Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.12.2017
Ярославль
2360
ПОЛИТИЧЕСКОЕ САЛЬДО ВЛАДИМИРА СЛЕПЦОВА

О «прибылях» и «убытках» мэра г. Ярославля в 2017 году

ПОЛИТИЧЕСКОЕ САЛЬДО ВЛАДИМИРА СЛЕПЦОВА

В декабре обычно принято подводить итоги года: бодро отчитываться о достижениях, скромно признавать отдельные недостатки, анализировать причины побед и поражений. На языке экономистов и бухгалтеров это время называется «отчетным периодом». Правда, если финансовые итоги обычно подводят в январе (а то и в течение всего первого квартала), то политика позволяет сделать кое-какие выводы уже сейчас. На прошлой неделе мы коротко вспомнили о главных начинаниях Губернатора Дмитрия Миронова. Сегодня настал черёд мэра Ярославля Владимира Слепцова. В отличие от Дмитрия Юрьевича, Владимир Витальевич не был всенародно избран в ходе прямого, равного и тайного голосования. И, на первый взгляд, мог сильно не заморачиваться насчёт общественного мнения. Однако градоначальник оказался не менее (а по отдельным направлениям – даже более) активным, чем его «старший товарищ». Вот только большинство начинаний главы города оказались… Впрочем, судите о них сами. Мы лишь подобьём «баланс» и постараемся вывести некое «политическое сальдо» господина Слепцова по итогам 2017 года. А заодно понять, чего за прошедшие 12 месяцев было больше: «прибыли» или «убытка»?

 

Ave Caesar, morituri te salutant!

Перевод этой латинской поговорки звучит так: «Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Эту фразу обычно произносили легионеры, идущие  в бой, и неуверенные в том, что они вернутся живыми с поля боя.

Слепцов и Миронов.jpgВладимир Слепцов вернулся в Ярославль в начале осени 2016 года после более чем трёхлетней работы в Подмосковье. 21 сентября муниципалитет без колебаний назначил его первым заместителем отсутствующего мэра с одновременным делегированием полномочий исполняющего обязанности градоначальника (полновластным главой он стал уже 1 марта нынешнего года). Одновременно началось выстраивание всей политической системы города под нового «хозяина». Для начала специальным законопроектом (который опять же без колебаний поддержала Дума) в областном центре объединили полномочия мэра и сити-менеджера. Напомним, что в предыдущей редакции Устава (изменённой незадолго до описываемых событий) главой города являлся председатель муниципалитета. А сити-менеджер (он же руководитель местной администрации) курировал преимущественно хозяйственные вопросы. Такая же система действовала практически во всех районах и крупных городах региона за исключением Рыбинска, где градоначальника избирали всенародно. Слепцов же объединил в своих руках всю полноту исполнительной власти. Не мудрено, что первыми его решениями стали кадровые. В мэрию сразу же вернулись несколько «птенцов гнезда Виктора Волончунаса», при котором работал и сам Слепцов. В целом подбор команды проходил не быстро и не просто. Кое-какие пертурбации продолжаются по сей день, хотя к прошедшему сентябрю процесс был практически завершён.

Депутатский корпус и вовсе замер в ожидании. Большая часть народных избранников «присягнула на верность» новому градоначальнику. «Нелояльным» и просто «не вписавшимся» быстро указали на их место. Часть практически сразу лишились руководящих постов в муниципальных предприятиях и учреждениях (Ярослав Юдин, Сергей Тюрин, позднее – Александр Черепанин, Валерий Байло), часть была выведена из состава органов управления подконтрольных городу структур. За редким исключением, все они не прошли в новый созыв представительного органа. К слову, Владимир Витальевич не церемонился и с представителями мэрии. За три месяца работы он поменял десяток руководителей первого эшелона. Только в ключевом департаменте городского хозяйства сменилось четыре руководителя. А в администрации Кировского района за неполный год успели поработать 7 глав. Чего уж говорить о среднем и низовом звеньях. Крутой нрав скорого на расправу градоначальника давно стал притчей во языцех. И если бы мы жили не в Ярославле, а Древнем Риме, то муниципальным служащим вместе с депутатами впору было бы воскликнуть: «Ave Caesar, morituri te salutant!».

Зарубин (фото с сайта Первого Ярославского).pngБольше всего пришлось повозиться с председателем муниципалитета Павлом Зарубиным, «серым кардиналом» ярославской политики в период неяркого губернаторства Сергея Ястребова. По ряду причин, перечислять которые здесь не имеет особого смысла, у Павла Марковича и Владимира Витальевича сложились отнюдь не безоблачные отношения. Это, мягко говоря. Видимо, понимая всю сложность ситуации, спикер городского парламента решил сыграть ва-банк и пошёл на прямую конфронтацию с новым мэром. Что и предопределило дальнейшее развитие событий. Ждать развязки пришлось недолго. У Зарубина выявили незадекларированный гараж. Дальше всё было «делом техники». На заседание муниципалитета был вынесен проект решения о досрочном прекращении его депутатских полномочий (до этого рассмотренный во фракции «Единая Россия»), который и был поддержан абсолютным большинством голосов. Некогда всесильного председателя «отдали на заклание» собственные коллеги. Операция была проведена чисто, быстро и практически безболезненно. С уходом Павла Зарубина из городского парламента (а затем и из поля зрения), городское политическое пространство оказалось полностью зачищенным, а у Владимира Слепцова не осталось сколь-нибудь серьёзного противодействия. Но, как показали дальнейшие события, это оказалось чуть ли не единственной победой нового градоначальника.

 

Ларьки раздора

Ларьки-2.jpgОдним из самых обсуждаемых начинаний мэра стала кампания по замене ларьков. Или, как их называют по-научному, нестационарных торговых объектов (НТО). Чего-то оригинального в самом решении не было: внешний вид НТО и схему их размещения неоднократно пытались менять и до Слепцова. А вот исполнение задуманного продолжает будоражить умы и сердца по сей день. Не будем утомлять читателя долгим пересказом о том, каким должен быть современный ларёк эпохи Слепцова. Все требования исчерпывающе указаны в постановлении мэрии от 21 марта сего года за номером 374. Если вкратце, то НТО должны иметь подсветку и 30% остекления, внутри необходимо предусмотреть санузел, а снаружи - установить урну и уложить плитку красного цвета (ох уж эта любовь к кумачу). Понятно, что стоит такое удовольствие недёшево. По некоторым данным, обустройство новой торговой точки оценивается примерно в 1 миллион рублей. К тому же, привести все объекты в соответствие потребовали в рекордно короткие сроки – до 1 июня (то есть фактически за два месяца). Правда, вскоре власти сменили гнев на милость и продлили этот срок до 1 сентября. Но и к этому времени осчастливить горожан не удалось. К назначенной дате заменили лишь 12% объектов. В результате мэру не осталось ничего иного, как дать бизнесменам ещё три месяца – до 1 декабря. К слову, перенос сроков вообще стал «фирменным стилем» Владимира Витальевича, характерным для всех его главных начинаний (несмотря на предельно жёсткую риторику и чуть ли не ультимативные требования каждый раз уложиться в установленные рамки).

Ларьки-1.jpgК зиме новых ларьков чисто визуально действительно прибавилось. И выглядят они вполне симпатично (хотя это, разумеется, дело вкуса). Но, похоже, что о 100% исполнении «последнего предупреждения» речи снова не идёт. Дабы не быть голословными, приведем несколько цитат. Первая – за авторством вице-мэра Алексея Торопова, опубликованная ИА «Регнум» 3 ноября: «Из 524 объектов сданы 300, еще около 100 объектов будут закончены в декабре, в результате, я думаю, 350−400 новых НТО у нас будет в этом году». Вторая дана на официальном портале мэрии Ярославля месяц спустя, 5 декабря, и принадлежит ведущему специалисту управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма Светлане Галочкиной: «Более 50% торговых объектов уже заменены на новые, остальные находятся в работе. Однако существует и небольшой процент предпринимателей, которые даже не приступали к приведению своих павильонов в порядок». Некоторые цифры, правда, не бьются. Например, непонятно, откуда взялись 524 объекта, когда к началу декабря в Ярославле было заключено 637 договоров на право размещения НТО? Но это детали. В конце концов, сотней объектов больше, сотней меньше. Важно, что программа снова не была закончена в установленный срок. А это говорит либо о некачественном планировании, либо о чрезмерно завышенных требованиях.

Подведём баланс. Плюсы реформы: предпринятая попытка улучшить внешний вид НТО и привести нестационарную торговлю к единому стандарту. Частично это удалось. Минусы: замена ларьков не выполнена в срок; преображение железных «кормильцев» обошлось бизнесменам в копеечку (что в нынешние кризисные времена не есть хорошо); самих НТО стало меньше. Последнее наводит на мысль о том, что часть законопослушных предпринимателей могли попросту свернуть дело. Во всяком случае, в схеме размещения НТО, утверждённой в конце 2015 года, было предусмотрено 730 мест. А ныне действующих договоров почти на сотню меньше. Выводы, как договаривались, каждый сделает сам.

 

Незаконная остановка vs легальный навес

Остановка-2.jpgСамой одиозной идеей, пожалуй, можно считать решение о замене остановок. Посыл вроде бы тоже благой – заменить незаконно установленные торговые точки, расположенные на остановочных комплексах. Кроме того, часть павильонов сама по себе пришла в негодность. В итоге фронт работ нарисовался большой: под демонтаж угодили 146 остановок с ларьками, а всего их планировали поменять более 450. Кампанию начали загодя. Но единственное, что успели сделать быс тро – это «срезать» старые конструкции. А вот замена их на новые, сильно затянулась. Причин сложившейся ситуации было несколько (от юридических тонкостей с проведением аукционов до задержки поставок от изготовителя). Все они подробно описаны СМИ и подробно останавливаться на них ещё раз не стоит. Тем более, что всё это мало волнует добропорядочных обывателей. Им важно иметь крышу над головой во время ожидания общественного транспорта, чтобы не мокнуть под дождём и снегом. Когда такой возможности нет – это вызывает вполне естественное и справедливое недовольство. Сначала казалось, что проблему решат оперативно. После первых жалоб от людей казалось, что новенькие павильоны повсеместно заменят уже летом. Вопрос был поднят в муниципалитете. Депутаты, как водится, повозмущались, но быстро затихли. А далее начался традиционный перенос сроков: на 1 сентября, на 1 октября, и, в конечном счёте, на 1 декабря.

 И вот этот день наступил. Что мы видим по факту? Новые остановки стали заметны. Но сказать, что их заменили повсеместно, никак нельзя. То, что задача не выполнена на 100%, признают все. Расходятся только в цифрах. Вот мнение депутата областной Думы Эльхана Мардалиева, опубликованное информационным агентством «Ярньюс»: «В Ярославле более 600 остановок общественного транспорта. К 1 декабря, в основном силами предпринимателей, были приведены «к новому облику» чуть более 200. Около 400 остается не приведенным». В мэрии иное мнение. Правда, чиновники почему-то не могут прийти к единому знаменателю. По данным заместителя мэра и директора ДГХ Михаила Кузнецова, за счёт средств бюджета выполняется содержание 323 павильонов. А по версии другого вице-мэра Алексея Торопова их больше: «На 362 остановках производится уборка, остановки там стоят. В Ярославле не хватает от 40 до 45 остановок» (комментарий на сайте «Ярньюс» от 5 декабря). Правда, большинство среди этих 362 штук вроде как составляют комплексы старого образца. А задача, как мы помним, заключалась в установке новых остановок. Впрочем, новые в ряде случаев тоже представляют собой весьма унылое зрелище. Вместо обещанных современных комплексов жители Ярославля получили неудобные и открытые всем ветрам навесы. Но зато полностью легальные.

Подытожим. Плюсами начинания можно назвать борьбу с незаконной торговлей и попытку привести элементы городской среды в некой единой концепции. Минусы: задача не была выполнена в срок; остановки получились разномастными; граждане столкнулись со значительными неудобствами, что лишний раз отразилось на имидже мэрии (весной на отсутствие остановок отреагировала прокуратура, зимой – оппозиция, установив вместо павильонов красные палатки).

 

Вчера белые, но по 23. Сегодня красные, но по 26!

2.jpgЕщё одной непопулярной мерой стало повышение стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте и маршрутных такси. Цену билетов в автобусах, троллейбусах и трамваях подняли до 23 рублей с 1 января 2017 г. Так что кондукторы «лютовали» непосредственно в Новогоднюю ночь. Указанные меры в городской администрации объясняли необходимостью поправить сложное финансовое положение транспортных предприятий. На деле получилось с точностью до наоборот. За первое полугодие пассажиропоток сократился на 2,5 миллиона человек. А по итогам 9 месяцев убыток от перевозки пассажиров у ПАТП-1 составил без малого 115 миллионов рублей, у «Яргорэлектротранса» - более 160 миллионов. Уровень износа подвижного состава вообще не выдерживает никакой критики: для троллейбусов он составляет почти 90%, для автобусов – 75%, для трамваев – 67%. В довершение, перевозчикам ещё и сократили субсидию из городского бюджета. Притом, весьма существенно. Едва ли не единственная заметная мера поддержки, предпринятая властью, это закупка 10 новых автобусов. Правда, параллельно было списано 15 старых. Так что результат оказался нивелирован.

3.JPGНа фоне всего этого безобразия Владимир Слепцов затевает глобальную реформу по замене «маршруток». Согласно новым правилам, это должны быть красные автобусы (для транспортных средств малой вместимости разрешили белый цвет) с двигателями стандарта не ниже «Евро-5». Эксплуатировать их можно не дольше 7 лет с даты изготовления. При этом, салон должен быть оборудован соответствующими гаджетами (прежде всего – видеорегистраторами и гарнитурами для мобильных телефонов), а водителю полагается иметь форму. Все 28 требований указаны в постановлении мэрии 2 июня за номером 766. Естественно, предпринимателям снова установили сроки приведения своего бизнеса «в соответствие», которые снова перенесли. Сперва в качестве часа «икс» значился день 1 июля, потом – 1 сентября, а после – сразу 1 апреля уже 2018 года. Судя по всему, реформа откровенно забуксовала. Что подтверждается цифрами. Всего планировалось заменить около 320 «маршруток». Весной количество новых «пазиков» на улицах города можно было пересчитать по пальцам одной руки. 20 автобусов пришли в Ярославль в июне (вместе с обещанием дополнительно поставить 60 единиц «в ближайшее время»). После этого всё стихло. Правда, осенью красных маршрутных такси прибавилось (опять же, чисто визуально). Но их доля всё равно остаётся небольшой. И ни о какой полной замене речи конечно не идёт. Что, впрочем, не помешало владельцам «железных коней» поднять цену проезда до 26 рублей. Первая ласточка прилетела ещё в ноябре. Тогда стоимость билетов увеличили только отдельные владельцы такси (примерно на 7 маршрутах). Но с 15 декабря её обещают повысить и другие. Притом, вне зависимости от того, новая у них техника или старая. Что, вот уж действительно, не лезет ни в какие ворота! Очень слабо верится и в соблюдение всех 28 указанных выше требований. И «маршруточники» по-прежнему остаются в числе главных «беспредельщиков» на дорогах.

Подведём итог по «транспортному цеху». Плюсы: обновление подвижного состава у нескольких частных перевозчиков и частичная замена парка ПАТП-1 (что хорошо, ибо состояние отдельных автобусов удручает) и попытка навести порядок в сфере общественного транспорта (что, в общем, также давно пора). Минусы: срыв первоначальных сроков замены транспортных средств; несоответствие большинства «маршруток» заявленным требованиям; повышение стоимости проезда и в муниципальном, и в частном секторе; нарастающий износ подвижного состава в муниципальных предприятиях без выполнения должного обновления.

 

«Отчет о прибылях и убытках»

Мы вспомнили о главных событиях, но перечислили далеко не все начинания, с которыми на протяжении года было связано имя Владимира Слепцова. Например, можно вспомнить и масштабный ремонт дорог, и работы по благоустройству исторического центра Ярославля. Однако в первом случае финансовое участие города было минимальным (основные средства выделили из федерального и областного бюджета, со-финансирование муниципалов составило около 10%), а во втором его не было вовсе (600 миллионов выделило Правительство Москвы). Так что участие Ярославля сводилось преимущественно к организационным и контрольным функциям. Которые были исполнены неблестяще. Во всяком случае, сроки работ оказались сорваны, а их качество местами оставляло желать лучшего. Правда, надо отдать должное, что откровенную халтуру на этот раз не принимали – заставляли переделывать. Но как бы то ни было, сам Владимир Слепцов имел к этой работе весьма опосредованное отношение. То же самое можно сказать и о реализации губернаторского проекта «Решаем вместе» на территории города Ярославля.

Нельзя забыть и празднование юбилея туристического маршрута «Золотое кольцо». Но и здесь всё неоднозначно. Сама по себе идея была определённо хороша. Но исполнение, мягко говоря, оставило желать лучшего («Клуб социологов» подробно писал об этом в статье «Стать властелином «кольца!» от 30.11.2017). Также можно упомянуть ряд проблем, связанных с началом отопительного сезона и зимней уборкой дорог. Но с этими трудностями в той или иной степени сталкивались все градоначальники. Правда, не все уезжали в отпуск в начале декабря. Но это так, к слову.

Табличка.jpgКаков же итог? Или, пользуясь финансовой терминологией, «отчёт о прибылях и убытках»? Если отталкиваться от вышесказанного, то «сальдо» получается отрицательным. Разумеется, мы ведём речь исключительно в политическом контексте, оценивая возможные имиджевые потери Владимира Слепцова. И по всему получается, что убытков (то есть минусов) по итогам года накопилось больше, чем плюсов. Привить московские порядки на скудную ярославскую почву пока не очень удаётся. В кулуарах даже пошли слухи, что работой ярославского градоначальника якобы недоволен губернатор Дмитрий Миронов, а самого мэра скоро могут снять с должности. На наш взгляд, подобный расклад всё-таки выглядит преувеличением. И Слепцов сохранит своё кресло. Во всяком случае, до президентских выборов – точно. А может, и дольше. Но делать выводы и что-то менять придётся уже сейчас. Ибо негатив от провалов на местном уровне ярославцы могут начать транслировать и на более высокий уровень власти. Что чревато падением рейтингов и прочими нехорошими последствиями. И городскую администрацию за это точно не погладят по голове. А может, и затрещину дадут!

 

 

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?