Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.10.2022
Ярославль
2464
МЕСТОБЛЮСТИТЕЛИ ПРЕСТОЛОВ В незавидном ПОЛОЖЕНИИ

Или игры на выживание на муниципальном уровне

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛИ ПРЕСТОЛОВ В незавидном ПОЛОЖЕНИИ

         На прошлой неделе мы писали об экономических трудностях и не радужных бюджетных перспективах перед внесением основного финансового документа на уровне области. Сегодня пришло время посмотреть, чем живут на местном уровне. Вопреки обычному порядку вещей, для муниципалов год выдался весьма богатым на события. Во-первых, более чем в половине районов (в 10 из 16) прошли «выборы» глав. И пускай по факту это было назначение через представительные органы, общую нервозность данный факт не отменял. Тем более, что в трёх из десяти указанных районов руководители сменились. То же самое произошло в Рыбинске, Переславле-Залесском и вот-вот произойдёт в Ярославле, где были досрочные отставки мэров. Таким образом, муниципальные администрации значительно обновились. К сожалению, далеко не везде – удачно. Во-вторых, на местах пришлось осваивать новые масштабные проекты по благоустройству дворов и ремонту дорог. Притом, буквально «с колёс» - в условиях стремительного роста цен, катастрофической нехватки подрядчиков и предельно сжатых сроков. Невероятно, но в большинстве случаев с форс-мажором справились. Хотя тоже не все. В-третьих, осенью на головы муниципалов (и без того изрядно поседевшие) свалились новые задачи. Сначала – частичная мобилизация, а потом – губернаторская инициатива по сокращению штатов. Их пока ещё выполняют. Или, вернее, пытаются выполнять. И это, заметьте, ещё не конец года. А впереди ждут новые испытания. Только с ещё меньшими деньгами и ещё большей ответственностью. Этакая «игра на выживание» для местных руководителей. Где в случае «победы» можно будет остаться «при своих». А о том, что будет в случае поражения, лучше даже не думать.

 

Незаменимых нет

          То, что в любой системе управления половина успеха зависит от личности руководителя – общеизвестный факт. В местном самоуправлении, которое давно живёт на положении «бедного родственника» - особенно. И в этом смысле нынешний год дал немало пищи для размышлений. Ибо в 13 из 19 муниципальных образований Ярославской области прошли выборы и (или) сменились главы. При этом на своих постах остались только 7 районных начальников: Дмитрий Юнусов – в Тутаевском районе, Николай Белов – в Пошехонском, Александр Кошкин – в Любимском, Ольга Минаева – в Мышкинском, а также (не без скандалов) Анатолий Курицын и Николай Золотников – в Угличском и Ярославском соответственно.

         В трёх муниципальных образованиях в ходе выборов главы сменились. В Некрасовском районе Рудаков.jpegотработавшего один срок Алексея Коротаева сменил Павел Кулаков, ранее бывший главой Константиновского сельского поселения Тутаевского района, в Борисоглебском место Владимира Попова заняла Айнаш Кислякова, до этого возглавлявшая местное Собрание представителей, а в Рыбинске после досрочной отставки Дениса Добрякова в конце мая состоялись прямые выборы главы города, победу на которых одержал Дмитрий Рудаков. Правда, явка тогда составила всего 13,4% и нового градоначальника поддержали только 12 799 человек. А сам Дмитрий Станиславович пока отметился скорее кадровыми перестановками в администрации, чем решением хозяйственных вопросов. Особенно на фоне достаточно активной и результативной деятельности своего предшественника. Но об этом – ниже.

         Наконец, в Ярославле, Переславле и Гаврилов-Ямском районе к середине осени вообще не было Сергеичев (1).jpg«полноценных» глав, а имелись лишь «исполняющие обязанности». Правда, в последнем кадровый вопрос решили буквально вчера, 25 октября. Хотя и не без интриги. Новым руководителем муниципального образования был избран Андрей Сергеичев – председатель Собрания представителей и одновременно генеральный директор крупного АО «Ресурс», специализирующегося в сфере строительства и ЖКХ. Одним словом, «олигарх» районного уровня.

         В известном смысле, завершилась история трёхлетней давности. В начале 2019-го Андрея Борисовича уже пророчили в главы. Но неожиданно всплыла кандидатура Алексея Комарова, уроженца соседней Костромской области и товарища тогдашнего заместителя губернатора Ильи Баланина. Неожиданно в самом прямом смысле: от приезда Алексея Александровича в район до его назначения на должность прошло меньше месяца. Впрочем, лоббистом Комаров оказался неплохим. При нём появился новый центр дополнительного образования «Лидер», были сделаны несколько спортивных площадок, отремонтирован ряд «опорных» трасс и начато строительство участка окружной дороги.

Забаев.jpg

         Однако в начале лета он досрочно сложил полномочия и перешёл на работу в Кировскую область, где вскоре возглавил администрацию губернатора и Правительства. Исполняющим обязанности главы стал Андрей Забаев, работающий в администрации уже больше 10 лет и дослужившийся до первого заместителя районного начальника. И вот здесь началось самое интересное: Андрей Александрович, ранее открыто не претендовавший на лидирующую роль, по всей вероятности, почувствовал «вкус власти». И, по свидетельству информированных источников, не захотел оставлять свой пост. 

         Дело чуть было не дошло до открытого конфликта. Но в итоге ситуацию удалось разрулить. Тем более, что Сергеичева согласовали и в Правительстве области, и в столице. А, как известно, против лома нет приёма. Хотя выстраивать отношения со своим бывшим конкурентом «в одной берлоге» новому главе, судя по всему, будет непросто. Что, в конечном счёте, рискует отразиться на положении дел в районе. Дабы этого не произошло, Забаеву, судя по всему, со временем придётся покинуть свой пост в администрации. Впрочем, его кандидатура уже звучала в списках претендентов на вакантные руководящие посты в других районах. Так что без работы он вряд ли останется.

Тарасенков и Дума.jpg         Совсем иная ситуация сложилась в Переславле-Залесском, где в конце апреля вместо перешедшей в советники губернатора Ирины Строкиновой исполняющим обязанности главы был назначен председатель комитета областной Думы по ЖКХ Александр Тарасенков. А дальше что-то пошло не так. Точнее, не так пошло ВСЕ. Не имеющий опыта работы в исполнительной власти экс-парламентарий не сумел (и, похоже, даже не пытался) выстроить диалог с местными элитами. И в итоге споткнулся на том этапе, который должен был пройти даже не моргнув. А именно – на собственном назначении в городской Думе. 7 июля Александр Николаевич не смог набрать необходимого для победы количества голосов депутатов. Более того: почти в два раза уступил своему конкуренту Рашиду Талыбову. После чего всё пошло совсем наперекосяк.

         Назначение нового конкурса сначала отложили на «после губернаторских выборов», а потом и вовсе на неопределённый срок. Хотя определиться с кандидатурой главы нужно было максимум до конца октября. В итоге была нарушена буква закона. Понять логику Тарасенкова и его «патронов» из Правительства области сложно. Не исключено, что они просто решили протянуть время до выборов новой Думы (очевидно, более «послушной») и избрать главу уже следующим составом в 2023 году. Вопрос только в одном: что при этом будет с самим Переславлем? Ибо в городском округе масса проблем, которые при Тарасенкове никуда не исчезли, а лишь приросли новыми скандалами. Это и выполнение работ по благоустройству, и тёмная история с приватизацией муниципальных котельных, и детский сад в Рязанцеве, на два месяца оставшийся без электричества, и разваливающийся мост через Нерль, и много что ещё.

         Полная неопределённость пока остаётся и в областной столице. Мэр Владимир Волков покинул свой пост в середине мая, после чего исполнять обязанности градоначальника стал его заместитель Илья Мотовилов. Продолжалось это до 10 октября, когда последний написал заявление об отставке. Знамя принял другой зам – Вячеслав Гаврилов. Разумеется, также в статусе и.о. Во всей этой истории радует только одно: вся эта чехарда скоро закончится. 2 ноября состоится заседание конкурсной комиссии, когда станет понятным окончательный перечень претендентов на «престол». Впрочем, особой интриги здесь нет. Однозначный фаворит – зампред областного Правительства Артём Молчанов, который буквально сегодня подал необходимые документы.  

Мотовилов.jpg Молчанов.jpg

          

        Само назначение…, в смысле, «выборы» градоначальника назначены в Муниципалитете на 7 ноября. Хотя ещё летом шли разговоры, что с мэром Ярославля протянут до конца декабря, а то и до Нового года. Так что «безвластие» могло затянуться почти как в Переславле. 

        

Вопросы местного значения и широкого резонанса

 ПЯО.jpeg       Таким образом, в ряде муниципальных образований наметился кризис власти. Однако вскоре его может сменить паралич управления. При том уже повсеместно. Речь про объявленную губернатором кампанию по сокращению государственных и муниципальных служащих. Её обсуждают уже целый месяц, и тема не просто живёт, а становится всё более острой. Уж слишком велики цифры заявленных на увольнение людей и совершенно не ясны критерии «отбора на выход». Если верить СМИ (а не верить им нет основания, поскольку никаких официальных цифр само Правительство не опубликовало), на муниципальном уровне под сокращение могут попасть 3862 человека.

         Во многих ОМСУ «обрезание» штатов запланировано совсем не на треть как было объявлено первоначально, а значительно больше. Если говорить о сотрудниках местных администраций, то в «тройке рекордсменов» сегодня Угличский район, Ростовский район и г.о.Переславль-Залесский, где намерены «оптимизировать» соответственно 66,8%, 62,7% и 62,4% штата. Если смотреть по муниципальным учреждениям, то здесь цифры ещё выше. В «лидерах» Любимский (-78,9%), Пошехонский (-76,8%), Тутаевский (-73,7%) и Мышкинский (-73,4%) районы. По абсолютным цифрам на первом месте, конечно, Ярославль, где в совокупности запланировано уволить 930 человек.

         С одной стороны, сама идея навести порядок в органах управления, на первый взгляд, выглядит разумной. Кое-где штаты, наверное, действительно раздуты. С другой – грести всех без разбора под одну гребёнку представляется в корне неверным. Во-первых, кое-где людей, напротив, не хватает. Особенно это касается администраций маленьких сельских поселений, где порой работают по 8-10 человек. При том выполняя самые разнообразные функции на одной ставке. Во-вторых, под сокращение попадают в первую очередь рядовые сотрудники, которые тянут на себе основной воз работы (в том числе из самых сложных сфер социальной защиты, образования, благоустройства, ЖКХ).

         Перебор есть как раз с руководящими постами (хотя и здесь есть исключения – к примеру, в областном департаменте ЖКХ из трёх положенных должностей заместителя директора сегодня занята одна). Но их не трогают. Более того – начальникам в разы увеличивают зарплату, как это произошло с утверждением нового месячного содержания мэра Ярославля (когда вместо 152 тысяч его предлагают повысить до 400). Понятно, что такие меры вызывают ропот, а порой уже открытое недовольство.

Рудаков и Евраев.jpg         В разных муниципальных образованиях на призыв к сокращению реагируют по-разному. Мэр Рыбинска надеется на переговоры в Правительстве, которые позволят если не остановить, то хотя бы минимизировать «оптимизацию». Муниципальный Совет Данилова направил в область открытое письмо с просьбой свернуть кампанию. В Переславле-Залесском депутаты (включая членов «Единой России») вообще не одобрили предложенные и.о. главы структурные изменения в администрации. А в одном из северных районов в ответ на письмо с просьбой дать предложения по оптимизации (ибо формально речь идёт именно о предложениях «снизу», поскольку навязывать свою волю ОМСУ в Правительстве как бы не могут) прямо ответили, что рекомендаций не имеют. Так что кампания проходит отнюдь не гладко.

         Не будем забывать ещё одно существенное обстоятельство. Государственные и муниципальные служащие – едва ли не основной «железный» электорат, обеспечивающий явку и «нужное» голосование на выборах, которые отнюдь не закончились с избранием губернатора. Впереди – кампании куда более высокого уровня. И заявленный курс на сокращение сотрудников закладывает значительный протестный потенциал. Во всяком случае, уволенные люди вряд ли будут голосовать за кандидатов от власти. А таких людей, как мы видим, тысячи.

Дороги-2 (Рыбинск).jpg         В таких условиях муниципалитетам Ярославской области предстоит принимать новый бюджет на 2023 год и решать вечные вопросы местного значения. К которым, к тому же, добавляются новые направления. И уже сегодня с ними справляются далеко не все. Возьмём основные дела – ремонт муниципальных дорог, благоустройство, ЖКХ. К примеру, в Рыбинске за счет средств целевой субсидии регионального дорожного фонда должны были сделать 5 объектов. Из них к 1 октября работы велись только по одному (хотя к этому сроку их должны были уже закончить). На остальных, если верить контрактам, ремонт даже не начинали. Соответственно, завершат его не раньше 15-30 ноября! Примерно то же самое – с ремонтом за счёт средств федерального бюджета (порядка 100 миллионов). 5 улиц начали делать только в конце сентября, а сам контракт рассчитан до середины декабря.

         В свою очередь, из 11 проездов к социальным учреждениям, которые должны были отремонтировать в городе, к концу второй декады второго осеннего месяца ввели 2

Дороги-1(Рыбинск).jpg

Хотя всё должны были сделать ещё к 1 октября. Рыбинск оказался в числе отстающих и по благоустройству дворов. К 10 октября из заявленных 39 объектов работы завершились на 32. Не будем забывать и про крайне тяжёлую ситуацию с теплоснабжением, и про огромный долг по взносам на капитальный ремонт. По данным регионального фонда, администрация города – основной должник из числа ОМСУ. По состоянию на сентябрь её задолженность в общей сложности составила почти 215 миллионов рублей. При этом, погашено всего 35-37%. 

  Дворы-3 (Ярославль).jpg       С благоустройством дворов по губернаторскому проекту всё печально и в Ярославле. К 15 октября из 106 территорий не были готовы 34, к 20 октября – 31, к 25 октября – 28. С одной из компаний было принято решение расторгнуть договор. Сейчас в качестве новой даты завершения работ называют 10 ноября. В свою очередь, из 68 подъездных путей к объектам социальной сферы региональной столицы к 20 октября, по данным области, было готово только 12. А 6 проездов однозначно перенесут на следующий год. Качество работ по ряду объектов вызывает вопросы уже сейчас. Среди других отстающих по ремонту проездов также значатся Ростовский и Тутаевский районы. В числе аутсайдеров по дворам – Даниловский район и г.о.Переславль-Залесский.

         Как видим в половине случаев серьёзные проблемы имеются там, где произошла смена власти. Впрочем, возможно, это всего лишь случайное совпадение. Но при этом нужно учесть, что в будущем году муниципалам точно не добавят денег. Напротив, по ряду направлений их сократят. Скажем, если дотации на дорожное хозяйство для ОМСУ обещают сохранить на прежнем уровне (не менее 1 миллиарда 100 миллионов, без учёта целевых субсидий), то финансирование ремонта дворов намерены «обрезать» в три раза. И выполнять работу будут только по проекту «Наши дворы». В программе «Решаем вместе» оставят лишь благоустройство общественных территорий (порядка 43 против 41 в нынешнем году). Так что выполнять работы при сокращённых штатах, сохраняющемся дефиците подрядчиков и продолжающемся росте цен станет ещё сложнее.

         Рискнём предположить, что в столь непростых условиях выиграют те главы, которые смогут не только заручиться поддержкой области (читайте – губернатора), но выстроить доверительные отношения с местным истеблишментом и общественностью. Пример того же Александра Тарасенкова показывает, что одного первого условия уже недостаточно. Ибо запрос на открытость и заботу вкупе с умением навести порядок и защитить «своих» у населения никуда не делся. Всем новым руководителям обязательно нужно это учитывать. В противном случае, получится очередной рост социального напряжения. Что очень не понравится Москве, где внимательно следят за всеми процессами. А недовольство столичных функционеров чревато очень неприятными оргвыводами. И про это ярославским местоблюстителям тоже надо помнить. Всегда. Чтобы работать если не за совесть, то хотя бы за страх.

 

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?