Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.03.2017
Ярославль
2821
WHO ARE YOU, MR. СЛЕПЦОВ?
Полное единодушие - это прекрасно. Теперь в Ярославле с подачи врио Губернатора Миронова есть мэр. Избранный. Депутатами. 34 - "за", 1 - "против". Губернатор перед голосованием сказал прекрасную и одновременно двусмысленную фразу (цитируем по "Ярньюс"): "Сейчас вы должны принять важное решение. Вы должны руководствоваться волей горожан, а не собственной точкой зрения. Они вас наделили этим правом, и вы должны оправдать их ожидания". Самое интересное в этой фразе то, что как раз горожан и забыли об этом спросить... И здесь кроется глубокий символизм. Глубочайший. Теперь власти постоянно будут аппелировать к мнению народа, мнения которого они не знают. Но думают, что знают. Их мнение - это и есть мнение народа. Символично. Очень символично... Кстати сказать, более 75% взрослых жителей Ярославля выступают за выборность мэра населением. Но для властей это сейчас совсем не кстати.
WHO ARE YOU, MR. СЛЕПЦОВ?

В первый день весны депутаты муниципалитета практически единогласно согласовали кандидатуру В.В. Слепцова на пост мэра Ярославля. Для областной столицы закончился период безвластия, продолжавшийся три года и восемь месяцев. Закончился как-то обыденно, даже буднично. Словно не было политических страстей и местечковых дрязг, на которые последнее время оказалось весьма богато наше публичное пространство. Сегодня назначение Владимира Витальевича выглядит столь очевидным, что, казалось бы, не должно вызывать никаких вопросов. Между тем, что мы знаем об этом человеке? Возглавлял районную администрацию. Был заместителем мэра. Активно «светился» в переломном 2012-м. Работал в Подмосковье. В сентябре 2016-го вернулся в родные пенаты. Любит спорт. Отличается жёстким стилем управления. Вот, пожалуй, и всё. А что кроме этих общеизвестных фактов? Что успел сделать Слепцов на посту и.о. мэра? И куда поведёт город в качестве полноправного руководителя? Вопросы отнюдь не праздные. Обещано много. Перспективы рисуют в самых радужных тонах. Но дела прошедших пяти месяцев сильно корректируют эту цветовую гамму. А ожидание перемен больше настораживает, чем воодушевляет. Так кто же вы, мистер Слепцов?

Этапы небольшого пути

        Слепцов и Миронов.jpgВладимир Витальевич стал исполняющим обязанности мэра Ярославля 21 сентября прошлого года (тогда его кандидатуру поддержали 33 депутата муниципалитета при 1 воздержавшемся). Стало быть, в этом статусе он проработал 5 месяцев и 10 дней. За это время градоначальник отметился несколькими инициативами, получившими широкий резонанс. Увы, не всегда положительный. Чем запомнился новый хозяин города на первом этапе своего пути к креслу мэра? Мы вспомнили несколько основных вех.

Во-первых, кадровая чехарда в мэрии. С октября по январь стройные ряды городских чиновников успели покинуть Дмитрий Секретарёв (заместитель мэра по вопросам экономического развития), Алексей Тютрюмов (заместитель мэра по вопросам безопасности), Александр Морозов (заместитель мэра – директор департамента городского хозяйства), Андрей Кальсин (директор департамента образования), Алексей Ковинский (председатель комитета по рекламе), Михаил Караулов (ещё один директор ДГХ), Александр Болотов (первый заместитель директора ДГХ), Елена Новик (глава администрации Кировского и Ленинского районов). Внушительный список, не правда ли? Притом, все эти люди были назначены на указанные должности уже при Слепцове. Что же касается покинувших мэрию членов предыдущей команды, то перечислять их вообще бессмысленно – можно сбиться со счёту. То же самое относится к руководящему составу многочисленных муниципальных предприятий (в частности, оттуда убрали всех нелояльных новой власти депутатов муниципалитета). Рискнём предположить, что и это ещё не конец. Конечно, дело не в смене окружения как таковой. Сам по себе этот процесс не является чем-то экстраординарным. Подобные операции проводит практически любой руководитель, заступающий на новый пост. Дело в другом. При худшем раскладе столь частая смена кадров может свидетельствовать либо об отсутствии чёткого понимания – в каком направлении двигаться, либо просто о неумении подбирать команду. Для хорошего управленца – непозволительная роскошь. Поэтому не хотелось бы, чтоб это предположение подтвердилось. Кроме того, любые кадровые перестановки всегда несут с собой тревожные ожидания, нарастающую нервозность и снижение работоспособности в коллективе. Как следствие – длительная дезорганизация работы в мэрии. А это вам не кафе «У бобра». Это большой и сложный город. Здесь расслабляться некогда.

Во-вторых, широкий резонанс вызвало решение о повышении стоимости проезда в общественном транспорте. По сути, второе за год (до этого власти «обрадовали» жителей в феврале 2016-го). Формально букву закона, конечно, соблюли. Билетик стал стоить 23 рубля уже в новом 2017 году. Пусть и прямо с 1 января. Но если взять не календарный, а фактический год, суть не меняется. Цель, разумеется, была благая – обновление подвижного состава. Только помогут ли такие меры? В 2016 году стоимость проезда в маршрутках и муниципальном транспорте была разной. И городские предприятия показали прирост пассажиропотока. Теперь, когда цену билета уравняли, это вряд ли сыграет им на руку. Впрочем, похоже, что маршруточников тоже ждёт не слишком светлое будущее. Власти ставят перед ними жёсткие условия по обновлению парка и улучшению стандартов обслуживания пассажиров. Идея снова правильная. Архиважная, как сказал бы дедушка Ленин. Правда, вождь мирового пролетариата не ездил на маршрутках. И потому вряд ли смог бы ответить на вопрос: во сколько обойдётся реформа и за чей счёт будет банкет? Нет ответа и у нас. Но, судя по анонсам о повышении стоимости проезда и в этом транспорте (минимум до 25 рублей), здесь снова не обойдётся без участия «уважаемых избирателей». Что, безусловно, не может не вызывать их ответного недовольства. Но, похоже, мнение избирателей в этом вопросе мало кого волнует. Да и зачем? Мэр то – назначаемый!

        Тротуар на Полиграфической.jpgВ-третьих, нельзя обойти вниманием эпопею с уборкой города. С особой «благодарностью» её вспоминают пешеходы и врачи травмпунктов. Обледеневшие городские тротуары, превратившиеся в сплошной каток, вообще трудно забыть. Зато сколько фигуристов выросло за зиму. Хоть сейчас – в сборную! Правда, к концу февраля в СМИ прошли репортажи о рейдах доблестных сотрудников свежеиспеченной инспекции административно-технического надзора. В качестве объекта для публичной порки был выбран перекрёсток улиц Полиграфической и Салтыкова-Щедрина. Надо сказать, не самое оживлённое место. Пешеходную зону признали опасной для здоровья и пообещали оштрафовать подрядчика. Правда, выданное ранее предписание он проигнорировал. Может, со второго раза всё-таки дойдёт. В любом случае, в Ярославле остаются ещё сотни неубранных тротуаров и пешеходных зон. Самых что ни на есть центральных. Всю зиму мэрия «строжила» частников, дабы те не расслаблялись и приводили в порядок прилегающие территории. К сожалению, по отношению к муниципальным и государственным структурам такая повышенная строгость наблюдалась отнюдь не всегда. Во всяком случае, «катки» периодически возникали, скажем, на площади Юности у ТЮЗа, у Кировского отдела полиции на Собинова, на улицах Нахимсона, Депутатской и Советской, вплотную прилегающих к административному кварталу, и т.п. В общем, что дозволено Юпитеру…Что касается уборки самих улиц, то, как известно, в конце года был расторгнут контракт с ГП «Ярдормост» и заключен новый договор с ООО «СК «Автотранс». Эту фирму связывают с именем Сергея Шмелёва. Который даже попросил освободить его от депутатской работы на постоянной основе. Видимо, чтобы плотнее контролировать процесс.

Повреждённая ограда.jpgПравда, в первые дни у нового подрядчика получалось не очень. Дороги очищали от каши не слишком оперативно. С вывозом снега с обочин тоже не сильно торопились. А когда до ледяных глыб, наконец, доходили руки – горе-работники кромсали липы на набережной, «убивали» тротуары тяжёлой техникой или ломали декоративные ограды на газонах. Заметьте – чугунные ограды! Эх, вашу бы энергию – да в мирных целях!

В-четвёртых, продолжались трения вокруг уличной торговли. В частности, с многострадальными ларьками. Справедливости ради стоит отметить, что эта проблема досталась Владимиру Слепцову «в наследство» от предыдущих администраций. Поначалу вопросы касались и количества павильонов (схема нестационарных торговых объектов), и их внешнего вида. Потом мэрия пошла на определённые уступки – выделила дополнительные места и даже сократила арендную плату. Но расходы на новые павильоны для многих предпринимателей всё равно оказались слишком велики. Да и с внешним обликом киосков, похоже, ещё предстоит поработать. Например, сейчас для них предусмотрена большая площадь остекления. А теперь представьте это чудо дизайнерской мысли где-нибудь на Перекопе или на Пятёрке. Рискнём предположить, что срок жизни такого сооружения в первозданном виде составит два-три дня. Потом его придётся «зашивать» в железо. Или применять другие антивандальные технологии. Так не проще ли озаботиться этим сразу? Но в мэрии, похоже, не ищут лёгких путей. «Борьбу» с бабушками, торгующими капустой у рынков, тоже восприняли неоднозначно. Конечно, им выделили около 200 бесплатных мест на территории самих рынков. Но есть подозрение, что пожилых людей, вынужденных торговать дарами своих приусадебных участков, в 600-тысячном городе несколько больше. К тому же, теперь от пенсионеров требуют соответствующие документы, а товар должен пройти обязательную проверку в лаборатории. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

        МУП Волна (баня).jpgВ-пятых, внимание общественности не единожды привлекали скандальные истории с муниципальными предприятиями – МУП «Волна» и ОАО «Ярославльводоканал». Экс-директора городских бань Сергея Лапшинова подозревают в получении взятки в особо крупном размере. А водоканал за считанные месяцы успел «отметиться» затратами на новогоднее украшения (10 миллионов), приобретением автомобилей бизнес-класса (10,5 миллионов) и заключением контрактов на поставку реагентов по цене, в два раза превышающей первоначальное предложение (142 миллиона вместо 66). Тревожные слухи ходят и по поводу возможных договоров со знаменитым «ЯроблЕИРЦ» - отдельные руководители городских предприятий опасаются убытков из-за слишком высокой комиссии. Однако городские власти, судя по всему, не видят во всём этом большой проблемы.

По всему выходит, что пока Владимир Витальевич сотоварищи запомнился исключительно яркими новогодними праздниками. Слов нет: город действительно выглядел красочно. Впервые за долгие годы. Но и здесь остаются вопросы насчёт того, кто давал деньги на зрелищные мероприятия, невероятную иллюминацию и прочую мишуру. Есть информация, что значительную часть средств выделили муниципальные предприятия (помимо уже упомянутого водоканала среди «спонсоров» называют «Яргорэлектротранс», «Яргоэнергосбыт», «Ярославльзаказчик» и другие). Посильную лепту внесли и частные структуры. Затраты оценивают примерно в 50 миллионов рублей. Нужен ли такой «пир во время чумы», когда городская экономика переживает не лучшие времена, а бизнес вообще дышит на ладан? Вопрос риторический. Жаль, что пока московский размах чувствуется исключительно в зрелищах. По части хлеба нам до Первопрестольной ещё очень далеко. Скорее, в качестве «хлеба» видят сам Ярославль с его пока ещё представляющими интерес активами.

Ария московского гостя

И вот, настал тот день, когда Владимир Витальевич получил кресло полноправного градоначальника. За его кандидатуру проголосовали 34 депутата (на одного больше, чем в сентябре). Включая тех, кто ещё накануне колебался (или делал вид, что колеблется). И даже тех, у кого со Слецовым сложились отнюдь не приятельские отношения. Впрочем, депутаты – известные «мастера мимикрии». И где-то их можно понять. В городе появился новый хозяин. Не хочешь выпасть из обоймы – осваивай новую «систему координат». Логика железная. Особенно за полгода до выборов в муниципалитет. Не исключено, что с кем-то из присягнувших на верность Владимиру Слепцову придётся реализовывать свою стратегическую программу. Вернее, целых семь программ. Их презентацию тогда ещё и.о. мэра провёл аж за две недели до голосования в муниципалитете. Вкратце задачи сводятся к следующему:

- Благоустройство дворов и городских территорий. В рамках этой программы предполагается ремонт 50 дворов (порядка 200 домов), а также работы в трёх парках. Цена вопроса – 250 миллионов рублей;

- Капитальный ремонт домов. Название говорит само за себя и предполагает приведение в порядок 297 жилых зданий на общую сумму около 900 миллионов рублей;

- Ремонт дорог. Здесь уже хорошо знакомая всем тема «Ярославской агломерации». В абсолютных цифрах – реконструкция почти трёх десятков улиц общей площадью почти 500 тысяч квадратных метров во всех районах областного центра;

- Строительство социальных объектов. Здесь речь идёт о строительстве двух детских садов на 125 мест каждый на улицах Чернопрудной и Академика Колмогорова в микрорайоне «Сокол», а также возведении пристройки на 300 мест к школе № 43 в Кировском районе;

- Развитие массового спорта. Программа предполагает строительство спортивных площадок в десяти городских дворах и на четырёх пришкольных территориях. По замыслу авторов, на них можно будет заниматься игровыми видами спорта и даже готовиться к сдаче норм ГТО;

- Улучшение внешнего вида города. В данном случае имеется ввиду замена существующих торговых павильонов на новые по единому стандарту и с непременным благоустройством территории;

- Развитие городского пассажирского транспорта. Здесь целый комплекс вопросов: замена маршрутных такси на новые машины красного цвета, обновление парка городских пассажирских предприятий, обустройство парковочных мест и др.

        Выборы Слепцова-1.jpgОсновные тезисы этой программы Слепцов повторил и в день «выборов». При этом, и 1 марта, и ранее градоначальник многократно упоминал о поддержке врио Губернатора Дмитрия Миронова и не забывал делать глубокие реверансы в сторону области. Есть ощущение, что Владимир Витальевич вообще не видит себя вне курса регионального истеблишмента. Что, в общем, понятно, учитывая историю его возвращения в Ярославль. Но вся штука в том, что в подобном подходе кроется не только сила, но и слабость всей программы нового мэра. В чём это выражается?

Во-первых, как минимум три пункта из семи (благоустройство дворов, ремонт дорог и строительство социальных объектов) правильнее было бы считать не «слепцовскими», а «мироновскими». Посудите сами. Главную работу по получению денег из федерального бюджета на реконструкцию дорожной сети «Ярославской агломерации» проделали в Правительстве региона. То есть средства «выбил» именно Миронов (ну, или если хотите, их дали «под Миронова»). На благоустройство в казне также выделена отдельная статья. Уже проанонсирован губернаторский проект, подразумевающий 650 миллионов рублей на дворы и парки, ремонт школ, домов культуры и детских садов. Он называется «Решаем вместе», а не «Решаем вместе со Слепцовым». На строительство пристройки к школе направляют целевую областную субсидию в 118 млн. рублей. В свою очередь, эти деньги высвободились за счёт федерального транша. Здесь снова нет никакого участия города (кроме, разве что, предварительной подготовки проекта). С детскими садами сложнее – их будут достраивать в кредит. Но кредит этот – бюджетный, притом на супервыгодных условиях. Так что и здесь всё шито белыми нитками. По другим пунктам тоже есть вопросы (например, по части капремонта, который вообще является федеральной программой, поэтому записывать его в свой актив – абсолютный моветон). Но это – тема отдельного разговора.

Во-вторых, абсолютное отождествление с областными властями может обернуться для Владимира Слепцова полной потерей собственного имиджа. Который обязательно должен присутствовать у руководителя такого областного центра, как Ярославль. Никто не говорит о том, что город должен жить наособицу от региона и развиваться самостийным порядком казачьей вольницы. Но некий «особый взгляд» присутствовать всё же должен. Виктор Волончунас не был похож ни на Анатолия Лисицына, ни на Сергея Вахрукова ни по характеру, ни по стилю управления. Но это не мешало им вполне сносно существовать в едином политическом поле и вполне неплохо (для каждого – на своём этапе) развивать и город, и область. Получится ли это у Владимира Слепцова – большой вопрос. С другой стороны, в случае полного отождествления, какие-либо просчёты регионального Правительства будут автоматически переводиться на мэрию. И наоборот. И это тоже не есть хорошо. Вот такая диалектика.

Одним словом, мэр выбран (назначен, согласован). Но ясного понимания того, что станет с городом, не появилось. Просчётов уже хватает, а светлое будущее пока очень туманно. Чтобы его силуэт начал вырисовываться более чётко, Слепцову, наверное, предстоит совершить не только «физическое», но и «моральное» возвращение на Родину. Образно говоря, снова «стать ярославцем». То есть оставить всё лучшее от московского стиля управления, но попытаться культивировать его на местной почве. И возможности, и способности для этого у Владимира Витальевича имеются. Было бы желание. В противном случае город рискует окончательно утратить хоть какую-то самостоятельность. И самоидентичность. И последствия такого преображения будут крайне печальными.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

светлое будущее.gif

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?