Размышления за сутки до первого заседания муниципалитета г.Ярославля
5 октября состоится первое заседание ярославского муниципалитета нового созыва. Пока «седьмой состав» стоит на запасном пути в «депо». Но уже через сутки он тронется в долгий путь длиною в пять лет. Депутаты получили удостоверения. Инициативная группа сформирована повестку. Озвучены предложения по руководству. Определены составы постоянных комиссий. Казалось бы, всё предельно ясно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, нынешний состав муниципалитета может оказаться не таким простым, как его представляют достопочтенные обыватели. А исполнительной власти придётся изрядно поломать голову, прежде чем найти подход к народным избранникам. Конечно, руководящая роль мэрии останется доминирующей. Но определённые «сюрпризы» в исполнении слуг народа тоже не исключены.
«Машинисты», «кочегары» и «проводники» седьмого состава
На сегодняшний день расклад по должностям и структуре муниципалитета выглядит следующим образом. С вероятностью 99,99% (одну сотую мы оставляем на чрезвычайные ситуации типа извержения вулкана, падение метеорита или атаку марсиан) председателем станет Артур Ефремов. В его руках все формальные козыри. Секретарь городского отделения «Единой России» (притом, занявший этот пост уже при новой власти). Имеет большой опыт общественной работы («Опора России»). Не замечен в дружбе с одиозными фигурами из прошлой команды. Системный. Молодой. Финансово самодостаточный. Жаль, что не из военных. А так бы идеальной кандидатурой на все 100%.
У Ефремова будет два заместителя – Сергей Калинин и Александр Дегтярёв (последний также возглавит фракцию «Единая Россия»). Примечательно, что в муниципалитете шестого созыва большую часть времени работал только один вице-спикер (Игорь Блохин), а при Павле Зарубине зама не было вовсе. И лишь под занавес депутаты решили облегчить работу председателя с помощью двух заместителей. Ими стали Павел Дыбин и Вадим Канашкин. «Операция» прошла в декабре 2016 года, когда Владимир Слепцов уже прочно обосновался на хозяйстве, а трон господина Зарубина, напротив, основательно расшатался. С учётом того, что председательское кресло впоследствии занял именно Дыбин, решение с замами вряд ли было случайным. Теперь его решили «узаконить» окончательно. Мало ли что.
В муниципалитете будет четыре фракции: «Единая Россия» (31 человек, председатель – Александр Дегтярёв,), КПРФ (4 человека, председатель – Евгения Овод), ЛДПР (2 человека, председатель – Павел Зиборов) и «Справедливая Россия» (фракция имени одного человека – Ильи Советова). Основная работа депутатов по-прежнему будет сосредоточена в постоянных комиссиях. На этот раз их будет шесть. Интересно, что с 1994 по 2012 год (то есть четыре первые созыва) в муниципалитете были четыре «стандартные» комиссии: по бюджету, финансам и налоговой политике; по экономике, муниципальной собственности и развитию города; по социальной политике; по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка. Их названия и полномочия практически не менялись все эти годы. В пятом созыве была выделена самостоятельная комиссия – по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. С одной стороны, это можно объяснить обострившимся на пост-урлашовской волне желанием народных избранников потеснить мэрию и усилить собственный контроль над городским хозяйством. С другой – попыткой удовлетворить аппетиты бизнесменов, находившихся «в фаворе» на тот момент. Комиссию возглавлял Александр Черепанин. Наконец, сейчас депутаты намерены создать шестую комиссию – по ЖКХ и благоустройству. С учётом того, что эти отрасли продолжают испытывать множество проблем, а у муниципалов ещё остаются полномочия для их решения – инициатива принципиально верная. Был бы только кворум. А то депутаты – они такие, не слишком дисциплинированные.
Пока что инициативная группа по подготовке к первому заседанию определилась лишь с составами комиссий. Имена их руководителей ещё неизвестны. Тем не менее, определённые предположения сделать всё-таки можно. По нашей информации, посты председателей скорее всего сохранят Сергей Смоленский, Константин Шлапак и Олег Ненилин (соответственно, в комиссиях по бюджету, по экономике и по городскому самоуправлению). Сложнее ситуация с комиссией по социальной политике. Ранее её возглавляла Вера Никольская из «Патриотов России» (притом, на освобождённой основе), не прошедшая в седьмой созыв. Но «свято место» однозначно не будет пустовать. И, скорее всего, достанется единороссу. Среди наиболее вероятных претендентов называют Владимира Молодкина и Алексея Таганова. Также звучат имена Ильи Горохова, Юлии Мироновой, Андрея Ганелина. В качестве потенциальных руководителей комиссии по ЖКХ и благоустройству также указывают несколько лиц. Чаще других упоминается фамилия Вадима Канашкина. В качестве возможных «конкурентов» - Андрей Золотовский, Дмитрий Волончунас и Андрей Щенников. Меньше всего ясности с председателем комиссии по муниципальной собственности. Рискнём предположить, что им станет либо кто-то из руководящего состава муниципальных предприятий (таковых в нынешнем составе муниципалитета как минимум четверо), либо кто-то из «вновь прибывших» депутатов. Естественно, обличённых полным доверием мэра Владимира Слепцова.
Не стоит списывать со счетов и оппозиционеров. Несмотря на свою малочисленность и невеликие шансы «порулить», они подтверждают, что будут претендовать на руководящие посты наравне с единороссами. Некоторые «замахиваются» даже на кресло заместителя председателя муниципалитета. Оно им, понятное дело, не светит (не будем лицемерами). Как и должности председателей комиссий. А вот места их замов получить вполне возможно. Куш невелик. Но когда соотношение «партии власти» к оппозиции 31 депутат к 7, рассчитывать на большее вряд ли приходится. К слову, такая же практика действует и в областной Думе, где пропорция примерно та же: 40 к 10. По всей вероятности, оппозиционеры могут стать вице-спикерами в комиссиях по социальной политике, по вопросам городского самоуправления и по ЖКХ. Но пока всё это – лишь домыслы. Как будет на самом деле – скоро увидим.
Ненаучная классификация депутатов
Считается, что нынешний состав муниципалитета, ни в пример предыдущему, будет исключительно послушным и даже «ручным». Он не станет создавать мэрии никаких проблем. А его главную функцию сведут исключительно к одобрению предложений исполнительной власти. В каком-то смысле это предположение справедливо. Хотя бы потому, что в представительном органе нет такого количества оппозиционеров, как пять лет назад. А между мэрией и муниципалитетом отсутствует то противостояние, которое было в 2012-2013 годах в бытность мэром Евгения Урлашова. Но всё это верно лишь отчасти. Во-первых, нынешний городской парламент обновился лишь наполовину. 18 депутатов из 38 сохранили свои места. А некоторые вчерашние оппозиционеры (из фракции «Гражданская платформа») вполне благополучно переизбрались уже от «партии власти». Во-вторых, нынешняя фракция «Единой России» отнюдь не отличается тем самым «единством». Внутри неё есть свои группы, члены которых зачастую ведут себя по отношению друг к другу ещё хуже, чем с оппозицией. Каждая из этих групп может преследовать свои интересы. Которые не всегда могут совпадать с «генеральной линией» партии или установками мэрии. И потому рискуют стать почвой если не для прямых конфликтов, то для определённых трений. В этой связи руководству города придётся потрудиться, чтобы избежать открытого противостояния. Дабы не быть голословными, мы попытались провести своеобразную классификацию депутатов нового созыва и распределить их по группам. Разумеется, она носит исключительно условный характер. А один и тот же народный одновременно может состоять в нескольких «объединениях». И всё же нам кажется, что подобный расклад имеет определённые основания и может быть принят во внимание. Итак, ненаучная классификация депутатов седьмого созыва.
Первая группа – «старая гвардия». Сюда можно отнести Александра Дегтярёва, Сергея Калинина, Владимира Молодкина, Сергея Смоленского. Принадлежность к данной группе определяется как возрастом, так и политическим опытом названных господ. А он весьма солидный. Все либо отработали в муниципалитете не менее трёх созывов, либо заседали в областной Думе. Все начинали парламентскую карьеру, когда мэром Ярославля был ещё Виктор Волончунас, и пережили смену как минимум четырёх градоначальников. Сегодня они по-прежнему держатся на плаву. А предполагаемое распределение должностей (см. выше) свидетельствует не только о формальном уважении, но и реальном доверии исполнительной власти к этим людям. Одним словом, они при делах. Единственным скользким моментом может стать ситуация с Сергеем Калининым. Первоначально в качестве председателя муниципалитета рассматривался именно он. Во всяком случае, в открытых источниках его фамилия звучала раньше Ефремова. По неподтверждённой информации, ради обещанного кресла спикера Сергей Григорьевич даже оставил пост вице-мэра. Но в итоге ставка была сделана на Артура Евгеньевича. Резонно предположить, что это вряд ли вызвало восторг у первого соискателя. Конечно, никто не говорит, что Калинин будет ставить своему молодому коллеге палки в колёса. Но вполне вероятно, что неприятный осадок у него остался. Впрочем, чужая душа – потёмки. В конце концов, не исключено, что через год Ефремов попытает счастья на выборах в областную Думу, а Калинин «законно» займёт освободившееся место. Либо «наверх» пойдёт сам вице-спикер. А в качестве «утешительного приза» на оставшиеся месяцы получит работу на постоянной основе.
Вторая группа – бывшие представители команды Урлашова. Это Дмитрий Кузьмин, Андрей Лихачёв, Вадим Канашкин, Михаил Писарец, с определённой оговоркой – Игорь Бортников. Все, кроме Михаила Борисовича – депутаты прошлого созыва. Все прошли в муниципалитет при определённой поддержке экс-градоначальника. Первые трое входили во фракцию «Гражданская платформа». Писарец, в свою очередь, длительное время представлял интересы опального мэра в суде. Сегодня все они избрались в городской парламент от «Единой России», с которой у Евгения Робертовича сложились далеко не самые тёплые отношения. Мы не возьмёмся оценивать моральную сторону вопроса. В конце концов, политика – искусство возможного. Но отметим одно обстоятельство. Все названные господа – люди, скажем так, не вполне системные. Нет, они не оппозиционеры. Но и не солдаты, которые будут ходить строем. А нынешнее руководство мэрии, судя по всему, не слишком приветствует самостоятельность и вольнодумство. И уж точно не примелет возражений. Так что со вчерашними «урлашовцами» придётся повозиться. Не исключено, что будет «искрить».
Третья группа – представители объединённой политической группировки «Авангард». Хотя правильнее было бы назвать их «осколками», сумевшими выплыть после бури, накрывшей это ещё недавно бывшее в фаворе сообщество. В группу входят Алексей Малютин и Светлана Агашина. Оба продолжают работать в структурах, подконтрольных областному депутату Илье Круглову. В прошлую пятилетку ему удалось собрать под крыло солидную команду (Илья Осипов, Алексей Малютин, Игорь Блохин, Павел Зарубин и другие), которая вершила все значимые дела не только в городе, но и в области. Прошлогодняя смена власти не оставила от этого и следа. И теперь «доверенными лицами» «Авангарда» в муниципалитете остались лишь двое названных депутатов. Ввиду малочисленности и изменившейся политической ситуации большой погоды они не сделают. И на прямую конфронтацию со Слепцовым вряд ли пойдут. Но определённое противодействие оказать могут. Также не исключена, пусть и слабая, но попытка лоббирования своих интересов (прежде всего - в строительстве и розничной торговле). Не исключено, что она даже может увенчаться успехом. Хотя бы потому, что в территориальных администрациях и профильных департаментах осталась люди, с которыми у «Авангарда» налажены определённые связи.
Четвёртая группа – депутаты-единороссы прошлого созыва. К примеру, Роман Галагаев, Олег Ненилин, Евгений Баранов, Константин Шлапак, Евгений Мясников. Как правило, они прошли в муниципалитет либо второй, либо третий раз. И вполне могут считаться системными людьми. Это проверенные кадры, которые приветствовали приход новой команды (или, во всяком случае, безропотно его восприняли) и которым повторно доверили мандат. Скорее всего, они станут главной «ударной силой» в принятии важных решений. Правда, часть из них может принять участие в выборах областной Думы в сентябре будущего года и уйти «на повышение». Но это будет ещё не скоро. И пока они могут править бал.
Пятая группа – новые представители «Единой России». Это довольно многочисленная команда, в которую входят Артур Ефремов, Илья Горохов, Александр Забирко, Андрей Ганелин, Дмитрий Волончунас, Алексей Таганов, Юлия Миронова и другие. Они не связаны ни с Урлашовым, ни с «Авангардом», способны конструктивно работать со «старой гвардией», поэтому их отношения с новой властью будут писаться с чистого листа. Все они наверняка получили «одобрение» мэра на проход в муниципалитет и потенциально могут рассчитывать на его поддержку. С известной долей условности их даже можно назвать «личным резервом» Владимира Слепцова. А вот кто и как сможет себя проявить – покажет время. Опять же, не будем забывать о скорых выборах.
Шестая группа – оппозиция. Это семь депутатов от КПРФ, ЛДПР и СР. Тут всё понятно без лишних слов. Отдельно стоит отметить коммунистов. Если потребуется, они не побоятся пойти на прямой конфликт как со Слепцовым лично, так и с новой мэрией вообще. Решительный настрой «левых» подтвердила и встреча фракции с градоначальником, которая состоялась 21 сентября. Уже сейчас ясно, что представители КПРФ будут задавать неудобные вопросы, устраивать пикеты, а если надо – звать людей «на баррикады» (разумеется, условные). Одним словом, они рискуют стать той самой костью в горле власти. Масло в огонь добавил и выбор председателя фракции. Им стала Евгения Овод, известная своей общественной деятельностью и активной гражданской позицией (может быть, даже слишком активной). Судя по всему, эта хрупкая женщина ещё задаст там шороху. Что касается остальных оппозиционеров, то представители ЛДПР, скорее всего, будут вести себя достаточно системно.
А вот от Ильи Советова вполне можно ожидать определённых протестных действий (в пределах разумного, учитывая нынешние тренды «Справедливой России»). Впрочем, по самым резонансным вопросам (к примеру, возврат к прямым выборам мэра) все они могут голосовать консолидировано. А если добавить сюда голоса «несистемных» или «обиженных» единороссов, может получиться вполне полновесный блок из десятка депутатов. Вряд ли он принципиально повлияет на решения мэрии. Но обеспечить ей «головную боль» вполне сможет. И это тоже нельзя не учитывать.
Первоочередные и вечные
Напоследок – о тех первоочередных вопросах, которые уже в ближайшее время придётся решать мэрии и муниципалитету. Притом, решать сообща. Именно на этом этапе станет понятно, как будет выстраиваться взаимодействие народных избранников нового призыва и руководителей исполнительной власти и станет ли эта работа по-настоящему конструктивной. Многие вопросы относятся к разряду «вечных», так что у муниципалитета седьмого созыва появится отличная возможность предложить свой рецепт лечения застарелых болезней. Один из ярких примеров – «точечная застройка» и комплексное освоение территорий. Пожалуй, самый резонансный пример последнего времени – проект строительства в микрорайоне «Тверицы» в Заволжском районе. Здесь мы наблюдаем причудливый клубок, в котором переплелись интересы жителей частного сектора, архитекторов, градозащитников (в которые сегодня записываются очень многие), политических партий, застройщиков (среди которых, в частности, упоминается имя гендиректора Норского керамического завода Юрия Марченко) и даже обманутых дольщиков (которые вложились в проект планировки территории и рассчитывали на новое строительство). В начале августа уже прошли публичные слушания, давшие «добро» на реализацию проекта. Но из-за протеста местных жителей пришлось дать задний ход. Владимир Слепцов пообещал учесть мнение сторон и провести повторные слушания. В настоящее время по данному вопросу создана специальная рабочая группа. Но разрубить этот гордиев узел будет весьма и весьма непросто. Тем более, что Тверицы – отнюдь не единственный «спорный» градостроительный проект. Никуда не делась «точечная застройка», примеры которой есть и в Брагине, и на Суздалке, и на Красном Перекопе. И с этим тоже придётся основательно повозиться.
Особое внимание наверняка уделят «срочным» проектам, которые должны завершиться до конца года. Прежде всего, речь о замене нестационарных торговых объектов и остановочных комплексов. И то, и другое обещают «окончательно» завершить до 1 декабря. Правда, сроки уже неоднократно менялись. И будет ли поставлена финальная точка на этот раз – неизвестно. Не лишним будет вспомнить и о работе общественного транспорта. И та же оппозиция наверняка это сделает. Хотя бы в контексте грядущего повышения стоимости проезда в маршрутках. Пока об этом заявил только один предприниматель. Но где гарантии, что процесс не примет лавинообразный характер? Надо же отбивать затраты по замене загнанных «железных коней» на красных жеребцов марки ПАЗ. А там, глядишь, власти задумают вновь поднять цену билета и в автобусах, троллейбусах и трамваях. И снова начнётся сказка про белого бычка. Параллельно наверняка всплывёт тема работы транспортных предприятий – МУП «ПАТП-1» и АО «Яргорэлектротранс» (которые продолжают генерировать убытки). А вместе с ними – и остальных предприятий муниципального сектора (коих у нас более двух десятков). Вот тут то и проявится талант будущего председателя комиссии по управлению и распоряжению городской собственностью.
Ну и наконец, самым главным вопросом уже в конце октября – начале ноября станет обсуждение и принятие бюджета на будущий год. Что-то подсказывает, что он снова будет сложным. Скорее всего, сохранится дефицит (региональный бюджет, напомним, был сбалансирован). Да и размер муниципального долга продолжает оставаться внушительным. На 1 июля 2017 года он составлял более 6,3 миллиарда рублей. Для сравнения – собственные доходы городской казны на начало года оценивались в 6,8 миллиарда. Хочется верить, что анонсированная «наверху» реструктуризация бюджетных кредитов для регионов, возможно, со временем будет распространяться и на муниципальном уровне. Отдельным пунктом остаётся привлечение федеральных и региональных субсидий. Например, это актуально для строительства дорог (приоритетный проект будет продолжен и в следующем году, в его рамках должны сделать 33 улицы) или социальных объектов (школ и детских садов). По количеству этих денег тоже будут оценивать эффективность работы местной власти (как исполнительной, так и представительной).
Решать все эти вопросы придётся едва ли с первого дня. И этот первый день начнётся уже в четверг. А пока у парламентариев есть последние сутки. Последний день тишины.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ