стоимости ремонта работы были перенесены. В нынешнем сезоне возникла другая проблема. Из-за жалоб результаты аукциона, проведённого в апреле (тогда победителем признали ООО «УМПРЭО»), пришлось отменять и объявлять торги заново. Пока их результаты неизвестны. А значит, не определён и подрядчик. Что неминуемо сдвигает сроки начала работ. И это не может не вызывать тревогу относительно самого крупного объекта сезона.

          Свои замечания есть и в Ярославле. Во-первых, это вышеупомянутое позднее проведение торгов по отдельным лотам. Да, задержка вызвана объективными причинами. Но это отговорка «в пользу бедных». Ибо подобные временные лаги повсеместно приводили к тому, что ремонты начинались поздно и уходили в глубокую осень. Вдвойне печально, что в первую очередь речь идёт о Заволжском районе, жители которого второй год итак переживают реконструкцию проспекта Машиностроителей, вызывающую многочисленные неудобства. Конечно, совсем без них не обойтись. Однако можно хотя бы не создавать новых проблем.

          Во-вторых, возможности подрядчиков порой ограничены. Редко кто имеет достаточное количество людей и техники, позволяющих трудиться параллельно на всех объектах. В результате к основным работам на новой улице нередко приступают только по завершению предыдущей (в лучшем случае – по окончанию конкретного этапа работ). Да, это не противоречит срокам контракта. Но растягивает «удовольствие» на весь сезон вместо того, чтобы уложиться в 2-3 месяца.

         Замечания по Корабельной (1).jpgВ-третьих, в этом году начались и первые замечания по качеству работ. Ярким примером стала улица Корабельная. В социальных сетях до сих пор гуляет видео, как на ней укладывали асфальт во время дождя. Притом не просто дождя, а знаменитого ливня 15 мая (когда под водой оказались целые проспекты). А факты – вещь упрямая. И если насчёт фото ещё можно было бы поспорить (дескать, асфальтоукладчики в данный момент не работали, а стояли «на приколе», пережидая непогоду), то против динамической картинки не попрёшь! Буквально через неделю на дороге и вовсе раскопали свежеуложенное покрытие. По информации властей, там было решено сделать дополнительные дождеприёмные колодцы. Дело это хорошее и нужное. И слой покрытия был не окончательный. Но зачем создавать сложности на ровном месте? Ведь переделывать что-либо всегда сложнее, а результат, как правило, оказывается хуже, чем был первоначально. В общем, заказчику есть над чем задуматься. И что проверить.

Наконец, в-четвёртых, не на высоком уровне находится и культура производства работ. В качестве примера можно привести тот же проспект Машиностроителей. И это не только наше мнение, а оценка многих людей живущих за Волгой. Организация ремонта и движения по дороге была продумана, мягко говоря, не самым лучшим образом. Особенно на стадии замены коммуникаций и до укладки нового асфальта. Кто был – знает, о чём речь. И в этом плане нам есть, чему поучиться у федералов. Особенно с учётом того, что это вовсе не требует каких-то глобальных затрат.

дорога Рыбинск Б.Село.jpgСамо собой, помимо «тактических» остаются и «фундаментальные проблемы». Нормативу не соответствует более двух третей региональных дорог. И некоторые «направления» буквально жаждут ремонта уже ни один год. Самые очевидные примеры – трасса «Бурмакино – Рождествено» (часть дороги, выходящей на костромскую Нерехту), «Рыбинск – Большое село», «Пошехонье – Пречистое», а также отдельные участки магистралей, о которых уже шла речь выше. Само собой, отремонтировать их всех одновременно не получится. Для этого потребуется сумма, сопоставимая с годовым доходом всего областного бюджета (порядка 60-70 миллиардов).

Поэтому регион продолжает вести переговоры о передаче отдельных объектов в федеральную собственность. Идут они с переменным успехом. Если трассу от Углича до Ярославля федералы уже приняли на свой баланс, то, к примеру, по той же Юго-Западной окружной добиться понимания от Москвы пока не удаётся. В лучшем случае, отдать получится участок от Суринского путепровода до Чурилково. И то не факт. А в каком состоянии находится окружная (принимающая на себя основной транзитный поток большегрузов), знают практически все ярославцы. Правда, на днях там выполнили ремонт самых проблемных участков общей протяжённостью 4,6 километра. В отдельных местах даже выбрали пучины, чтобы дорогу не «разрывало» после каждой смены погоды. Посмотрим, сколько простоит новый асфальт. Хотелось бы, чтоб подольше!

Что касается озвученных замечаний, то они легко могут стать той ложкой дёгтя, которая способна испортить всю бочку мёда. Притом, ложкой довольно большой. Поэтому их нужно обязательно учесть и устранить. По возможности, вчера. Если это будет сделано, а подрядчики и заказчики работ не наломают новых дров, дорожный сезон может стать вполне успешным. А количество нормальных трасс в регионе увеличится ещё на три сотни километров.

 ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?