Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.08.2017
Ярославль
1521
ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

О неисповедимых путях ярославской туриндустрии

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Лето, пусть даже такое, как в нынешнем году – традиционная пора отпусков и любимое время для путешествий. Толпы гостей разных «кожи, вер и стран» заполняют центр нашего древнего города. Улицы пестрят броской рекламой многочисленных турагентств, предлагающих путешествия на любой вкус, цвет и кошелёк. А предприимчивые коммерсанты загодя ломают голову и придумывают, чем бы завлечь взыскательную публику в наши пенаты. Не отстают от них и региональные власти. С приходом Дмитрия Миронова и началом подготовки его предвыборной кампании туризм сразу же занял почётное место среди «10 точек роста». Планы развития отрасли наполеоновские. Правда, в отличие от ряда других пунктов стратегии (несколько более «фантастических»), индустрия гостеприимства действительно имеет огромный потенциал для роста. Так что в данном случае ставка сделана правильно. А новой администрацией уже предпринято несколько вполне толковых шагов на этом направлении. Теперь главное - верно оценить свои силы и избежать «головокружения от успехов». Задача не самая простая, поскольку из уст «лучших людей области» уже звучат предложения, реалистичность которых вызывает сомнения. В такой ситуации важно остановиться и ещё раз соотнести масштаб замыслов с их практическим воплощением. В противном случае, все благие начинания и интересные идеи могут разлететься как карточный домик.

Цифры и планы. Лучше меньше, да лучше?

Показатели отрасли туризма.jpgСразу оговоримся: мы не ставим целью подвергнуть стратегию развития туризма в Ярославской области жёсткой критике. А лишь выскажем своё исключительно субъективное мнение по её отдельным пунктам. Тем, которые могут оказаться слабым звеном, своеобразной «ахиллесовой пятой» при планировании мероприятий по продвижению отрасли. И даже подзаголовки разделов статьи оставим под знаками вопроса. А правоту (или, напротив, ошибочность) наших суждений пусть оценит сама жизнь. И, конечно же, многочисленные гости нашего любимого Ярославского края.

Собственно, с оценки количества гостей мы и начнём. Одной из самых амбициозных задач областного Правительства является реализация так называемой программы «8-5-8». Сия замысловатая формула означает, что за восемь лет Ярославская область должна войти в пятёрку лучших туристических центров России и привлекать до восьми миллионов туристов в год. Цель высокая, но, на наш взгляд, труднодостижимая. Во-первых, сомнение вызывает попадание в ТОП-5. В нашей стране не первый год удерживают свои позиции главные центры привлечения туристов (как внутренних, так и зарубежных) – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край. Последнее время к ним добавился Крым. По сравнению с каждым из этих субъектов в Ярославскую область приезжает в разы меньше гостей. Не дают расслабиться и конкуренты – Приморский край, Республика Татарстан, регионы «Золотого кольца» (в частности, Владимирская область). К слову, немало туристов до сих пор воспринимают Ярославль не в качестве самоцели, а как часть указанного популярного маршрута (пусть даже и в статусе его столицы). И останавливаются у нас проездом, наравне с Переславлем, Ростовом, Костромой и Владимиром. И хотя эту тенденцию потихоньку удаётся переломить, тягаться с Москвой, Кубанью или Питером (которые, по данным агентства «Турстат», в 2016 году посетили 17,5 миллионов, 15,8 миллионов и 6,9 миллионов туристов соответственно) нам явно не с руки. А вот сохранить своё место в десятке самых гостеприимных регионов – вполне.

Во-вторых, маловероятно и 2,5-кратное увеличение количества гостей. Хотя в Правительстве эту задачу считают вполне выполнимой и мотивируют это тем, что в нынешнем году у нас ожидается прирост на 500 тысяч человек – до 3,4 миллиона туристов. Вместе с тем, три года назад область уже принимала более 3,2 миллиона туристов, после чего произошло серьёзное падение. В 2015 году цифра составила уже 2,7 миллиона, в 2016 – 2,9 миллиона. Так что сегодня правомерно говорить скорее о возвращении к докризисным показателям, нежели о каком-то существенном росте. Не в пользу Ярославля свидетельствует и мировая статистика. Корпорация «Mastercard» опубликовала список самых посещаемых туристами городов мира (Global Destination Cities Index) в 2016 году. В ТОП-20 попали Прага (5,8 миллиона человек), Шанхай (6,12 миллиона), Вена (6,6 миллиона), Осака (7 миллионов), Рим (7,2 миллиона), Тайбэй (7,35 миллиона), Милан (7,7 миллиона) и Амстердам (8 миллионов). Преодолеть 8-миллионную планку на их фоне для нас будет проблематично. Пусть и к 2025 году.

Впрочем, методика подсчёта гостей остаётся для неспециалистов делом весьма туманным. Например, как учитываются туристы, самостоятельно приезжающие в область на один день и не останавливающиеся в отелях? Или «транзитные» путешественники? Так что, пожалуй, не стоит считать подобную статистику абсолютно точной. Да и в цифрах ли дело? Вряд ли они являются самоцелью. Ведь гнаться за количеством, не проработав вопросы качества, точно не стоит. В конце прошлого года об этом говорили даже на экспертной группе по туризму в областной Торгово-промышленной палате (см. публикации самого что ни на есть официального портала «Яррегион»). Позиция профессионального сообщества была вполне однозначна.

«У нас любят демонстрировать цифры, иллюстрирующие увеличение турпотока. На самом деле рост турпотока происходит медленно. И без поддержки власти, без выделения средств на туризм, без продвижения региона на федеральном уровне вряд ли увидим», – подчеркнул руководитель некоммерческого партнерства «Золотое кольцо» Александр Седухин.

Конечно, бизнес тоже преследует свои интересы. Но, согласитесь, в данном случае к сказанному трудно что-то добавить.

Инфраструктура. Мы поедем, мы помчимся?

Вокзал аэропорта Туношна.jpgУвеличение турпотока невозможно без развития соответствующей инфраструктуры. В первую очередь – транспортной. В этом направлении также предпринимаются определённые шаги. В частности, начались первые за 15 лет работы по реконструкции аэропорта «Туношна». Работы нужные и полезные. Но, похоже, что власти ждут от них слишком большого, а главное – слишком быстрого результата. На прошлой неделе в СМИ появилась информация, что уже в следующем году из Ярославля организуют рейсы в Турцию, Грецию, Испанию, Грузию и Белоруссию. К услугам пассажиров также будут полёты в Казань, туристические центры российского юга и другие крупные города. Стоит ли говорить, что эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы! Каждый из нас наверняка с удовольствием слетал бы в тёплые края из родного города, не тратя по несколько часов и тысяч рублей в дороге до столицы. Но после того как прошли первые эмоции и включилась предательски холодная логика, эйфория несколько спала. И вот почему.

Сейчас в «Туношне» идут работы по реконструкции лётного поля и взлётно-посадочной полосы (ВПП). Их стоимость – порядка 70 миллионов рублей. После завершения ремонта аэропорт сможет принимать все современные широкофюзеляжные суда с низко расположенными двигателями. Что сделает ярославскую воздушную гавань более привлекательной для авиакомпаний. Об этом говорили ни один год, однако дело не двигалось с мёртвой точки. Сейчас работа пошла и это радует. Но одной ВПП не обойтись. Следующим этапом должна стать полноценная реконструкция аэровокзала. Для аэропортового начальства сегодня главное – уйти от так называемой «реверсивной схемы», когда идёт обслуживание либо вылетов, либо прилётов. Такой порядок отнимает очень много времени и оборачиваемся многочасовыми простоями самолётов. Что совершенно не выгодно перевозчикам. Для этого и задумана переделка существующего здания аэровокзала, которая позволит увеличить его площадь практически вдвое, и повысит пропускную способность со 100 человек в час до 180.

Сама по себе задумка исключительно правильная. Без решения этой задачи «Туношна» попросту не сможет претендовать на гордое звание полноценного международного аэропорта. Но давайте попробуем оценить реальные сроки реализации проекта. К строительству рассчитывают приступить в ноябре. Но документация поступит в аэропорт только в августе. После чего предстоит провести конкурсные процедуры. Не факт, что они пройдут без замечаний (как это было, например, с дорожными работами) и не затянутся. С началом непосредственных работ в дело могут вмешаться погодные факторы или иные форс-мажорные обстоятельства. Плюс – время на приёмку, устранение возможных замечаний, ввод в эксплуатацию и т.д. Не будем забывать, что внутри предстоит смонтировать всё необходимое оборудование и закупить мебель. А перед зданием придётся обустроить нормальную парковку для личного автотранспорта и автобусов, поскольку существующий клочок земли с видом на покосившиеся дачные домики и огороды вряд ли справится с возросшим потоком граждан. Одним словом, даже с учётом современных материалов и легковозводимых конструкций, которые должны применяться при строительстве, сдача нового аэровокзала будущей весной (то есть к началу высокого туристического сезона) выглядит слишком оптимистично.

Но даже если предположить невозможное и представить, что авторы идеи справятся и с этой задачей, остаётся ещё один вопрос: сможет ли аэропорт «обеспечить» необходимое количество пассажиров, чтобы заинтересовать авиакомпании? Ведь любой уважающий себя перевозчик согласится на регулярные рейсы только на условиях их окупаемости. Конечно, можно «купить» перевозчиков субсидиями из бюджета и иными преференциями (например, дешёвой заправкой и техническим обслуживанием самолётов). Но это вряд ли наша история. За преференции идёт серьёзная конкурентная борьба с московским авиаузлом. А тратить казённые средства на субсидирование полётов при государственном долге области в 36,5 миллиардов рублей представляется чересчур щедрым делом.

Остаётся рассчитывать на пассажиров. Но сегодня годовой оборот «Туношны» варьируется в пределах нескольких тысяч человек (по итогам 2016 года цифра составила 15,8 тысяч пассажиров). Если взять аэропорты российских городов, сопоставимых с Ярославлем (и даже меньше), их показатели будут в разы больше. Вот лишь несколько примеров (все данные представлены за 2016 год): Норильск (более 510 тысяч), Астрахань (более 520 тысяч), Томск (более 540 тысяч), Нижневартовск (более 620 тысяч), Архангельск (более 730 тысяч), Мурманск (более 760 тысяч), Махачкала (более 870 тысяч). Рассчитывать, что мы сможет приблизиться к этим цифрам за год, вряд ли возможно. Даже с учётом повышения пропускной способности в два раза и перехода на круглосуточный режим работы. А пассажирооборот в 15, 30 и даже 50 тысяч вряд ли заинтересует серьёзные авиакомпании. Не будем забывать и о том, что они работают в связке с туроператорами. И с ними также предстоит договариваться насчёт оформления заграничных поездок через ярославские «воздушные ворота».

Учитывая всё это, в ближайшей перспективе Ярославской области, на наш взгляд, было бы правильно ограничиться хорошим региональным аэропортом. Наладить десяток-другой рейсов в несколько «ходовых» городов. В тот же Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Казань, Нижний Новгород, Сыктывкар, Минск. Только сделать их регулярными, а то и круглогодичными. Сейчас таковых наберётся два-три, да и те с горем пополам. Если дело пойдёт (а оно должно пойти) – тогда постепенно переходить на международный уровень. В противном случае в успех кампании верится с трудом. Впрочем, повторимся, это исключительно субъективное мнение.

Поезд Чайка (1).JPGНе стоит забывать про «традиционное» автомобильное и железнодорожное сообщение, которые пока что остаются для нас более востребованными. Тем более, что на этом фронте есть определённые успехи. Например, запуск скоростного поезда «Чайка» из Ярославля до Рыбинска. Время в пути составит 1 час 15 минут, поездка обойдётся в 200 рублей. Предложение интересное, поскольку автобус по аналогичному маршруту идёт на 20 минут дольше (если повезёт и обойдётся без пробок), а билет стоит дороже. Для туристов, которые захотят за день прокатиться в «столицу бурлаков», такой поезд - милое дело. Да и для жителей польза! На наш взгляд, развитие железнодорожного транспорта вообще должно стать одной из первоочередных задач туристической отрасли. Ждать «Сапсана» (услугами которого давно пользуются в населённых пунктах по маршруту «Москва - Санкт-Петербург» или «Москва - Нижний Новгород») нам пока не приходится. А вот давно обещанная «Ласточка» вполне реальна. Как и сокращение времени в пути до столицы хотя бы до 2,5 часов (с нынешних 3 часов 20 минут). Опять же, и для гостей хорошо, и жителям приятно.

Наконец, в Ярославле до сих пор хромает «внутренняя» туристическая инфраструктура. Не зря председатель комитета по туризму областной Торгово-промышленной палаты и директор одной из крупнейших туристических фирм Игорь Казин на упомянутом выше заседании экспертной группы отметил, что многие меры, «формально созданные для развития туризма», по факту оказались нерабочими. А системная работа в обеспечении инфраструктуры не налажена. Например, к концу 2016 года в Ярославле даже не было собственного туристического информационного центра. А про знание языков представителями муниципальных служб (хотя бы со словарём) говорить и вовсе не приходится. Кому-то это может показаться мелочами. Но именно из них складывается общее впечатление.

Новые объекты и маршруты. Лучшее – враг хорошего?

Ответственные за развитие ярославского туризма люди постоянно пытаются придумать что-то новое. С одной стороны, отсутствие косности и нежелание сидеть на месте – безусловный плюс. С другой – в погоне за креативом важно не убежать слишком далеко. Иначе можно растратить всю реформаторскую удаль по мелочам. По нашему мнению, весьма показательный пример – разработка 9 новых туристических маршрутов, на днях широко разрекламированных в СМИ. Среди них и «Ярославский крафт» (местные ремёсла и промыслы), и «Непобедимый адмирал Ушаков» (подоспевший как раз ко дню ВМФ), и «Кому на Руси жить хорошо?» (тематика жизни и творчества Некрасова), и «Города у воды» (название говорит само за себя), и «Советская эпоха в Ярославле» (также без комментариев), и другие. Все они были достаточно подробно описаны, так что не будем утомлять читателя долгими рассказами. Тем более, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Конечно, у каждого есть своё видение, и мы не хотим никого обижать. Но некоторые из указанных маршрутов кажутся несколько «высосанными из пальца». Например, давайте представим, сколько туристов реально сможет привлечь экскурсия по некрасовским местам? Особенно, если она не будет совпадать с ежегодным летним праздником поэзии в Карабихе? Рискнём предположить, что в лучшем случае она соберёт фанатов творчества Николая Алексеевича и «дежурные» группы школьников, попавших «под раздачу» учебного плана. Не вполне понятны и перспективы тура «Советская эпоха». Эта тема уже давно используется сразу в нескольких городах области (Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Пошехонье) и вряд ли «выстрелит» чем-то принципиально новым! Отдельные маршруты требуют серьёзных вложений. Например, прежде чем возить гостей на малую Родину Фёдора Ушакова, неплохо бы сделать нормальную дорогу или хотя бы отреставрировать церковь в Хопылёве, где крестили будущего прославленного флотоводца.

Одним словом, массового туриста указанные маршруты вряд ли привлекут. В этом смысле гораздо более перспективным выглядит тот же «Доброфест» или «Пир на Волге». А названные туры в лучшем случае могут стать приятным «бонусом» к имеющимся программам. Так не лучше ли довести до ума и развивать их, чем размениваться по «мелочам»? Благо, центров приложения сил достаточно. Тот же Ярославский зоопарк или комплекс Вятское. То же самое касается и новых объектов. 

Новый ларёк рядом с беседкой.jpgНапример, крайне неоднозначную реакцию общественности вызвали новые ларьки для торговли сувенирами, стилизованные под «шале». На взгляд градозащитников, они явно не вписались в историческую среду. А по мнению некоторых гостей города, и вовсе смахивали на общественные туалеты. В общем – ещё один повод для размышления.

Естественно, заботясь о развитии туризма, нельзя забывать о главном – удобстве для жителей и гостей города. Это вообще должно стать целью номер один. Увы, в нынешний год всё произошло с точностью до наоборот. Масштабные работы по реконструкции зоны ЮНЕСКО создали для горожан и туристов кучу проблем. Все подходы к историческому центру оказались перекопаны. Припарковать машину стало практически невозможно. Водители огромных «Неопланов» были вынуждены лавировать между строительной техникой и штабелями плитки как ледокол «Арктика» между полярными льдинами. Ещё труднее оказалось пешеходам, ибо тротуары на длительное время исчезли как класс. К слову, дорожные знаки были расставлены отнюдь не везде, что создавало угрозу авариных ситуаций. Многие объекты оказались попросту недоступны для показа. 


Церковь Ильи Пророка (1).jpgШтабеля плитки.jpgНапример, храм Ильи Пророка больше половины лета стоит в строительных лесах, а Демидовский сквер скрыт за забором. Про грязь и клубы строительной пыли и говорить нечего. Как говорится, наслаждайтесь, гости дорогие!

Конечно, без работ по реконструкции исторического центра тоже не обойтись. В той же Москве подобные вещи происходят постоянно. Но всё дело в организации процесса. И здесь мы видим две большие разницы. В столице строительные бригады работают не покладая рук и стараются не выходить из графика. У нас на работу выходят полтора землекопа с соответствующей квалификацией (точнее, её отсутствием) и значительную часть времени просиживают штаны. Стоит ли удивляться, что участок тротуара размером два на полтора они укладывают по несколько дней? Зато за дело наши подрядчики принялись с соответствующим размахом. И вместо поэтапной работы «вскрыли» сразу все улицы. В результате процесс повсеместно застопорился. Наконец, под сомнение не раз ставился сам подбор объектов (реконструкция коснулась явно не самых худших из них). Но это – тема отдельного разговора.

Одним словом, в будущем хотелось бы видеть более чёткое планирование работ. И гораздо лучшую организацию. Излюбленные ссылки на погоду сразу можно считать аргументами в пользу бедных: многие горе-работники не горели трудовой красотой и в солнечные дни. Правда, отдельные памятники всё же начали готовить заранее. Скажем, на тот же Кирилло-Афанасиевский монастырь рабочие вышли ещё в апреле. 

Открытие фонтана на площади Юности-2.jpgВполне прилично организовали процесс и на площади Юности во время её реконструкции. Во всяком случае, к ТЮЗу можно было пройти без проблем, да и проходы к основным улицам никто не перегораживал. А фонтан получился вполне симпатичный. Выходит, можем, если захотим? Главное - захотеть. А ещё соизмерять масштабы замыслов с реалиями суровой действительности, уважать свой город и просто думать о людях. Тогда все флаги в гости будут к нам!

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?