Последнее время одной из самых животрепещущих тем в Ярославле стали платные парковки. Идея взять, да и начать взимать плату за постой «железных коней» на городских улицах, которые ещё недавно (явно по чьему-то недосмотру) считались местами свободного пользования, не нова. За минувшие пять-десять лет в более-менее оформленном виде она появлялась, как минимум, пару-тройку раз. Но, в конечном счёте, заканчивалась ничем: под тем или иным предлогом власти всегда сдавали назад. По всей вероятности, нынешнюю инициативу губернатора Ярославской области Михаила Евраева всё же доведут до конца. Да ещё и распространят чуть ли не на всю область, прямо как с ледовыми катками. Несмотря на фактически ультимативный характер такого решения, сильное недовольство граждан, а также отсутствие внятного и достаточного информирования. Впрочем, как и в случае с другими инициативами последних месяцев (разве с объединением школ и больниц было по-другому?). Сведений о будущем парковочном пространстве действительно немного. На сегодняшний день нет ни единого портала, ни мобильного приложения, ни ясности с тарифами, ни утверждённых льгот. До конца непонятны даже конечные цели проекта. Короче, ясно, что ничего не ясно. Публичное обсуждение темы началось лишь на минувшей неделе. Но вопросов от этого меньше не стало. Скорее, наоборот. Успеют ли власти снять их до 20 декабря, когда платные парковки начнут работать? Будут ли готовы пойти на уступки по сравнению с первоначальным вариантом (к слову, весьма и весьма жёстким)? И что ждёт наш регион за чертой синей пунктирной линии? Попытаемся найти ответы вместе.
Первый раз о нынешнем проекте платных стоянках мы говорили в конце сентября (смотрите статью «Кондуктор, нажми на тормоза» от 25.09.2025). За прошедший месяц по данной теме появились кое-какие новые сведения. Поэтому в начале не лишним будет обновить общие данные и рассказать, что нам известно о платном парковочном пространстве, в которое власти во что бы то ни стало намерены загнать жителей и гостей наших исторических городов. Итак…
1. В общей сложности планируется создать порядка 6 тысяч парковочных мест в Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском, Ростове Великом и Угличе. В частности, в областном центре под платную парковку намерены отдать 22 улицы, 5 переулков, 3 площади, 2 набережные (Волжская и Которосльная), 1 проспект (Октября), 1 спуск (Флотский), 1 съезд (Красный) и 1 проезд (Революционный). Всего – 40 участков улично-дорожной сети (УДС) на значительной площади, ограниченной обеими набережными и улицей Республиканской. То есть практически весь исторический центр города. В свою очередь, в Угличе платные парковки планируют оборудовать на 9 улицах, в Рыбинске – на 14, в Переславле-Залесском – на 6. Информации о конкретных местах платных парковок в Ростове мы не обнаружили. Вместе с тем, запуск проекта в последних трёх городах планируется второй очередью – к марту 2026 года. Так что время на корректировку ещё есть. В Ярославле и Угличе старт назначен значительно раньше – уже на 20 декабря.
2. Стоимость платной парковки будет разной. Притом, в пределах даже одного города. И здесь мы видим первую нестыковку. Точнее, некоторую путаницу в словах представителей Правительства области. Сначала речь шла о тарифе 230 рублей за 1 час парковки (применительно к легковым автомобилям массой до 3,5 тонны, для грузового и иного транспорта стоимость была дороже – 450 рублей). При этом, в отношении жителей области говорилось о праве на скидку в размере 50%. То есть ценник составлял уже 115 рублей за час. Кроме того, ещё в конце сентября упоминалось некое зонирование. В частности, «Российская газета» писала про три зоны: административную (рядом с торговыми центрами и офисными зданиями), социальную (физкультурные учреждения, театры, музеи) и жилую, от которых будет зависеть тариф.
И приводила примеры областного центра, где часовая стоянка легкового автомобиля у бизнес-центра обойдется в 150 рублей, у спортивного клуба – в 90, а у жилого дома – в 80. Вместе с тем, уже 21 октября директор ГКУ ЯО «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) Кирилл Крюков, выступая на заседании комитета Ярославской областной Думы по социальной политике, прямо заявил, что отдельной зоной вообще станет каждая конкретная улица. А размер тарифа будет рассчитываться исходя из данных системы о заполняемости парковок на ней. Если эта заполняемость будет выше 80% - тариф повысят, если меньше 50% - понизят.
В результате (очевидно, на основании некоего предварительного расчёта) власти публично озвучили некий средний размер оплаты. В Ярославле эта цифра составит 75 рублей в час, в Рыбинске – 60, в Угличе, Ростове и Переславле – 45. Но только для тех, чья машина зарегистрирована в Ярославской области. Заметьте – скидка будет предоставлена уже не для жителей, а для «прописанных» на территории региона машин. Это, как вы понимаете, ни одно и то же. Для иногородних автомобилей вышеуказанный «средний» тариф по умолчанию будет вдвое дороже. Также водители смогут приобрести «парковочный» абонемент на месяц и год. В Ярославле его стоимость составит соответственно 5400 и 32900 рублей, в Рыбинске – 4400 и 26300 рублей, в остальных городах – 3300 и 19800 рублей.

3. Для тех граждан, которые проживают в зоне платной парковки, предусмотрена отдельная тарификация (так называемые резидентные разрешения) на круглосуточную парковку. В областном центре ценник установлен на уровне 300 рублей в месяц или 1700 рублей в год, во втором по величине городе области соответственно 300 и 1400 рублей, в Угличе, Ростове и Переславле – 200 и 1000 рублей. При этом, в период с 20.00 до 8.00 резиденты смогут оставлять машины у своих домов (на специально отведённых для этого местах) бесплатно.
4. Помимо резидентов также предусмотрен дополнительный перечень льготных категорий граждан. К ним относятся участники Великой Отечественной войны и СВО, ветераны боевых действий, инвалиды, многодетные семьи, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и ряд других. Все они закреплены в отдельном Законе Ярославской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с пользованием платными парковками», который региональная Дума приняла буквально в минувший вторник 28 октября.
Что интересно, конкретный размер льгот в Законе не указан, а содержится в проекте Постановления Правительства Ярославской области «Об утверждении правил пользования платными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах общего пользования местного значения Ярославской области». Который на момент написания данной статьи даже не был подписан.
Известно, что парковка в «зоне отчуждения» для инвалидов будет бесплатной. Для них уже нанесена соответствующая разметка. Притом, по субъективным ощущениям, таких мест как будто бы стало больше, чем раньше. А их длина размечена так, словно инвалиды ездят, по меньшей мере, на «КАМАЗах». Но это так, детали. Для иных категорий льготников скидка составит 60%. При этом, группа депутатов пыталась расширить указанный перечень. И даже внесла соответствующие поправки (за последние годы случай крайне редкий), вокруг которых развернулась масштабная дискуссия. Но об этом будет сказано ниже.
5. Оплатить парковку, согласно данным издания «Ярославский регион», можно будет различными способами: через сайт (не трудно догадаться, что по сложившейся странной традиции единый портал будет называться «Япарковки»), мобильное приложение, банкомат или с помощью СМС. Внести средства необходимо в течение 15 минут. Соответственно, столько же автомобиль может занимать парковочное место бесплатно. Впрочем, возможность оплатить парковку будет сохранена до 24.00 календарных суток.
6. В свою очередь, штраф за невнесение платы составит 3000 рублей для граждан, 5000 рублей для должностных и 15000 рублей – для юридических лиц. Повторное нарушение обойдётся в 5000, 10000 и 25000 рублей. Соответствующие изменения в региональный закон об административных правонарушениях внес губернатор Михаил Евраев. Правда, в отличие Закона о мерах социальной поддержки, указанный документ пока принят лишь в первом чтении и теперь уйдёт на ноябрьское заседание Думы. Очевидно, парламентарии намерены как-то «поколдовать» с размерами очередных финансовых санкций. Также отметим, что оператором платных парковок будет ГКУ ЯО «ЦОДД». Что прямо определено в вышеназванном проекте постановления Правительства области.
7. Общие затраты на организацию платного парковочного пространства, по словам Кирилла Крюкова, составят 250 миллионов рублей в 2025-м, 167 миллионов – в 2026-м и 178 миллионов – в 2027-м годах. Правда, тут снова прослеживается некая нестыковка. Как известно, первый контракт стоимостью 70,5 миллиона с компанией «Система Сити» был подписан ещё в конце августа, а первые работы начались в сентябре. За два месяца компания должна была нанести разметку платных парковок (синие пунктирные линии) и установить дорожные знаки в Ярославле и Угличе. На сегодняшний день «синева» разлилась уже по всей центральной части областной столицы. А замотанные полиэтиленовыми пакетами знаки, словно грозные часовые, охраняют будущее платное пространство в ожидании часа, когда они смогут сбросить свои «маски».
В свою очередь, в конце октября власти заключили ещё один контракт с подрядчиком, который займется созданием программно-аппаратного комплекса информационной системы «Парковки Ярославской области». Работы выполнит ООО «Цифровые решения регионов». За них заплатят ещё 290,5 миллиона. Притом, мероприятия разобьют на два этапа. Однако если мы сложим две вышеуказанные суммы, то получится уже более 360 миллионов, а никак не 250. Впрочем, вольное обращение с цифрами давно стало «фирменным стилем» региональных властей.
Пожалуй, на этом полезная и более-менее внятная информация о будущих платных парковках в Ярославской области исчерпывается. Однако вопросов по-прежнему остаётся множество. Как принципиальных, так и чисто технических. Вместе с тем, публичное обсуждение очередной «реформы» началось буквально на прошлой неделе и продолжилось уже на этой – в ходе пленарного заседания областного парламента. Параллельно вопросом занялся и ярославский Муниципалитет, где тему намерены обсудить 12 ноября. Однако с момента запуска самого проекта прошло уже два месяца. Почему нельзя было обсудить его раньше? Мы уже не говорим про какие-то консультации с жителями. Но неужели невозможно было хотя бы внятно их проинформировать?
Кирилл Крюков ещё на заседании социального комитета Думы 21 октября отметил, что до последнего времени шло согласование основных параметров и показателей проекта. Из-за чего власти и не проводили разъяснительной работы. Не хотим обидеть Кирилла Петровича (к его чести нужно отметить, что за трибуной он держался вполне достойно), по подобное объяснение выглядит как минимум, неубедительным, а как максимум - несостоятельным. А самое главное, не снимает остроты проблемы, созданной, в том числе, информационным вакуумом (что ни говори, но отсутствие чёткой и достаточной «обратной связи» - одна из слабых сторон команды Михаила Евраева). Что подтвердила и реакция депутатов в ходе заседания Думы. Во-первых, многие высказали в адрес авторов проекта платных парковок по-настоящему резкие и критические замечания. Притом, последовали они от представителей самых разных фракций.
Например, депутат Василий Бобков («Единая Россия») подчеркнул, что, несмотря на 20-летий партийный стаж, не видел более неподготовленного закона за всю свою муниципальную и государственную службу. Валерий Байло (КПРФ) заявил, что платные парковки – это «попытка узаконенного отъёма денежных средств у жителей области». И добавил, что вместо приобретения годового абонемента (32900 рублей) человек целый год может ходить в бассейн и спортзал (дословно – «отдал деньги за парковку – и угробил свое здоровье»).


Сергей Хабибулин («Справедливая Россия») обвинил исполнительную власть, что «мнение туристов важнее жителей области, которые здесь живут и которым создают проблемы». А Павел Исаев («Единая Россия») напомнил, что первые попытки организовать платное парковочное пространство в Ярославле были ещё в 2014 году, и тогда решение не приняли, потому что не были урегулированы те вопросы, которые есть и сейчас. И добавил, что в настоящее идёт вторжение в базовые бытовые вопросы жизни человека.

И лишь представляющий «Партию пенсионеров» Андрей Бурьяноватый
выразил мнение, что вопрос создания платных парковок - не самый важный. И лучше было бы сосредоточиться на улучшении работы общественного транспорта, поскольку пожилые люди якобы вообще не пользуются автомобилями. Не хочется вступать в споры с Андреем Гавриловичем (особенно с учётом его многолетнего опыта работы в мэрии Ярославля). Интересно только: он на самом деле так считает, или подсказал кто? Шутка. И ещё: как насчёт его собственных коллег пенсионного возраста, имеющих жильё в центре города – Михаила Боровицкого, Николая Александрычева, Виктора Волончунаса и других. Они тоже не пользуются машинами? А сам Бурьяноватый?
Во-вторых, при обсуждении темы примерно полтора десятка депутатов записались на выступление или задали вопросы. Притом, значительную часть указанных вопросов законодатели переадресовали исполнительной власти от граждан (что также свидетельствует о слабой проработке проекта). Не растекаясь мыслью по древу, с позволения уважаемых читателей мы последуем примеру народных избранников и также обозначим несколько тем.
Во-первых, до конца непонятны даже основные цели проекта. Официально в качестве таковых заявляется обеспечение комфортного и безопасного дорожного движения, снижение ДТП, пополнение бюджета, упорядочение парковочного пространства для удобства гостей региона.
Однако после введения платных парковок дорожное движение вряд ли станет более организованным и безопасным. Автомобилисты, не желающие платить за постой своего «железного коня» в «зоне отчуждения», ринутся на свободные места на прилегающих улицах за её пределами. Однако там уже сейчас тесно и практически всё занято. Столкнувшись с дефицитом мест, люди начнут парковаться вторым рядом, на тротуарах, газонах, во дворах, преграждать выезды и так далее.
Это порядок и безопасность? Извините! Да и от ДТП в зоне самих парковок никто не застрахован. Кроме того, в проекте постановления Правительства области чётко указано, что оператор платных парковок не несет ответственность за сохранность размещенного на территории платной парковки транспортного средства и оставленного в нем имущества. То есть люди будут платить деньги, но при этом не получат взамен ничего. В том числе в плане обеспечения элементарной безопасности своего транспортного средства.
Пополнение бюджета также наступит далеко не сразу. Согласно расчётам директора ГКУ ЯО «ЦОДД», за 2026 год планируется получить около 350 миллионов рублей. Притом, что расходы только на организацию платных парковок в 2025 и 2026 годах превысят 410 миллионов. А на окупаемость намерены выйти не ранее, чем через 2,5 года. Так что здесь тоже сомнительный аргумент. Что касается туристов, то тем из них, кто приедет на своём авто, вообще-то придётся выложить кругленькую сумму. И без всяких скидок. Так в чём же здесь привлекательность для гостей?
Во-вторых, очень хотелось бы увидеть финансовое обоснование тарифов. Почему стоимость 1 часа парковки по умолчанию принята в размере 230 или 450 рублей? Ведь это реально очень дорого! И даже если учесть скидку для ярославцев в размере 50%, дороже, чем у нас, плата будет только в Москве (как заметил всё тот же Павел Исаев). Это подтверждает даже беглый анализ данных. Так, час платной парковки в Белгороде стоит 20-30 рублей, в Твери – 30 рублей, в Калуге – 35 рублей, в Нижнем Новгороде – 60 рублей. А у нас только «средний» тариф – 75. Просто треш какой-то!
В-третьих, до конца непонятно, как технически будут осуществлять контроль оплаты парковочного места в платной зоне? По идее, это должны фиксировать стационарные и передвижные камеры. Первых пока не видно. Да и сколько их должно быть, чтобы отследить десятки тысяч машин (ведь въезд будет не на закрытую территорию под шлагбаум, а на обычную улично-дорожную сеть)? Для обеспечения нормальной работы вторых ГКУ ЯО «ЦОДД» потребуется солидный автопарк (которого пока, судя по всему, тоже нет) и не менее внушительный дополнительный штат сотрудников. Притом, курсировать по каждому конкретному участку им придётся с интервалом не менее 15 минут (официально установленный промежуток времени для оплаты стоянки).
Смогут ли ответственные лица обеспечить «ЦОДД» такие условия? Откровенно говоря, 100% уверенности в этом нет. А готовы ли власти (в том числе судебные) к возможному колоссальному объёму обжалования штрафов? Тоже вопрос. А как оплатить парковку через приложение, если, к примеру, не работает мобильный интернет? В нынешнем году он «сбоит» постоянно. Вроде бы, власти обещают принять меры, чтобы приложение для оплаты парковок (как и для оплаты проезда в общественном транспорте) не зависело от таких перебоев, и данные каналы были выведены из-под блокировки. Об этом со ссылкой на некое совещание у губернатора даже упомянул спикер Думы Михаил Боровицкий. Но пока это только слова. А «выгорит» дело или нет – неизвестно.
В-четвёртых, также не ясно, почему в Ярославле зона платной парковки охватывает практически весь исторический центр? Это очень большая территория. Почему нельзя было начать с некоего «пилотного проекта» (скажем, на 5-6 участках улиц), чтобы отработать на нём все проблемы, снять сложности и вообще оценить целесообразность инициативы? Такой вопрос, кстати, позвучал на заседании Думы. Однако здесь Кирилл Крюков был предельно краток. И сказал, что сейчас хаотичная стоянка существует не на одной улице, поэтому сделав платную парковку на ограниченном пространстве, вопрос безопасности решён не будет.
Но по такой логике можно вообще закрыть весь город. И сделать платной всю улично-дорожную сеть. И брать деньги за любой въезд в город. Как в средневековье. А что: хочешь попасть в Столицу «Золотого кольца» - заплати по таксе. К слову, уже муниципальный депутат Евгения Овод попросила проверить платную парковку на признаки дискриминации, направив запросы в УФАС и Прокуратуру. И определённое разумное зерно здесь есть, ибо сейчас жители пяти районов города (резиденты) смогут оставлять свои автомобили у своих же домов совершенно бесплатно, а одного (Кировского) – только за деньги (пусть даже в пределах 1700 рублей в год). Более того: неравенство будет даже в пределах одного Кировского района, ибо больше половины его территории из зоны платной парковки, к счастью, выпадает.
В-пятых, платные парковки будут располагаться на городских улицах. ОМСУ тратят деньги на их содержание, ремонтируют, платят налоги и так далее. Но управлять стоянками, при этом, будет областное учреждение. Спрашивается: а что получат муниципалы? Пожалуй, это один из немногих вопросов, на который власти ответили относительно чётко: за вычетом затрат, которые будут касаться организации парковочного пространства, вырученные средства направят в муниципальные образования. Однако не ясным остаётся техническая часть таких взаиморасчётов. В какой форме, в какие сроки, и в каком объёме будут поступать деньги? Будут ли они строго целевыми? Будут ли местные власти обязаны подписывать какое-то соглашение и отчитываться о расходовании субсидии? И так далее. Это также хотелось бы понимать.
Наконец, шестой вопрос – как в Правительстве будут реагировать на огромную волну негодования, вызванную откровенно непопулярной инициативой (которая уже поднимается)? Этот вопрос опять-таки прозвучал от законодателей в лице депутата Андрея Власова ещё на комитете: «Эта история вызовет огромный негатив в обществе. Вы каким-то образом планировали работу по купированию этих тенденций? Потому что то, что мы говорим здесь – эта одна миллиардная часть того, что вам скажут люди на улицах». Увы, ничего конкретного, кроме стандартных фраз типа «запланирован ряд мероприятий по разъяснительной работе» в ответ не прозвучало. Рискнём предположить, что одних разъяснений будет уже недостаточно. С ними опоздали месяца на два. Сейчас потребуется средство помощнее и поубедительнее. Вот только есть ли оно у региональных чиновников?
И ещё один момент. Как мы уже говорили в первой части статьи, группа депутатов внесла поправки к проекту закона о мерах соцподдержки граждан в связи с оплатой парковки. Показательно, что в числе первых подписантов был Максим Вахруков – один из основных потенциальных кандидатов от «Единой России» на выборах в Государственную Думу в следующем году. Он же выступал с поправками на заседании областного парламента. Законодатели предложили расширить перечень льготников и добавить к уже указанным категориям сотрудников учреждений образования, медицины, культуры, социальной поддержки и спорта, чьи рабочие места находятся в зоне платной парковки. Кроме того, народные избранники выразили намерение увеличить время бесплатной ночной парковки для резидентов 6 часов вечера до 10 часов утра.
Для обсуждения поправок собрали аж два внеочередных комитета и провели несколько совещаний. В какой-то момент казалось, что депутаты смогут провести свои предложения. Однако этого не случилось. Поправки были отклонены. Тем удивительнее, что Максим Вахруков представил это чуть ли не как победу. Сославшись на некие договорённости с Правительством, он заверил, что часть предложенных думцами инициатив будет реализована не в законе, а в виде нормативных актов исполнительной власти. То есть в том самом Постановлении о правилах парковки. Получается: мы как бы сделаем, но потом. Может быть (никаких официальных гарантий то нет). Притом, однозначной уверенности в юридической возможности реализации такого варианта тоже нет.
И получается интересная штука. Если после всех публичных заявлений исполнительная власть забудет об этом обещании или не исполнит его по каким-то другим причинам, по репутации «Единой России» будет нанесён колоссальный удар. А это, во-первых, приведёт к ещё большему падению и без того не блестящих рейтингов «партии власти» в ходе скорой избирательной кампании. А во-вторых, может создать предпосылки уже не просто для политической напряжённости, а для серьёзного межэлитного конфликта. Гасить который придётся только из Москвы. Притом, «под раздачу» в данном случае рискуют попасть все.
Одним словом, руководство Ярославской области оказалось в крайне непростой ситуации. И в обстановке сродни минному полю. Ибо инициатива по созданию платных парковок реально может стать той чертой, переступив которую будет очень легко оступиться. И получить колоссальный негатив буквально со всех сторон – и от жителей области, и от её гостей, и от местных элит, и из столицы. Как при этом будут рады в стане политических противников – и говорить не приходится. Полностью выйти сухими из воды сейчас, наверное, уже не получится. Но каким-то образом отыграть ситуацию или хотя бы «сгладить углы» ещё можно. Благо, направления для этого понятны. Однако времени на это почти не осталось. Часики тикают. А недовольство растёт.
ИВАН ТИХОНОВ