Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.10.2022
Ярославль
2352
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Или заложники дорожной петли

СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

        Октябрь уж наступил… В Правительстве Ярославской области третью неделю анонсируют массовые сокращения. В Ярославле состоялось первое заседание нового созыва Муниципалитета. А исполняющий обязанности градоначальника Илья Мотовилов подал в отставку. Всё течет, всё изменяется. Неизменной остаётся лишь «вторая российская беда» на отдельно взятой территории. Наверное, она будет с нами вечно. Только отвечать за неё теперь опять будут другие люди. Прежние деликатно соскочили. И если с объектами «БКАД» как в области, так и в городе (что удивительно) в этом сезоне все совсем неплохо, то с новыми программами, начатыми при Михаиле Евраеве (и им же активно распиаренными), остаётся масса проблем. Прежде всего, это проект «Наши дворы» и ремонт проездов к социальным объектам. Завершить все работы в озвученные сроки предсказуемо не получилось. Так что сейчас власти пытаются доделать всё в экстренном порядке. И, разумеется, найти виноватых. Благо, в этом вопросе у нас накоплен огромный опыт, а потенциальных обвиняемых хоть отбавляй: тут вам и нерасторопные подрядчики, и погодные условия, и «плохие» сметы, и дорогие стройматериалы, и колебания курсов валют, и мировые цены на нефть… Одним словом, всё и вся, кроме авторов идеи и организаторов процесса. Но вне зависимости от того, чьи головы в итоге полетят, общий негатив будет транслироваться на самую верхушку областного истеблишмента. И рискует создать для неё очень неприятный отложенный эффект.

 

Пошли по этапам

Графика (2).jpg          Начнём с основного дорожного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Это, так сказать, наше всё и наше везде. И, надо отдать должное, на данном направлении в нынешнем сезоне отработали весьма неплохо. Как по региональным, так и по муниципальным трассам. Правда, здесь тоже есть несколько «грехов», притом довольно заметных. Но об этом – чуть позже. А сейчас – о том, что выполнено. Во-первых, объём работ на этот год получился довольно большой. К сентябрю дорожный фонд региона составил 14,5 миллиарда рублей (на 3 миллиарда больше, чем в прошлом году). Во-вторых, ремонт делали за несколько этапов: сначала – плановые объекты 2022 года, потом – трассы, на которые были выделены дополнительные федеральные лимиты, и далее – дороги 2023 года, по которым была готова проектная документация и достигнута договорённость об оплате в будущем сезоне.

         Первоначальный перечень региональных объектов 2022 года в рамках «БКАД» включал ремонт 16 дорог (не считая переходящей с прошлого года дороги «Тутаев – Шопша»), реконструкцию 5 мостов и подготовку нескольких проектов. Подробнее об этом мы писали и в нашей статье «Широки фронты, да кругом ухабы... и диверсии» от 23 марта. К концу сентября работы по большинству пунктов данного списка были выполнены. Для удобства восприятия, они объединены в Таблице 1. Завершённые объекты помечены красным цветом. Обход Гаврилов-Яма.jpgКак видно, из 16 трасс ремонт закончен на 12. На 4 он ещё продолжаются. Но здесь есть нюансы. Скажем, обход города Гаврилов-Яма – это новое строительство. Оно идёт поэтапно. И один из этих этапов уже завершён. Ремонт межрегионального шоссе «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» также делают участками, одна часть которых также сдана, а вторая находится на финальной стадии. Так что эти объекты в известной степени также можно «пометить красным».

Тутаев-Шопша.jpg         Непонятна задержка с ремонтом небольшой дороги «Углич – Маймеры». Начали её не поздно, фронт работ был не самый большой. В таких условиях оперативно завершали куда более сложные объекты. А тут вышел «затык». Ну а «почётное» звание «Заваленный объект года - 2022» второй сезон подряд достаётся трассе «Тутаев – Шопша». Точнее, тем её участкам, за которые отвечает подмосковная компания «Автодорстрой». Закончить их ремонт должны были ещё в прошлом году. Однако из трёх отрезков с горем пополам сделали только один (да и то по весне к нему было уже немало замечаний). Оставшиеся два перенесли на год нынешний и должны были закончить до 30 июля. Но делают до сих пор. И дай Бог, закончат лишь к концу октября. Какой-то заколдованный круг. И это при том, что на всём протяжении ремонта к подрядчику поступали постоянные претензии по качеству. В общем, это существенная «ложка дёгтя».

 Таблица 1. Объекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 2022 года (региональные дороги - основные плановые объекты)

п.п.

Наименование дороги

Протяженность, км.

Стоимость работ

(по плану), руб.

1

Ярославль – Любим

4

101 000 000

2

Ярославль – Сабельницы

3,9

73 000 000

3

Кормилицино – Курба

3

66 588 456

4

Тутаев – Шопша

12,2

327 000 000

5

Данилов – Пошехонье (3 участка)

20 (12,5+2+5,5)

476 999 990

6

Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец

8

314 294 132

7

Углич – Некоуз – Брейтово

(2 участка)

22 (10+12)

230 000,000 + 135 587 700

8

Киндяки – Лом – Большое село

14,8

264 950 799

9

Борисоглебский – Буйкино

7,5

184 199 144

10

Углич – Маймеры (2 участка)

11,6 (2,3+9,3)

39 248 700 + 214 154 603

11

Рыбинск – Арефино

16

403 392 022

12

Петровское – Караш – Заозерье – Пречистое

6,6

131 000 000

13

Ляпино – Прусово

6,9

162 239 154

14

Ростов – Марково – Строганово (2 участка)

8,3 (4,2+4,1)

172 298 293

15

Обход г. Гаврилов-Ям

2,3

180 000 000

16

Новый Некоуз – Шестихино

10,9

283 597 468

17

Данилов – Шаготь

7

162 300 000

             Второй этап работ обеспечил дополнительный транш из федерального бюджета в размере 2 миллиардов рублей. С учётом этих денег запланировали ремонт ещё 8 областных объектов общей протяжённостью около 80 километров. Это трассы разной протяжённости и степени сложности. Часть из них начали делать ещё летом. К 7 октября, по данным регионального департамента дорожного хозяйства, ситуация с ними была следующая:

·        «Каплино – Шельшедом – Рублево» – готовят к сдаче;

·        «Харино – Горки – Новые Ченцы» – готовят к сдаче;

·        «Слободка – Плечево» – завершают укладку асфальта, обустройство;

·        «Новое – Мышкин» – завершают укладку асфальта;

·        «Туношна – Бурмакино» – укладка асфальта;

·        «Говырино – Дмитриевское – Нагорье» – укладка асфальта;

·        «Остапково – Заозерье – Старое Волино» – укладка асфальта;

·        «Углич – Ростов» – укладка асфальта.

       Таким образом, по половине объектов работы близки к завершению, оставшиеся – пока в процессе, но хотя бы не на начальных стадиях. Это даёт некую надежду, что федеральные деньги хотя бы не придётся возвращать назад. А то ведь позора не оберёшься!

       Наконец, последняя группа – мосты и объекты 2023-го года. Здесь, напротив, работы почти везде только начинаются. Что неудивительно, если учесть, что целый ряд конкурсов проходил в сентябре. Идея закончить за сезон побольше объектов, конечно, похвальная. Но это в теории.

10.jpg      На практике же есть реальный риск огрести от населения целый ушат негатива. Это произойдёт в том случае, если к зиме объекты бросят на полпути. Конечно, закончить весь объём до Нового года никто не обещал. Но и оставлять всё на стадии отфрезерованного асфальта также негоже. В таком случае лучше было вообще не начинать, ибо люди хотят видеть хотя бы нижний слой асфальта. Притом, нормальный, по технологии, чтобы по весне не пришлось переделывать. Может ли сегодня кто-нибудь гарантировать, что так и будет? Вряд ли. Так что губернаторское новшество может обернуться против него же. Пока же расклад по объектам третьей группы на то же 7 октября следующий:

·        «Углич – Некоуз – Брейтово»: участок 2022 года в Брейтовском районе – обустройство, участок 2023 года – фрезерование;

·        «Некрасовское – Малые соли» – укладка асфальта;

·        «Пречистое – Любим – Буй» – регенерация покрытия, укладка асфальта;

·        «Данилов – Середа» – завершили фрезерование, начинают укладку асфальта;

·        «Красный Профинтерн – Вятское» – фрезерование, укладка асфальта;

·        «Ярославль – Любим» – фрезерование;

·        «Ярославль – Шопша» – фрезерование;

·        Мост через р. Юхоть – ремонт шкафных стенок;

·        Мост через р. Койка – бетонирование;

·        Мост через р. Нергу – устройство лотков, берм для установки опор освещения и дорожных знаков.

        

Закон больших чисел

Толбухина (Ярославль).jpg          Теперь к муниципальным дорогам «БКАД». В Тутаеве и Ярославском районе они завершены. Только на улице Ленина в посёлке Константиновском Тутаевского района в конце прошлой недели продолжали устройство водопропускных труб, тротуаров и укладку асфальта. Хотя пора бы заканчивать – объёмы работ не те, чтобы «разводить канитель». Улица Первомайская (Ярославль).jpgЧто касается областного центра, то из 22 двух изначально запланированных улиц здесь закончили 17, в том числе ряд трудных объектов типа проспекта Толбухина и улицы Первомайской. К слову, ремонт последней прошёл относительно оперативно, спокойно и не принёс таких проблем, с которыми горожане столкнулись в прошлом сезоне при ремонте улицы Комсомольской. Хотя объём работ на Первомайке был раза в три больше. Полный перечень отражён в Таблице 2, завершённые объекты выделены красным цветом. 

Таблица 2. Объекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 2022 года (муниципальные дороги г. Ярославля) 

п.п.

Наименование дороги

Протяженность, км.

Стоимость работ

(по плану), руб.

г. Ярославль

1

Ленинградский проспект от ул. Волгоградская до ул. Строителей

1,7

103 236 820

2

Улица Пожарского от ул. Гоголя до ул. Технопарковая

3,5

174 892 130

3

Проезд Ухтомского от ул. Свободы до ул. Полиграфическая

0,4

8 200 000

4

Улица Лизы Чайкиной от ул. Воинова до дома № 7 по ул. Л. Чайкиной

0,2

6 300 000

5

Тормозное шоссе от ул. Корабельная до ул. Марголина

1,8

77 200 000

6

Проспект Толбухина от ул. Большая Федоровская до пр. Октября

3,2

131 700 000

7

Улица Батова от Тутаевского шоссе до улицы 23-я линия пос. Брагино

0,6

7 600 000

8

Улица Большая Любимская

1,2

10 468 000

9

Улица Урочская от дома № 43 по ул. Урочская до пр. Авиаторов

0,16

6 500 000

10

Улица Ударная от ул. Малая Техническая до ул. Попова

0,25

6 800 000

11

Улица Лесная от ул. Овинная до дома № 55 по ул. Лесная

0,77

13 100 000

12

Улица Малая Техническая от пр. Фрунзе до ул. Низовая

0,65

13 800 000

13

Улица Первомайская от пл. Богоявления до ул. Волжская Набережная

1,6

30 192 000

14

Улица Слепнева от Московского пр. до Суздальского шоссе

1,06

18 600 000

15

Улица Старая Костромская от Суздальского шоссе до ул. Пожарского

0,5

18 000 000

16

Улица Тверицкая Набережная

3,4

64 320 000

17

Улица 1905 года от ул. Большая Норская до дома № 15 по ул. 1905 года

0,4

7 800 000

18

Улица Голубятная (включая разворот маршрута общественного транспорта)

1,2

17 430 000

19

Улица Согласная

0,35

10 570 000

20

Улица Рылеева (участки от ул. Центральная пос. Ивняки до пер. Софьи Перовской)

1,85

12 860 000

21

Улица 1-я Вокзальная от ул. Дегтяревская до ул. 1-я Рабочая

1,5

14 500 000

22

Улица Механическая

0,5

5 400 000

 Ленинградский проспект (2).jpg         Соответственно, сегодня продолжаются работы по реконструкции Ленинградского проспекта и улицы Пожарского. Их решили сделать двухгодичными, хотя первоначально, вроде бы, план был другой. Тем более, ту же Ленинградку периодически откладывали. Но оставим это на откуп мэрии. Пожарского.jpgРаботы на обеих дорогах начались буквально в конце сентября. И что там успеют сделать до холодов – очень большой вопрос. Но риск повторения истории с ремонтом проспекта Машиностроителей, надолго выбившим из колеи жителей Заволжского района (и не только) вполне вероятен. Также продолжаются работы на Тверицкой набережной, улицах Механической и Рылеева. Степень готовности везде разная. Если на Механической в конце прошлой недели наносили разметку, то на Рылеева работы застопорились. Хотя улицу должны были сдать ещё 5 октября.

         Такой расклад сильно напоминает заблуждение, связанное с законом больших чисел из теории вероятности. Когда люди ошибочно полагают, что принцип, работающий при большом количестве наблюдений, также сработает и при рассмотрении малой выборки. Применительно к дорожной теме это может означать следующее: если по большинству объектов всё хорошо, на отдельные недостатки внимания не обратят. Увы, данный принцип здесь не действует. И один конкретный объект (если его ремонта ждёт достаточное количество автомобилистов) может изрядно подпортить всё впечатление. Даже если в целом результат действительно позитивный.

 

Ахиллесова пята

 1.jpg         Если с объектами «БКАД» всё относительно нормально, если не считать несколько крупных дорог нынешнего сезона и «лимитчиков» из плана на будущий год, то с двумя новыми программами есть серьёзные проблемы. Речь о губернаторском проекте «Наши дворы» и ремонте проездов к социальным объектам. Первый является детищем Михаила Евраева и одним из стержневых элементов предвыборной программы. Ещё в конце прошлого года из каждого утюга нам вещали о том, как глава региона выбил федеральные средства на благоустройство сотен объектов в Ярославской области. А после нового года сообщения о реализации проекта стали неотъемлемой частью повседневной информационной повестки.

         Общий бюджет составил 1 миллиард 749 миллионов рублей. На эти деньги должны были сделать в общей сложности 493 объекта. Из них – 224 двора, 247 спортивно-игровые площадки и 22 площадки для выгула домашних животных. Закончить все работы клятвенно обещали до 1 октября. Но буквально с первых дней было ясно, что это обещание вряд ли будет выполнено. Сегодня это предположение полностью подтвердилось. По состоянию на 10 октября из 493 объектов завершены 427. Это 87% от общего объема работ.

Проблемные участки (5).jpg         Притом, по иронии судьбы, прежде всего не доделаны именно дворы. Ибо все территории для выгула животных были обустроены ещё в начале месяца, а об установке всех детских и спортивных площадок нам сообщили 11 числа. Хуже всего дела обстоят в Ярославле, где не доделаны порядка четырёх десятков дворов. В конце сентября у одного из подрядчиков даже забрали сразу несколько объектов «с низким процентом готовности». То есть кое-где к назначенному сроку завершения работ к активному ремонту даже не приступали! Притом, проблемы имеются по всем районам (за исключением разве что Красноперекопского).

         Ещё хуже сложилась ситуация с ремонтом подъездных путей к объектам социальной сферы (напомним, что на них было выделено 600 миллионов рублей). Во-первых, в течение года их количество сократили. Во-вторых, исполнение работ хромало на обе ноги. Итог: на последней неделе сентября из 192 объектов были готовы порядка 100. То есть чуть больше 50%. Среди «особо отличившихся» вновь оказался областной центр, где к концу первого осеннего месяца было сделано всего около десятка объектов, а ещё 7 оказались даже не расторгованы.

Проблемные участки (2).jpg         Таким образом, власти получили как минимум три «мины замедленного действия», своего рода «ахиллесову пяту»: дороги из плана 2023 года; программа «Наши дворы»; подъездные пути к социальным объектам. Во-первых, непонятно, когда их закончат. Во-вторых, с каким качеством (ибо проведение работ поздней осенью всегда чревато нарушением технологии). К тому же, не совсем ясна дальнейшая судьба двух последних программ. Конечно, на праздновании Дня работников дорожного хозяйства 11 октября Михаил Евраев заявил, что обе они будут продолжены и в 2023 году. Но весь вопрос – в каком объеме? Скажем, в части ремонта тех же проездов к социальным объектам Ярославль на будущий сезон могут обрезать. Сейчас в Правительстве активно обсуждают возможные варианты методики перераспределения средств. Вряд ли сохранят и прежние объемы финансирование проекта «Наши дворы». Во-первых, не будет губернаторских выборов (хотя будут выборы в областную Думу). Во-вторых, вряд ли регион повторно получит такую поддержку от федерации («наверху» сейчас есть куда более важные затраты).

         В совокупности, все вышеперечисленные факты могут создать дополнительный негатив у граждан. А поскольку власть предержащие (и конкретно Михаил Евраев) фактически «замкнули» вышеупомянутые проекты и программы на себе, данный негатив автоматически перейдёт на них (притом, успехи «БКАД» могут и не спасти). И всё это – буквально за год до президентских выборов. А за это в столице по голове не погладят. Там проще будет поменять всё местное начальство. Таким образом, нынешние руководители региона рискуют стать заложниками собственных инициатив. С другой стороны – если дело всё-таки «выгорит», в Правительстве Ярославской области получат дополнительные бонусы. И «сверху», и «снизу» (от жителей). Но для этого придётся очень сильно постараться. Сумеет ли команда Евраева сделать это в условиях тотальной нехватки кадров и грядущих сокращений – большой вопрос. 

 время только уходит.jpg

         


ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?