Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

30.04.2025
Ярославль
634
Город без дорог. И районы без дорог. И все без денег. Почти без денег.

Справятся ли в Ярославской области с ремонтом местных дорог и что мешает муниципальным властям в выполнении этой задачи?

Город без дорог. И районы без дорог. И все без денег. Почти без денег.

Впереди – долгие майские праздники. Многие наверняка предпочтут встретить их за городом – на своих дачных участках или просто на природе. Добираться туда придётся, в том числе, по местным дорогам. Которые в массе своей находятся в неудовлетворительном состоянии. А порой – в откровенно удручающем. Особенно после зимы. Представители Правительства Ярославской области ещё в минувшем ноябре заявляли, что «2025 год пройдет под эгидой  развития дорог местного значения». Но, как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Вот и с муниципальными трассами так же. Если говорить про план того самого 2025 года, то финансирование их ремонта и содержания из дорожного фонда значительно сокращено. Некоторые направления (субсидии) в принципе канули в лету. А Ярославль впервые за долгое время и вовсе оказался в положении «бедного родственника» - по сравнению с прошлым годом денег ему выделили в три с лишним раза меньше. Что же касается районного уровня, то после ликвидации поселений за все дорожные дела там не только де-юре, но и де-факто отвечают исключительно главы муниципальных округов. И до всего руки у них вряд ли дойдут, ибо хозяйство это крайне хлопотное. Одним словом, ситуация непростая. Даже очень. И в каком состоянии местные дороги Ярославского региона встретят конец наступающего ремонтного сезона – большой вопрос.

 

Дорожная арифметика

          Антуан де Сент-Экзюпери не зря утверждал, что взрослые очень любят цифры. И хоть говорил он это с известной долей иронии, порой без цифр на самом деле невозможно сделать правильные выводы и понять, что к чему. Поэтому, с позволения уважаемых читателей, мы проведём небольшой сеанс «дорожной арифметики». И посмотрим, чем в нынешнем сезоне богаты муниципалы. В Правительстве Ярославской области утверждают, что общий объём субсидий на дорожную деятельность для них составляет более 7,5 миллиарда рублей. Однако здесь есть некоторое лукавство, поскольку эта сумма верна лишь условно.

муниципалка1.jpg         Дело в том, что она включает в себя деньги на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности за счёт лимитов 2026 года (так называемые работы опережающими темпами). При этом, данная субсидия составляет аж 3 миллиарда 443 миллиона рублей. Вместе с тем, принимать её в расчёт не вполне корректно. Объекты (во всяком случае, подавляющее большинство) ещё не расторгованы. Сделают их или нет до конца года – неизвестно. А если сделают – то непонятно, сколько конкретно. Некоторые работы и вовсе могут предусматривать двухгодичный контракт. И оплата в любом случае будет проводиться уже в следующем сезоне. Поэтому для честного анализа ситуации мы не будем учитывать названную цифру. И сравним сопоставимые показатели, соответственно, по прошлому и нынешнему году. Данные взяты по состоянию на апрель. Для удобства восприятия они занесены в таблицу. 

Направления расходов средств дорожного фонда (субсидии)

2024 год, млн. руб.

2025 год, млн. руб.

Субсидия на финансирование дорожного хозяйства

500

740

Субсидия на приведение в нормативное состояние подъездных путей к социальным объектам

600

нет

Субсидия на ремонт грунтовых дорог

250

нет

Субсидия на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности

2307

2040,5

Субсидия на содержание дорог городских округов Ярославской области

208

(г. Ярославль)

260

(г. Ярославль – 200, г. Рыбинск – 60)

Субсидия по национальному проекту «БКД» («ИДЖ»)

2051

581

Субсидия на капитальный ремонт моста в г. Рыбинске

900

250

Субсидия на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров

217

321

Субсидия на строительство автомобильных дорог в рамках обеспечения подъездов к объектам АПК

189,5

128

 

         Теперь давайте разберём всё по пунктам. Первая традиционная мера поддержки, которую область оказывает муниципальным образованиям – субсидия на финансирование дорожного хозяйства. В прошлом году на неё выделили 500 миллионов рублей, в нынешнем – 740. Формально – больше почти на 50%. Да ещё и с учётом того, что эти деньги распределяются только между 17 муниципальными округами, а Ярославль и Рыбинск (как округа городские) в расчёт не берутся. Но здесь есть нюанс. И даже не один. Дело в том, что в минувшем сезоне органам местного самоуправления также выделяли отдельные целевые субсидии на ремонт проездов к социальным объектам (600 миллионов на всех) и грунтовых дорог (250 миллионов на всех).

mgmPUP__sLc.jpg         Но в 2025 году их не стало (смотрите таблицу). Теперь местные власти могут расходовать все выделенные средства по своему усмотрению. Хотите – на строительство новой дороги, хотите – на ремонт проблемной трассы, хотите – на приведение в порядок подъезда к детскому садику или школе, хотите – на грейдирование дорожек к садоводческим товариществам. Но – только в пределах 740 миллионов. В то время, как прошлом году сумма с учётом двух вышеназванных целевых субсидий составляла 1 миллиард 350 миллионов (500 + 600 + 250). Выходит, что по факту на этом направлении муниципалы оказались в минусе.

         Едем дальше. Субсидия на капитальный ремонт и ремонт объектов муниципальной собственности. Её ещё называют субсидией на ремонт дорог по поручениям губернатора. Как правило, это списки конкретных магистралей из числа наиболее проблемных в каждом городе и районе. В прошлом году на них заложили более 2 миллиардов 300 миллионов рублей, в нынешнем – 2 миллиарда 40 миллионов. Не критичное сокращение, но всё-таки меньше. Снова минус. Далее идёт субсидия на содержание улично-дорожной сети. Общая сумма – 260 миллионов. Притом, данная поддержка областного дорожного фонда впервые оказана Рыбинску. В минувшем году (и ранее) её получал только Ярославль (около 200 миллионов). Соответственно, с учётом включения второго по величине города региона сейчас денег больше. Здесь плюс, хотя и всего чуть более 50 миллионов.

         9rqjpp3oUZs.jpgА вот по субсидии на реализацию мероприятий национального проекта внутри «Ярославской агломерации» мы видим колоссальное падение. В 2024 году (тогда проект ещё назывался «Безопасные качественные дороги») выделялось 2 миллиарда 51 миллион рублей, а в 2025 (теперь он именуется «Инфраструктура для жизни», отсюда разница в аббревиатурах в таблице) – всего 581 миллион. Притом, объектов Тутаева или Тутаевского района в списке нет в принципе, в Ярославском районе речь только про одну дорогу, а в Ярославле финансирование было в разы уменьшено (об этом мы ещё поговорим далее). Отсюда – почти четырёхкратная разница.

         Наконец, остаются ещё две субсидии – на создание инфраструктуры в целях развития туризма и на ремонт дорог к предприятиям АПК. Цифры здесь не очень большие и примерно сопоставимые. Для «туристов» в прошлом году выделяли 217 миллионов, а в нынешнем – 321 миллионов (увеличение). «Селянам», напротив, в минувшем сезоне давали 189,5 миллиона, а сегодня – 128 миллионов (уменьшение). Кроме того, отдельная строка расходов касается конкретного объекта – капитального ремонта моста в Рыбинске. Основные работы были закончены в прошлом году, из-за чего сумма резонно была больше. Но часть мероприятий предстоит завершить в уже нынешнем сезоне.

         Вместе с тем, это скорее частный случай, поэтому для чистоты эксперимента мы также не будем учитывать эти суммы. Таким образом, в сухом остатке получается следующая картина. В 2024 году на местные дороги из регионального дорожного фонда было выделено 6 миллиардов 322,5 миллиона рублей, а в 2025 – 4 миллиарда 70,5 миллиона рублей (повторимся, без учёта Рыбинского моста и «опережающего развития»). Как говорится, результат налицо. Меры поддержки органам муниципальной власти в целом оказались значительно снижены. И это – первая и главная причина, которая может воспрепятствовать полноценному выполнению плана ремонта.

 

Когда время работает против

         Увы, не всё в порядке у муниципалов и со сроками начала и выполнения работ. Завершился апрель. И, за исключением нескольких холодных и снежных дней, практически весь месяц погода не препятствовала (и даже вполне способствовала) началу ремонта. Однако статистика здесь, к сожалению, не слишком утешительная. Возьмём всю ту же субсидию на финансирование дорожного хозяйства (которая 740 миллионов рублей). Напомним, что она распределяется на все 17 муниципальных округов. За счёт выделенных средств планируется привести в порядок 112 объектов улично-дорожной сети местного значения (больше всего – в Угличском, Ростовском, Некрасовском и Рыбинском районах) общей протяжённостью 45,4 километра.

 iKcqCYQGzu4.jpg        Вместе с тем, по состоянию на середину апреля ремонт начался только на 7 дорогах (в Тутаевском и Угличском районах), и по 1 объекту (в Гаврилов-Ямском районе) работы были завершены. Контракты заключили лишь по 23 объектам (фактически, одна пятая часть). По 38-ми были объявлены конкурсные процедуры. При этом, 23 проекта ещё не прошли экспертизу, а 8 вообще находились в разработке. Соответственно, общий процент контрактации оценили в 30%. Это крайне мало. При этом, в 8-ми муниципальных образованиях (Переславский, Брейтовский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Первомайский, Пошехонский, Рыбинский округа) данный показатель составил 0%.

         Несколько лучше дела с освоением субсидии на ремонт дорожных объектов 2025 год (2 миллиарда 40,5 миллиона рублей). Однако рискнём предположить, что часть объектов была расторгована ещё в прошлом году (в рамках всё того же «опережающего развития»). Что позволило заранее начать работы и повлиять на текущую статистику. Картина следующая. Всего предстоит отремонтировать 54 дороги общей протяжённостью 46,7 километра. По состоянию также на середину апреля 2 проекта ещё находились в экспертизе, по 5-ти было получено положительное заключение, по 7-ми объявлены торги и ещё по 5-ти заключены контракты (но пока не начаты работы).

         В свою очередь, к ремонту приступили на 10-ти дорогах, и на 15-ти он завершился. Наконец, по 10 договорам была проведена оплата. Хуже всех на указанную дату была ситуация в Некрасовском, Ярославском, Ростовском и Тутаевском районах. Также стоит отметить не слишком удовлетворительную работу муниципалов по проверке гарантийных дорог местного значения. Таковых на сегодняшний день без малого 1400. По графику, обследования должны были начать с 1 апреля и завершить к 1 мая с составлением всех актов.

         Ещё месяц (до 1 июня) даётся подрядным организациям для устранения выявленных замечаний. После чего также предусмотрены повторные выезды, претензионная и исковая работа. Вместе с тем, по состоянию на 15 апреля местные власти провели только 366 осмотров. Это примерно 27% от общего количества гарантийных объектов. При этом, в ходе проверок на 156 объектах были выявлены нарушения. Больше всего – в Ярославле и Рыбинске, а также в Ростовском и Тутаевском районах. Вместе с тем, в Переславском, Большесельском, Брейтовском, Мышкинском и Угличском округах к середине месяца не было вообще ни одной проверки. Хотя состояние местных дорог после зимы, понятное дело, было отнюдь не блестящее. Особенно после такой зимы, которая была в этом году.

         В нынешнем сезоне ситуацию может осложнить ещё и тот факт, что сейчас городские и сельские поселения (у которых были свои дороги) находятся в стадии ликвидации и летом окончательно прекратят своё существование. Соответственно, за всё дорожное хозяйство на территории муниципального округа будет отвечать один человек – его глава. Конечно, де-юре полномочия по осуществлению дорожной деятельности были переданы от поселений в районы ещё в конце 2023 года. Однако на практике во многих муниципальных образованиях заключали специальные соглашения, в соответствии с которыми поселения продолжали брать на себя, к примеру, организацию того же содержания улично-дорожной сети (УДС).

 fRX4FiriX90.jpg        И у районных начальников, по крайней мере не болела голова, что в какой-нибудь условной деревне Гадюкино после снегопада не будет расчищена центральная улица. За это по-прежнему отвечал глава поселения. Теперь данная практика уйдёт в прошлое. И на уровне администрации округа придётся готовить всю документацию, проходить экспертизу, объявлять и проводить торги, заключать контракты, контролировать их исполнение, реагировать на замечания, устранять нарушения, и так далее, и тому подобное. Кстати, соглашения с Правительством Ярославской области о предоставлении субсидий из дорожного фонда раньше также заключали как районы, так и поселения (в зависимости от балансовой принадлежности дороги). Отныне «подписант» также будет один.

         Возможно, всё вышесказанное не подразумевало бы сложностей, если бы не одно «но». Загруженный делами по самую макушку глава муниципального округа вряд ли сможет охватить вниманием все проблемные объекты на вверенной ему территории. И, скорее всего, сосредоточит своё внимание на райцентре и ближайших окрестностях. Ну, возможно, ещё на паре-тройке объектов из числа наиболее трудных. В то время, как отдалённые уголки могут годами оставаться забытыми, а оперативность устранения текущих проблем (скажем, выполнение грейдирования или ямочного ремонта) рискует значительно снизиться.

 Степанов.png        Впрочем, не стоит считать, что трудности есть только в районах. В нынешнем сезоне серьёзно «досталось» и Ярославлю. Финансирование для областного центра оказалось существенно срезано. В частности, об этом публично заявил заместитель мэра Николай Степанов. Он рассказал, что в 2024 году город получил на ремонт дорог 1,8 миллиарда рублей, а также 250 миллионов на ремонт проездов к социальным учреждениям. Таким образом, получалось свыше 2 миллиардов рублей. Сегодня эта цифра, по словам Николая Дмитриевича, составляет 600 миллионов. Притом, 170 из них были законтрактованы ещё в прошлом году. Таким образом, мы видим сокращение по деньгам в три с лишним раза.

         Правда, цифры вице-мэра немного не сходятся с данными областного министерства дорожного хозяйства и транспорта, согласно которым город получает чуть больше 900 миллионов: 500 – на реализацию национального проекта, 200 – на содержание УДС и ещё 212 – на ремонт объектов «по поручениям губернатора». Однако принципиально суть дела это не меняет. Тем более, что если вычесть содержание, получится немногом больше 700 миллионов. А если собрать все расходы на дорожную деятельность в областном центре за прошлый сезон с учётом «переходящих» объектов и «опережающего развития», то общий объём финансирования в 2024 году составлял даже не 2, а 4,2 миллиарда рублей. При таком раскладе снижение по деньгам вырисовывается уже шестикратное. Правда, город заложил на ремонт 1 миллиард из собственных средств.

         Официально местные власти в нынешнем сезоне анонсируют работы на Московском проспекте и проспекте Фрунзе, проездах Матросова и Дядьковском, улицах Комарова, Будкина, Бабича, Кузнецова, Гагарина, Марголина, Сосновой, Большой Октябрьской, Панина и некоторых других. Вместе с тем, судя по ленте новостей и сообщениям Проезд Матросова-2.jpgв ряде официальных «пабликов», подрядчики пока что вышли только на проезд Матросова, Дядьковский проезд и улицу Комарова. Кроме того, на проспекте Фрунзе доделывают работы по прошлогоднему двухгодичному контракту. И зачем-то устанавливают новый забор. Притом, на те участки, где когда-то он уже был, но позднее оказался демонтирован.Проспект Фрунзе.jpg

         Сможет ли город «закрыть» весь приведённый выше список дорог в нынешнем сезоне – большой вопрос. Во всяком случае, 100% уверенности в этом нет. И это притом, что, по сравнению с предыдущими годами этот список значительно короче. Более того: в перечень не вошли работы, запланированные и обещанные жителям ещё года три назад. Например, продление проспекта Дзержинского от Ленинградского проспекта до Тутаевского шоссе. 

Проспект Дзержинского.jpg           Да и работы по реконструкции печально знаменитого «Яковлевского круга» в Заволжском районе, судя по всему, тоже переносят на будущий год. Разумеется, о проездах к соцобъектам и, тем паче, грунтовках сейчас вообще никто не вспоминает.

Яковлевский круг-1.png Яковлевский круг-2.jpg

         Между тем, время работает против местных властей. Во-первых, позднее начало уже профинансированных работ непременно скажется на сроках и качестве их проведения. Во-вторых, те дороги, которые остались «за бортом», будут продолжать разрушаться. Притом, что их текущее состояние уже сейчас, мягко говоря, далеко от идеального. Другие объекты (как тот же «Яковлевский круг» или Суринский путепровод) продолжат оставаться источником постоянных проблем для граждан (главным образом, накапливая серьёзные пробки). Тем самым, ещё больше провоцируя недовольство последних. И Бог знает, какие формы в итоге оно способно принять. Таким образом, нехватка денег и неумение организовать процесс работ (в том числе из-за дефицита кадров, вызванного недавними сокращениями) могут сыграть с муниципалами злую шутку. А достижения в дорожной отрасли и положительный эффект, накопленный за последние 3-5 лет – оказаться нивелированы. И тогда Ярославская область снова рискует стать едва ли не худшей по качеству дорог в Центральной России. Надеемся, что такой вариант развития событий не устроит самих властей. И они всё-таки сделают соответствующие выводы. Притом, не только на местах, но и в Правительстве области.

  

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?