Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.04.2019
Ярославль
1766
ПОЕХАЛИ ПО НАКЛОННОЙ?

Об извилистых путях ярославских дорог в преддверии сезона 2019

ПОЕХАЛИ ПО НАКЛОННОЙ?

Есть такая примета: как встретишь новый год – так его и проведёшь. Не знаем, действует ли аналогичное поверье в отношении дорожного сезона. Но если бы оно существовало, то давало бы все основания предполагать: нынешний сезон рискует оказаться провальным. Хотя условия были созданы прямо противоположные. Да что там, изумительные условия. Все тридцать три удовольствия. Дорожный фонд Ярославской области достиг рекордной цифры 7 миллиардов рублей – больше, чем когда бы то ни было. Поддержка из федерального центра тоже беспрецедентная. Только на проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) Москва выделяет 1,7 миллиарда рублей. А стоимость всей программы составит 2 миллиарда 854 миллионов (в два раза больше, чем в прошлом году). «Персональные» транши получили Ярославль и Рыбинск. Казалось бы: ремонтируй – не хочу. Но что-то пошло не так. Вернее – поехало. Притом, прямо с января. Сначала не задалось с зимней уборкой областного центра, в результате чего «Столица «Золотого кольца» на несколько дней оказалась в настоящем снежном плену. После этого наступил какой-то трэш с «ямочным ремонтом». Который или не делали вообще, или делали через одно место (называть которое открытым текстом не позволяет высокохудожественный стиль статьи и воспитание автора). А юный месяц апрель наш регион встретил без единого конкурса на право проведения дорожных работ. Хотя месяц для этих самых работ выдался неплохой. Во всяком случае, две первые декады. Обидно. Настолько, что в День космонавтики даже вспомнилось знаменитое: Юра, прости нас… С другой стороны, приметы не всегда сбываются. Быть может, ещё не поздно всё исправить? На старте дорожного сезона мы попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Огласите весь список, пожалуйста

Ямы (3).jpg Полагаем, что в преддверие сезона нашим уважаемым читателям будет интересно узнать весь фронт работ. Как говорится: спрашивали – отвечаем! Когда в ноябре прошлого года мы готовили статью «Дорожное движение вверх» о планах работ на предстоящий сезон, то предполагали, что предварительный перечень объектов не претерпит существенных изменений. Увы, наши ожидания не совсем оправдались. Список всё-таки изменился. Не слишком сильно. Зато по самому принципиальному разделу. «Порезали» дороги, за которые на портале губернаторского проекта «Решаем вместе!» проголосовали сами ярославцы. Результаты опроса были официально опубликованы в начале сентября 2018 года, так что их легко проверить. Изначально были отобраны 20 трасс (точнее, участков трасс). К концу первого квартала осталось 12 (перечень отражён в Таблице 1). Их будут ремонтировать по программе «БКАД», существенно расширенной и шагнувшей за пределы городской агломерации «Ярославская» (ранее работы предусматривались только в Ярославле и пригороде). Показательно, что из перечня были исключены важнейшие магистрали с достаточно интенсивным движением: «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец», «Данилов – Пошехонье» и «Ярославль – Любим». Зато в нём чудесным образом оказались новые дороги. Тоже убитые, но имеющие исключительно «местечковое» значение. И даже не значившиеся в итоговом списке голосования. Например, «Тихменево – Карелино». Конечно, исключенные дороги пообещали отремонтировать в случае возникновения экономии от торгов. Но будет ли эта заветная экономия – ещё бабушка надвое сказала. В общем, получилось некрасиво. А главное – бездарно с точки зрения пиара власти. Вроде бы, сделали хорошее дело. Опять же, людей спросили. А поступили по-своему. 

Таблица 1. Перечень дорог регионального значения по программе «БКАД» в 2019 году 

(вне границ городской агломерации)

Автомобильная дорога

Протяженность ремонтируемого участка, км.

Стоимость работ, тыс. руб.

Рыбинск – Глебово

18,3

356 800

Глебово – Ларионово

8,6

235 000

Пречистое – Любим – Буй

2,6

45 800

Тутаев – Шопша

10,6

138 950

Нагорье – Берендеево

4,8

85 000

Углич – Ростов

2,5

58 600

Ярославль – Шопша

2,7

40 065

Тихменево – Карелино

3,7

72 930

Северный подход к городу Данилову

2,8

56 500

Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до деревни Шопша)

13,9

201 615

Климовское – Ананьино – Волково

0,25

8 140

Ярославль - Заячий Холм – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль»

3,2

61 500

ИТОГО:

74

1 360 900

 

Зато список объектов «внутри» агломерации получился весьма солидным. Полный перечень дорог в городе Ярославле (9 улиц) мы публиковали в статье «Мечты про город сад» на прошлой неделе. Так что не будем повторяться. Кроме областного центра работы также пройдут в Тутаеве, где отремонтируют улицу Комсомольскую (1,3 километра, 40,2 миллиона рублей) и Петра Шитова (500 метров, 6,5 миллионов рублей), и на шести региональных дорогах в Ярославском районе. Они указаны во второй таблице. Таким образом, в программу «БКАД» в общей сложности вошли 29 объектов общей протяженностью 111,5 километра и стоимостью 2 миллиарда 854 миллиона рублей. 

Таблица 2. Перечень дорог регионального значения по программе «БКАД» в 2019 году 

(в границах городской агломерации) 

Автомобильная дорога

Протяженность ремонтируемого участка, км.

Стоимость работ, тыс. руб.

Туношна – Бурмакино

5,5

78 050

Ярославль - Заячий Холм – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль»

4,5

104 990

Ярославль – Углич

0,8

62 900

«Москва – Архангельск» – Дубки

2,3

44 150

Григорьевское – Михайловский – Норское

6,3

104 000

Подъезд от ул. Гагарина г. Ярославля –«Ярославль – Шопша»

1,2

52 250

ИТОГО:

20,6

446 340

 

Впрочем, одной «БКАД» перечень работ на 2019 год отнюдь не ограничивается. Есть и другие программы. Например, «Устойчивое развитие сельских территорий», по которой должны отремонтировать 4 дороги: «Дмитрехово – Малый Липовец – Ляховые» в Брейтовском районе, «Плоски – Прилуки» в Угличском районе, «Климовское – Ананьино – Волково» в Ярославском районе и «Рязанцево – Горки» под Переславлем. Общая стоимость работ – более 700 миллионов. Притом, почти две трети от этой суммы – опять-таки федеральные средства.

Кроме того, запланировано строительство окружной дороги города Углича (340 миллионов), реконструкция моста через реку Луть в Ростовском районе (почти 41 миллион) и ремонт дороги «Углич – Воскресенское» (110 миллионов), а также несколько целевых субсидий: на завершение работ по развязке на улице Расторгуева в Рыбинске, ремонт подъезда к детскому садику в Угличе и капитальный ремонт мостов через реки Солоница и Юхоть в Некрасовском и Большесельском районах.

Второй по величине город области также должен получить из федерального бюджета около 300 миллионов на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние. А Ярославлю уже перечислили транш в размере 250 миллионов рублей на ремонт Добрынинского путепровода. Не будем забывать, что областной столице также достались две субсидии на содержание дорог (120 и 100 миллионов рублей). Остальные муниципальные образования получили из регионального дорожного фонда в общей сложности 474 миллиона.

На сегодняшний день это полный список работ (разумеется, без учёта содержания и «ямочного ремонта», где за самостоятельный объект можно считать каждую отдельную дыру). Фронт работ действительно широкий. В возможность переварить такие объёмы без угрозы подавиться верится с трудом. Как минимум, по трём причинам.

 

О разрухе в клозетах и не только

         Ямы (1).jpgПервая причина стара, как мир, и уже успела набить оскомину у всех, кто в той или иной степени касается дорожных (и любых других) работ с участием бюджетных денег. Это своевременное проведение конкурсов. Уж сколько раз твердили миру: подготовку проектно-сметной документации объектов на очередной год нужно заканчивать в году предыдущем. Чтобы успеть пройти государственную экспертизу, подготовить бумаги, подать заявки и провести аукционы хотя бы до конца марта. Но нет. 44-й федеральный закон существует больше шести лет. Дорожные ремонты идут ежегодно. Однако власть предержащие продолжают с упорством, достойным лучшего применения, наступать на одни и те же грабли. Уважаемые читатели будут смеяться, но нынешний год тоже не стал исключением. Ближайшие аукционы по дорогам регионального значения запланированы только в последней декаде апреля – после того, как заявки получат «добро» от областного департамента государственного заказа. Документы по улично-дорожной сети Ярославля вообще ушли чуть ли не 10 апреля. Соответственно, основные конкурсы по городским объектам тоже начнутся не раньше 20-х чисел второго весеннего месяца. А торги, как показывает практика, быстро не проходят.

         Доказательство тому - история с аукционом по «ямочному ремонту» в областном центре (на который выделили без малого сотню миллионов рублей). Бумаги по нему подали ещё в декабре. Но по решению УФАС торги неоднократно отменяли. В результате заключение контракта планируется только к 6 мая. Таким образом, ярославским автомобилистам и гостям города (которые итак вынуждены демонстрировать чудеса «фигурного вождения» с риском для жизни уже почти два месяца) придётся подождать ещё пару недель. 

Октябрьский мост 92).JPG

Хотя длина отдельных выбоин достигает нескольких метров, а глубина – до полутора десятков сантиметров. А требования об их устранении звучат не только от общественности, но и от прокуратуры (как минимум, по Октябрьскому мосту и Суринскому путепроводу). Конечно, к ним прислушиваются. Но как-то не слишком внимательно. Во всяком случае, к середине апреля полноценный ямочный ремонт литым асфальтом был выполнен только на 17 улицах. Что касается «большого» ремонта, то сами власти признают: выход на площадки вряд ли состоится раньше третьей декады мая. Но это, как наверняка понимают уважаемые читатели, очень оптимистичный прогноз. 

         Проверка.jpgВторая проблема – пресловутое качество работ. Опять-таки, вроде всё предельно понятно. Есть технические регламенты, госты, снипы и так далее. В конце концов, школьные учебники физики за 7 класс. Но доблестные подрядчики (по крайней мере, в лице их отдельных представителей) продолжают «забивать» даже на основополагающие требования к соблюдению технологии. «Больших» работ за сезон пока не было, поэтому мы можем оперировать лишь примерами всё того же «ямочного ремонта». Однако и они вполне красноречивы. Благо, проверок со стороны общественности достаточно. Вот перечень нарушений, зафиксированных одной из них (в качестве объекта выступала выбоина на одной из центральных улиц Кировского района Ярославля): не выполнены нанесение разметки, продувка основания ямы горячим воздухом, проливка горячим битумом или эмульсией, выравнивание асфальта рейкой и посыпка верхнего слоя смеси отсевом для предотвращения эффекта прилипания. Кроме того, не предъявлен паспорт на саму смесь и не произведена её проверка на соответствие условиям применения. Круто, правда? Подчёркиваем: всё это – только по одной яме, а их в городе – тысячи. И если подрядчик «гонит» столь откровенный брак даже в присутствии комиссии – страшно представить, как он работает без проверяющих. Это притом, что технологически «ямочный ремонт» самый простой. Ремонт, реконструкция и тем более строительство могут дать в разы больше замечаний. Что, в свою очередь, чревато не только снижением качества, но и срывом сроков окончания работ (поскольку самые вопиющие нарушения всё же заставляют переделывать до стадии приёмки). А значит, мы снова рискуем завершить сезон даже не под сентябрьским дождём, а под первым октябрьским (или ноябрьским) снегом.

         тальянов1.jpgНаконец, в-третьих, много вопросов вызывают лица, которым предстоит отвечать за выполнение ремонта. Притом, речь не столько о подрядчиках (с ними пространство для маневра ограничено рамками всё того же 44-го закона), сколько о заказчиках и других «лордах-распорядителях». Большинство из которых сменились во второй половине 2018 года. Таким образом, нынешний дорожный сезон в известном смысле станет дня них дебютом. Прежде всего, речь о директоре департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Сергее Тальянове. С одной стороны, назвать его профаном нельзя. Всё-таки пять лет возглавлял департамент ЖКХ в соседней Ивановской области. С другой стороны, отдельные высказывания и поступки Сергея Юрьевича откровенно удивляют.

         К примеру, на заседании муниципалитета он фактически обвинил общественников в отмене аукционов на ямочный ремонт. Дескать, торги не состоялись из-за нескольких обращений в УФАС. Конечно, за последнее время всевозможные «общественные контролёры» появляются как грибы после дождя. Далеко не все из них являются специалистами в дорожном деле. Да и цели преследуют разные, чего греха таить. Но упрекать их в том, что ярославцы вынуждены ездить по ямам – это всё-таки перебор. В конце концов, конкурс отмени антимонопольщики, а не группа «Дороги Ярославля» или общественный совет при ДГХ. Значит, были основания. И скорее всего, основания веские. А именно – недоработка со стороны самого заказчика работ. То есть мэрии. Которая, судя по всему, просто решила свалить всё с больной головы на здоровую.

         Переписка тальянова.jpgТак же выглядело предложение в адрес общественности самим заделывать ямы, прозвучавшее от того же Сергея Тальянова. Правда, диалог шёл в социальной сети. И СМИ сразу высказали предположение, что аккаунт директора ДГХ могли взломать. С другой стороны, никакого официального опровержения от Сергея Юрьевича вроде бы не последовало. А сама публикация вызвала широкий общественный резонанс. Конечно, всё можно списать на банальную шутку. Вот только тема для юмора подобралась слишком невесёлая. С другой стороны, если смех продлевает жизнь людям – может, продлит и нашим дорогам?

         Другие руководители тоже вызывают вопросы. Мы уже писали, что городское «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» (основной заказчик работ на территории Ярославля) возглавила Елена Притворова – бывшая люберецкая чиновница с дипломом юриста местного филиала РГСУ. Возможно, она профессионал в своём деле. Но рискнём предположить, что дороги – всё-таки не её конёк. Впрочем, похоже, что по юридической части тоже не все гладко. Иначе конкурсы давно бы состоялись. А ими пока не пахнет. Или снова общественность виновата? С августа 2018 сменилось начальство и в ГКУ «Ярдорслужба» (заказчик работ по областным объектам). Из «Ярославского АТП» туда вернули Олега Бирюкова. Напомним, что его подозревали в аффилированности с одним из подрядчиков – директором ООО «Северный поток» Алексеем Фирстовым. По этому поводу была организована проверка. Признаков не обнаружили. Но, как говорится, осадок остался. К слову, Олег Алексеевич возглавил «Ярдорслужбу» уже второй раз. Предыдущий был при Сергее Ястребове, ещё в 2014 году. Тогда к дорожным работам тоже были вопросы.

         Все указанные выше обстоятельства дают серьёзный повод усомниться, что нынешний сезон пройдёт гладко, а работы будут выполнены качественно и в срок. Конечно, всё возможно. И если очень постараться, то первые месяцы, которые вышли комом, необязательно должны обернуться срывом всего сезона. Но для этого должны произойти определённые перемены. В том числе ментальные. Вспомним Филиппа Филипповича Преображенского из «Собачьего сердца» М.Булгакова: разруха не в клозетах, а в головах! А здесь никаких подвижек, увы, пока не наблюдается. 

 

ИВАН ТИХОНОВ

 

Опрос
Нравится ли Вам нынешнее лето, когда в июле идут одни дожди?