Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.07.2015
Ярославль
3496
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ВЕРИТЬ НОВОСТЯМ?

или что не видно из сухой статистики о состоянии промышленности


Мы живём в удивительной области, которой никакой кризис нипочём! Такой вывод прямо таки обязан был сделать каждый политически подкованный житель региона. По крайней мере, регулярно смотрящий новости.
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ВЕРИТЬ НОВОСТЯМ?

Да не абы какие, о происшествиях где-нибудь в муниципалитете Ярославля или даже в областном Правительстве, а самые что ни на есть федеральные! Правда, с участием губернатора Ястребова! Вспомнить хотя бы последние недели две. Встреча с Президентом Владимиром Путиным - и увлекательный рассказ о росте промышленного производства, подготовке кадров для новых предприятий, строительстве жилья и развитии сектора АПК. До этого – участие нашей делегации в 19-м Петербургском экономическом форуме – и снова беседы о росте производства и развитии инвестиционных проектов. А ещё было не менее интересное интервью вице-премьера Дмитрия Рогозина (в том же Санкт-Петербурге, только уже на Международном военно-морском салоне) о подготовке в Рыбинске серийного выпуска газотурбинных двигателей для кораблей ВМФ (взамен украинских). Если ориентироваться исключительно на эту информацию, можно просто не узнать область, в которой живёшь!

К сожалению или к счастью, но реальная жизнь всегда несколько сложнее, чем её показывают по телевизору. И уж точно не так однобока. Дабы не быть уличёнными в отсутствии любви к своей малой Родине, сразу оговоримся: некоторые факты, озвученные Сергеем Ястребовым, действительно имеют место быть. Точнее, не факты, а статистика. Губернатор, чего греха таить, любит озвучивать различные статданные. Но, как известно, статистика – дама не только упрямая, но и крайне переменчивая. Если не сказать более грубо. И даже не литературно. Так что, дабы избежать неприятностей с законом, обойдёмся без крепкого словца. Отметим лишь то, что статистику совсем необязательно переиначивать. Можно просто грамотно её подать. Показать сильные стороны и умолчать о слабых. Продемонстрировать достижения, но ничего не сказать о рисках. Так насколько же в нашем королевстве на самом деле всё хорошо? Попробуем разобраться.

Для примера ограничимся только сферой ярославской промышленности. Благо, именно о производстве и инвестициях больше всего последнее время и говорил губернатор Ястребов. Вот с инвестиций и начнём. На том же Петербургском форуме были озвучены результаты рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, который подготовило Агентство стратегических инициатив. Из 76 регионов Ярославская область заняла 30 место. Результат не плохой, но и не самый хороший. Средний. При этом, если брать данные по ЦФО, то здесь мы уже на 12 месте из 18 возможных. То есть ниже среднего. И обгоняют нас не только Москва и Московская область - сравнение с ними по традиции всегда условное. И не только Белгород и Калуга - опять же, традиционно сильные регионы, во многом благодаря грамотной политике губернаторов. Впереди - довольно депрессионные ещё в недавнем прошлом Тамбов и Кострома. И как впереди - на 4 и 6 местах по общероссийскому рейтингу! Не хило, правда? На этом фоне нам ещё есть, куда стремиться. А хвастаться уж точно особо нечем.

Это, так сказать, «сухие цифры». Теперь конкретные примеры. И на Питерском форуме, и на встрече с Президентом, Сергей Ястребов упомянул несколько инвестпроектов. На его взгляд, очевидно, самых показательных. Это завод ООО «Русские газовые турбины», а также предприятия фармацевтического кластера. В первую очередь – производства компаний «TEVA», «Takeda» и «Р-Фарм» (у последней две площадки, одну из них - «Фармославль» - должны запустить в этом году). Но вот ведь какая штука… Все эти проекты были начаты ещё при губернаторе Сергее Вахрукове! Конечно, история не терпит сослагательных наклонений. Тем не менее, сегодня представляется очень сомнительным, что без связей экс-губернатора в Москве (и его личного участия) эти проекты вообще увидели бы жизнь. А при Сергее Ястребове они были всего лишь доведены до логического завершения, и просто введены в строй. А в привлечении этих инвесторов никакой заслуги Ястребова нет.

Более показательный пример - завод санитарно-гигиенических изделий «Сыктывкар Тиссью Групп», введённый в эксплуатацию в Ростовском районе. Инвестиции в этот проект составили 2,5 миллиарда рублей, в будущем предполагается создание 400 рабочих мест. (О пуске этого предприятия и злоключениях инвесторов при подключении к сетям мы писали еще год назад в интервью с М.Татауровским, который являлся на тот момент заместителем генерального директора этого предприятия и поведал нам как на самом деле «помогают» власти инвесторам). Для моно-посёлка Семибратово это серьёзая цифра. 

Финго.jpg

Но здесь картину портит положение существующего градообразующего предприятия – завода газоочистительной аппаратуры «Финго». Он в предбанкротном состоянии. Недавно там прошли предувольнительные консультации. Конечно, проблемы там существовали уже давно. Тем не менее, до последнего момента завод как-то держался. Но именно текущий кризис рискует стать для него роковым. В общем, новый завод ввели, но и старый, скорее всего, не сохранят. Счёт: 1-1. Что в сухом остатке – судите сами. Ещё один пример – буквально недавно открытый в Угличе завод точного машиностроения. Будет выпускать горелки, запорную арматуру и другую продукцию для ТЭЦ и ГРЭС. Но его штат на сегодняшний день не превышает даже сотню человек. Что даже по стандартам современного предприятия немного. Ну а раньше столько не работало даже в отдельных цехах. Хотя пример сам по себе хороший. Но двух предприятий, согласитесь, всё же не достаточно, чтобы говорить об инвестиционном прорыве.

Кстати, ещё один посыл на эту тему: среди экспертов бытует довольно устойчивое мнение, что единственный способ преодоления рецессии в нынешней российской экономике - это переход к политике форсированных инвестиций. Поскольку только они могут толкнуть эту самую экономику вверх. Мысль эту, в частности, высказал академик РАН Абел Аганбегян на всё том же Петербургском экономическом форуме. А ещё на нём было отмечено (хоть и весьма обтекаемо) сильное снижение реальных доходов населения России и серьёзное падение промышленного производства. Что соответствует действительности, ибо сейчас индекс промышленного производства (ИПП) страны в целом находится на отметке чуть выше 97% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Между тем, губернатор Сергей Ястребов ярославскую промышленность перед Президентом только расхваливал. И даже говорил о росте ИПП на 104.9%. Это данные «Ярославльстата» за январь-май 2015 года. Хотя тут мы опять сталкиваемся с тем, как можно выгодно подать «блюдо». Во-первых, если судить по той же статистике, то ещё совсем недавно, в январе-апреле года, ИПП в нашем регионе был 108,4% (для сравнения: общероссийский составлял тогда 98.5%). То есть за пару месяцев темп роста снизился в два раза быстрее, чем в целом по стране. Кстати, откуда у губернатора по состоянию на 2 июля данные по всему первому полугодию (которые появятся максимум к концу месяца) – отдельный вопрос. Во-вторых, в том же ЦФО наши показатели, хоть и неплохие, но всё же не самые лучшие: нас обходят Тульская, Владимирская и Брянская области. В-третьих, можно чисто технически углубиться в тонкости расчёта самого показателя ИПП и понять, что сформирован он за счёт банального роста цен (а тут Ярославская область в числе лидеров). В общем, вопросы к этому самому росту ИПП остаются. Но мы лучше попытаемся проанализировать - а за счёт чего, собственно, он растёт? И нет ли рисков превращения этого роста в падение уже к осени?

Пром-ть1.jpg

Если посмотреть данные того же «Ярославльстата» и официальные публикации на сайте областного Правительства, то можно увидеть, что положительная динамика в январе-мае 2015 года наблюдалась по следующим отраслям (индексы производства по основным видам обрабатывающих производств):

- текстильное и швейное производство (в 2.3 раза к уровню января-мая 2014 г.);

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (145.5%);

- производство машин и оборудования (115.4%);

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (106.2%);

- производство нефтепродуктов (103.7%);

- обработка древесины и производство изделий из дерева (102.9%);

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов (101.7%).

Теперь по порядку. За текстильную отрасль, металлургию и деревообработку, конечно, можно порадоваться. Но в общей структуре экономики они занимают совсем небольшую совокупную нишу. Так что их рост на «общую температуру по больнице» не шибко то и влияет. А вот что точно влияет, так это машиностроение, которое всегда было главной силой ярославской промышленности (доля в общей структуре почти 40%). Вроде бы, по направлению «производство машин и оборудования» мы тоже видим рост (115,4%). Но тут есть определённое лукавство. Ибо идёт он, в основном, за счёт предприятий оборонного комплекса (НПО «Сатурн», РОМЗ и ряда других), а также за счёт увеличения производства газовых турбин (тоже имеющих стратегическое значение), небольшого наращивания производства электродвигателей, и, наконец, благодаря увеличению выпуска электрошкафов, оборудования для кондиционирования, мотоблоков, деревообрабатывающих станков и прочих товаров, которые составляют от всего регионального машиностроения совсем смешной процент. 

ЯМЗ1.jpg

Зато про «флагманы» ярославского дизелестроения - ЯМЗ, ТМЗ и ЯЗДА (которые, напротив, составляют очень серьёзную долю в объёме продукции машиностроения) – не сказано ни слова. Видимо, гордиться особо нечем: производство двигателей внутреннего сгорания «просело» почти на четверть (на 23.3%). К слову, тенденция кризиса машиностроительной отрасти подтверждается и на федеральном уровне. Согласно оценке экспертов РИА «Рейтинг», суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в январе-марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 10.3%. Это худший показатель со времен последнего кризиса.

Русские краски.jpeg

Спад в машиностроении в целом по стране может негативно сказаться и на ещё одной отрасли ярославской промышленности – лакокрасочной. Про снижение производства автомобилей с начала года не говорил только ленивый. А это означает, что и заказы на ЛКМ, грунты, автоэмаль и другие материалы, которые выпускают, в частности, «Русские краски», тоже, по всей вероятности, будут снижаться. К слову, снижение объёмов производства в химической промышленности региона в целом – вообще одно из самых серьёзных (почти на 16% в январе-мае 2015-го по сравнению с прошлым годом). На 10,8% упало производство резиновых и пластмассовых изделий (для Ярославля это тоже актуально – тут вам и ЯШЗ, и «Резинотехника», и завод РТИ). А всё вместе взятое, на минуточку – это вторая по значению (после указанного выше машиностроения) отрасль нашей промышленности. 

Третья отрасль – пищевая, и здесь тоже спад. Притом, как общий (на 8,6%), так и по отдельным конкретным товарам (мясо (без мяса птицы), колбасные изделия, безалкогольные напитки, хлебобулочные изделия, творог). 

Спад во всех перечисленных отраслях наблюдался и по состоянию на январь-апрель 2015 года. Так что негативная тенденция сохраняется, хотя цифры снижаются и не так сильно. Правда, к маю число отраслей-аутсайдеров пополнило производство транспортных средств и оборудования (98.9% к уровню января-мая 2014 года). В апреле эта сфера была в небольшом плюсе.

В секторе переработки нефтепродуктов пока что наблюдается небольшой рост на символические 3,7%. Но в этой отрасли также таится определённый риск, который не постеснялся озвучить даже сам Сергей Ястребов. Правда, не на приёме у Президента, а здесь, в регионе, во время одного из весенних совещаний в Правительстве области. Этот риск обусловлен снижением цены на нефть и пересмотром стоимости ее добычи и переработки. Если учесть, что компания «Роснефть» (которой частично принадлежит Ярославский НПЗ) была единственной из крупных российских игроков, кто сократила добычу «чёрного золота» в первом квартале, опасения, касающиеся возможного снижения объёмов производства, вполне реальные.

Ещё один риск связан со сферой железнодорожных перевозок, поскольку в январе-феврале у РЖД зафиксировано серьезное отклонение от плановых показателей. Что также актуально для Ярославской области, ибо наш регион – крупный железнодорожный узел, располагающий к тому же несколькими профильными ремонтными предприятиями.

Ярпиво.jpgТабачка.png

Крайне непростая ситуация сложилась и в отраслях производства подакцизных товаров – табака и пива. А ведь когда-то эти отрасли, за счёт акцизов и налогов, давали очень хорошие поступления в бюджет региона! Если смотреть данные по производству пива, то в январе-мае 2015 года (опять же по официальным данным «Ярославльстата») уровень составил всего лишь 79,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой курс на сокращение выглядит вполне правдоподобным, если учесть, что в начале года компания «Балтика», которой принадлежит и ярославский пивзавод, закрыла два своих предприятия на Урале и в Сибири. Вряд ли в таких условиях её «дочка» - «Балтика-Ярославль» - будет как-то радикально наращивать выпуск в областном центре. На табачной фабрике (владелец – компания «Империал Табакко») положение и того хуже. В марте этого года она вообще останавила своё производство на нескольких линиях. Из общего штата сотрудников в 360 человек на работу выходило только 65%. Соответственно, «Ярославльстат» отмечает сильное падение производства табачных изделий в январе-мае 2015 – показатель составляет лишь 26,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Увеличилось и общее количество безработных. По состоянию на 1 июня 2015 года на учёте состояли 10213 жителей региона (данные департамента государственной службы занятости населения). Что без малого на 11% больше, чем в начале июня прошлого года. Разумеется, это официальные данные. О сокращениях «по собственному желанию» без наличия такового, говорить не приходится. Значительно сократилось и количество предоставляемых вакансий (более чем на 6000 за этот же сравнительный период).Одним словом, практически по всем главным отраслям ярославской промышленности (кроме оборонного машиностроения и приборостроения) ситуация, как мы видим, далека от той оптимистичной картины, которую показал губернатор. Финальным подтверждением тому служит и рынок труда. Согласитесь, говорить о развитии производства и наращивании его объёмов, но при этом сокращать людей, работающих на этом производстве – несколько нелогично. Можно, конечно, увеличить интенсивность труда. Но тогда автоматически должны были бы значительно вырасти и доходы оставшихся на предприятиях работников. А этого не произошло. При этом, в начале года информацию о сокращении штатов озвучили шесть десятков предприятий области. В первую очередь, в зоне риска были уже упомянутые Ярославский моторный завод и ЯЗДА, «Финго», тяжёлая ситуация продолжалась на «Русьхлебе», «Раскате», в ряде муниципальных предприятий. Всего работы должны были лишиться порядка 2500 человек.

В общем, до всеобщего благоденствия нам пока ещё достаточно далеко. И чем раньше в Правительстве области это поймут, тем менее болезненно всё можно будет исправить. Если, конечно, заниматься экономикой, а не подготовкой докладов в духе победных речей. Пока что явный перекос идёт в сторону последних.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ
Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?