Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.08.2018
Ярославль
1583
ЛУЧШЕЕ – ВРАГ ХОРОШЕГО?

Об итогах развития Ярославской области в первом полугодии 2018 года

Официальная статистика свидетельствует о том, что всё отлично. Даже более, чем отлично. Производство растёт. Инвестиции льются рекой. Предприятия обеспечены заказами. В общем, мы – лидеры, мы – лучшие, мы – счастливы! Но вот какая штука. Почему-то продолжается падение реальных располагаемых доходов населения. Всё это наводит на мысль: а действительно ли дела так хороши? Или Ярославская область является лучшей только в официальных речах и статистических отчётах?
ЛУЧШЕЕ – ВРАГ ХОРОШЕГО?

По законам жанра, летняя информационная повестка всегда не слишком насыщенная. Сказывается пора отпусков, каникул, перерывов между парламентскими сессиями. Наступает временное затишье перед осенней «бурей». Нынешний сезон стал исключением из правил. Потенциально скучная думская кампания обернулась интригами и скандалами. Затихающие «мусорные» митинги сменились «пенсионными». А отсутствие пребывающего в очередном отпуске (третьем за полгода) Дмитрия Миронова с лихвой компенсирует Владимир Слепцов со своей подборкой новых перлов. В Правительстве области пошли ещё дальше. И в разгар лета на расширенном заседании обсудили самую что ни на есть серьёзную тему – стратегические направления развития промышленности региона. Это событие не могло оставить нас равнодушным, и мы решили приурочить к нему традиционный обзор развития ярославской экономики за прошедшее полугодие. Официальная статистика свидетельствует о том, что всё отлично. Даже более, чем отлично. Производство растёт. Инвестиции льются рекой. Предприятия обеспечены заказами. Индексы промышленной и сельскохозяйственной продукции высоки. В общем, мы – лидеры, мы –лучшие, мы – счастливы! Но вот какая штука. Во все эти впечатляющие цифры и рекордные показатели никак не вписывается отсутствие новых заводов, непрекращающиеся жалобы предпринимателей и системные проблемы в отдельных ключевых отраслях. А самое главное – продолжающееся падение реальных располагаемых доходов населения. Всё это наводит на мысль: а действительно ли дела так хороши? Или Ярославская область является лучшей только в официальных речах и статистических отчётах? Мы проанализировали ситуацию и попытались разложить всё по полочкам.

 

         Хорошо-то хорошо…

         Сначала – о хорошем. По отдельным направлениям Ярославской области на самом деле есть, чем гордиться. Некоторые из этих достижений прозвучали на заседании регионального Правительства 25 июля. Так, сохраняется положительная динамика в промышленном производстве. Объем отгруженной продукции по итогам прошлого года составил более 380 миллиардов рублей. Большая часть представлена машиностроительной и нефтехимической отраслью. На сегодняшний день в разной стадии реализации находятся 30 инвестиционных проектов в сфере промышленного производства, которые позволят создать более 2000 новых рабочих мест. Общий объем инвестиций – свыше 160 миллиардов рублей. При этом ярославским компаниям удалось привлечь 1,3 миллиарда рублей федеральных средств по линии Министерства промышленности и торговли России. 

Авдеев.jpg

Высоким остаётся и индекс промышленного производства (ИПП). Жаль только, что ответственные за экономический блок руководители областной администрации до сих пор не научились им правильно пользоваться. Так, на странице вице-премьера Максима Авдеева в одной из социальных сетей до сих пор можно лицезреть следующий опус: «за первое полугодие 2018 года индекс промышленного производства в регионе составил 124,7%, при том, что средний показатель по России – 103%». Между тем, из официальных данных «Ярославльстата» следует, что указанная господином Авдеевым цифра – это показатель июня 2018 года (по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года). А цифра за шесть месяцев существенно ниже – 109,7% (в январе, марте и мае ИПП вообще был менее 100%, то есть производство уходило «в минус»). Конечно, общая динамика остаётся положительной. Но согласитесь, разница очевидна. Вдвойне странно слышать такой «ляп» от «главного по экономике».

         Как бы то ни было, ряд отраслей действительно показали хороший результат. Если смотреть оборот организаций по видам экономической деятельности за январь-июнь 2018 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года), то «десятка лучших» в обрабатывающей промышленности выглядит следующим образом (здесь и далее – данные «Ярославльстата»):

·        производство прочих транспортных средств и оборудования (132,3%);

·        производство бумаги и бумажных изделий (123,9%);

·        производство химических веществ и химических продуктов (123,6%);

·        производство напитков (120%);

·        обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (119,2%);

·        металлургическое производство (118,7%);

·        производство компьютеров, электронных и оптических изделий (116%);

·        производство электрического оборудования (113%);

·        производство нефтепродуктов (112,7%);

·        производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (109,7%).

Сатурн (2).jpg

Раскат (1).jpg

Также за указанный период «подросло» обеспечение электрической энергией, газом и паром (117,4%), строительство (116,8%), добыча полезных ископаемых (109,3%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (104,9%) и ряд других отраслей. Если оценить объем отгруженных товаров собственного производства, то перечень лидеров будет несколько иным. Хотя значительная часть ведущих направлений останется неизменным (данные также указаны в сравнении с первым полугодием 2017 года): 

·        металлургическое производство (142,2%);

·        производство прочих транспортных средств и оборудования (138,7%);

·        производство химических веществ и химических продуктов (135,8%);

·        производство бумаги и бумажных изделий (123,2%);

·        производство напитков (120%);

·        производство мебели (118,6%);

·        производство компьютеров, электронных и оптических изделий (117,8%);

·        деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (114%);

·        производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (111,9%);

·        производство пищевых продуктов (111,1%);

·        производство электрического оборудования (111%);

·        производство нефтепродуктов (110,9%).

         Важно, что рост отмечен в основных отраслях региональной экономики - машиностроении (в том числе высокоточном), химическом производстве, нефтепереработке. А это такие ключевые компании, как ОАО «Славнефть-ЯНОС», ПАО «Автодизель», АО «Ярославский технический углерод», ПАО «Ярославский радиозавод», и особенно рыбинские предприятия – ПАО «ОДК – Сатурн», ОАО «ОДК – Газовые турбины», КБ «Луч», АО «Судостроительный завод «Вымпел», АО «Раскат» и некоторые другие. 

Катер Вымпела.jpg

С учётом того, что ситуация на некоторых из этих предприятий ещё недавно была удручающей (а кое-кто и вовсе лежал на борту), их успехи вдвойне приятны. Например, «Раскат» выиграл тендер на поставку дорожных катков для нужд Министерства обороны. А «Вымпел» наладил выпуск судов на подводных крыльях «Комета». Кроме того, он является поставщиком катеров для пограничной службы ФСБ России. 

         Правда, здесь есть один нюанс. Все названные рыбинские заводы входят в структуру ГК «Ростех». Директора которой, Сергея Чемезова, связывают давние дружеские отношения с Президентом страны. Так что государственная корпорация пользуется широкой поддержкой, как на федеральном, так и на региональном уровне. Миронов и Матвиенко в СФ РФ.jpgПростой пример. Недавно завершились «Дни Ярославской области в Совете Федерации». Одним из итогов мероприятия стало постановление верхней палаты парламента «О государственной поддержке социально-экономического развития Ярославской области». Один из пунктов которого содержал рекомендацию в адрес Правительства страны по выделению бюджетных ассигнований в целях предоставлению государственной поддержки АО «Судостроительный завод «Вымпел», АО «Рыбинская верфь» и ООО «Верфь братьев Нобель» для возмещения части процентной ставки по кредитам. Никто не говорит, что это плохо. Совсем наоборот. Просто целый ряд других предприятий, не имеющих «выхода наверх», могут лишь мечтать о подобной помощи. Что дозволено Юпитеру – не дозволено быку.

         Олег Гончаров (новый директор Вымпела).jpgТакже стоит отметить, что представители предприятий «Ростех» традиционно участвуют в выборах и становятся депутатами Рыбинского Муниципального Совета. По предварительной оценке, в ходе нынешней кампании как минимум пять таких кандидатов. Фактически, они представляют своеобразную «фракцию». И в перспективе могут оказывать влияние на принятие тех или иных решений. Ну и, разумеется, «Ростех» потихоньку меняет местных управленцев на иногородних. Так, в начале лета сменился директор на том же «Вымпеле». Хорошо, что хоть сами предприятия зарегистрированы у нас (включая «Сатурн», который не так давно снялся с учёта в Питере). Для области это – весомое преимущество и хорошие налоговые поступления.

 

         …да ничего хорошего!

         Текстильная промышленность (2).jpgТеперь про ложку дёгтя. Точнее, ложек набралось несколько. Во-первых, уже не первый год продолжается падение в такой важной для региональной экономики отрасли, как производство текстильных изделий. Оборот организаций по данному направлению за первое полугодие 2018 года упал на 4,4% (95,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Объём отгруженных товаров собственного производства сократился гораздо существеннее – на 17,5% (82,5% к январю-июню 2017 года). Кроме того, за прошедшие шесть месяцев зафиксировано падение:

·        в производстве кожи и кожаных изделий: -6% по обороту и -10,1% по объёму отгруженных товаров;

·        в производстве прочей неметаллической минеральной продукции (прежде всего, это строительные материалы): -1,6% по обороту и -4,3% по объёму отгруженных товаров;

·        и, что самое удивительное, в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях: - 7,5% по обороту и -7,3% по объёму отгруженных товаров.

         Завод Тева в индустриальном парке Новоселки (1).jpgОтрицательная динамика в последней отрасли особенно чувствительна. Во-первых, потому что раньше она демонстрировала устойчивый рост. Во-вторых, потому что власти постоянно позиционируют её в качестве флагмана новой экономики региона. Но на деле получается, что последние успехи на этом направлении были ещё при Сергее Ястребове (когда в 2014 году в индустриальном парке «Новосёлки» был открыт завод израильской компании «Тева»). А в активе Дмитрия Миронова пока что имеется только соглашение с бельгийским производителем «Besins Healthcare SA». Вроде как, его должны открыть в 2019 году. Но пока это лишь перспектива. Справедливости ради также стоит отметить регистрацию компаний бизнесмена Алексея Репика («Р-Фарм») на ярославской земле. Благодаря этому, наш регион дополнительно получит более 1,4 миллиарда рублей. Что хорошо – то хорошо. Правда, есть информация, что в прошлом году фармацевты подкачали с объёмами налоговых отчислений. Притом, существенно подкачали. Косвенно это подтверждают данные об исполнении бюджета за 2017 год, где в числе основных налогоплательщиков не фигурирует ни одна фармацевтическая компания. Если это так, то маневр Репика можно рассматривать в качестве своеобразной «компенсации недополученных доходов» казны.

         Во-вторых, если посмотреть на выпуск конкретной продукции (а не на отрасли в целом), то ситуация будет выглядеть отнюдь не радужной. Например, пищевая промышленность формально «в плюсе». Но рост был обеспечен, в основном, трёхкратным увеличением производства мороженого. Зато снизился выпуск таких важных товаров, как колбасные изделия, мясные полуфабрикаты и консервы, молоко, сливочное масло, сыры, мука и кондитерские изделия. Аналогичная ситуация с производством электрического оборудования. Общую положительную динамику определило увеличение производства генераторных установок. Но при этом, сократился выпуск электродвигателей и обмоточных проводов (на производство которых ориентировано сразу несколько предприятий региона). Наконец, в отрасли нефтепереработки основной пророст дали смазочные масла (судя по всему, это обусловлено возобновлением производства на НПЗ имени Д.И. Менделеева). Зато снизилось производство дизельного топлива и мазута, а выпуск бензина вырос совсем незначительно (на 1,3%). Таким образом, положительный результат в указанных отраслях был обеспечен за счёт одного-двух видов продукции. В то время, как большинство остальных товаров были «в минусе». К слову, среди других отраслей следует отметить падение производства топливных насосов, металлоконструкций, строительных блоков, бетона, кирпича, приводных ремней, а также уже упомянутых лекарственных препаратов и текстильных изделий. В общем, не так уж мало.

         Стелла Тутаев.jpgВ-третьих, нельзя не вспомнить про создание в регионе так называемых территорий опережающего развития (ТОР). Иногда их также называют территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В Ярославской области их три. Первым этот статус получил Тутаев, позднее – Гаврилов-Ям и последним – Ростов. По большому счёту, это не что иное, как попытка очередной реинкарнации программы поддержки моногородов, существовавшей ещё 10 лет назад. Статус резидента ТОСЭР даёт предпринимателям различные преференции (в основном, по уплате земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество организаций, а также отчислений в страховые фонды). Что, по замыслу властей, должно привести к росту инвестиций и созданию новых рабочих мест. В общем, «старая песня о главном». Только если при Сергее Вахрукове (и отчасти – при Сергее Ястребове) был хоть какой-то результат, то сейчас его не наблюдается. По крайней мере, список основных резидентов того же промышленного парка «Мастер» в Тутаеве за последнее время особо не изменился. Правда, в мае говорили об организации нового производства деталей для военной техники в рамках программы импортозамещения. Однако воспринимать создание 27 рабочих мест в качестве крупного инвестпроекта достаточно трудно.

         Пенягина.jpgЛюбопытно, что сами местные главы (то есть люди, непосредственно отвечающие за развитие экономики в своих городах и районах) весьма нелицеприятно отзываются о работе экономического блока Правительства в целом и профильного департамента инвестиций и промышленности во главе с Галиной Пенягиной в частности. Конечно, публично эта критика звучит крайне редко (хотя есть и такие случаи). Но в кулуарах подобные разговоры идут достаточно давно. А Корпорацию развития Ярославской области (учреждение, подведомственное департаменту) за глаза и вовсе прозвали «корпорацией торможения». Что весьма показательно.

         В-четвёртых, сегодня проседают даже те проекты, которые были инициированы самим Правительством области. Про фармацевтику мы уже говорили. Но это не единственный пример. Весь прошлый год власти говорили о возвращении в хозяйственный оборот земель сельхозназначения. И что мы видим в итоге? По данным официальной статистики, общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай в хозяйствах всех категорий в 2018 году составила 303,4 тысячи гектаров, что меньше 2017 года на 4,2 тысячи гектаров. Вот тебе бабушка, и Юрьев день! Или, скажем, разговоры про «сырный кластер». Разговоры – разговорами, а производство сыра за первое полугодие упало (по сравнению с январём-июнем 2017). Пусть и чисто символически – на 1,1%. Но самое главное: за два года правления Дмитрия Миронова в Ярославской области в принципе не появилось ни одного нового предприятия. Так что рассуждать о каком-то инвестиционном буме на этом фоне в принципе не приходится.

         Наконец, в-пятых, нельзя обойти вниманием общее финансовое состояние региона. А оно весьма печальное. За первое полугодие государственный долг Ярославской области вырос на 3,6 миллиарда рублей. И на 1 июля составил 39,7 миллиарда. А просроченная кредиторская задолженность к началу лета перевалила за 2 миллиарда. Между тем, все помнят, что нам выданы выгодные бюджетные кредиты. Но выданы на условиях минимального дефицита и поддержания баланса между доходами и расходами казны. Таковы требования Минфина России. И если картина не изменится, главный финансовый орган может устроить неприятные последствия. И тогда денежки тю-тю, плакали-с… На практике сие будет означать тотальное сокращение расходов на всё. В том числе и на поддержку экономики через профильные государственные программы.         

И в завершении последняя цифра – реальные располагаемые денежные доходы населения. Ведь конечной целью любой грамотной экономической политики должно быть их увеличение. Иначе, зачем все эти телодвижения? Увы, здесь пока тоже всё не слава Богу. Открываем раздел «Основные экономические и социальные показатели».  

видим не всю ситуацию.jpg

Январь-июнь 2018 по сравнению с тем же периодом прошлого года95%. Притом, падение это системное, не прекращающееся чуть ли не с начала нынешнего экономического кризиса. Именно в этот период были президентские выборы, под которые обычно бюджетникам подкидывают деньжат. Не помогло-с…          Возможно, на фоне успехов, перечисленных в первом разделе нашей статьи, названные проблемы не составляют «критической массы». Но их достаточно много, чтобы просто не обращать на них внимание. И в этой связи, наверное, преждевременно называть себя лучшими. Как известно, лучшее – это враг хорошего. Так может, будем просто хорошими? Глядишь, и «головокружение от успехов» потом лечить не придётся. 

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?