Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.09.2018
Ярославль
2066
БЫЛИНА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

О предварительных итогах ярославского дорожного ремонта

БЫЛИНА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Помните, в советские годы была «Сказка о потерянном времени»? По мотивам которой потом ещё фильм сняли. Она рассказывает о приключениях школьников, бездарно растративших своё время и превратившихся в старичков. Сюжет этого замечательного произведения как нельзя лучше отражает ситуацию, сложившуюся в дорожном хозяйстве Ярославской области. В ожидании ремонта отдельных магистралей действительно можно состариться. Да и подрядчики провели нынешний сезон на редкость бестолково, под стать хрестоматийным пионерам. Разница лишь в том, что литературные герои, в конце концов, осознали всю остроту момента (благодаря чему история закончилась «хэппи эндом»), а ярославские «герои асфальта» - нет. Поэтому сегодняшний дорожный фронт – это не сказка, а суровая быть. Быль о потерянном времени. Казалось бы, сколько сделано выводов, сказано слов, дано обещаний. Увы, всё тщетно. Сегодня ситуация выглядит даже хуже, чем в прошлом году. На дворе сентябрь. До начала осенней распутицы – считанные дни. А работы ещё – непочатый край. Но вместо того, чтобы собраться и «порвать» подрядчиков на британский флаг, власти затевают очередные сомнительные эксперименты. В результате которых судьба областных дорог рискует стать ещё более непредсказуемой.

 

Сентябрь подкрался незаметно

          Как известно, основные работы в этом году проходят по программе «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Этот федеральный проект действует в Ярославской области (и ещё 37 регионах) второй год. Деятельность за его рамками остаётся незначительной. На реализацию БКД выделен 1 миллиард 460 миллионов рублей, что на 154 миллиона больше, чем в прошлом сезоне. Первая половина выделена из федеральной казны, вторая – из консолидированного бюджета города и области. На эти деньги проводится ремонт 23 улиц в Ярославле и 7 участков региональных дорог (6 – в Ярославском районе и 1 – в Тутаевском). Формально, все сроки заканчиваются 1 октября. Но уже сейчас с высокой долей вероятности можно предположить, что они вновь будут сорваны. И вот почему.

         Первые итоги проекта подвели ещё 1 августа. Портал «Доринфо» со ссылкой на «Росавтодор» отметил, что выделенные Ярославской области деньги освоены лишь на 7%. В то время, как в других сопоставимых агломерациях цифры были куда выше. Так, в Хабаровске подрядчики освоили 30% выделенных денег, в Тюмени – 32%, в Калининграде – 35%, в Краснодаре – 46%, в Ижевске – 56%, в Чебоксарах – 64%. Если говорить в абсолютных цифрах, то к концу июля в нашем регионе были приняты лишь три объекта – десятая часть от всего объёма. Через месяц ситуация улучшилась, но не слишком радикально. К концу августа ремонт завершился на 4 областных дорогах и 5 городских улицах. Таким образом, за месяц до окончания контрактов – 9 объектов из 30. Не густо. Правда, несколько дорог к тому времени находились в высокой степени готовности. Но, как говорится, это ещё не конец!

 Комсомольский мост (1).jpg        Справедливости ради также стоит отметить ввод в эксплуатацию «перекопского» моста через Которосль в Ярославле. Он не имеет никакого отношения к БКД. Но его значение для жителей нескольких районов действительно трудно переоценить. Переправа была частично закрыта ещё в 2011 году. А пару лет назад её полностью перекрыли для транспорта. На реконструкцию (хотя фактически имело место полноценное новое строительство) потратили 650 миллионов рублей. Работы провели в рекордные сроки – на всё про всё ушло меньше года. А на открытие приезжал лично свеженазначенный министр транспорта Евгений Дитрих (не путать с легендарным автомобилем Адама Козлевича). Комсомольская площадь.jpgК слову, в числе первых объектов, сданных в рамках БКД, были Комсомольская площадь и Мышкинский проезд, подводящие к мосту, соответственно, с правого и левого берега реки. Хороший пример, когда приведение в порядок одного объекта тянет за собой другие. Впрочем, как показали дальнейшие события, на этом хорошие новости на летний период практически закончились.

         Минимальный процент освоения денег официально объяснили «отставанием коммунальных работ». Что ж, наши доблестные сетевики на самом деле регулярно подкидывают дорожниками геморрой. Однако их неспешная работа вряд ли является единственной причиной торможения дорожных ремонтов. Прежде всего, на это повлияло позднее проведение конкурсов. Если аукционы на выполнение работ во Фрунзенском, Красноперекопском, Кировском и Ленинском районах Ярославля, а также в «областной» части программы БКД провели ещё в апреле, то двум самым крупным районам, Дзержинскому и Заволжскому, пришлось ждать своего часа до 4 июня. Соответственно, первые работы начались только в конце месяца. Неудивительно, что сегодня там не сдана ни одна улица из девяти.

         Ещё одна причина – весьма ограниченный выбор подрядчиков. Небольшое предложение на рынке дорожных работ нередко является причиной переноса конкурсов. И, как следствие, оборачивается всё тем же смещением сроков. Правда, есть мнение, что иногда «дефицит» создаётся «искусственно». Власти специально отсеивают «ненужных» подрядчиков, выставляя специфические (а порой – заведомо невыполнимые) условия конкурсов. Впрочем, проверять это на соответствие действительности – дело Федеральной антимонопольной службы. Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: 30 объектов приоритетного федерального проекта в этом году достались всего трём генеральным подрядчикам: государственному предприятию «Ярдормост» (14 дорог), ООО «Северный поток» (7 дорог) и ОАО «ГК «ЕКС» (9 дорог). Наконец, задержка обусловлена низким качеством работ либо нарушением технологии – когда некачественные участки дорог заставляют переделывать ещё до окончательной приёмки (да-да, бывает и такое). Порой подрядчик перекладывает весьма приличные участки асфальта. Так было в прошлом году. И уже произошло в нынешнем.

 

Праздник откладывается?

         Ленинградский проспект (2).jpg Совокупность названных причин привела к тому, что к концу лета работы в рамках БКД были выполнены всего на треть. Больше всего вопросов сегодня остаётся по объектам названной выше «Группы компаний «ЕКС». Ей достались самые крупные и самые «дорогие» улицы: Ленинградский проспект (протяжённость – 5,5 километра, стоимость работ – почти 146 миллионов рублей) и проспект Авиаторов (протяжённость – 3,3 километра, стоимость работ – 123 миллиона рублей). Конкурсы по этим дорогам (в числе других объектов в Брагино и за Волгой) прошли позднее всех. В результате на главную магистраль Северного жилого района вышли только 16 июля, а на Авиаторов – и вовсе 7 августа. 

Проспект Авиаторов (1).jpg

Таким образом, два летних месяца и очень тёплый май были потрачены впустую. Практически сразу появились замечания по качеству работы, особенно по второй дороге. В частности, они касались установки бордюрного камня и укладки выравнивающего слоя асфальта, которая проводилась с технологическими нарушениями. Не стоит забывать и про психологический фактор. Многие рассчитывали, что дорогу сделают до начала учебного года, дабы не «пытать» заволжан ещё большими пробками. Но не случилось. Теперь движение на проспекте, в часы пик и без того крайне неспешное, и вовсе рискует снизиться до скорости больной загнанной черепахи. 1 сентября люди там стояли в пробках больше часа. Сомнительный подарок, особенно в контексте предстоящих выборов.

         Есть моменты и по другим объектам «ГК «ЕКС». В том числе по двум областным трассам, ремонт которых был запланирован за рамками программы БКД. Речь о дорогах «Ярославль-Рыбинск» (три участка протяжённостью 4,5 километра) и «Ярославль-Иваново» (3 участка протяжённостью 11 километров). На первую подрядчик вышел 25 июля. На второй к основным работам приступили в августе. Конечно, сегодня там трудятся достаточно активно. Но риск уйти в сезон дождей всё равно остаётся. Чего бы крайне не хотелось. Всё-таки основные региональные направления. А вот на улице Блюхера в Дзержинском районе к началу осени рабочих вообще не видели. И каким образом успеют сделать одну из самых «убитых» дорог Ярославля – непонятно.

     Златоустинская.jpgВпрочем, вопросы остаются и к двум другим генподрядчикам. Оперативно (ещё в июне) завершив ремонт небольшой улицы Златоустинской, дорожники никак не могут закончить работы по второй и последней дороге Фрунзенского района – Индустриальной. День знаний 1 сентября без ремонта встретила улица Салтыкова-Щедрина, подводящая к главному зданию Ярославского педуниверситета (где обычно проходят торжественные линейки). Очень много работы осталось и по улице Чайковского. 

Чайковского (4).jpg

Школ на ней нет. Зато есть Градостроительный колледж, областная стоматологическая поликлиника, библиотека имени Некрасова, дом ребёнка, синагога и, что особенно показательно, региональный департамент дорожного хозяйства. 

Подобраться к которому сейчас довольно проблематично. Все названные улицы делает государственное предприятие «Ярдормост». Как видно, делает не слишком оперативно. Есть грешок и за «Северным потоком», который сильно затянул с началом ремонта дороги «Фоминское – Константиновский» (в рамках БКД). На объект вышли только в середине августа. Теперь жителей Тутаевского района волнует тот же вопрос, что и ярославцев: успеют ли доделать вовремя и качественно? Пока он риторический. Одним словом, работ остаётся ещё очень и очень много. Повторимся, подводить окончательные итоги пока рано. Но смутные сомнения насчёт соблюдения сроков контрактов по мере приближения к 1 октября терзают всё больше. 

 

Дороги как пиар, дороги как бизнес

       Однако вместо того, чтобы «мочить» подрядчиков (не на словах и в показных выступлениях на камеры, а на деле), ярославские власти проводят странные эксперименты. Например, 6 августа было запущено он-лайн голосование по отбору дорог, которые обещали отремонтировать в 2019 году. Учитывая никуда не исчезнувшую актуальность второй российской беды, народ кинулся голосовать. И довольно активно: к моменту завершения акции 31 августа в опросе приняли участие 50 000 жителей региона. Все дороги разбили на три группы: ярославские, рыбинские и областные. В итоге из 109 претендентов выбрали 39: 10 – в губернском центре, 9 – во втором городе области и 20 – региональных. Список победителей был опубликован на сайте Правительства. А губернатор Дмитрий Миронов ещё раз пообещал, что они будут отремонтированы в следующем году.

        Знак.jpgВместе с тем, акция вызывает сразу несколько вопросов. Во-первых, касательно первоначального перечня дорог. Есть подозрение, что туда включили объекты, которые итак планировали ремонтировать в ближайшей перспективе. Многие наверняка вспомнят, что аналогичные претензии были к проекту «Решаем вместе» (на сайте которого и прошло голосование по отбору дорог) на первом году его существования. Тогда организаторов тоже журили за то, что они проводят собрания по заранее согласованным объектам. Косвенным подтверждением названного предположения может служить пример улицы Красноборской. Власти не раз говорили, что выполнят её ремонт в 2019 году. И ву-а-ля: улица занимает первое место в рейтинге. Во-вторых, есть очень большие сомнения, что за год власти успеют качественно сделать все отобранные трассы. Если ярославские улицы ещё можно провести в рамках БКД, а рыбинские – за счёт федерального транша, выделенного нынешним летом, то областные придётся делать «за свои». И освоить такой объём работы в нынешних реалиях (когда за два месяца делают три дороги) вряд ли возможно. Как финансово, так и организационно. Скорее всего, будет либо латание дыр с размазыванием тонкого слоя асфальта по поверхности. Либо ремонт нескольких наиболее «убитых» дорог с переносом остальных «в счёт будущих периодов». Опять же, как с проектом «Решаем вместе», только уже на втором году реализации. Помните, сколько объектов отобрали по Ярославлю 18 марта? Напоминаем, сначала их было 18, потом 6. А сделали только парк Нефтяников! В-третьих, если предположить, что результаты голосования действительно возьмут за основу отбора дорог, то когда успеют сделать проектно-сметную документацию? На дворе осень. И эти работы давно пора начинать. Пока конкурсы проведут, пока схемы нарисуют, пока экспертизу пройдут. А объёмы большие. Вот и получается, что сами работы могут сдвинуть. А это снова риск не выполнить взятые на себя повышенные обязательства. В общем, поводов для размышлений немало. А само он-лайн голосование больше похоже на пиар власти или заигрывание с людьми для отвлечения их от других злободневных тем. Выборы всё-таки.

         Вместе с тем, на рынке дорожных услуг Ярославской области, судя по всему, назревает очередной передел. У всех известных армянских подрядчиков появились новые конкуренты. Так, всё громче заявляет о себе ООО «Северный поток». Фирма, изначально специализирующаяся, прежде всего, на строительстве, теперь активно занимается ремонтом областных магистралей. В прошлом году она сначала выиграла конкурс на содержание ярославских улиц, а потом и на ремонт пяти региональных трасс в рамках БКД. Ярославль-Тутаев-Совхоз Ярославка (1).jpgИ хотя к качеству работ были серьёзные претензии (например, одну из дорог переделывали три раза), в итоге их приняли. В нынешнем году «Северный поток» снова участвовал в аукционе. И вновь стал одним из подрядчиков приоритетного федерального проекта. На этот раз ему достались уже семь дорог областного значения. Качество работ, правда, нисколько не улучшилось. Если верить информации общественников из группы «Дороги Ярославля», минимум три объекта уже сделаны с нарушениями. В том числе такими грубыми как, несоответствие верхнего слоя асфальта требованиям ГОСТ. Речь о трассах «Ярославль - Тутаев – совхоз «Ярославка», «Ярославль – Углич» и «Ярославль – Шопша». Тем не менее, первые две уже приняты заказчиком. Хотя там не только не устранили замечания, но даже не завершили работы в полном объёме.

         Масла в огонь подливает история о взаимоотношениях гендиректора «Северного потока» Алексея Фирстова и руководителя ГКУ «Ярдорслужба» Олега Бирюкова (государственный заказчик работ). Как известно из открытых источников, оба являются учредителями СНТ «Волга» и подозреваются в аффилированности. По мнению общественников, именно после назначения Бирюкова 7 августа на новую старую должность (некоторое время назад он уже возглавлял «Ярдорслужбу») у конторы Фирстова началась приёмка некачественно выполненных работ. Притом, директор госучреждения добивался её старым дедовским способом – путём жёсткого давления на своих подчинённых из отдела технадзора. Судя по всему, это фирменный стиль Олега Алексеевича. Во всяком случае, точно таким же образом он вёл себя и на предыдущем месте работы – в «Ярославском АТП», о чём свидетельствовали довольно многочисленные жалобы его сотрудников. Не будем судить о наличии или отсутствии факта аффилированности – на это есть соответствующие органы исполнительной власти. Тем более, что профильный заместитель председателя областного Правительства Виталий Ткаченко уже назначил соответствующую служебную проверку. Но даже вне зависимости от её результатов факт остаётся фактом: «Северный поток» начинает играть всё более заметную роль на рынке дорожных услуг. И получать солидную долю «бюджетного пирога».

         Безусловно, внимание стоит обратить и на ОАО «Группа компаний «ЕКС». Это серьёзная московская фирма, работающая с 1970 года. Среди её заказчиков – «Газпром межрегионгаз», «Русгидро», «Росавтодор», «Интер РАО ЕЭС», Правительство Москвы и многие другие уважаемые организации. Как было сказано выше, у нас «ГК «ЕКС» взяла на ремонт 9 городских и 2 областные дороги. Судя по прошедшим двум месяцам, работает также не без греха. Правда, в отличие от «Северного потока», замечания всё же устраняет, Притом, сразу. Но главное даже не в этом. По имеющейся информации, под контроль «ГК «ЕКС» уже перешло ООО «Угличское ДСУ» (директор которого в прошлом году попал под уголовное дело). А сейчас московская фирма, якобы, заинтересовалась госпредприятием «Ярдормост». Как известно, он включен в план приватизации на второе полугодие 2018 года. Конечно, простое превращение ГП в ОАО не означает его автоматический переход из государственной собственности в частные руки. Но создаёт для этого все необходимые возможности. Если предположить, что «Ярдормост» всё же продадут, то столичная компания фактически станет монополистом на дорожном рынке региона. А это – гарантия получения крупных заказов на ремонт и содержание магистралей и очень большие деньги. И самое главное - возможность диктовать свои «правила игры». Правда, улучшится ли от этого качество самих работ – неизвестно.

         дороги сделали.jpgЛюдям же важно только одно: чтобы по дорогам можно было нормально передвигаться, не рискуя потерять подвеску на каждой второй улице. По большому счёту, им не интересно, сколько будет подрядчиков и откуда они придут: из Москвы, Вологды, Рыбинска или посёлка Кузнечиха. Они хотят качества. А с этим, как ни крути, пока дела обстоят неважно. Хотя в этом году ни на дефицит денег, ни на погоду жаловаться не приходится. Объём дорожного фонда – почти 6 миллиардов, а лето выдалось для дорожников просто отличным. Очевидно, дело в другом. Наверное, в ментальности властей предержащих. И наличии желания сделать жизнь на подведомственной территории лучше. Возможно, это звучит очень наивно. Но у соседей почему-то получилось. Хотя ещё семь-десять лет назад ситуация была прямо противоположной. Но это было в другой жизни. И при других руководителях. Что поделаешь, такие времена.

 

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?