Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.04.2025
Ярославль
811
ТАНЦЫ ВДВОЁМ, СТРАННЫЕ ТАНЦЫ

Или ещё на один шаг ближе к КПСС

ТАНЦЫ ВДВОЁМ, СТРАННЫЕ ТАНЦЫ

         Вчера, 6 апреля, в Ярославской области завершилась большая избирательная кампания в представительные органы муниципальных образований. Пожалуй, это были самые странные выборы за последние годы. Они были внеочередными (срок полномочий значительной части народных избранников ещё не закончился, а у некоторых вообще начался буквально в прошлом сентябре) и проводились в связи с муниципальной реформой, ликвидировавшей поселенческий уровень органов местного самоуправления. Которая, в свою очередь, была необязательной, и состоялась в нашем регионе чуть ли не по личной инициативе губернатора. Ближайшие соседи ничего подобного не проводили, во всяком случае – в таких масштабах. Голосование зачем-то продолжалось три дня, хотя никаких предпосылок к этому не было. Про него практически ничего не слышали в крупнейших городах региона (Ярославле и Рыбинске), но зато в малых городах и сельской местности кампания оказалась довольно активной. Притом, «Единой России» поставили на редкость жёсткую задачу «взять 101% мандатов», которую она старалась выполнить любыми доступными способами. В чём ей помогали все, кому не лень. И особенно – глава региона. Для которого высокий результат «партии власти», похоже, был своего рода «делом чести». Дабы продемонстрировать верность выбранного им пути по «обрезанию» местного самоуправления. В итоге получилось, как в знаменитой композиции группы «Технология»: танцы вдвоём, странные танцы. Губернатор и «Единая Россия» блестяще оттанцевали свою партию. Представительство оппозиции получилось на грани статистической погрешности. А «партия власти» взяла абсолютно все мандаты в половине муниципальных округов (районов). Чего раньше не было никогда. Таким образом, «Столица демократии» сделала уверенный и твёрдый шаг в сторону, по сути, однопартийной системы. Этакой «КПСС 2.0». Для «Единой России» это, безусловно, хорошо. А вот для области и её жителей – большой вопрос.

 

Япервые окружные

Логотип выборов.jpg          Кратко напомним, что выборы прошли в 16 муниципальных округах (районах) – везде, кроме Ярославля, Рыбинска и Переславского муниципального округа. В общей сложности, «разыгрывалось» 285 мандатов. За них боролись свыше 700 кандидатов, которые представляли шесть партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – Патриоты – за Правду», «Новые люди» и «Партия пенсионеров»), а также шли в порядке самовыдвижения. Депутатов избирали по многомандатным округам сроком на 5 лет. Минимальное количество народных избранников в представительных органах составляло 15 человек (в Борисоглебском, Любимском, Мышкинском, Некоузском и Пошехонском районах), максимальное – 25 (в Ярославском районе). Выразить свою волю могли более 330 тысяч избирателей, проголосовав на 422 участках или на дому.

         Подготовка к выборам началась задолго до их официального объявления. Раньше всех стартовали в «Единой России», ещё осенью объявив традиционные праймериз по отбору «кандидатов в кандидаты». Кампания шла не просто, далеко не все активисты горели желанием участвовать в выборах. Но, судя по всему, партийная дисциплина возобладала, и необходимое количество соискателей (285, по полному числу мандатов) было набрано. Притом, в их числе оказалось достаточно много действующих председателей районных представительных органов (что не удивительно), а также действующих и бывших глав районов и их первых заместителей (что уже интереснее).

 Золотников (ЯМР).jpgРешатов.jpg        Например, в Ярославском районе шли Николай Золотников, действующий районный начальник, и экс-депутат областной Думы Андрей Решатов, и экс-глава района, возглавлявший его в 2008 – 2012 года. В Пошехонье в муниципальный совет выдвинулся Николай Белов, руководивший районом с осени 2010 по осень 2024 года. Белов-2 (Пошехонье).jpgВ Ростовском районе в Думу баллотировался первый заместитель действующего главы Ахмет Хадзиев, в Большесельском и Рыбинском – действующие председатели представительных органов Фёдор Новиков и Александр Малышев. Разумеется, целую когорту кандидатов составили и главы поселений, которые в самом ближайшем времени окажутся не у дел как де-юре, так и де-факто.

         При этом, соответствующий административный ресурс у них остался. Что в известной степени предопределило конечный результат. Правда, сработало это не у всех. Скажем, глава Назаровского сельского поселения Рыбинского района Махмут Медетханов принял решение выдвигаться от КПРФ. И в итоге выборы проиграл. Забегая вперёд, отметим, что в Рыбинском районе вообще все мандаты (21) достались «Единой России». Хотя ранее там было относительно неплохое представительство у коммунистов и «эсеров» (правда, на уровне поселений). Да и вообще, район считался для «партии власти» непростым. Но, как видим, времена меняются.

         Остальные партии оказались в плане выдвижения кандидатов куда скромнее. ЛДПР изначально выставила 93 человека, КПРФ – 73, «Справедливая Россия» - 42, «Новые люди» - 33, и лишь «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» - 216, однако многие её представители претендовали сразу на несколько мандатов, так что реальное число кандидатов было лишь около 30. Судя по всему, на сей раз «пенсионеры» использовались в качестве главного «спойлера» в помощь «Единой России». Во всяком случае, в ряде избирательных округов они выступали «мнимыми» конкурентами для «партии власти», а также инициаторами снятия представителей реальной оппозиции. В последнем случае – удачно.

ЕР в Тутаеве-11.jpg         Также стоит отметить, что «единороссы» провели довольно мощную информационную и агитационную кампанию. Их плакатами были заклеены буквально все доски объявлений. Регулярными были и встречи во дворах и учреждениях. Впрочем, всё это не возбраняется. В отличие от тех фактов, когда «за руку» с кандидатами по всем общественным местам шагали, к примеру, действующие главы районов. По сути, такое поведение сложно было оценить иначе, как негласную (впрочем, почему негласную) поддержку. Кроме того, «единороссы» проводили субботники, занимались благоустройством общественных пространств и даже ямочным ремонтом дорог. Что вообще можно было расценить как подкуп избирателей. Но этого, конечно же, не было сделано.

         Помимо глав в наиболее проблемные районы перед выборами даже выезжал губернатор Михаил Евраев (например, в Борисоглебский, Тутаевский и Рыбинский). Разумеется, в ходе таких встреч вокруг главы региона моментально собирались стайки кандидатов от «ЕР», местным властям раздавались различные поручения, а жителям – щедрые обещания (скажем, отремонтировать дороги или выполнить благоустройство парка). Которые потом ещё и транслировались в публичном пространстве. Кандидаты, при этом, выражали губернатору благодарность и заверяли, как важны озвученные меры для граждан и как долго они (кандидаты) этих мер добивались. Скажите, кто-нибудь видит принципиальные отличия данного действа от агитации?

 Агитация-22.jpg        Правда, сами представители «Единой России» тоже старались. Например, раздавали гражданам некие подписные листы с целью собрать энное количество «автографов» за выполнение, скажем, ремонта в школе или детском саду. Сверху такого листа непременно указывались фамилии кандидатов. Очевидно, посыл был такой, что без их участия ремонт невозможен. Люди на этом очевидно не заморачивались. А листовочка делала своё дело. В освещении праведных трудов представителей «партии власти» активно потрудились и некоторые местные СМИ. При этом, материалы, естественно, проходили как информационные и за счёт средств избирательных фондов кандидатов не оплачивались. 

Выборы - агитация в газете.jpg

        Попытки оппозиции указать на подобные фокусы и привлечь участников и авторов публикаций хоть к какой-то ответственности также не имели успеха. Впрочем, порой грань допустимого в освещении профессиональной деятельности человека и его работы в качестве кандидата чрезвычайно тонка. И для её объективной оценки требуются определённые процедуры. Жаль только одного: то, на что в случае с одними претендентами на выборные должности закрываются глаза, в отношении других аналогичных претендентов спокойно превращается в орудие для снятия с выборов. А это, извинтите, отдаёт уже «двойными стандартами». 

 

По Сеньке шапка

 КПРФ - народный референдум (1).jpg        Впрочем, как бы не вела свою агитацию «партия власти», стоит признать, что все конкуренты «Единой России» вели её существенно слабее. Параллельное мероприятие с налётом некоего протеста организовала лишь КПРФ, затеяв проведение «Народного референдума» по ряду актуальных вопросов. Однако «референдум» (а по факту – банальный опрос общественного мнения) был явно «спущен сверху» по линии ЦК и абсолютно никак не был связан с выборами. А связать его самостоятельно местные коммунисты, судя по всему, не сподобились. Ограничившись лишь общей критикой власти как таковой. По настоящему зубодробительных акций не было, хотя поводы для них имелись, и немало (проблемы экологии, сомнительные образовательные кластеры, отмена ряда льгот, налоговый «зажим» предпринимателей, продолжающаяся оптимизация в социальной сфере и другие).

  КПРФ - активисты.jpg      Сказалось и отсутствие единства в партийных рядах, никуда не исчезнувшее за последние годы, и отсутствие у коммунистов грамотного юридического сопровождения. В итоге сразу в нескольких районах партия не выставила ни одного кандидата, а в некоторых (к примеру, в Некрасовском или Ростовском) представители КПРФ из числа действующих депутатов не смогли пройти регистрацию из-за проблем с документами. Непростительные ошибки во время выборов.

         «Справедливая Россия» выступила ещё слабее. Притом, даже в тех районах, которые традиционно считаются для неё «проходными». По ощущениям, вся партийная активность свелась к встречам с федеральным депутатом и руководителем регионального партийного отделения Анатолием Грешневиковым. Иногда – ещё с Анатолием Лисицыным. Однако они как будто в большей степени уже озаботились собственной избирательной кампанией в Государственную Думу, которая состоится в следующем году.

СР - Бедрицкий (1).jpgСР - Кузнецов.jpg        Заметно снизился градус и протестной активности «эсеров». Они почти не критиковали губернатора и совсем не трогали его ставленника в Борисоглебском районе – нового и.о. главы Ярослава Шилова. Вопрос – к чему бы? Может, имела место некая «расторговка» верхушки региональной ячейки «Справедливой России» и областных властей на будущее? Хотя с учётом накала страстей между ними за последние пару лет это предположение весьма неоднозначно.

Объявление о встрече11.jpg

        ЛДПР проявили активность, по сути, только в Ярославском и Тутаевском районах. И то после того, как в рядах другой партии – «Новые люди» произшло "нечто". Часть активистов из последних перешли в стан либерал-демократов. Сами же «Новые люди» показали откровенно посредственный результат по принципу «чтобы было». Пожалуй, худший со времён их появления в области. Однако ждать чего-то большего на фоне происходивших в партийном отделении событий объективно и не приходилось (смотрите статью «Маленькие выборы с крупными последствиями» от 14 февраля 2025 года).

        Лепту добавила и низкая явка. За три дня она составила всего 29,8%. То есть на избирательные участки пришли менее 100 тысяч человек. И это – почти на всю область! Общий результат оказался в точном соответствии с затраченными усилиями. «Единая Россия» получила 264 мандата из 285 возможных, то есть абсолютнейшее большинство. Притом, в представительных органах семи районов (Гаврилов-Ямского, Даниловского, Некоузского, Некрасовского, Пошехонского, Ростовского и Рыбинского), то есть почти в половине, «партия власти» взяла 100% мандатов. Такого в Ярославской области не было никогда.

        КПРФ получила 6 мест в Любимском, Первомайском и Ярославском районах. Притом, в последнем победили Марина Добрецова, Алсу Ермолова и Сергей Таганов, которых принято считать «командой» довольно известного депутата и общественного деятеля Андрея Брой, снятого с выборов по решению суда. Как бы то ни было, коммунисты выступили лучше остальных оппозиционных партий, формально сохранив второе место.

КПРФ - Добрецова.jpgКПРФ - Ермолова.jpg          Замкнула «тройку» ЛДПР, получив 5 мандатов, в том числе в Тутаеве (так что расчёт с «Новыми людьми» отчасти оказался верный). Крайне неудачно выступила «Справедливая Россия», получив всего 3 мандата в Ярославском и Борисоглебском районах. И это притом, что буквально в прошлом сентябре «эсеры» в тандеме с коммунистами взяли большинство в Муниципальном совете Борисоглебского сельского поселения (то есть в райцентре). Наконец, «Новые люди» получили 2 мандата. И ещё 5 мандатов досталось самовыдвиженцам.

        Одним словом, по итогам местных выборов, охвативших 84% муниципальных образований Ярославской области, было получено почти абсолютное господство «Единой России». Губернатор и зам по внуполу могут спать спокойно, а секретарь регионального партийного отделения - выписывать себе премию. Однако такой результат хорош, по сути, только для них. Кто бы что ни говорил, но протестный потенциал нашего региона никуда не делся. Он редко проявляется на местных выборах при низкой явке. Но вот в ходе крупных кампаний может раскрыться «во всей красе». Ближайшей такой кампанией станут выборы в Госдуму в сентябре следующего года. И оставшегося времени вполне достаточно, чтобы дать протесту показать себя. И поводов может быть тоже достаточно. Например, согласование большинством «единороссов» непопулярного главы (это следующий этап муниципальной реформы). Или голосование за секвестр бюджета. Или неудачный старт отопительного сезона. Или неисполнение предвыборных обещаний. Вариантов масса. А спрос теперь будет один – с «Единой России». И «партии власти» придётся отвечать буквально за всё. Сможет ли она это сделать – большой вопрос. Так что нынешний результат для её активистов – скорее повод задуматься, нежели порадоваться. А может, и мандат сложить, пока не поздно. Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые месяцы.

ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?