Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

30.06.2025
Антропология
148
Анатолий Байков: Главная задача художника сообщить о своем существовании…
Стрит-арт - это не баловство, это - искусство.
Анатолий Байков: Главная задача художника сообщить о своем существовании…

Фасады ярославских многоэтажек, стены заброшенных зданий и неприглядные заборы в областном центре в последние годы стали украшаться живописными картинами. Причем они так гармонично вписываются в городскую среду, что практически сразу забывается, что на этом месте зияло нечто неприятное.

Идейный вдохновитель и реализатор большинства художественных замыслов – творческое объединение UNICK, которое расположилось в самом центре Ярославля. Его основатели взяли в аренду одноэтажное историческое здание 1903 года рядом с центральным корпусом педагогического университета имени Ушинского на ул. Салтыкова-Щедрина, вложили туда свои деньги и принялись нести красоту в массы. С их легкой руки в Ярославле несколько лет проводится фестиваль «ЯРСТРИТАРТ».  Они организуют ярмарки и фестивали, оформляют интерьеры и экстерьеры любой сложности.

Мы спросили у одного из организаторов UNICK Анатолия Байкова легко ли живется уличным художникам, как им удается постепенно превращать городское пространство в картинную галерею, чем граффити отличается от стрит-арта, и о многом другом.


Граффити – эгоистичное искусство…

wbga2U5aSx8qZtPEcrUYP-7NGwex52njckuw8EOdJMUA63uAENyvjGnndYCcj_CFWejknYUlynOUmmCysuNfoMVx.jpg

- Анатолий, со скольких лет Вы рисуете?

- В художественную школу я никогда не ходил, но тяга к рисованию была всегда. Граффити увлекся лет с 6−7 лет. Поначалу с ребятами единомышленниками писали буквы или свои имена на стенах. Не было каких-то осознанных рисунков, просто – упоминание себя в городском пространстве.

- Зачем?

- Наверное, чтобы как-то самоутвердиться в комьюнити именно этих художников. Люди видят, надпись и задаются вопросом – кто это такой, как он это сделал. Получается граффити, достаточно эгоистичное искусство, где главная задача художника сообщить о своем существовании.

- Стрит-арт и граффити — это одно и то же или разное?

- В граффити важнее, как нанесен рисунок, насколько труднодоступное место выбрано для изображения, какие баллончики и насадки использовались, применяли скотч или нет и т.д.

sAitvqS67iQ5s7P3no9bGIpQ68Lf_j3-ICmwQO9IrTYt4a9jcQz7JQiMxYqKrMfrao0t0xWCtv04JKBFlo5ffpgK.jpg

Стрит-арт —  уличное искусство, как и любое другое искусство — обширное понятие. Оно больше ориентировано не на узкий круг людей, как граффити, а на более широкую аудиторию. Чаще всего стрит-арт– это некое концептуальное творчество или социальные работы.

- Как картины, что появляются на фасадах зданий в Ярославле?

- Их называют муралы, от испанского muro — «стена», и они тоже элемент стрит-арта. Считается, что этот вид искусства пришел к нам из Мексики, где был особенно популярен в начале 20-х годов прошлого века. Со временем он завоевал Америку, Европу и другие части света.

- И они к граффити отношения не имеют?

- Как и для граффити, для создания муралов используют аэрозольные баллончики с красками, валики, кисти, заранее подготовленные трафареты. В отличие от граффити, которое в большинстве своем – нелегальная буквенная композиция с именем автора или названием его сообщества, муралы имеют эстетическую ценность, художественный замысел, большие размеры и наносятся легально.

 

Постоянно ищем компромиссы, но не всегда находим…

- Готово ли наше общество к восприятию стрит-арта и вашего творчества?

- Не всем оно нужно. Много примеров, когда этого не понимают и не одобряют.

- То есть вместо картин пусть остаются загаженные фасады?

- Все верно. Когда начинаешь проявлять инициативу, что-то рисовать, это часто навлекает осуждение, непонимание. Окружающие нередко воинственно настроены против этого. Когда что-то вокруг меняется, а их не спросили, это вызывает гнев.

- Вы часто с этим сталкиваетесь?

mrddXcIqrdRyrN70xI6x2UY6IFYScq4PR6e4qdbbg2B1iX1QTx6WGqxmN2E-E5JIAIeFqeKlXtlfwMgz1CyBPHD_.jpg

- Всегда. Постоянно ищем компромиссы, но не всегда находим, и это нормально. Кому-то нравятся фигуры медведей, или вентфасад  на историческом здании XVIII века, кому-то нет. То же и со стрит-артом. Всегда будут два лагеря, и от этого не уйти.

С одной стороны, мы стараемся работать для города, его жителей. С другой – мыслим креативно, и иногда этот креатив, просто не рассматривается, как что-то феноменально классное. У нас есть художники, которые творят в своем стиле, и визуально, идейно нам нравятся. Но городское пространство для этого рисунка не создано.

- Получается ваш фестиваль «ЯРСТРИТАРТ» своего рода компромисс?

- Отчасти, да.

- Вы проводите его уже десять лет, как вообще это удалось?

- Большой кровью и годами пробивания стен.

- Имеется ввиду чиновничьих?

- В том числе. Но сейчас стало намного проще, мы хорошо взаимодействуем с городскими и региональными властями. Сделали много проектов в Ярославле и других городах – Рыбинске, Угличе, Тутаеве, Данилове.

- Что за проекты?

- Коммерческие работы для администраций, частные проекты, в рамках фестиваля мы много работали в этих городах.

- А на проспекте Октября возле дома 17Б на остановке общественного транспорта ваши картины – тоже коммерческий проект?

- Заказчиками были силовые структуры, задача этого проекта – пропаганда идеи патриотизма и мужества. Мы долго обсуждали, что в итоге должно получиться. 

tvNH3FGEWoSFqt8Dcw3gJFNynbaoKuTkNgfEr9feaY_LgSeq0KT1WML7j97Z1-J9_tYTF4Mf75er_Mg8oOVZ87KA.jpg

Приходилось моментами настаивать на своем, чтобы результатом можно было гордиться тем людям, которые заинтересованы в реализации этих идей. Этот проект был сделан специально для того, чтобы угодить всем – как раз к вопросу о компромиссе.

- Что требует больше всего времени, материальных, и эмоциональных ресурсов: подготовка, выбор художественной составляющей, тематики, подбор художников?

- Всего понемногу. Сложнее договориться о месте, также, как и убедить заказчика, каким, в итоге должен быть результат. Иногда мы предлагаем очень много вариантов, они отметаются, или отправляются на доработку. Согласование – самый долгий процесс, особенно в крупных проектах.

- А для фестивалей тоже согласовываются все картины?

- Чаще всего согласовываем, но стараемся «продавливать» свои интересы, в плане рисунка.

- Удается?

- Да, к тому же с опытом и годами лучше узнаешь город и людей, понимаешь, что нужно. Если нарисуешь, и тебя весь двор за это будет ненавидеть, зачем тогда это делать? Мы пытаемся создать комфорт, просто иногда, чтобы нас поняли, нужно донести людям свою точку зрения.

Так везде. Возьмите любой архитектурный проект, который хотят реализовать. В процесс его обсуждения вовлечены столько людей, что иногда хочется встать, выйти и больше никогда с этим не сталкиваться. Поэтому у нас основная задача доказать условным оппонентам, как будет лучше.

- Насколько экономически выгоден для вас фестиваль «ЯРСТРИТАРТ»?

- Он больше создаёт имидж, чем влияет на наше финансовое состояние. Фестиваль материально затратная история. У приглашенных художников должны быть гонорары за работу. Потому что мы зовем людей с огромным профессиональным опытом, и они дарят свое творчество нашему городу. Мы предоставляем проживание, питание, интерактивы, чтобы у гостей сложилось о нашем городе хорошее впечатление, и он стал местом, куда хочется вернуться.

Одна из задач фестиваля – популяризировать Ярославль среди сообщества, чтобы людям было сюда приятно приезжать и творить. Очень много смысла вложено в этот фестиваль и средств.

 Мы вкладываем свои деньги, заработанные на коммерческих заказах по оформлению интерьеров. Также участвуют бюджетные и спонсорские деньги, грантовые, если удается их получить. Но расходы колоссальные, порой возникают непредвиденные обстоятельства, которые не всегда получается предусмотреть.

- Каковы затраты на создание одной картины 2×2 метра на фасаде. К примеру, сколько нужно баллончиков и какова их стоимость?

- От 20 до 30 штук, цена за один – 500 рублей. Но баллончики далеко не все, что нужно. Могут потребоваться акриловые краски, валики разных размеров, кисти, бумажный скотч и т.д.

QN43HALxv1tgNKDz_G52XiWIHQSORw_Q_6q29heFC4mW5aTq5Rg6AB0mtILnDg8LxmzdF-MiXR0fkgb57SSvpJEK.jpg -91mbgao9-p1MGu-OFpZsUWIX1ucKZLVLIKaDTHheV_3RXfjMZymYTlCbyPbRAYbeS1Y-Jc0YdIVQK93UQXbIGfJ.jpg

Перед началом, чтобы картина жила долго, следует подготовить стену – убрать зазоры, загрунтовать поверхность. Художнику нужно несколько часов, чтобы получилась иллюзия ровных линий, да и в целом создание муралов – физически тяжелая работа.

- Не бывает желания опустить руки?

- Было много раз, примерно на каждом фестивале оно возникает. Но есть обязательства. Это дело нельзя бросить, ведь тогда подведёшь всех, команду, художников, город. Я несу ответственность за то, что я продвигаю.

- Подобные проекты есть ещё в других городах?

- В нашем регионе этим занимаемся мы. В этом году выиграли грант на проведение мобильного фестиваля. Будем рисовать на разных кубических конструкциях.

- Это вы делали несколько лет назад в Рыбинске?

- Да, а сейчас такие фестивали будем проводить в Костроме и Иваново, чтобы потом выходить на более масштабные форматы.

 

Если бы хотели делать бизнес, все было по-другому

- В какой момент ваше хобби трансформировалось в творческое пространство UNICK?

- С 2010 года в России стали появляться арт-кластеры, которые бурно развивались и притягивали творческих людей, современно мыслящих, ищущих, живущих не по шаблонам.

Я побывал во многих подобных пространствах, и с 2014-го года заболел идеей создать такое место у нас. В 2020 году в Ярославле с единомышленниками открыли галерею современного искусства на 200 квадратных метрах, в здании прежнего кинотеатра Горн, на площадях бывшего банковского деньгохранилища.

- Это был музей?

lVLUUNuROGFGSpafNXu78YdfLTA67BRMRf7_u0pm22O7GGlWnv-OImMKUmJ0crXCwAbTrQ8U9KkZbpqtFi-G3DkB.jpg- Скорее арт-центр. У нас были экспозиции, проходили мероприятия, в том числе музыкальные, различные лекции. Спустя время оттуда пришлось уехать, и полтора года существовать без постоянного места обитания. Потом нашли площадку, на Салтыкова-Щедрина, и организовали несколько иной формат.

В пространстве UNICK соединились мастерские художников, магазинчики, граффити-шоп, студия тату и стрижек, школа диджеинга, кофейня и даже мини-библиотека. Это место, куда можно прийти, выпить кофе, пообщаться, послушать лекции, когда они проходят, найти что-то интересное.

- Как продвигаете себя?

- У нас есть группа в контакте, но, наверное, больше работает сарафанное радио. Впрочем, у нас нет задачи привлечь сюда как можно больше людей. Мы находимся на второй линии, и это работает как некий фильтр. У нас своя аудитория, творческие люди, с хорошим чувством вкуса, ищущие красоту в жизни, которые хотят самореализоваться не только в уличном рисовании, но и в музыке, фотографировании, написании картин, ивент-индустрии.

- Получается, творческое объединение UNICK – это не про бизнес?

- Это больше про эмоции, общение, реализацию внутренней потребности творить. Если бы мы хотели здесь делать бизнес, все было бы по-другому.

- Чем же вы живете? Одним творчеством сыт не будешь.

- Основной источник дохода – коммерческие заказы. Это не только про создание муралов. Мы расписываем интерьеры для бизнеса, добавляем красоты офисному пространству. Много работаем с грантами, во многих фестивалях, что проводили, участвовали грантовые средства. 

офис1.jpg

Стараемся привлекать спонсоров под новые проекты. В частности, сейчас получили одобрение городских властей на работы по благоустройству Алексеевского парка напротив дома №8 по ул. Салтыкова–Щедрина.  Проект масштабный, ищем партнеров, готовых в нем участвовать.

- Скажите, какой был самый сложный объект в вашей практике?

- Объекты в большинстве своем не сложные, чаще всего они трудозатратные, к примеру, работа по созданию мурала на фасаде девятиэтажного дома. Чаще бывают сложными заказчики.

- Насколько востребованы ваши услуги?

- Достаточно востребованы. Когда над этим работаешь, проводишь фестивали, создаёшь систему, продвигаешь эту культуру, движение становится интересным для различных бизнесов.

- У вас есть мечта?

- Хочется в Ярославле создать музей современного искусства на 3000 квадратных метров. Чтобы там можно было узнать о классическом и современном искусстве, о его истории, о том, как это все создается. Чтобы начать его понимать, дискутировать о нем и обогащаться культурно.

- Вы считаете в Ярославле не хватает художественных музеев?

- Вы говорите о музеях классического искусства, очевидно, что классика никогда не умрет. А вот о современном искусстве в нашем городе практически нет диалога. Мы хотим создать музей в широком понимании этого слова, где будут не только выставки экспонатов, но и творческие интерактивы, мастер-классы, художественные мастерские, коллаборации художников, работающих в различных стилях и т.д. Скорее это будет даже не музей, а некое арт-пространство для ценителей.

Беседовала Анастасия Берабер

Опрос
В Ярославской области объявлено о проведении реформы системы здравоохранения, в рамках которой произойдет объединение нескольких медучреждений. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете проведение этой реформы?