Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.11.2020
Ярославль
2181
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ. ИЛИ КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ.

Дальний взгляд на губернаторскую кампанию 2022 года в Ярославской области

 

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ. ИЛИ КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ.

Вы не замечали, что последние месяцы имя Губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова стало упоминаться куда чаще, чем год или даже два назад? В основном оно звучит в ходе публичных выступлений его подчинённых. Реже транслируется СМИ. Притом, необязательно подконтрольными «Белому дому» или связанными с ним контрактными обязательствами. Иногда мелькает в политической блогосфере. Но при всём разнообразии форматов контекст неизменно остаётся положительным. Новости звучат как победные сводки с фронтов. Дмитрий Миронов добился выделения средств на строительство школы. Губернатор получил бюджетный транш на нужды здравоохранения. Глава региона подписал беспрецедентную программу газификации. И так далее, и тому подобное. Самое удивительное состоит в том, что события отнюдь не «высосаны из пальца», и имеют реально важное значение для жизни области. С чего бы всё это: создание положительного образа, позитивные инфо-поводы и особое внимание со стороны центра (ибо большинство успехов щедро оплачивается федеральными деньгами)? На наш взгляд, объяснение только одно. В Ярославской области началась постепенная подготовка к губернаторским выборам 2022 года, в которых у Дмитрия Миронова снова будет ключевая роль. Правда, сам «генерал-губернатор» не стал более открытым, не начал чаще встречаться с гражданами или, упаси Бог, собирать пресс-конференции. Но, во-первых, ещё не вечер. И модель поведения может претерпеть определённые корректировки (пусть даже и через силу, ибо Дмитрию Юрьевичу по-прежнему очень неуютно в шкуре публичного политика). А во-вторых, упомянутая роль вовсе необязательно сводится ко второму сроку в губернаторском кресле. Ибо сценариев развития событий видится как минимум два.

 

По законам жанра

          Справедливости ради стоит отметить, что за годы работы Дмитрия Миронова в области действительно произошли определённые изменения. Одной из показательных оказалась ситуация с дорогами. Несколько лет назад настал момент, когда «вторая российская беда» (усугублённая первой) достигла критической черты. А наш регион стал выглядеть блёкло даже на фоне соседей, которых традиционно оставлял позади. Положение начало меняться лишь после запуска программы «Безопасные и качественные дороги» (с 2019 года трансформировавшейся в национальный проект). Первые работы по ней были сделаны в 2017 году и совпали с началом полноценного губернаторства Миронова (выборы главы региона состоялись в сентябре). Статистика программы (а затем и проекта) за прошедшие четыре года весьма красноречива. Протяжённость отремонтированных магистралей увеличилась почти в два с половиной раза, а финансирование и вовсе возросло втрое (сравнительный анализ расходов дан на начало каждого года).

         8xQD3yBQN5A.jpg Так, в 2017 году на мероприятия программы был выделен 1 миллиард 306 миллионов рублей, за счёт которых в нормативное состояние привели 76 километров региональных и муниципальных трасс. В 2018 году расходы на программу составили уже 1 миллиард 460 миллионов, а протяжённость дорог – 82 километра. В 2019 году с получением статуса национального проекта финансирование было увеличено в два раза – до 2 миллиардов 850 миллионов, а ремонт затронул 114 километров дорожного покрытия. Притом, на ряде объектов впервые были выполнены капитальные (а значит, более дорогие) работы. Наконец, в 2020 году стоимость программы оценили в 3 миллиарда 860 миллионов, а объём работ составил 180 километров.

          По предварительной оценке, в будущем году цифры вырастут ещё больше. На программу намерены потратить более 5,5 миллиарда рублей (свыше половины всего дорожного фонда области) и отремонтировать свыше 300 километров покрытия (если считать с муниципальными объектами). Конечно, этого совершенно недостаточно для приведения в нормативное состояние всех региональных дорог (количество магистралей областного значения, не соответствующих требованиям ГОСТ, составляет порядка 4000 километров). Про муниципальные и говорить не приходится. Но, согласитесь, за четыре года динамика ощутимая.

          Кто-то может возразить, что Губернатор не имеет непосредственного отношения к реализации «дорожного» нацпроекта. И в целом будет прав. Сам по себе «БКАД» действительно реализуется без привязки к личности руководителя конкретного региона, а деньги распределяются на все субъекты. Однако здесь имеется два обязательных условия: с мест нужно заранее предоставить полный комплект необходимых документов (притом, без «косяков»), а все объекты должны быть завершены в срок до 1 ноября. Выполнение обоих этих условий целиком и полностью зависит именно от регионов. В противном случае, со стороны кураторов национального проекта последуют весьма нелицеприятные выводы. И здесь без губернаторского участия уже не обойтись. Даже в том случае, если имя главы региона используется исключительно для острастки областных чиновников из профильных ведомств. Так что дорожные успехи всё-таки можно записать в личный актив Дмитрия Миронова (пусть и со всеми оговорками).

          Новая школа (Ярославль).jpgПомимо дорог существенно изменилась и ситуация со строительством социальных объектов. По сравнению с тем же 2017 годом их количество увеличилось в разы. Если четыре года назад в адресной инвестиционной программе значилось всего три объекта, то в нынешнем сезоне – сразу девятнадцать. Притом, четырнадцать из них вводят (или уже ввели) до конца года. Кардинально меняется и финансирование работ. В 2017 речь шла о сумме менее 600 миллионов. Сегодня денег вчетверо больше – 2,7 миллиарда. А в следующем году обещают прибавить ещё два миллиарда рублей. Кроме того, у Ярославской области весьма неплохие показатели и по объёмам жилищного строительства. Мы находимся в первой трети регионов ЦФО (а в отдельные периоды года были даже в первой пятёрке), и продолжаем наращивать темпы по сравнению с прошлогодним периодом.

Миронов и Хуснуллин.jpgВ этой связи отнюдь не случайной представляется недавняя встреча Дмитрия Миронова и заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, курирующего в российском кабмине строительный комплекс, сферу ЖХК и дорожного хозяйства. По итогам этой встречи у региона есть все шансы получить полуторамиллиардную субсидию из федерального центра. Кроме того, вице-премьер намекнул на перераспределение части средств по программам коммунального и экологического профиля. Таким образом, можно предположить, что Москва не только морально одобрила работу Дмитрия Юрьевича, но и выразила готовность поддержать его материально.

Помимо глобальных дел не стоит забывать и о «локальных» проектах, инициированных непосредственно Губернатором. К примеру, выделение средств на строительство новой школы в селе Вощажниково Борисоглебского района, потребность в которой объективно назрела уже несколько лет. Или получение по договорённости с мэром столицы Сергеем Собяниным межбюджетного трансферта в размере 380 миллионов рублей на завершение строительства обсервационного корпуса областного перинатального центра в Ярославле. Пиар-службы главы региона активно увязывают все вышеуказанные информационные поводы с личностью Дмитрия Миронова и транслируют их в массы, демонстрируя населению (читайте – потенциальному электорату) высокую эффективность работы и широкие лоббистские возможности первого лица региона. Всё по законам жанра и в лучших традициях классической предвыборной кампании, которую принято начинать как раз за два года до истечения срока полномочий. А апофеозом этой работы (во всяком случае, на данном этапе) стало подписание программы газификации Ярославской области на ближайшие пять лет.


Открытый вентиль

1.jpeg25 сентября по всем возможным информационным каналам прошли сообщения о визите в Ярославскую область Председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера. Местом поездки был выбран Мышкин (вполне логично с учётом расположения там линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта», которое к тому же является самым крупным предприятием района), а её итогом – соглашение по обеспечению региона природным газом на срок до 2025 года. Коротко его параметры выглядят следующим образом. Объём финансирования – 26,7 миллиарда рублей, что почти в 15 раз больше расходов на предыдущую программу. Предусматривается строительство 1100 километров межпоселковых и 519 километров внутрипоселковых газопроводов. Запланировано перевооружение семи ГРС и реконструкция магистрального газопровода «Горький – Череповец». «Голубое топливо» получат почти 15 тысяч домовладений, а общий уровень газификации области вырастет до 86,8%. Отдельно отмечено подключение к отраслевой инфраструктуре Брейтовского района – последнего негазифицированного крупного муниципального образования региона.

Миронов и Миллер (2).jpegОдним словом, условия получились прямо-таки шоколадные. И главным «виновником торжества» вновь стал Губернатор, сумевший обеспечить региону столь выгодное соглашение. Более того: в ходе торжественной церемонии сам Алексей Миллер поблагодарил Правительство Ярославской области и лично Дмитрия Миронова «за конструктивное взаимодействие и стопроцентное исполнение всех обязательств, которые принимал на себя регион в рамках предыдущего плана». И добавил, что: «Все цели и задачи, все проекты, которые мы планировали, были реализованы».

Безусловно, за Ярославскую область можно только порадоваться. Однако все, кто были в курсе развития программы газификации, и внимательно следили за новостями вокруг неё, были немало удивлены столь щедрому подарку «Газпрома» и столь благостному настрою его руководителя. И тому имелись весьма веские причины. Во-первых, реализация предыдущего соглашения, которое было подписано весной 2017 года. Тогда документ тоже произвёл эффект разорвавшейся бомбы: регион, исключенный из программы за долги, под руководством Дмитрия Миронова (тогда ещё врио) тожественно возвращался в «большую газификацию». Лоббистские возможности нового руководства области тогда действительно были оценены очень высоко. Особенно на фоне «беззубой» политики времён Сергея Ястребова.

Презентация (2017 год).jpgОднако первая эйфория быстро смелись недоумением, а затем и разочарованием. Дело в том, что по программе до 2021 года в регионе должны были построить 15 межпоселковых газопроводов (не считая внутрипоселковых газораспределительных сетей и модульных котельных) и обеспечить «голубым топливом» более 23 300 человек в 41 населённом пункте на территории 10 муниципальных районов области. Притом, 5 газопроводов должны были построить непосредственно в 2017 году, о чём прямо свидетельствовала официальная презентация Правительства области. А в 2019 году обещали дать первый магистральный газ в вышеупомянутый Брейтовский район. Что получилось в итоге?

За первый год программы не было построено ни одного газопровода, а во второй работы велись лишь на двух площадках («Клуб социологов» подробно писал об этом в статье «Тост за газ? Не в этот раз!» от 21.02.2018). А на сегодняшний день из запланированных объектов построили не то три, не то четыре «трубы» в Ростовском, Переславском и Ярославском районе. Таким образом, ни о каких 15 газопроводах речи не идёт. А Брейтовский район по-прежнему не газифицирован, хотя заканчивается уже 2020 год, а 2019 давно прошёл. Таким образом, реализованы явно не все проекты.

Во-вторых (и это главное), обязательным условием участия в программе для региона было погашение имеющейся задолженности и отсутствие новых долговых обязательств. Поначалу всё было неплохо. Однако уже на второй год дела снова не заладились. Притом, настолько, что в июне 2018 стали поводом для серьёзной критики со стороны генерального директора ООО «Газпром Межрегионгаз» Кирилла Селезнёва. Тогда СМИ сообщили, что в нашем регионе не только не соблюдается график погашения, но и продолжает расти дебиторская задолженность за поставленный газ. Что не соответствовало ни достигнутым соглашениям, ни подписанным графикам. На исправление ситуации дали месяц и пригрозили жёсткими мерами. Вплоть до сворачивания всей программы.

Тогда всё обошлось. Однако уже в начале 2019 года задолженность теплоснабжающих организаций Ярославской области за «голубое топливо» достигла исторического максимума за пять лет. И по состоянию на 1 марта составила 2,9 миллиарда рублей. «График реструктуризации задолженности ТСО, утвержденный в феврале 2018 года на пять лет, не исполнен на 790 миллионов рублей», - сообщали тогда в пресс-службе «Газпром Межрегионгаз Ярославль». С тех пор ситуация развивалась нелинейно. А периоды исполнения обязательств чередовались с накоплением новых долгов. Однако в целом проблема решена не была.

Очередным доказательством тому служит сообщение на официальном сайте ярославского «Межрегионгаза», опубликованное всего за 9 дней до визита Миллера 16 сентября 2020 года: «Задолженность ТСО в преддверии нового отопительного сезона 2020-2021 годов составляет более 3,1 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года долг увеличился на 300 миллионов рублей. Утверждённый и подписанный в феврале 2018 года график погашения задолженности не исполняется». Тем не менее, уже через несколько дней Председатель правления «Газпрома» говорил о «стопроцентном исполнении всех обязательств». Вот такие метаморфозы.

 

Карт-бланш от Центра

 Соглашение по газу (1).jpegНо господин Миллер вряд ли не владеет ситуацией в области и не знает цифр, отражающих её обязательства. Не тот человек. Отсюда напрашивается вывод (точнее, предположение), что новую программу в нашем регионе запускают осознанно и не взирая на все «грехи» прошлых лет. Таким образом, Губернатору дают полный карт-бланш в одном из важнейших вопросов развития территории и повышения уровня жизни населения. Вопрос: почему? На наш взгляд, этому может быть два объяснения. Первое – Дмитрия Миронова начинают усиленно готовить к новым губернаторским выборам, которые состоятся осенью 2022 года. Для этого нужно всячески раскручивать образ эффективного лоббиста и грамотного хозяйственника. И «газовая тема» вкупе с дорожными, строительными и прочими успехами подходит для этого как нельзя лучше. Второе – кандидатуру главы региона рассматривают для перевода «наверх». На ключевую должность в одно из министерств или иных федеральных ведомств (типа «Росгвардии»). Для этого также нужно соответствующее портфолио и, опять-таки, опыт успешной работы в регионе. Которые сейчас активно формируют. Ну и тот факт, что Дмитрий Юрьевич лично предан Президенту РФ В.Путину может сыграть в этом деле далеко не последнюю роль.

Конечно, помощь из центра для последующего перевода на работу в центр может показаться не вполне логичной. Однако это не всегда так. Общеизвестно, что в высших эшелонах власти существует несколько групп, которые борются за внимание Президента. И человек, который уже добился этого внимания, априори представляет политический интерес. Он сам приобретает «аппаратный вес» и становится важной фигурой в борьбе за власть и влияние. А наличие такого функционера в составе одной из групп влияния может напрямую сказаться на раскладе политических сил в Кремле, Правительстве или силовом блоке. Так что присутствие «наверху» своего «доверенного лица», каким может оказаться Дмитрий Юрьевич, вполне отвечает интересам «сильных мира сего».

При таком раскладе встаёт резонный вопрос: кто может стать преемником Миронова на губернаторском посту? Если не рассматривать абсолютно посторонних кандидатур (их может быть великое множество и гадать об этом нет никакого смысла), тут также есть два варианта. 

Грибов.jpg rozhnov.jpg

Первый – назначение кого-либо из функционеров с ярославскими корнями (поначалу – конечно с приставкой и.о.). К примеру, заместителя руководителя аппарата Правительства РФ Александра Грибова или бывшего заместителя министра спорта, туризма и молодёжной политики России Олега Рожнова (ныне он - председатель Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы, в 2013-2015 гг. был министром культуры Московской области, кандидат социологических наук, между прочим). При таком варианте проводить назначение лучше перед выборами в нижнюю палату федерального парламента, которые состоятся в будущем сентябре. В данном случае у преемников будет целый год до губернаторских выборов для раскрутки и налаживания мостов с населением.

Степаненко.jpgБаланин.jpgВторой вариант – выбор кого-то из действующей команды Губернатора. Здесь наиболее вероятными представляются кандидатуры Председателя областного Правительства Дмитрия Степаненко, руководителя администрации главы региона Ильи Баланина и 

Константинов.jpg

Председателя регионального законодательного собрания Алексея Константинова. В данном случае назначение можно оттянуть и на начало 2022 года, а все «газовые», «дорожные», «строительные» и прочие успехи главы области спокойно ретранслировать на любого из вышеуказанных господ. Дескать, все «плыли в одной лодке» и тоже внесли свою лепту в процветание дорогого Ярославского края. Опять-таки, меньше сил и средств на раскрутку – лица в определённой степени уже примелькались. 

Выберет ли федеральный центр один из двух вариантов, или остановится на каком-то третьем, пока непонятно. Но то, что движение к этому выбору уже началось – факт. И в ближайшие месяцы оно будет лишь набирать обороты. А мы - становиться свидетелями интересных политических перемен. Лишь бы только их вектор был положительным. Ибо испытаний на прочность за последнее десятилетие Ярославской области хватило с лихвой.

 

 

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?