Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.05.2023
Антропология
2873
ЛЮДМИЛА ВОРОЖЦОВА: «АртЕль» – это попытка объединить вместе творчество и бизнес
ЛЮДМИЛА ВОРОЖЦОВА: «АртЕль» – это попытка объединить вместе творчество и бизнес

Творчество и мастерство – два необходимых составляющих для настоящего ремесленника. А если к ним еще добавить талант бизнесмена и способность превратить любимое дело в смысл жизни, тогда стоит ждать особенных результатов.

Людмила Ворожцова – ярославский мастер-ремесленник, человек известный не только в региональной сфере туризма и народных художественных промыслов. Она учредитель и директор ООО «Союз мастеров АртЕль», в нашей области представляет Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства, входит в Общественный совет при Департаменте туризма Ярославской области и в Правление ЯРОО «Ярославская ремесленная палата». Ее второй год избирают Послом гостеприимства – официальным представителем масштабного федерального конкурса «Мастера гостеприимства». Мы беседуем с Людмилой Владиславовной о том, как найти свое место в ремесленничестве, как чувствует себя сфера народных художественных промыслов (далее – НХП), какое значение имеет ярославский изразец в истории нашей области и о многом другом.

 

Это вам не перед свиньями бисером метать, тут потрудиться надо…

- Чем Вы занимались до создания «Союза мастеров АртЕль»?

01_img_5831.jpg- Я дружу с рукоделием с 13 лет. В 90-е, когда работала учителем начальных классов, а потом завучем в средней школе города Смоленска, этот навык очень пригодился. Преподаванием в то время было не прожить, спасали заказы на вязание. В начале 2000-х с мужем перебрались в Ярославль и занялись рекламно-издательским бизнесом. Я открыла ИП, и мы готовили к печати разнообразные информационно-рекламные альбомы, в том числе, «Строительный комплекс Ярославской области», «Энергосбережение Ярославской области», сотрудничали с налоговой службой, с которой для юридических лиц делали печатную папку с рекламными модулями.

В 2014 году с появлением Интернета, новых технологий в рекламной сфере, решила сменить деятельность. Снова вспомнила о рукоделии и стала мастером народных художественных промыслов. Вязала крючком и спицами текстиль, палантины, шали на вилке. Вязание на вилке —это вязание крючком на специальной металлической скобе, согнутой в виде буквы «U». Неожиданно для себя ушла в вязание крючком из бисера. Это особенная, очень старая техника, бытовавшая на северных территориях нашей страны. Сама ездила по выставкам-ярмаркам, продавала сделанное

- Вязание бисером очень кропотливое занятие, сколько нужно времени на одно изделие?

нанизывание бисера.jpg- У опытной мастерицы, связавшей не один десяток жгутов, на изделие среднего размера потребуется около 8 часов на набор и часов 20 на вязание. Это полноценная рабочая неделя. А если этим между делом заниматься вечерами за любимым сериалом, займет не меньше месяца. В среднем на один жгут уходит 5 тысяч бисерин, иногда 8 тысяч. Каждую из них нужно поштучно нанизать иглой на нить строго по цветовой схеме, а потом провязать.

- Сколько стоит один жгут?

артель1.jpg- В зависимости от бисера. Это – уникальный материал, который не портится, и вещи из него практически вечны. Из чешского бисера изделие стоит 3-4 тысячи рублей. Есть за 8 тысяч из дорогого японского. Он в два раза мельче чем «чех», работать с ним гораздо сложнее. В мире сейчас существуют всего два производителя качественного бисера – Япония и Чехия. Все остальное не подходит для вязания.

- Как появился «Союз мастеров АртЕль»?

Сообщество НХП в нашем регионе дружное, все ездят на одни и те же выставки, имеют одни и те же заботы. В 2019 году несколько мастеров решили объединиться и создать единое пространство, где можно работать и реализовывать свои изделия. В том же году региональный департамент туризма собрал НХП-шников и провел два акселератора. Первый – для мастеров-ремесленников Ярославля и городов Золотого кольца. Он был направлен на разработку идей производства востребованной сувенирной продукции. К тому времени мастер-классами по изразцам мы занимались плотно, но это обучение помогло все расставить по местам.

На втором акселераторе «Школа культуры гостеприимства» уже писали проекты, четко направленные на туризм. Наш назывался «Путешествие на родину ярославского изразца» и он описывал открытие крафт-пространства «Артель», в котором объединятся разные мастера НХП. По замыслу, оно основывалось на историческом капитале места, с обязательными мастер-классами для туристов, которых с готовностью должны везти туроператоры.

Это были только мечты, изложенные на бумаге с прикрепленным к ней бизнес планом. ООО «Союз мастеров АртЕль» зарегистрировали в ноябре 2019 года. На тот момент из 10 человек, заявлявших о намерении сотрудничать, остались двое – я и моя подруга Инна Погорелова. Но мы не отступили. В декабре начали переговоры с хозяевами гостиницы «Коровницкая слобода», у которых пустовал великолепный деревянный сруб в строительной готовности.

Инна, имеющая экономическое образование и закалённая опытом работы в промышленной сфере, взяла на себя обустройство этого пространства. Начало нашей деятельности совпало с пандемией коронавируса, когда выставочная жизнь плавно сошла на нет, и денег у нас практически не было. Вдвоем «на коленке» придумывали, каким хотим видеть Союз «АртЕль». В августе 2020 года, как предприятие сферы НХП, получили компенсацию по ОКВЭД в размере минималки на каждую, внесли первый взнос за аренду и начали раскручиваться.

 

42 ремесленника – это сила. Одно слово – «АртЕль»

- Что представляет собой «Союз мастеров АртЕль» спустя три года?

- Это коммерческая структура, которая объединяет 42 мастера-ремесленника. Нам посчастливилось оказаться в самом сердце исторического места, рядом с храмовым комплексом Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе, где сохранился изразцовый наличник 5 на 8 метров. Подобного в стране больше нет. Туроператоры очень любят его показывать, а потом приводить туристов к нам.

изразец.jpg

   В нашем деревянном срубе проводим мастер-классы и много рассказываем об изразцах. Здесь же выставлены изделия мастеров, которые можно купить. «АртЕль» – это история про творчество и бизнес, смелая попытка объединить их вместе.

На сегодня коммерческий потенциал нашей организации реализован примерно процентов на 30. У нас работает торговая лавка и проходят занятия по росписи изразца, но туроператоры готовы везти к нам туристов не только за ними. Сейчас разрабатываем меню адаптированных мастер-классов по изготовлению даниловской льняной куклы, валянию из овечьей шерсти и других.

На мастер-классе для туристической группы существует жесткий тайминг. Люди должны забрать с собой готовое изделие, а значит любые позиции: материалы, технологию нужно адаптировать. Без этого невозможно за день на мастер-классах принять более ста человек, как это делаем мы.

- Почему выбрали ярославский изразец?

- От бисера к изразцам мы перешли случайно в 2019 году. На епархиальной елке в КЗЦ «Миллениум» давали мастер-класс по плетению рождественского ангела из бисера. Там оказалось, что ведущий мастер-класса по росписи изразцов заболел, и я взялась его заменить.

артель3.jpgУ меня классическое советское высшее образование педагога начальных классов Два года в вузе нас учили азам большинства народных художественных промыслов. На любую народную роспись у меня рука набита настолько, что могу воспроизвести все их стилевые особенности. Не на уровне великого живописца, но вполне сносно.

В итоге первый свой «изразцовый» опыт я получила в «Миллениуме». Выяснилось, что эта роспись имеет большой спрос, и на ярмарках мы уже стали давать мастер-классы по изразцам.

Многие думают, что изразцы появились на Руси благодаря Петру Первому. Но они существовали в русском государстве еще за 100 лет до Петра, а в Ярославле их производство возвели на небывалую высоту. В 17 веке в Коровницкой слободе вдоль берега Которосли были залежи глины и была масса артелей, работающих с ней. По схеме города того времени, здесь имелось 19 кирпично-изразцовых заводов. Из них 18 – в Коровницкой слободе и один в Норском.

Тенденция последнего времени – развитие сферы гостеприимства. Турист требует местной аутентичной изюминки, у нас это – ярославский изразец.

 

Художественные промыслы это – бизнес?..

- Легко ли быть бизнесменом?

- Я привыкла. Когда я оставила собственный рекламный бизнес, на год ушла в работу по найму. Это был печальный опыт. Если ориентирован на самостоятельное ведение дел, мыслишь не категориями зарплаты, а прибыли и развития, принимаешь риски на себя.

- Перспективно ли с точки зрения бизнеса заниматься народными художественными промыслами?

- Если НХП обратит свое внимание в сторону туризма, тогда бизнес будет оправдан. У нас объединиться с ним получилось, где-то методом проб и ошибок, где-то благодаря всероссийскому конкурсу «Мастера гостеприимства», в котором мы участвовали и победили. Победа в нем дала многое, начиная с качественного глубокого обучения и заканчивая массой связей и дополнительными возможностями для роста.

Единолично изготавливать и продавать изделия народных художественных промыслов – это не бизнес, а хобби. Тот же самозанятый работает на себя. А бизнес создает рабочие места, продвижение, налоги. Союз мастеров «АртЕль» – малое предприятие, в штате которого 6 человек. Мы ведем открытую бухгалтерию, с мастерами заключаем договора. Нам интересней сотрудничать с самозанятыми и за три года удалось мотивировать многих. С мастерами мы рассчитываемся официально, все проходит через кассу и расчетный счет, но налоги они должны платить сами.

Союз мастеров «АртЕль» не единственный кто занимается ярославскими изразцами, но так в массы продвигаем их только мы. За три года на наших мастер-классах побывали восемь тысяч человек от 4 до 90 лет. На выставке-ярмарке народных художественных промыслов и ремесел «Ладья» у нас есть постоянные заказчики-коллекционеры изразцов. Для них ярославское изделие равно Знак качества.

- Насколько мастера готовы сотрудничать с Вашей компанией?

артель 7.jpg- Рынки сбыта у ремесленников немногочисленны и в основном завязаны на выставках-ярмарках, которые постепенно себя изживают. За исключением крупных, в том числе «Ладьи», на которую мы всегда ездили и будем ездить. На обычных ярмарках реально продавать товар за 300 или 500 рублей. С дорогими эксклюзивными вещами выставляться там зачастую неоправданно. К тому же мастера в ярмарочном пространстве оказываются страшными конкурентами, и часто вынуждены демпинговать себе в убыток.

У «Союза мастеров «Артель» есть торговая точка, мы берем товары на реализацию и заинтересованы продать все. Никакого демпинга у нас нет. Как ООО мы можем заключить договор с гостиницами, санаториями и выставлять там на продажу изделия НХП. Кустарю-одиночке, даже имеющему ИП, такое недоступно, с ним просто не будут работать. Мы даем мастерам возможность больше заниматься производством и творчеством, а не «скакать» самим по ярмаркам. Они заинтересованы в нас, а мы в них, это взаимовыгодное партнерство.

- Как себя чувствует отрасль НХП сейчас? Некоторые эксперты считают, что она в упадке …

- Не скажу, что в упадке. На уровне правительства увеличивается ее финансирование. Но не надо путать НХП с ремесленниками. Министерство промышленности и торговли России оказывает поддержку, но лишь самым значимым и системообразующим организациям отрасли народных художественных промыслов, которых по всей стране чуть более 80. В Ярославской области таких предприятий два – Фабрика "Ростовская финифть" и Мастерская ярославской майолики Павловой и Шепелёва. Это производства с определенной историей, выпускающие изделия народных художественных промыслов. Их продукция не имеет отношения к сувенирке. НХП-статус каждого нового изделия, будь то брошка или сережка, подтверждается художественным экспертным советом. В этой сфере все очень заорганизовано. Сейчас на уровне Государственной Думы обсуждается закон об НХП, но пока только в стадии рассмотрения.

- Зачем он нужен?

- Есть много территорий бытования народных художественных промыслов, у мастеров постоянно обновляется ассортимент. Кто плетет из ивы корзины, вяжет бисером, работает за гончарным кругом, или в кузнице, рисует, вышивает, вяжет и т.д., могут называться самозанятыми, ИП, ООО, но на серьезные государственные субсидии рассчитывать не могут, потому что не имеют производства. Именуясь красивым словом ремесленник, эти люди оказываются вне правового поля, поскольку понятия ремесленничество в нашем законодательстве не существует. Получается, мастера есть, а четкого определения их сферы деятельности нет – странная коллизия.

К примеру, большинство изделий «Союза мастеров «Артель» прошли через художественный экспертный совет и получили заключение о том, что они относятся к народным художественным промыслам. Мы получаем государственную поддержку, в том числе от центра «Мой бизнес», разовую субсидию как социальное предприятие. Но о масштабной государственной поддержке уровня Минпромторга, которую имеют крупные компании, мы даже не мечтаем.

Я была на многих совещаниях, касающихся отрасли НХП, и всегда предприятия и мы - по разные стороны. Они считают, что нас не существует. Но ремесленничество развивается. Людей, зарабатывающих своими руками, становится больше. Другое дело, что надо систематизировать их деятельность. Закон необходим в том числе и для того, чтобы вывести их из тени.


Сохранение традиций в промыслах как культурный код национальной идентичности

- Действительно ли мастера-ремесленники могут помочь в сохранении российской идентичности?

- Да, потому что народный художественный промысел – это серьезный носитель культурного кода. Ни один завиток, символ, цвет в росписи не рождался просто так. Хочется, чтобы российские ребята знали, что птица-феникс – персонаж славянской мифологии, а не фильма о Гарри Поттере.

нац идентичность.jpegВ свое время были сильны традиции совместного семейного творчества. Мы возрождаем это на мастер-классах, где дети вместе с родителями знакомятся с символикой, мифами и легендами и расписывают изразцы. Сбор краеведческих материалов также работает на эту мельницу. В основе грантов, которые пишем – идея возрождения культурного кода и национальной идентичности через НХП и народное творчество.

- Известно об опыте сотрудничества российских дизайнеров и предприятий сферы НХП. Получилось ли это у вас?

- Пока нет, но это для нас весьма актуально, и нам есть, что предложить. Для продвижения и новых проектов нужны молодые энергичные творческие люди, с новыми идеями. Их мы сейчас привлекаем в «АртЕль», надеюсь это будет хорошая совместная работа.

- Какими еще проектами занимаетесь?

- Направлений, которые хочется развивать, очень много. Задумываемся, как изделия мастеров НХП вывести на уровень корпоративных подарков. Задача непростая, многое упирается в оформление, нужно продумывать упаковку, персонализацию.

Сейчас завершаем создание «Атласа народных художественных промыслов и ремесел Ярославской области» на грант Русского географического общества. По условиям гранта это будет сайт с подробной интерактивной картой. Бумажная версия Атласа тоже будет, но она печатается небольшим тиражом.

В 2020 году мы подружились с кафедрой краеведения и туризма Ярославского педагогического университета им. Ушинского. Его студенты после курса краеведения проходили у нас практику, проехали всю область, собирали информацию о мастерах-ремесленниках, промыслах на нашей территории, ныне существующих и утраченных. Все это вошло в Атлас.

Прошлым летом мы получили от Фонда культурных инициатив грант «Пряник из глины. Мифологические обереги русской земли». Реализовали его в двух детских лагерях– «Иволга и «Молодая гвардия», где проводили мастер-классы. За несколько смен у нас побывали 808 детей.

 

Туристическая тропа по древним слободам современного города

- Вы активно продвигаете новый туристический маршрут для пешеходов и велосипедистов по берегу Которосли. Это ваше детище?

- Туристический маршрут я не придумывала, это коллективная идея, но я являюсь его амбассадором. Этот проект был представлен на «Форуме Креативных индустрий» в октябре 2022 года и предлагает создать 4-х километровую туристическую тропу, которая будет пролегать через четыре слободы: Коровницкую, Шиловскую, Тропинскую и Толчковую. Я очень люблю Коровницкую слободу, узнала, насколько интересна история этого места. Мы подружились с отцом Анатолием – настоятелем местного старообрядческого храма.

тропа1.pngС этой стороны Которосли великолепный вид на Успенский собор и Спасо-Преображенский монастырь, исторический центр города на всём протяжении маршрута. успенский собор.jpgЕсть возможность его продлить до храма Николы в Меленках и мануфактуры «Красный перекоп», с посещением церкви Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. Я считаю Коровницкую слободу одним из самых перспективных районов города с точки зрения туризма и жизни.

Коровники.jpgИоанна Предтечи1.jpgСами реализовать этот проект мы не сможем финансово. Надеемся на инвесторов, поддержку городской и региональной власти. Мы готовы максимально поучаствовать в нем, наполняя эту территорию смыслами. Крафт-пространство «АртЕль» на этой территории первая и пока единственная точка притяжения, которая имеет большой потенциал не только для туристов, но и местных жителей. Мы могли бы стать для этого места еще и мощным досуговым центром.

 

Беседовала Анастасия Берабер

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?