Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.11.2020
Ярославль
561
ЗИМА БУДЕТ ЖАРКОЙ

О нерадужных перспективах грядущей зимы для Ярославской области

ЗИМА БУДЕТ ЖАРКОЙ

К концу первой декады ноября на улице похолодало. По ночам столбики термометра вплотную приблизились к нулевой отметке. Местами даже выпал снег. Как говорили герои одного импортного сериала: зима близко. Какой она будет для дорожно-коммунальных организаций и всех нас? Точно ответить на поставленный выше вопрос трудно, если не сказать – невозможно. Синоптики противоречат сами себе, а их прогнозы как всегда разнятся. Службы бодры и веселы, хотя на сей раз не было даже традиционного смотра «коммунальной самодеятельности». Граждане настроены куда менее оптимистично, поскольку столкнулись с первыми проблемами уже в начале октября. Так что определённо можно говорить лишь о прошедших месяцах 2020 года, которые стали настоящим подарком в плане погоды. Зима выдалась бесснежной, весна – ранней, лето – не жарким, а осень – сухой и тёплой. Всё это позволило избежать серьёзных катаклизмов по линии ЖКХ. По всей вероятности, на милость природы остаётся надеяться и в грядущем сезоне. Ибо только она снова позволит пережить его с минимальными потерями. Всё остальное крайне ненадёжно: денег нет, ресурсы изношены, силы ограничены, а проблемы решаются «в ручном режиме». Квест под названием «переживи зиму» начался. Скрестим пальцы? Авось, пронесёт!

 

Когда снежная мгла вдоль дорог

           Начнём со «второй российской беды». Ибо по уровню раздражения и неудобства с неубранными скользкими дорогами может сравниться не так много вещей. Между тем, зимнее содержание по-прежнему остаётся серьёзной проблемой. Впрочем, как и содержание вообще. Перво-наперво, обратим внимание на региональные магистрали. Контракт на их уборку был заключен ещё в конце мая и сразу на два года – до 30 июня 2022 года. Подряд достался АО «Ярдормост», которое принадлежит Ярославской области. По большому счёту, несмотря на смену формы собственности, предприятие так и осталось государственным. Многочисленные разговоры о его продаже частным лицам (среди последних интересантов в кулуарах даже называли «королей госзаказа» - столичную группу компаний «ЕКС») не подтвердились. Во всяком случае, пока.

         Ярдормост.jpg Непосредственно к работам по контракту «Ярдормост» приступил ещё 1 июля. А готовность к зиме проверяли в конце октября. Работы в этот период будут выполняться при поддержке четырёх субподрядчиков. Это традиционная практика, которая используется не первый год. Ибо мощностей «Ярдормоста» не хватает даже при наличии более 1200 работников, 11 филиалов и широкой материально-технической базы, включающей даже собственные асфальтобетонные заводы. Стоимость двухлетнего договора составляет 3 миллиарда 648 миллионов рублей, в том числе свыше 590 миллионов от этой суммы потратят в нынешнем году и 1 миллиард 889 миллионов – в будущем. На первый взгляд, сумма представляется солидной и вполне достаточной для надлежащего выполнения работ. Но это суждение будет поверхностным, если не знать конкретных особенностей отрасли. В качестве главных можно выделить две.

          Во-первых, сумма рассчитана на всю сеть региональных и межмуниципальных дорог, которая составляет 6285 километров. А это очень существенный объём. Не будем забывать, что расходы предусмотрены не только на зимнее (работы по уборке, вывозу, складированию и утилизации снега, противогололёдной обработке, закупке пескосоляной смести и реагентов, обслуживанию техники и так далее), но и на летнее содержание. Конечно, оно является менее затратным. Но все равно требует немалых вложений на очистку проезжей части от мусора и грязи, ликвидацию неглубокой колейности, устранение деформаций покрытия, планировку насыпей и откосов с очисткой их от растительности, уплотнение обочин, устройство дренажных прорезей,  исправление водоотводных трубок и лотков, а также повреждений тротуаров, перил и ограждений искусственных сооружений, проведение обеспыливания, противопаводковые мероприятия и кучу других работ, предусмотренных гостами и иными федеральными нормативами. Короче, держи карман шире.

          Ямочный ремонт.jpgВо-вторых, помимо текущего содержания дорогам постоянно необходим так называемый «ямочный ремонт». Он также требует немалых затрат, поскольку является особой и очень популярной статьёй расходов (не имея возможности на капитальные работы, ответственные распорядители бюджетных средств часто предлагают довольствоваться «латанием дыр»). Однако в основном контракте средства на «ямочный ремонт» не заложены. Обычно область разыгрывает отдельный аукцион. Но в 2021 году на это не предусмотрено ни копейки. По крайней мере, на сегодняшний день. Как дорожники будут выкручиваться из создавшегося положения – непонятно. Наверное, в конечном итоге деньги всё же найдут. Но их будет катастрофически мало. В нынешнем сезоне затраты составили всего 100 миллионов рублей. Притом, работы выполнили давным-давно, а оплачивать их будут только в начале будущего года. В общем, хорошо, что есть «Ярдормост», латающий дыры во всех смыслах этого слова. Без наличия собственной государственной структуры частники вряд ли бы подписались на подобные условия.

          Что касается муниципалов, то они справляются с содержанием каждый по-своему. Ярославль целиком и полностью делает это за счёт региональной субсидии. В сезоне 2019-20 она составляла 250 миллионов рублей. И, несмотря на тёплую и практически бесснежную зиму, претензий к работе было много. А мэрия во главе с Владимиром Волковым показала далеко неблестящие организаторские способности. Правда, один плюс отметить всё же стоит. Город отказался от проведения аукционов на содержание улично-дорожной сети и перешёл к практике муниципального задания.

          Это позволяет не тратить время на организацию длительных конкурсных процедур и разборки с надзорными ведомствами, а также всегда иметь под рукой собственную организацию, готовую выполнить трудную и неблагодарную работу. В областном центре эта почётная обязанность возложена на МБУ «Горзеленхозстрой», которому недавно передали функции и технику «Городского спецавтохозяйства» (за самим «САХ» оставили только вывоз мусора, утилизацию ртутьсодержащих ламп и содержание бездомных животных).

         Зеленхоз.jpg Правда, здесь имеется ряд нюансов. Во-первых, «Горзеленхоз» никогда не был специализированной организацией по уборке города. И совершенно не факт, что сможет стать ей в ближайшее время. Всё-таки, уход за зелёными насаждениями и содержание дорог – это две большие разницы. И организационно, и технически, и даже финансово. Так что логичнее было бы создать обособленное подразделение, либо оставить соответствующий функционал за «САХ». Пока этого не сделано. Во-вторых, вне зависимости от способа организации процесса, город целиком и полностью зависит от областной субсидии. Эта практика началась ещё во времена Владимира Слепцова. Но благосклонность и финансовые возможности региона – величина отнюдь не постоянная. И если с первой составляющей пока всё хорошо, то вторая уже изменилась.

          На 2021 год Ярославлю выделяют только 200 миллионов, то есть на 50 миллионов меньше. И если грядущая зима будет такой же, как нынешняя – тогда шанс пережить её с минимальными потерями ещё есть. В противном случае последствия будут печальными. Впрочем, остальные не имеют и этих средств. На все муниципальные образования (от Рыбинска до Брейтовского района) выделяют общую субсидию в размере порядка 500 миллионов рублей. Притом, их тратят не только на содержание, но и на ремонт. И это с учётом того, что протяжённость муниципальных дорог почти в два раза больше региональных – почти 12 тысяч километров.

          Что касается «ямочного ремонта», то по нему в Ярославле продолжают заключать отдельные контракты. Правда, в отличие от области, они не являются долгосрочными. И оформляются на полугодие. С данной работой город пока справляется собственными средствами. Но они запредельно малые. Например, актуальный контракт (заканчивается 31 декабря) стоит всего 28 миллионов рублей. Ясно, что такой суммы не хватает практически ни на что. В итоге, с учётом всего вышесказанного, напрашивается неутешительный вывод: в случае хорошего снегопада и сильных морозов мы имеем все шансы провалить зимнее содержание. Не хватит ни сил, ни средств.

 

ЖКХ: где тонко, там рвётся

          Никуда не исчезли и проблемы «коммунального фронта». «Направления главных ударов» там прежние: неработающие котельные, ветхие сети, потери теплоносителя и долги ресурсоснабжающим организациям. Хотя начальники от ЖКХ ещё в начале октября бодро отрапортовали о готовности региона к новому отопительному сезону, не упомянув каких-то серьёзных трудностей. Официальная статистика звучала как песня. 22d9a4c6_2ba8_4da2_a356_a46a5eaf79d3.jpgК холодам подготовили 1884 километра тепловых, 3929 километров водопроводных и 32 287 километров электрических сетей, 598 котельных, 1828 социальных объектов и 17 240 жилых домов. В муниципальных образованиях создали запасы топлива, рассчитанные от 30 (жидкое) до 45 дней (твёрдое), и отдельный аварийный резерв материалов и оборудования стоимостью 42,6 миллиона рублей. А на случай ЧП были сформированы 260 бригад «быстрого реагирования» общей численностью более 1300 человек и подготовлены 694 единицы техники.

          Казалось бы, после таких мер и вправду не должно было быть никаких проблем. Либо, в случае их возникновения (разумеется, исключительно теоретического), устранение занимало бы считанные часы. К сожалению, реальность предсказуемо оказалась далека от этой идиллической картины. Традиционным поставщиком плохих новостей оказался Переславль-Залесский. Мало того, что городской округ оказался последним среди муниципальных образований в графике подключения тепла (10 октября), так ещё и не смог уложиться в этот срок. Купанское (1).jpgНа всю область прогремела история с селом Купанским. Ещё в 2018 году там построили современную газовую котельную за 45 миллионов рублей. Однако два года она фактически простояла без дела. К тому времени окончательно изжило себя старое оборудование, работающее на мазуте. В итоге старую котельную закрыли, а на новую «голубое топливо» начали подавать только в начале октября. Разумеется, пуско-наладочные работы начались лишь после этого долгожданного момента.

          Купанское (2).jpgВ итоге полторы тысячи жителей остались замерзать в своих домах. Без тепла также остались садик и школа. На минуточку, социальные объекты, которые должны были запустить в первую очередь. По словам жителей, температура там не поднималась выше 15 градусов, а порой опускалась до 11. В администрации заверили, что отопление появится не позже 11 октября. Однако батареи в домах стали прогреваться только четыре дня спустя. А в школе оставались холодными даже 15 октября. При этом, перед зданием образовательного учреждения продолжались «раскопки». Очевидно, велась замена прохудившихся сетей. Из чего следует неутешительный вывод, что администрация попросту не занималась их подготовкой к отопительному сезону.

          

Переславль (2).jpg

Проблем хватало и на территории самого Переславля-Залесского. Даже на официальном сайте администрации во второй половине октября и начале ноября чуть ли не в еженедельном формате публиковали новости об отключении отопления или авариях на теплосетях. К примеру, третьего ноября проводились работы на котельной Чкаловского микрорайона, из-за чего местные жители в который раз были вынуждены сидеть без тепла и горячей воды. А всего через два дня отключение отопления и прекращение ГВС анонсировали ещё по нескольким адресам – в связи с заменой трубы. Список можно продолжать ещё долго. Но, пожалуй, комментарии излишки. Хотя из приличных слов в адрес местной администрации остаются только предлоги. 

          Похожая история произошла и в соседнем Ростовском районе, где без тепла остались 350 жителей деревни Коленово. Батареи там оставались холодными даже в 20-х числах октября. Показательно, что такая ситуация повторяется уже второй год. Ещё удивительнее, что проблемы там также начались после строительства новой котельной. Правда, на этот раз угольной. Кроме того, в начале отопительного сезона к Переславлю и Ростовскому району было много вопросов со стороны газовиков. Официальный сайт «Газпром Межрегионгаз Ярославль» сообщал: «Размер просроченной задолженности ТСО Ярославской области на начало октября по оперативным данным достиг 1 990 миллиона рублей. С начала года задолженность увеличилась на 300 миллионов рублей. В списке недобросовестных потребителей – теплоснабжающие организации Ростовского муниципального района и города Переславль-Залесский, где за 9 месяцев текущего года прирост составил 60 и 90 миллионов рублей соответственно». К слову, оба муниципальных образования возглавляют «варяги» - Сергей Шокин и Валерий Астраханцев.

         Откбярь (3).jpg Впрочем, традиционные проблемы остаются и у «ярославцев». Который раз возникают непреодолимые трудности с отоплением в Некоузском районе. Не стал исключением и нынешний год. К середине осени в посёлке Октябрь более 10 многоквартирных домов на улицах Ленина, Мира и Комсомольская оставались без тепла. В качестве причины вновь называли отсутствие подготовительных работ по промывке и опрессовке систем отопления. При этом, местная котельная, якобы, обеспечивала подачу теплоносителя в полном объёме. Тем не менее, температура в квартирах оставалась существенно ниже нормативных показателей. Это притом, что жители своевременно оплачивают коммунальные услуги в течение года. Но по факту вынуждены запасаться дровами.

          Отдельные примеры их аналогичного списка можно привести и в других муниципальных образованиях. Перечисленные истории просто являются наиболее показательными. Самое удивительное, что все они относятся к самому началу отопительного сезона, когда не было ни морозов, ни проливных дождей, ни сильных ветров. Чего же ожидать, когда наступит зима? Увы, пока этот вопрос остаётся риторическим. Но терзают смутные сомнения, что ничего хорошего.

          Подготовка к отопительному сезону давно требует системных решений. Притом, в ряде случаев можно обойтись даже без дополнительных затрат – исключительно административными мерами. Например, в пресечении головотяпства со стороны местных властей. Подготовка коммунального хозяйства к зиме остаётся их обязанностью, которую никто не отменял. А за невыполнение обязанностей должны следовать санкции со стороны вышестоящего начальства. Если потребуется – вплоть до увольнения. Благо, примеры есть. Решение других вопросов, безусловно, упирается в финансы. Но и здесь мяч находится на стороне областного Правительства. Где-то не помешают «точечные инъекции» для конкретных муниципальных образований. Тех, где проблемы существуют годами. И годами же не решаются. По всей вероятности, для этого придётся обращаться к федеральному центру. Но, как говорится, ищущий да обрящет. В конце концов, санкционировали же нам ту же программу «Газпрома». А затраты на замену тепловых сетей в том же Переславле куда меньше. Другие проблемы отчасти могут быть сняты в ходе реализации новой обещанной программы газификации, а также модернизации отдельных объектов ЖКХ по национальным проектам. Разумеется, при надлежащем исполнении. Однако всё это относится к будущему времени. Притом, достаточно отдалённому. А зима наступит уже совсем скоро. И нам вновь остаётся надеяться на чудо. Ну, или на русский авось!

   ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
В 2020 г. Вы больше или меньше стали заниматься физкультурой и спортом?