Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.08.2020
Антропология
512
АЛЕКСЕЙ ЛУКЬЯНОВ: «Мы учим человечество плавать по-новому»
Быть визионером в нашем мире немодно, несовременно и даже неблагорарно.  Не поймут, однако, массы.  А вот Алексей Лукьянов идет против течения - он утверждает, что научит мир плавать по-новому. Возможно он несколько преувеличивает. Возможно у него завышенная планка. Возможно, что он ошибается. Однако он имеет на это все основания.  Он изобрел новый продукт, который таки может научить мир плавать по-новому. Называется он SEABIKE. И продается он по всему миру. И изобрел его - ярославец. Алексей Лукьянов. Тому есть все патентные подтверждения. Даже в США...
АЛЕКСЕЙ ЛУКЬЯНОВ: «Мы учим человечество плавать по-новому»

Говорят, нет на свете романтики, сплошное общество потребления в бездушном мире чистогана. Я и сам уже начал в это верить. Но жизнь, как всегда, ткнула носом в контраргумент - не создавай шаблонов, дурачок! Всякое бывает, в том числе, и романтика. Например, сегодняшний собеседник «Клуба социологов», совладелец группы компаний «Паритет», Алексей Лукьянов – вполне себе успешный бизнесмен, нашел надежную нишу в рынке, горя не знает, и COVID его бизнесу нипочем, наоборот прибыли выросли. Что еще надо человеку? Оказывается, надо «любимое детище» – рожденный из хобби малый бизнес, ООО «Сибайк», с 14 сотрудниками. Лукьянов намерен его развивать, знает, как именно, и собирается работать на мировом рынке. Совмещение увлечений и бизнеса, как это делается?

 

Форма воды. Рождение легенды.

- Алексей Борисович, расскажите о себе, то, что Вам кажется более важным.

Лукьяненко 7.jpg- Я из Ростова, вырос на озере Неро. Школу закончил с золотой медалью, затем Ярославский Политехнический, тогда еще институт, с отличием. Более важное? Сколько себя помню, с самого раннего детства, любил плавать. В Японии создали теорию определения признаков гармонии между человеком и водой. Например, замерзающая в ладонях вода складывается в узор. Если под микроскопом узор выглядит красиво и гармонично – та же красота и гармония присущи подсознательным взаимоотношениям владельца исследуемой ладони, и воды. Если узор груб и некрасив - человек далек от природы. Уверен, что у меня, при таком исследовании, получился бы замечательный узор. Я путешествовал по морям, занимался парусным спортом, серфингом, виндсерфингом, кайтсерфингом, дайвингом и фридайвингом. И, конечно, плаванием с самыми разными предметами, и без них, на воде, и под водой.

Так и появился водный велосипед, сибайк - как результат большого опыта общения с водой. Есть исторический анекдот, будто бы Архимед открыл свой знаменитый закон в ванной. Здесь мы с древнегреческим ученым, можно сказать, коллеги - идея создания сибайка возникла в бассейне. Там от стенки оттолкнулся, вытянулся в струнку и буквально летишь, как дельфин. Начинаешь грести руками и ногами – сразу не то. Плывешь, конечно, но уже не так весело и беззаботно, много энергии тратишь. Чтобы вернуть и закрепить это состояние полета в воде мы и изобрели сибайк. Он позволяет сил тратить мало, а плыть быстро. Тот же принцип толчка, что и в бассейне, только отталкиваешься не от стенки, а от педалей.

- Первый сибайк был сконструирован в 2015-м году. Расширялся ли с тех пор модельный ряд сибайков?

Сибайк 6.jpg- Не такое простое и быстрое дело - продвижение новой позиции на рынке. Создан сибайк был действительно в 2015 году, но до 2017 года мы получали патентную защиту. Сейчас имеем ее в России, ЕС, США, Китае, Египте, Турции, и многих других странах. Особо важная сфера наших интересов - страны Средиземноморского бассейна. Параллельно с оформлением документов, готовили производство – пресс-формы, металлообрабатывающие станки, программное обеспечение. В 2016 году начали продавать первую модель, в 2019 перешли на продажи Seabike 2.0. Мы не останавливаем конструкторские работы - Seabike 3.0 практически готов, в разработке - Seabike 4.0. Но и не спешим выводить на рынок новые модели, зачем? Сначала нужно достичь нужного уровня популярности для существующей линейки наименований, и лишь потом «радовать» конкурентов «сюрпризами».

- Конкуренция в применении к оригинальному патентованному изобретению? Она есть? Или ООО «Сибайк» продает уникальную продукцию?

сам сибайк.jpg- Прямых аналогов нет, мы об этом позаботились, безнаказанно скопировать Seabike нельзя. Но можно сделать «по мотивам», фактически конкурируя, а юридически отрицая факт заимствования. Сегодня конкурентов у нас нет потому, что товар новый, малоизвестный. Но мы не можем и не хотим, радуясь отсутствию конкурентов, оставаться в тени, это снижает продажи. Нам придется стать популярными. И как только мы достигнем некоего уровня известности, тут же получим и аналоги, реплики – все виды скрытой конкуренции. Мы к этому готовы, ждем. Это вызывает спортивный интерес. Будем считать, что неизбежное в будущем появление конкурентов будет признанием наших заслуг в продвижении абсолютно нового продукта.

 

Пандемия нас не остановит. Мы учим человечество плавать по-новому.

- По данным открытых источников в ООО «Сибайк» 14 работников. При этом немало офисов продаж в Москве. Именно компании подобной структуры, субъекты т.н «малого бизнеса» наиболее уязвимы во время любого кризиса, у них просто не хватает денег, чтобы дождаться лучших времен. Как выживает ООО «Сибайк»?

- Компания «Сибайк» входит в группу компаний «Паритет». «Паритет» - оформившийся, прибыльный бизнес, имеющий разные направления деятельности. Мы строим суда, производим медицинскую технику, есть частный кардиологический центр. «Сибайк» - один из самых юных проектов «Паритета». «Как новое эксклюзивное изобретение, сибайк полностью соответствует бизнес-идеологии «Паритета», поскольку мы зарабатываем деньги именно тем, что изобретаем, патентуем, а потом доводим до практического применения. По возможности, стараемся изобретать коммерчески выгодные вещи. Но изобретатель «подобен флюсу», склонен увлекаться, поэтому многое изобретаем и «в стол». Это не про «Сибайк», конкретно этот проект мы намерены развивать упорно и всерьез. Каждый проект, как человек - имеет возраст. Рождается, проходит стадию младенчества, подрастает, мужает. И лишь возмужав, кормит своих родителей. По возрасту «Сибайк» примерно первоклассник - уже не младенец, уже личность, но еще далеко не наш кормилец. Вам ведь не придет в голову требовать, чтобы первоклассник кормил своих родителей? Нам тоже. Наоборот родители тратят на первоклассника деньги, много, и с удовольствием. Мы тоже. Сегодня «Сибайк» требует финансирования, и получает его. Конечно мы продаем водные велосипеды, но речь никоим образом не идет о том, чтобы прямо сейчас возвращать вложенное. Нужно пояснить - это один из самых любимых проектов, мы думаем, что его потенциал очень-очень велик. Мы учим человечество плавать по-новому. Именно так, это не пафосный лозунг, а бизнес-план. Задача очень амбициозная, большая и сложная (особенно на старте). Но мы считаем, что она очень благодарная. Впоследствии «Сибайк» окупит все затраты и принесет очень большие дивиденды, как моральные, так и материальные.

Ярослалвь сибайк.jpgА пока мы вполне в состоянии содержать нашего «школьника». Прибыльных проектов у нас немало, например, верфь Paritetboat. 23 года выпускает скоростные катера и лодки для туристического бизнеса. Различные модели судов – также наши изобретения, некоторые (вроде лодки с прозрачным дном, позволяющим следить за жизнью подводного мира без погружения в воду) более чем популярны. Наши суда продаются по всему миру, очередь на покупку на сегодня составляет 2 года. Это полностью состоявшийся проект. Если вернуться к только что использованной аналогии – полный сил 20-летний юноша, который живет своей жизнью и кормит родителей.

- Какие –то направления Вашего бизнеса пострадали из-за пандемии?
- В случае с «Сибайком» мы видим эффект сжатой пружины. Пандемия нанесла сильный удар по туризму, а большинство покупателей сибайка – отдыхающие на морях отпускники. Число заказов на сайте снизились процентов на 30. Это много, но мы спокойно относимся к временному снижению продаж. Мы видим, что малейшее послабление карантинных мер сразу положительно отражается на количестве наших заказов. Более того, ожидаем роста не на 30%, а гораздо больше. Чем дольше длится пандемия, тем больше люди устают от карантина. Чем больше они устают – тем охотнее обращаются к нам, потому что им сильнее, чем до пандемии, хочется отдохнуть и расслабиться. Это и есть эффект сжатой пружины. Купить сибайк, который складывается до 43 см и положить его в обычную спортивную сумку. Взять на море или в спортзал, что может быть проще? Простому отдыхающему вообще не нужна ни тренировочная, ни техническая подготовка. Аксессуары, вроде гидрокостюма, нужны только при многокилометровых заплывах.

- А снижение платежеспособности покупателей? Это не фактор риска?
- На сегодня - незначительный. Больше 80% сибайков мы продаем за рубеж. Говоря об отпускниках, я имею в виду не только москвичей и петербуржцев, но и жителей Дюссельдорфа, Лондона, Парижа. Их доходы тоже упали, но не настолько, чтобы отказываться от отдыха на море.

 

Секрет экспортного продвижения – крутишь ролик 100 миллионов раз, и покупатель придет гарантированно

- Как Вы рекламируете свою продукцию за границей? Лично или онлайн?

- Основа, фундамент нашей информационной работы, это, несомненно, Интернет. Снимаем жизнерадостный ролик, где человек крутя педали и весело несется в голубой воде. Анализируем рынок, выбираем предпочтительный на сегодня сектор, например, Германию. Выбираем возрастную категорию, определяем наиболее популярную именно у нашей целевой аудитории социальную сеть. И показываем наш ролик в этой сети. Как итог – визиты на сайт и заказы. Эту работу можно делать, физически находясь и в более тихом провинциальном городе, чем Ярославль. Мы это делаем, миллионы показов дают десятки покупателей. Это работает. Хотим продать тысячу велосипедов? Надо всего лишь показать ролик 100 миллионов раз, и покупатель придет гарантированно. Такая реклама стоит денег, но продажи на несколько порядков превышают вложения. Работа с Интернетом сегодня - благодарная работа. 

сибайк1.jpgЕстественно, онлайн-форматом не ограничиваемся. Много ездим по выставкам. В крупнейшей европейской экспозиции Boot Dusseldorf участвуем уже 5 лет, у нас там большой, хороший стенд, и продаем все, что привозим, до последней железки. Nautic Salon de Paris, Мюнхен, 

Болонья, Канны - наше «выставочное сафари» длится круглый год. Так много ездим потому, что нас интересуют все яхтенные выставки. Ведь сибайк особенно интересен как аксессуар на борту яхты. Прогулочная яхта бросила якорь в бухте, все хотят отдыхать, и вот тогда самое время взять сибайк, покататься по бухте, посмотреть подводные окрестности. Одна яхта – два сибайка. Только во Франции зарегистрировано 200 тыс. яхт. Это наш основной рынок.

- Школа плавания Seabike в «Лазурном» будет работать после пандемии?

Лазурный 1.jpg- Уже работает. Летом мы три дня в неделю плаваем на открытой воде, на Прусовских карьерах, и один день в «Лазурном».

 Много ли учеников?

- Прийти к нам, и познакомиться с сибайком любой желающий может бесплатно. Наши пловцы-курсанты показывают технику, объясняют правила управления, ничего сложного нет. Если гостю нравится, он покупает час, или записывается в группу. Пробовать приходит множество людей, это очень популярная услуга. Вторая по численности группа – те, кто, поплавав недельку, усвоил все, что нужно, и едет в отпуск. Постоянный состав 25-30 пловцов, остальные приходят и уходят. Всего в Ярославле мы обучили около 200 человек.

 

Ренген-диагностика как палочка-выручалочка в эпоху пандемии

- Вы все время говорите о «Сибайке», но это пока дотационная история. Как отразилась пандемия на его «кормильце», Вашем основном бизнесе?

Лукьянов в маске.jpg

- Хотя и не очень хорошо так говорить, но правда есть правда. Бытует поговорка «Кому война, а кому - мать родна». Это про группу компаний «Паритет» и пандемию COVID. Мы не понесли потерь, поскольку, основывая бизнес, правильно расставили приоритеты. Начали с медицины, потому что понимали – первое, на что будут тратить деньги - это еда, второе – здоровье. Во все времена, в 90-е, в «нулевые», во время всех кризисов, нас выручало производство медицинской техники, это один из «несущих столбов» в структуре группы компаний. «Паритет» спокойно переживает пандемию. Где-то убыло, где-то прибыло, но в целом мы в плюсе. И рост сохранился. На фоне общих для всего бизнеса проблем радоваться особо нечему, но в число жалующихся мы тоже не попадаем. Наш кардиологический центр просто расцвел, именно во время пандемии люди стали внимательнее относиться к своему здоровью.

Весьма пригодился огромный опыт в производстве ренгеновских аппаратов (все ренгеновские аппараты в Ярославской области – наши аппараты). Раньше при ренгеновской съемке использовали пленку, сегодня- «цифру». Аппарат, излучающая рентгеновские лучи трубка, и главное - цифровой приемник. Цифровой детектор считывает сигнал – тяжелое, очень большого разрешения изображение, его надо хранить и обрабатывать. Мы это делаем уже много лет, и пишем софт, программное обеспечение, которое позволяет выполнять всю работу с этими супертяжелыми изображениями. По продажам софта во время пандемии у нас многократный рост. Причина в том, что рентген - основа лучевой диагностики.

При диагностике на COVID рекомендуют КТ (компьютерную томографию). В тяжелых случаях это оправдано. Но томография - это 500 снимков, и доза облучения пациента соответствующая, а ренген - 1 снимок. Рентген вряд ли выявит вирус, но пневмонию дигностирует, и общую картину состояния легких даст довольно подробную. Надо учесть, что, во-первых, отличия COVID и пневмониии несколько расплывчаты, а, во-вторых, люди нервничают, и бегут к врачу с первым же кашлем. В таких условиях первичная ренген-диагностика – настоящая палочка-выручалочка. Она тем более удобная, потому что наш софт совместим с рентгеновскими аппаратами старых моделей, которых очень много. Всплеск спроса объясним. Особенно высок спрос на переносные, палатные версии аппаратов, когда лежачего пациента нельзя возить к общему рентгену, из-за риска заражения других больных. Наш бизнес оказался востребованным.

 

Путь к олимпийскому виду спорта

- Есть ли у Вас среднесрочные планы развития?

сибайк.jpg- Планы нашего развития довольно амбициозны. Не буду говорить о налаженном бизнесе «Паритета» - там понятный, постепенный рост. Какова задача по «Сибайку»? Повторю - научить людей во всех странах плавать по-новому, более комфортно, безопасно, красиво и быстро. Все наши планы и чаяния связаны с таким подходом. Цель, к которой мы идем – признание сибайка национальным видом спорта в РФ. Добиться этого мы надеемся за два года. Чтобы соответствовать юридической формулировке «национальный вид спорта» нам нужно иметь не менее 35 отделений в регионах России. Это могут быть федерации, клубы, любые региональные общественные спортивные организации. Задачу создания сети таких организаций мы методично решаем путем клонирвания школы плавания с сибайком. Выпускаем набор для такой школы – велосипеды, гидрокостюмы, майки, шапки, одним словом, все аксессуары. Находим в регионах людей, желающих зарабатывать деньги с помощью таких школ. Это нечто вроде франшизы, но мы не берем платы. Наш профит в том, что когда люди учатся плавать с сибайком, они, раньше или позже, его покупают. Кросс.jpgА купить его можно только у нас. Когда школ (клубов, иных организаций) будет 35, МинЮст зарегистрирует национальный вид спорта. На данный момент наши организации есть в Ярославле, Рыбинске, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Владимире и Владивостоке. Не слишком много, хотелось бы все и сразу, однако бегемота приходится есть по частям. Это непростая работа, иногда люди берутся с энтузиазмом, а потом он угасает. Однако, опираясь на опыт успешного создания организаций, мы уверены в успехе.

А в дальней перспективе мечтаем о признании сибайка олимпийским видом спорта, над этим работаем параллельно. Основаны и успешно работают «Seabike – France», «Seabike Cyprus», «Seabike Germany». Возможно, к олимпийским кольцам тянуться придется долго, но как знать… Популярность - дело хитрое. Бьешься-бьешся, а она растет в час по чайной ложке. А потом что-то случается, и ты получаешь кучу визитов на сайт, заказов, предложений. Алгоритм успеха – загадочное, интересное и не очень предсказуемое дело. Поэтому будем оптимистами.

 

Seabike – russian product

- Что Вы оцените, как наибольшее препятствие в распространении сибайка? Нежелание госслужащих поддержать Вашу инициативу? Инертность потенциальных заказчиков?

Лукьянов политех.jpg- Несомненно, второе. Так сложилось, видимо повезло, но мы получаем только поддержку на очень разных уровнях власти, как региональном, так и федеральном. Мы трижды принимали участие в Экономическом форуме в Санкт-Петербурге, много с кем удалось пообщаться. Искренняя симпатия к идее сибайка руководителей разного ранга видна невооруженным глазом. Возможно, импонирует простота конструкции. Возможно, симпатию вызывает то, что сибайк - русский продукт.

С обывателем найти общий язык труднее. В массе своей средний гражданин пуглив и недоверчив. А - вода территория повышенной опасности, и мы боремся со встречным ветром, убеждаем просвещаем. Но, когда удается убедить человека преодолеть страх новизны, а потом он понимает, что может проплыть 10 км, и не устать, у него плечи расправляются, ему кажется, что жизнь качественно изменилась. Это очень ценное и полезное для жизни чувство, но чтобы его разбудить, приходится много работать.

- Вы назвали сибайк «русским продуктом». На первый взгляд, его конструкция требует достаточно высокого качества. Вряд ли при производстве сибайков Вы можете обойтись без импортных материалов, оборудовния, технологий, разве не так?

- Сибайк на 70% сделан из полиамида, на 25% - из титана, и на 5% - из нержавеющей стали. Все это делается в России. Полиамид - на «Нижнекамскнефтехим». С титаном вопрос тем более ясен, понятно, что только в России можно делать валы из титана, и при этом иметь неубийственную себестоимость. Титан привозим из Сибири. Подшипники из «нержавейки» – Вологодский завод №23 ГПЗ. Уступки мировому разделению труда мы делаем лишь самые необходимые, в разумных пределах. То есть, термопласт-автомат для расплавления гранул полиамида, конечно, импортный, но стоит-то он в Ярославле! Также электронные «мозги» на станках для обработки титана у нас от «Siemens», но сами станки сделаны в Твери. Вся конктрукторская работа, очертания и детали – только наши конструктора. Я считаю, что при таком «соотношении сил» сибайк - несомненно можно считать русским продуктом.

- В связи с пандемией контакты внутри сообщества ярославских предпринимателей стали более активными?

- Да, в последнее время мы общаемся гораздо больше. Но, по-моему, общение активизировалось отнюдь не из-за пандемии. Это произошло исключительно потому, что департаментом инвестиций и промышленности Правительства Ярославской области руководила Галина Александровна Пенягина. Этот человек изменил отношение многих предпринимателей и к департаменту, и к областному правительству в целом. Сначала Пенягина сама собирала директоров крупнейших предприятий, мы познакомились, и сами стали общаться в много раз больше, чем раньше. Галина Александровна считала активизацию общения внутри сообщества предпринимателей своей задачей и работала над этим. Сейчас она возглавляет направление внешнеэкономической деятельности региона, но остался и результат ее работы на прежней должности - связи между предпринимателями.

 Хобби для трудных подростков

- Ваше хобби – яхтинг? Расскажите о реставрации яхты «Ярославна». Как Вы собираетесь использовать судно в дальнейшем?

Яхта.jpg- Да я шкипер, капитан, в парусном спорте больше 30 лет. Владельцы построенной в 1962 году яхты «Ярославна» - мои друзья. Друг умер, его родственники не знали что делать с «Ярославной», никому не нужная яхта просто ржавела. Ее передали яхтсменам. Мы, в память о друзьях, восстановили «Ярославну».

Назначение изменили, из прогулочной яхты сделали учебное парусное судно. Яхта для 10 курсантов, каждому достается своя снасть. Внутренние помещения рассчитаны на то, чтобы курсанты могли переодеться и поспать. Сейчас «Ярославна» стоит в ярославском яхт-клубе «Адмирал», в процессе доводки. Мы сходили на ней в 8 походов, выявили недостатки, изживаем, основные уже устранили. Но спешить некуда – «Ярославну» некому передать. Есть шутка: «Яхта - это углубление в воде, густо-густо выложенное изнутри деньгами». Так вот, это шутка лишь отчасти. 

Ярославна.jpg

Яхту надо содержать. Каждую зиму поднимать из воды, снимать мачты, закатывать в помещение, хранить, обслуживать. Это затратное удовольствие. Поэтому «Ярославной» все восхищаются, но на баланс брать как-то не спешат. Пока и мы не определились – действительно ли нужно ее кому-то передавать. Понимаете, мы бесплатно катаем детей, уроки парусные даем, получаем моральное удовлетворение. Думаем поработать с детскими домами, с трудными подростками из интернатов. Когда они приходят, у них глаза загораются, через 20 минут мальчишки забывают что они «трудные» и тягают веревки изо всех сил. А когда яхта идет с креном, это – же вообще приключение! Интернаты яхту у нас никогда не примут, а если передать ее во флотилию юных моряков, яхта будет доступна гораздо более узкому кругу детей, и уж никак не «трудным». Как соблюсти баланс интересов не вполне понятно. Поживем, подумаем, решим. 

- У Вас, предпринимателя, есть время для такого хобби? И люди?

Лукьянов с дитем.jpg

- Много людей не нужно, по судововму билету наш экипаж - 12 человек. Я, как шкипер, мой помощник и 10 детей-курсантов. Я этим занимаюсь для себя, мне просто интересно. Если что-то по-настоящему интересно – время найдется. Стараюсь ходить под парусами побольше. Каждый год – 2-3 двадцатидневных похода. Вечерами, по возможности, выхожу через день-два, с мая, и пока снег не пойдет. 

- Чем занимаются Ваши дети?

- Старшей дочери 20 лет, она в Англии, учится в университете, будет художником-иллюстратором. Младшие сыновья 12 и 17 лет, еще не определились с выбором. Мы не выбираем за них, пусть станут теми, кем захотят. Наше родительское дело – внимательно посмотреть, понять, что у детей лучше получается, и дать им возможность пойти именно туда.

 

Беседовал Дмитрий Зраднин


В публикации использованы фотографии из личного аккаунта соцсети фэйсбук Алексея Лукьянова. 

 

 

Опрос
Рады и Вы тому факту, что студенты и школьники начали учиться 1 сентября 2020 г. по очной форме обучения?