Заседание президиума Госсовета прошло, надо сказать, довольно буднично и для большинства ярославцев даже незаметно. Если не считать вялотекущих споров в сети по поводу марки вертолёта, на котором прилетит Президент, да подчищенных от снега и грязи Московского проспекта, Которосльной набережной, Большой Октябрьской и нескольких второстепенных улиц, расположенных на пути к месту проведения Высокого ареопага - КЗЦ «Миллениум».
Перечень участников оказался представительным, но не слишком широким. Что, в общем, обусловлено самим форматом встречи. Помимо первого лица и непосредственно 35 членов президиума Госсовета в нём приняли участие несколько представителей федеральных министерств и ведомств и глав субъектов. По итогам был принят ряд решений: насчёт пополнения дорожных фондов, правил техосмотра и обучающих программ, направленных на повышение культуры будущих водителей. Всё это хорошо и правильно. Однако прошедшая встреча невольно дала повод вспомнить о другой теме. В известном смысле, тоже связанной с безопасностью дорожного движения. Речь о работе пассажирского транспорта. Вот только если в статистике ДТП есть определённые позитивные сдвиги, то здесь дела, похоже, лишь ухудшаются. Да не просто ухудшаются – ситуация на грани коллапса.
Но в начале – всё-таки пару слов о Госсовете. Точнее, о том, что на его заседании сказал губернатор Сергей Ястребов. Полной стенограммой мероприятия мы не располагаем, потому вынуждены ограничиться лишь отдельными выдержками из речи Сергея Николаевича, растиражированными СМИ. Но и эта скупая информация крайне любопытна. И вызывает определённое недоумение. Сейчас поймёте почему. Возьмём оценку главой региона параметров дорожного фонда области. Ястребов отметил, что «за последние четыре года поступления в дорожный фонд Ярославской области достигли 15 миллиардов рублей, увеличившись в три раза». В разных источниках фраза звучит по-разному, но суть от того не меняется. О каком троекратном увеличении говорил губернатор и что имел в виду – осталось непонятным. Если взять данные о том, как менялся объём дорфонда с 2013 по 2016 годы, то ничего подобного нет и в помине. Напротив – идёт планомерное снижение поступлений. Так, в 2013 году размер ДФ был 4,55 миллиарда рублей, в 2014 - 4,46, в 2015 - 4.27, в 2016 - 3.97 (см. статью «Клуба социологов» от 20.11.215 «Экономия везде, кроме карманов граждан»). Неизвестно кто писал речь главе региона, но приведённые выше цифры легко проверить, посмотрев закон об областном бюджете на очередной финансовый год в первоначальной редакции (поскольку в течение года цифры менялись, хотя даже в этом случае радикально не меняли картину). Если Сергей Ястребов имел в виду общую сумму цифр за четыре года, то приводить её некорректно. Средства дорожного фонда расходуются на конкретные объекты в конкретном году. Правда, существуют переходящие работы или объекты, работа по которым идёт в течение двух лет. Но в любом случае, по каждому из них предусмотрено своё финансирование. Так что простое арифметическое сложение не является правильным. Тогда возможно Сергей Николаевич вёл речь только про «областную» составляющую дорожного фонда (к которой относятся, например, поступления от «регионального» транспортного налога)? Но это также неверно, поскольку фонд формируется и за счёт федеральных субсидий, и из других источников, и все они носят абсолютно разнозначный характер. Таким образом, фраза губернатора построена некорректно. А у обывателя может сложиться впечатление об удивительно эффективной работе, в результате которой объём фонда троекратно увеличился.
Ещё одна фраза касалась привлечения в дорфонд дополнительных средств от штрафов за нарушения правил безопасности дорожного движения. Поручение законодательно закрепить право субъектов Федерации передавать такие штрафы в региональные дорожные фонды прозвучало на Госсовете из уст Президента. Тут необходимо небольшое пояснение. Сейчас штрафы в полном объёме уходят в «общий котёл» региональных бюджетов (после чего деньги чаще всего тратят на социальные нужды). Вместо этого предлагается законодательно закрепить их передачу непосредственно в фонды (и использовать целевым образом - на строительство и ремонт дорог). Но самое интересное, что у регионов это право уже есть. Просто оно необязательно и отдано на усмотрение местных властей. Некоторые субъекты воспользовались им ещё несколько лет назад. Штрафы в качестве постоянного источника своих дорфондов закрепили, например, в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Курской областях. После поручения Президента Сергей Ястребов, конечно же, отметил важность этого решения. Но очевидно, запамятовал, что Ярославская область давно могла его реализовать. Законодательные инициативы передать штрафы за нарушения ПДД в региональный дорожный фонд поступали даже дважды. Оба раза их оформляли депутаты областной Думы. В 2013 году – Евгений Сдвижков. В 2014 году – Владимир Корюгин. Но Правительство области регулярно их отвергало. Наверное, дело бы так и не сдвинулось с мёртвой точки, но помогла политическая воля Главы государства. Выходит, что в этом вопросе Президент понимает ситуацию в регионе лучше, чем губернатор.
Мы привели эти примеры исключительно для того, чтобы показать: похоже, что региональные власти не до конца понимают, как решать проблемы дорожной сферы. По всей вероятности, они даже не особо обеспокоены масштабом этих проблем. В противном случае, их решение проходило бы иначе, чем сейчас, да и цифры были бы другие. Это исключительно наша оценка. Но думается, что с ней согласится немало ярославцев. А самое страшное в том, что подобный подход областного истеблишмента, судя по всему, распространяется и на другие смежные отрасли. В том числе на работу общественного транспорта, о котором мы сказали в самом начале. Основание для такого подозрения простое. Власти успокоены, а вот перевозчики бьют тревогу. Притом, не только частные, но и муниципальные. Объективности ради отметим, что транспортное обслуживание населения всегда было сопряжено с массой проблем. Но после затеянного в Правительстве области эксперимента по обязательному введению с 1 января электронного проездного (так называемой транспортной карты) дела пошли совсем плохо. Так плохо, что впору бить во все колокола. Что и делают перевозчики. В основном, их претензии сводятся к трём основным вопросам.
Первое – значительное увеличение расходов предприятий при переходе на новую систему. Напомним, решение о том, что все льготники с 1 января 2016 года должны будут пользоваться транспортными картами, было принято минувшим летом. Почти сразу оператором, уполномоченным обслуживать новую систему, сделали областное бюджетное учреждение «Яроблтранском». За оказанные услуги перевозчики обязаны перечислять ему вознаграждение в размере 7.5% от каждой поездки. Эти самые 7.5% и вызывают главное недовольство транспортников. Правительство области претензии опровергает. С одной стороны, мотив чиновников понятен: ведь до Нового года размер вознаграждения был всего на полпроцента меньше – 7%. Но перевозчики возражают и на этот счёт. К 2015 году (до ноября, когда программа была запущена в тестовом режиме) было изготовлено всего 50 тысяч карт. Из которых активно использовались лишь 25 тысяч. Остальные льготники (то есть абсолютное большинство) оплачивали проезд наличными деньгами, которые сразу и без всяких отчислений операторам поступали в предприятия. В настоящий момент выпущено уже более 270 тысяч электронных проездных. Оплату «наличкой» ликвидировали. А платить «процент» по-прежнему нужно с каждой поездки, «проведённой» по карте, количество которых увеличилось в разы. Понятно, что платежи от перевозчиков в ГБУ «Яроблтранском» также многократно выросли. Как говорится – почувствуйте разницу. Транспортники приводят свои данные. В ОАО «Рыбинскэлектротранс» говорят, что затраты новому оператору (в лице «Яроблтранском») превышают вознаграждение старому («Регион-Кардс») в 3-4 раза. В результате вместо 900 тысяч рублей в год придётся платить порядка 2.5-3 миллионов рублей, если не больше. Эта пропорция подтверждается и по итогам прошедших двух месяцев этого года. В целом за январь-февраль (по сравнению с тем же периодом 2015-го) расходы предприятия увеличились на 400 тысяч рублей. В ярославском МУП «ПАТП-1» ситуация ещё хуже. Здесь разница по услугам операторов выходит почти пятикратная. В условиях многомиллионных долгов автобусного МУП это ещё больше усложняет его работу. В этой связи, по мнению перевозчиков (которое разделяют и некоторые специалисты), планку вознаграждения вполне можно опустить с 7.5% до трёх или даже двух процентов. И это будет оправдано экономически. Ещё один вариант – заложить затраты по выплатам оператору в предельный тариф на пассажирские перевозки. Но это влечет за собой одно из двух негативных последствий, между которыми придётся делать крайне непростой выбор. В первом случае – повышать стоимость проезда. Но, например, в Ярославле такое решение уже принято и в ближайшее время не будет пересмотрено. К тому же, цена билета в городском транспорте итак самая дорогая по столицам субъектов ЦФО, за исключением Москвы (см. таблицу). Про то, что это просто непопулярная мера, особенно в преддверие выборов, и говорить нечего. Во втором случае – компенсировать предприятиям разницу между установленным и предельным (экономически обоснованным) тарифом из бюджета. Но тогда это противоречит всей логике реформы и словам чиновников из областного Правительства (насчёт того, что введение транспортных карт не потребует дополнительных затрат из казны). Одним словом, бедный транспорт получается как то дитя у семи нянек. «Яроблтранском» настаивает на неизменном вознаграждении. Компенсировать убытки из казны не хочет ни Правительство, ни муниципальные власти. И даже УФАС, где ещё осенью завели два дела насчёт выпуска электронных проездных, всё никак не торопится выносить сой вердикт.
Таблица. Стоимость проезда в городах ЦФО.
Город |
Стоимость проезда в муниципальном транспорте (автобус или троллейбус), руб. |
Стоимость проезда в коммерческом транспорте (маршрутка), руб. |
Белгород |
15 |
15 |
Брянск |
14 |
18 |
Владимир |
18 |
18 |
Воронеж |
20 |
20 |
Иваново |
17 |
17 |
Калуга |
16 |
16 |
Кострома |
17 |
17 |
Курск |
14 |
14 |
Липецк |
14 |
17 |
Орёл |
16 |
16 |
Рязань |
18 |
18 |
Смоленск |
16 |
16 |
Тамбов |
15 |
16 |
Тверь |
19 |
20 |
Тула |
20 (15 – по транспортной карте) |
20 |
Ярославль |
20 |
23 |
Вторая претензия перевозчиков - большие долги по субсидиям на оплату проезда льготников. Иными словами, в бюджете области перед транспортными предприятиями накопилась приличная задолженность (компенсация за бесплатный проезд или половину стоимости проезда в зависимости от льготной категории). Цифры получаются тоже нехилые. Так, по данным МУП «ПАТП-1» на 1 января 2016 года задолженность областного бюджета по оплате льготного проезда составила более 5.3 миллионов рублей. Не лучше ситуация и в ОАО «Рыбинскэлектротранс». Согласно информации предприятия, неоплата субсидий в 2015 году составила 6.8 миллионов. А за два месяца 2016 года долг по субсидиям составил более 5 миллионов. Проблемы есть и у других перевозчиков. В результате предприятия сталкиваются с серьёзным дефицитом средств. Из-за этого они сами задерживают выплаты в пенсионные фонды и налоговую (по НДФЛ). Машины не выходят на линию (думается, что ярославские пассажиры уже заметили общее снижение количества маршруток и автобусов). Есть и другие проблемы (например, тот же «Рыбинскэлектротранс» накопил более чем пятимиллионный долг за электроэнергию). В этой связи крайне странным выглядят заявление зампреда областного Правительства Михаила Крупина (также растиражированное СМИ) насчёт того, что предприятия, наоборот, стали зарабатывать больше, и никто из них не показал убытков от введения транспортных карт. Притом, двойне странное оно от того, что о нескольких обращениях перевозчиков в Правительство региона доподлинно известно. Возможно, Михаил Львович про них просто не знает.
Третий момент, связанный с первым, но в то же время обособленный – это проблемы при использовании так называемых «валидаторов». Или по-русски – специальных устройств, считывающих данные с транспортных карт. Без них провести оплату льготного проезда попросту невозможно. Парадокс ситуации состоит в том, что перевозчики рассчитывали получить от ГБУ «Яроблтранском» новые приборы. Но вместо них вынуждены использовать старые, срок службы которых составляет пять лет. По факту они используются даже дольше. Понятно, что при таком раскладе оборудование абсолютно изношено. Каждый день из строя выходят несколько терминалов. По информации ПАТП-1, к концу февраля в ремонте находилось около пяти десятков устройств. Соответственно, несколько автобусов ежедневно выходят на линию без «валидаторов». И кондукторы не могут «провести» через них оплату льготной поездки. Вывод: предприятия снова теряют доход. Более того, ремонтировать терминалы транспортникам приходится за свой счёт. И с учётом того, что они регулярно ломаются, делать это приходится часто. А это – уже дополнительные расходы, которые, опять-таки, ложатся на плечи перевозчиков. Аналогичная ситуация и в «Рыбинскэлектротрансе». Его руководство вообще предлагает полностью заменить все «валидаторы», отработавшие более пяти лет.
Из всего сказанного выше следует неутешительный вывод. Правительство области и транспортные предприятия не слышат друг друга. Или не хотят слышать. Каждый гнёт свою линию. А в итоге страдает общественный транспорт и конечный потребитель его услуг – пассажир. Это главное резюме проблемы, вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват. И в этой связи снова хочется вернуться к Госсовету. Его заседание изначально должно было проходить во Владимире. Но в итоге его перенесли в Ярославль. Чья воля сыграла в этом вопросе свою роль не ясно. Важно другое: Ярославлю выпал судьбоносный шанс принять столь статусное мероприятие. И его проведение само по себе должно дать повод задуматься: сколько ещё вопросов, связанных с тематикой Госсовета, у нас не решено. Очень хочется надеяться на какие-то выводы в этом направлении. Чтобы наш многострадальный транспорт не оставался брошенным со всеми своими проблемами, как то дитя у семи нянек.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ