Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.04.2016
Ярославль
1459
Обратный отчет для Правительства?
Вчера губернатор Сергей Ястребов отчитался о работе регионального правительства за прошлый год. Говоря откровенно, за последние годы эта процедура стала формальной. И больше стала напоминать некий обыденный ритуал. Губернатор представлял доклад. «Единая Россия» что-то уточняла. Оппозиция критиковала по двум-трём вопросам. Глава региона многозначительно кивал и обещал принять меры. А через год всё повторялось. На сей раз всё было иначе. 
Обратный отчет для Правительства?

Дума была настроена явно не дружески. А губернатор вполне мог получить за работу «неуд». Во всяком случае, такие разговоры на полном серьёзе велись за считанные дни до священодейства. Что это? Весеннее обострение? Политический «пиар» депутатов? Или всё-таки реальная оценка ситуации?


Тучи над губером встали

Признаки нестандартного подхода к отчёту высшего должностного лица наметились как минимум пару недель назад. Только в День космонавтики 12 апреля депутаты облдумы из профильных комитетов выставили сразу три «неуда» по вопросам, в той или иной степени связанных с работой Правительства. Во-первых, парламентариев не удовлетворили подходы к формированию инвестиционной политики региона. Во-вторых, законотворцы высказали своё «фи» результатами финансово-хозяйственной деятельности «Ярославской генерирующей компании». И в-третьих, они отметили неудовлетворительную работу госпредприятия «Ярдормост» по уборке г. Ярославля прошедшей зимой. Немало для двух комитетов, не так ли? Но это было только начало. 

Буквально через день депутат Сергей Балабаев высказал предположение, что на ближайшем заседании Думы «неуд» могут выставить уже за всю работу Правительства региона – аккурат по итогам отчёта губернатора. Информацию об этом распространили сразу несколько региональных и общефедеральных СМИ. 

dauni-fig-znaet_93801062_orig_.jpg

Третьей частью марлезонского балета стали встречи с представителями думских фракций. Постфактум в коридорах власти даже «системные» депутаты говорили, что остались не слишком довольны этими встречами. По мнению думцев, ответы губернатора на их вопросы, подготовленные ещё в феврале, оказались поверхностными и недостаточными. Коммунисты и вовсе сказали, что по многим темам глава региона слабо владел информацией и устранился от решения проблем. Апофеозом всего этого «праздника непослушания» стали предварительное рассмотрение губернаторского отчёта и выработка думских предложений. Для чего даже приняли решение собрать внеочередной комитет по депутатской деятельности, этике и регламенту. Что и было сделано в понедельник 25 апреля уже под конец рабочего дня. Случай, на самом деле, совершенно нетривиальный. Если на фракциях губернаторские отчёты рассматривали и до этого, то на депутатский комитет он выносился чуть ли не впервые. Что, во-первых, свидетельствовало о необходимости думцев выговориться и принять некое консолидированное решение, а во-вторых, подтверждало, что работу Правительства в парламенте действительно оценивают неоднозначно. В противном случае, зачем был нужен весь этот «кипеш»? К слову, проведение комитета инициировал Павел Исаев, курирующий его работу как «профильный» заместитель председателя Думы. С одной стороны - в силу своих должностных обязанностей и функционала имеет полное право. Но с другой - зачем Павлу Валентиновичу потребовался столь нестандартный ход? Не хочется заниматься конспирологией. Но не будем забывать, что совсем скоро Исаеву предстоит участие в «праймериз» «Единой России». А после, возможно, и в «больших» выборах 18 сентября. И лишние «политические очки», заработанные на критике действующей власти, могут оказаться весьма кстати. Конечно, это всего лишь предположение. Но всё же.

Одним словом, отчитываться о работе за 2015 год Сергею Николаевичу пришлось явно не в стандартных условиях.

В воздухе пахнет грозой

2604d2-1.jpg

Непосредственное выступление Сергея Николаевича тоже оказалось весьма необычным. Надо отдать должное – по некоторым вопросам он выступил, как говорили раньше, с самокритикой. Хотя в целом доклад, по традиции, был составлен в духе победных речей. Несмотря на предшествующее недовольство депутатов. Текст выступления есть в открытом доступе, так что любой желающий может ознакомиться с этим нетленным трудом. Однако кое-какие моменты, на наш взгляд, всё-таки стоит прокомментировать.

Например, глава региона отметил, что индекс промышленного производства у нас увеличился на 5,3%. И явно не без гордости добавил, что здесь Ярославская область занимает 14 место в России и 3 место в ЦФО. Правда, губернатор не акцентировал внимание, за счет чего достигнут рост ИПП. Есть подозрения, что львиная доля здесь принадлежит предприятиям оборонного комплекса (НПО «Сатурн», «Ростовский оптико-механический завод», «Ярославский радиозавод» и др.), а также фармацевтическому кластеру, который сейчас «в фаворе». Примечательно, что на втором месте в ЦФО находится «город оружейников» Тула, а на первом – Брянск, также имеющий ряд предприятий, работающих на нужды ВПК. При этом, сам же Сергей Николаевич отметил, что «предприятия, которые сейчас успешно работают, имеют гигантские убытки прошлых лет, которые они стремятся закрыть как можно быстрее, в ущерб текущим платежам в региональный бюджет». В первую очередь это актуально как раз для оборонного сектора.

Далее губернатор упомянул про индекс сельскохозяйственного производства, который составил 106,6%. Действительно, по отдельным сферам (например, производство сыров) есть хорошая динамика. Но по отдельным отраслям есть и серьёзные проблемы. Например, это касается свиноводства. Которое имеет для регионального АПК далеко не последнее значение. Между тем, даже крупнейший комплекс «Залесье», дающий 80% мяса свинины, по итогам прошлого года получил порядка 30 миллионов рублей убытков. А в ОАО «Курба» ситуация в разы хуже. Поголовье сократилось почти вдвое. А в марте животные вообще получали лишь 30-40% от нормы корма. Стоит сказать и о том, что более трети всех хозяйств региона убыточны. Но думается, что эта цифра несколько причёсана.

Немало внимания в докладе уделили и инвестиционной политике. Ястребов отметил, что «Правительство активно работает над привлечением внешних инвесторов. В октябре 2015 года на международном инвестиционном форуме в Сочи в интересах Ярославской области подписан целый ряд соглашений». Самое крупное из них - между Внешэкономбанком и ЗАО «Р-Фарм». Вместе с тем, нельзя не отметить, что поддержка фармпроизводства – это федеральный тренд. Вот интересная выдержка их журнала «Эксперт» от 11 апреля 2016 года № 15 (983). Статья посвящена государственной поддержке инвестпроектов. Авторы пишут: «среди знаковых проектов Министерство экономического развития выделяет производство импортозамещающих фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств в Ярославской области. Реализует его компания «Р-Фарм», которая строит завод по производству субстанций «Фармославль», вторую очередь завода по производству готовых лекарстенных форм и завершает НИОКР. На всё это ВЭБ выдаёт в общей сложности 14.61 миллиарда рублей». А теперь позвольте спросить: в чём здесь роль Правительства области? Скорее всего, правомерно говорить об общегосударственных приоритетах и активной позиции самой компании в лице председателя Совета директоров ЗАО «Р-Фарм» Алексея Репика.

В продолжение темы губернатор упомянул про соглашение о сотрудничестве между Правительством Ярославской области и Фондом развития промышленности. В принципе, штука это действительно нужная и полезная, поскольку даёт возможность для получения федеральной государственной поддержки (Фонд предоставляет промышленным предприятиям целевые займы). Однако из 16 поданных заявок на договоры займа вышли только 3 (по крайней мере, в отчёте привели именно столько примеров). Одна из них (опять же наиболее крупная) снова была от ЗАО «Р-Фарм» и ещё по одной – от ОАО «ЯЗДА» и от ЗАО «НПО Регулятор».

Впрочем, в плане инвестиционной политики губернатор сам же сказал, что «работу Правительства необходимо усилить», и что «мы «просели» в этом направлении». Что же, честность – лучшая политика. Правда, «просели» мы всё-таки не только в плане инвестиций. Так, из 13 детских садов были введены только 5. Работы по капитальному ремонту провели только на 374 домах, хотя первоначально намечали более, чем 1000. До 5 с лишним миллиардов увеличились долги за «голубое топливо» перед «Газпромом». А общий государственный долг области вырос на 6 с лишним миллиардов. Наконец, вполне ожидаемым было значительное сокращение потребительского спроса, инвестиций в основной капитал, а также снижение оборота розничной торговли. В общем, всё не то, всё не так, как спел бы Михаил Шуфутинский.

Кто здесь власть?

2704d-2.jpg

А теперь – о самом главном. О реакции парламентариев. Посмотрите на прошлогоднее постановление Думы, принятое по итогам отчёта губернатора (от 28 апреля 2015 года № 95). Документ предельно лаконичен: принять информацию к сведению. Всё. И какой документ получился по итогам нынешнего доклада о работе Правительства области! По имеющейся информации, замечания и предложения как минимум от 4 профильных комитетов поступили ещё накануне заседания Думы. И касались они самых разных отраслей. Правительству рекомендовали заложить деньги на бесплатные лекарства для отдельных категорий граждан, на приобретение жилья для медработников, на проведение капремонта учреждений здравоохранения и на оплату труда работников медицинских организаций. Депутаты предложили усилить работу с федеральными органами власти в плане выделения бОльших средств, предназначенных для льготников по программе обеспечения доступным жильём. Парламентарии призвали в приоритетном порядке профинансировать ремонт областных дорог, относящихся к опорной сети и наладить работу постов весового контроля. И так далее. В ходе самой Думы к рекомендациям комитетов свои предложения добавили ещё несколько депутатов (Николай Александрычев и Александр Тарасенков). Они также были учтены в итоговом документе. А лидер коммунистов Александр Воробьёв пошёл ещё дальше и посчитал справедливым всё-таки выставить за работу Правительства соответствующую оценку. Сказав при этом, что оценка КПРФ неудовлетворительная. И хотя его предложение в итоге не поддержали, «за» выступили 16 депутатов. То есть явно больше, чем число оппозиционеров. Получается, что к «неуду» были готовы присоединиться даже некоторые представители фракции «Единая Россия». Против, кстати, выступили всего 7 человек.

Выходит, что даже в Думе работой губернатора не больно-то довольны. В любом случае, исполнительной власти дан вполне конкретный сигнал. Если она не сделает выводы (и не примет хоть какие-то меры), в следующий раз парламентарии могут не ограничиться даже рекомендациями. А взять, да и влепить «неуд». В этом случае отчёт губернатора за 2015 год может стать началом «обратного отчёта» для регионального Правительства. Одним словом, исполнительной власти есть резон поднапрячься. В конце концов, это продиктовано не только будущими выборами. Как минимум, это обязывает ещё и подготовка к торжествам в честь 80-летию области. Ведь обязывает, правда?

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Что Вы ожидаете от 2020 года?