Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.11.2018
Ярославль
1463
БЮДЖЕТ ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Или «задачка со звёздочкой» для областных финансистов

БЮДЖЕТ ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

31 октября 2018 г. в Ярославскую областную Думу внесли проект регионального бюджета на будущий год. Об этом написали почти все местные СМИ, но по-настоящему глубокой аналитики не провёл никто. Очевидно, разбор полётов оставили на второе чтение, когда от Губернатора и народных избранников должны поступить поправки. А жаль. Документ весьма занятный. И, как это не удивительно, даже оптимистичный. Слово, порядком подзабытое применительно к бюджету. Однако предварительный вариант основного финансового документа действительно даёт некоторую надежду на относительно светлое будущее. Мы видим рост налоговых и неналоговых доходов, повышение расходов на всякие полезные и важные дела и даже увеличение федеральной поддержки. Однако это совсем не означает, что департамент финансов разом избавится от головной боли и сможет спать спокойно.

 

         Баланин (2).jpgНо в начале – всё-таки о хорошем. По многим показателям бюджет 2019 выгодно отличается от своего предшественника. Точнее, показатель то один – деньги, просто распределяются они по множеству направлений. Но средств действительно должно стать больше. Если сравнить проект основного финансового документа на будущий год (внесён в Ярославскую областную Думу 31 октября 2018) и первоначальные параметры областной казны на год нынешний (закон Ярославской области от 25 декабря 2017), это становится понятно буквально с первой статьи. Для наглядности отдельные показатели отражены в Таблице 1. 

Таблица 1. Отдельные параметры областного бюджета на 2018 и 2019 гг. 

 

         2018 (редакция от 25.12.2017), рублей        

               2019 (проект), рублей                

Доходы

61 218 796 890

                65 343 209 938              

Расходы

61 218 796 890

65 343 209 938

Дефицит

-

-

Дорожный фонд      

4 303 108 672

5 132 980 600

Резервный фонд   

100 000 000

100 000 000

       Итак, по сравнению с прошлогодними параметрами доходы областного бюджета повысились более чем на 4 миллиарда рублей. По словам директора департамента финансов Ильи Баланина, это обусловлено увеличением поступлений от налога на прибыль в результате роста прибыли, полученной организациями области. Как известно, данный налог составляет порядка 29-30% в общей структуре доходов и делит почётное первое место с другим основным источником – НДФЛ (его доля практически аналогична). Сборы от которого также будут расти, поскольку ежегодную индексацию заработной платы многочисленных работников бюджетной сферы (за исключением отдельных категорий) никто не отменял, а массовых сокращений на этом фронте вроде как не предвидится. Третье место, по традиции, отводятся акцизам. Которые также должны порадовать областных финансистов и внести свою позитивную лепту в наполнение казны даже в условиях продолжающегося простоя Ярославского «ЛВЗ». Во-первых, хорошие показатели демонстрирует производитель пива «Балтика-Ярославль». Во-вторых, как известно, с 1 января существенно увеличиваются акцизы на бензин.

        Дороги.jpeg Правда, эта новость не добавляет оптимизма автовладельцам. Поэтому некоторым утешением для них будет служить тот факт, что за счёт акцизов увеличится и региональный дорожный фонд (в целом он составит более 5,1 миллиарда рублей). Кроме того, с будущего года туда в качестве целевого источника также будут поступать сборы от штрафов за нарушения правил безопасности дорожного движения. Соответствующий законопроект уже внесен в Ярославскую областную Думу и его принятие не вызывает сомнений. Объём дополнительных поступлений по данному источнику оценивают примерно в полмиллиарда рублей – примерно 10% от всего дорфонда. Наконец, увеличатся и размеры федеральной поддержки. Для сравнения. В 2018 году в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» области было выделено 730 миллионов рублей, а общий объём финансирования составил 1 миллиард 460 миллионов. На эти средства отремонтировали 82 километра улично-дорожной сети (23 улицы в Ярославле и 7 участков дорог регионального значения) и установили 9 светофоров. В следующем году из федерации ожидается уже не менее 1 миллиарда 195 миллионов рублей. А в целом на программу должны потратить порядка 2,5 миллиарда. За счёт которых планируется привести в порядок 52 километра дорог в границах агломерации и 108 километров трасс регионального значения. Согласитесь, разница очевидна!

         Впрочем, «дорожными» деньгами помощь «сверху» не ограничится. Как известно, федеральный бюджет впервые за много лет принят с профицитом (доходы превышают расходы). И ещё на стадии первого чтения в нём было предусмотрено увеличение финансовой поддержки для регионов. О чём уже не преминул сказать (и опубликовать в социальных сетях) депутат Государственной Думы от Ярославской области Александр Грибов. Примеры по отдельным отраслям отражены в Таблице 2. Как видно, кое-где рост более чем существенный. Правда, пока эти цифры не окончательные. Но будем надеяться на лучшее. И предполагать, что они не уменьшатся.

Таблица 2. Объём средств федерального бюджета для финансирования отдельных отраслей Ярославской области 

Отрасль

 2018, миллионов рублей    

2019, миллионов рублей

Приобретения жилья для детей-сирот

39

47

Приобретение жилья для ветеранов ВОВ

7,8

17,8

Социальная и инженерная инфраструктура в сельской местности

29

279

Со-финансирование программ в области обращения с отходами

36

217

Поддержка малого и среднего предпринимательства

39

81

Жилищное строительство

43

201

Строительство школ

119

195

Со-финансирование программы «Городская среда»

220

367

        

         Кроме того, с участием средств федерального бюджета в 2019 году планируется строительство двух школ (на улице Тракторной в Рыбинске и во Фрунзенском районе Ярославля), пяти яслей в Ярославле, Рыбинске и Ярославском районе, детской поликлиники больницы № 2 областного центра, а на площадке нового хирургического корпуса областного онкологического диспансера начнётся «активная» фаза работ (первые 200 миллионов рублей были выделены «сверху» уже в этом году). Среди других важных объектов стоит назвать детские сады в Ярославле (начало строительства), Пошехонье и Ярославском районе (завершение строительства), несколько физкультурно-оздоровительных комплексов и берегоукрепление Волги.

 бюджет диаграмма.jpg        

         Наконец, впервые за 5 лет будет увеличено 18 видов выплат, предусмотренных Социальным кодексом Ярославской области. К слову, расходы на социальную сферу в целом составят более 65% от общего объёма казённых затрат. «Дороже» всего обходится развитие образования и молодёжная политика – в общей сложности более 18,8 миллиарда рублей. Далее следует соцподдержка населения (без малого 11.1 миллиарда), здравоохранение (9,9 миллиарда), культура (почти 1,7 миллиарда) и «на закуску» - содействие занятости населения (709 миллионов) и физкультура со спортом (337 миллионов). Все остальные отрасли (экономика, строительство, ЖКХ, осуществление государственных полномочий и т.д.) укладываются в оставшуюся треть. Общее распределение расходов (в соответствии с проектами государственных программ Ярославской области) отражено в Диаграмме.

         На этом бочку мёда разрешите считать исчерпанной. Переходим ко второй части марлезонского балета. А именно – к тем вопросам и проблемам, над которыми предстоит крепко задуматься. Во-первых, стоит обратить внимание на определённую диспропорцию в распределении расходов. Посудите сами. В индустриально развитой Ярославской области (первое место в формировании ВРП у нас по-прежнему занимает промышленность) совокупная поддержка промышленности и экономики составляет 0,55% от общего объёма расходов (порядка 350 миллионов рублей в рамках двух госпрограмм). На наш взгляд, это крайне мало. Даже с учётом ограниченных возможностей господдержки данной отрасли. То же самое касается такой острой темы, как охрана окружающей среды. На это дают 159 миллионов рублей (0,25%). А как же все грандиозные планы по улучшению экологии? Где раздельный сбор отходов, глубокая модернизация полигонов ТБО, строительство мусороперерабатывающих заводов? Или всё это планируется реализовать исключительно силами частных инвесторов? Конечно, хотелось бы верить. Но, как говорится, свежо предание…

         Во-вторых, по-прежнему острой остаётся проблема государственного долга Ярославской области. Как известно, Правительство объявило беспощадную борьбу за его сокращение. Пока она идёт с переменным успехом. Что подтверждают цифры на официальном сайте департамента финансов. Так, если на 1 января 2018 года задолженность составляла без малого 36 миллиардов 166 миллионов, то на 1 октября – уже более 37 миллиардов 290 миллионов. Но если регион ещё держится в более-менее приемлемых границах, то у муниципалов дела обстоят куда как хуже. Известно, что долг Ярославля достиг планки в 7 миллиардов и составил 99% от собственных доходов. Притом, большая его часть – это коммерческие кредиты по высоким ставкам. Выплаты по которым в разы затратнее, нежели по бюджетным заимствованиям. Если так пойдёт и дальше, то в скором времени областному центру грозит введение внешнего управления. Конечно, большой катастрофой это не является. В стране есть примеры целых регионов, переведённых на казначейское сопровождение (в том числе соседняя Костромская область). И ничего, живут. Просто при таком раскладе Ярославль утратит последние остатки экономической самостоятельности. При этом, нельзя сказать, что область ничего не делает для муниципальных образований. Так, на государственную программу «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» на 2019 год предусмотрено более 7,3 миллиарда рублей. Более половины этих средств – дотации муниципальным образованиям на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но, видимо, то ли этих средств недостаточно. То ли управление муниципальными финансами происходит не так эффективно, как хотелось бы. Думается, что в последнем случае своё слово должны сказать и представители контрольно-ревизионных органов.

                В-третьих, не вполне понятно, как область будет исполнять собственные отдельные полномочия. Например, в части водоснабжения и водоотведения. Напомним, что они были переданы с муниципального уровня ещё в конце 2016 года наравне с полномочиями по благоустройству (последний акт, правда, в итоге опротестовала прокуратура). Это было одно из первых начинаний команды Губернатора Дмитрия Миронова. По признанию ряда публичных персон, решение проводилось в спешке, и не было проработано должным образом. Такую оценку косвенно подтвердил тот факт, что в конце 2017 «переходный период» был продлён на год. Однако на дворе ноябрь 2018. И время отсрочки подходит к концу. При этом внятной информации о состоянии водопроводного хозяйства, а главное – о его готовности встретить новый год в новом статусе пока нет. Соответственно, нет и ясного понимания финансового обеспечения указанных полномочий. Пока в проекте бюджета на реализацию программы по водоснабжению и водоотведению предусмотрено чуть более 107 миллионов рублей. На всю область маловато будет. То же самое касается проведения капитального ремонта. Да, основное бремя лежит на самих гражданах. Однако региональная казна всё же может со-финансировать до 35% работ (хотя бы в части приведения в порядок памятников архитектуры). Тем не менее, пока не заложено ни рубля. А значит, резонно предположить очередную «актуализацию плана» с перекидыванием объектов на будущий период. 

Газификаия (план).jpgНемало вопросов вызывает и программа газификации. В 2017 она начиналась очень бодро. За год бодрости существенно поубавилось (смотри статью «Тост за газ? Не в этот раз!» от 21.02.2018). А сегодня всё вообще затихло. По крайней мере, в сравнении с информационным бумом полуторагодовой давности. Видимо, похвастаться пока нечем. Ведь если бы было, что сказать – согласитесь, пресс-служба Правительства не стала бы молчать. Опять же, проблему с долгами за «голубое топливо», несмотря на определённые успехи, полностью снять пока тоже не удалось. И это – ещё одна головная боль для Правительства. Наряду со всеми указанными выше вопросами.

         Одним словом, застарелых проблем, которые по-прежнему имеют крайне слабые перспективы успешного решения, в области остаётся немало. Но решать их, тем не менее, всё равно придётся, поскольку в противном случае весь оптимизм рискует вылететь в трубу. Такая вот «задачка со звёздочкой».

 

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?