Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.08.2014
Антропология
3177
Андрей Алексеев: Политическая активность проснулась во мне как в Герцене…

В качестве превью хочу добавить пару слов от себя, Евгения Голубева. Однажды я пришел в кино. Это был жаркий июльский вечер, а кинотеатр назывался "Нефть". И я был в кинотеатре один. И я спросил билетера на входе: "Неужели Вы будете показывать фильм для меня одного? Не проще ли отменить сеанс и вернуть мне деньги?". "Нет, мы будем показывать фильм только для Вас", - последовал ответ. Это был единственный случай в моей жизни, когда я смотрел кино в гордом одиночестве в хорошем полноэкранном кинотеатре с приличным звуком. Я был в полном восторге, хотя фильм оказался так себе...

Андрей Алексеев: Политическая активность проснулась во мне как в Герцене…

Выпускник филологического факультета педагогического института, блоггер, радиоведущий, программный директор радиостанции, общественный деятель до сих пор формально сохранивший выборную должность председателя ярославского регионального отделения незарегистрированной партии «Прогресса», партии Алексея Навального. А с недавнего времени еще организатор и идейный вдохновитель альтернативного кинотеатра «Нефть». Все это об известном в ярославских кругах Андрее Алексееве - ведущем монстрация1.jpgпрограммы "Vкино", арт-директоре центрального кинотеатра Ярославля. Он же – активный и креативный, организатор «Монстрации» - альтернативной первомайской демонстрации. Вот, что интересно, многое, что делает Алексеев, подпадает под определение альтернативное. Попытаться понять, какой он на самом деле практически нереально. Он может совершенно серьезно рассуждать о глобальном, при этом сохраняя на лице лукавую улыбку, которая сводит на нет всю кажущуюся умозрительность. Как профессиональный диджей, он говорит много, четко, интересно.

Наша беседа с Андреем по-немногу обо всем - о людях, культуре, взглядах на жизнь, и конечно, политике.

С 1 апреля в Ярославле открылся киноклуб «Нефть», где Вы выступаете в качестве генерального директора и идейного вдохновителя. Для чего Вам это надо, разве кинотеатра «Родина» Вам недостаточно?

image.php.jpg- Людям сейчас не до кино, и не только из-за жары. Есть негативные тенденции вокруг, и умные люди это чувствуют. Влияет нестабильная экономическая ситуация, мне кажется, и эмоционально многие сейчас вымотаны. Дело в негативном информационном фоне вокруг, он нагнетается, в том числе и за счет СМИ. Телевизор вообще невозможно смотреть, если речь идет о каком-то государственном канале. Это сказывается на кино, культуре. И на всем, что с ней связано.

Есть прослойка людей с потребительским отношением ко всему, в том числе и к фильмам, им все равно. Но это не наша аудитория. В больших блокбастерных кинотеатрах возможно и незаметно, что настроение в обществе изменилось. Но мы работаем на аудиторию чувствительную, достаточно продвинутую.

Хочется подумать о душе, больно наблюдать, как бизнес в диком виде существует, и замещает собой культуру. Хочется, чтобы культура существовала, пусть и на какой-то бизнес-модели. Конечно, наш проект коммерческий, мы надеемся, что он окупится. Но это, понятно, длительный и трудоемкий процесс. Но мы к этому готовы.

Каким Вы видите своего зрителя?

- Наш кинотеатр рассчитан на интеллектуальную городскую публику с образованием и доходами выше среднего, от 18 до 35 лет в основном. Но мы не против, если более взрослые люди будут к этому подтягиваться.

Сейчас принято считать, что люди как раз этого возраста не читающие, не культурные, не интересуются ничем.

- Это заблуждение. Существует некое большинство, по которому судят. Но есть прослойка молодежи, которой что-то в этой жизни интересно. Главное достучаться и заинтересовать ее. Блокбастеры крутить проще, но мы рассчитываем, что есть другие зрители. Про них нельзя забывать, кто-то должен работать и на меньшинство.

На своей площадке недавно Вы запустили новый проект?

- Да, это проект «Наконец-то в кино» мы делаем совместно с московскими кинотеатрами. Они проторили путь - вышли на правообладателей старых американских картин. Скажу сразу, с российскими правообладателями все очень сложно. Их просто не найти, не понятно, к кому обращаться, чтобы получить фильмы на свою площадку. Здесь процветает, в том числе, и пиратство, мы с этим связываться не хотим, поэтому у нас в основном - западная классика.

Каждый месяц в течение одного уикэнда нашим зрителям мы предлагаем подборку классических картин, объединенных общей темой, стилем или режиссурой. Первый цикл - криминальные любовники, история Бони и Клайд и аналогичных. Через месяц будет другой цикл - культовые фильмы ужасов, включая Хичкока, «Сияние» Стенли Кубрика. Но мы параллельно это делаем с какими-то современными вещами, например, фильм «Побудь в моей шкуре» со Скарлет Йохансон. У нас достаточно интеллектуального кино, фестивальных, документальных, короткометражных фильмов. Линейка ретро-картин. Показы концертов, опер, мюзиклов и спектаклей лучших театров мира на большом экране. Приоритет картинам на языке оригинала с русскими субтитрами.

Ваши высказывания можно расхватывать на цитаты:

- Прочитал местную прессу: Мы неуклонно развиваемся, и все всех устраивает…

Я действительно прочитываю газеты. Картинка получается благостная. Все рапортуют, как в старые советские времена - уровень надоев, инвестиции в регион, доходы граждан - все растет. Жизнь показывает обратное. Поэтому остается только иронизировать по этому поводу. Это абсолютно лживый информационный фон, который пытаются создать местные СМИ. Я вижу другую картину.

С этим связана Ваша политическая активность?

 alekseev.jpg- Политическая активность проснулась во мне как в Герцене. Он тоже спал. До какого-то момента монархия его устраивала. Определенные события в нашей стране показали, что престолонаследие у нас неистребимо, и один человек может сидеть у власти десятилетиями. Это расстроило меня, и заставило выплеснуть политические эмоции, в том числе на улицах города, и на выборах. Причем без денег, у нас нет денег на билборды, как у Артемьева. Мы даже вступили в альянс с Борисом Немцовым.

Вас не смутили неоднозначные мнения об этом человеке?

- Конечно же, поначалу, смутили. Пока я лично с ним не познакомился и не убедился, что он, в итоге, не вор и не подлец. По крайней мере, воры и подлецы стараются быть тихими в нынешних условиях. Если начинаешь кричать, о том, что ты недоволен, система докопается до тебя, и лишит возможности говорить. Кто-то сидит в тюрьмах, кто-то уехал за границу, кто-то отсидел и тоже уехал за границу. Немцов отличается, тем, что он здесь, ведет себя агрессивно по отношению к системе, вскрывает пороки. Это шанс изменить что-то в этом болоте. Случай с Сениным это продемонстрировал. По сегодняшнему состоянию Немцов единственный в области, кто может высказаться. С учетом того, в каком безликом положении мы оказались сейчас, когда и мэра у нас убрали, и губернатора выборного тоже, и назначили каких-то непонятых людей во главе региона. С этим невозможно мириться, хочется этому противодействовать.

Какие основные идеи, в том числе, совпадающие с немцовскими, Вы надеялись провести в жизнь?

- Немцов говорит очень важную вещь - налоги, которые мы платим должны большей частью оставаться в регионах. У нас же федерация существует только в названии страны. А на самом деле это абсолютное унитарное государство, где все деньги и ресурсы стекаются в определенный центр, который их генерируют. Это мешает развитию конкретных регионов, да и Москве не нужно это развитие. Видимо наверху боятся, что слишком много свободы и денег в регионах развалят эту страну быстрее, чем при другом сценарии.

Наши идеи достаточно бытовые - дайте работать предпринимателям нормально, избавьте нас от бюрократии, с которой мы постоянно сталкиваемся, в попытках честно заработать деньги. Система не дает развернуться. В том числе и система налогообложения на уровне предпринимательства. Пресса должна быть независимой. Сменяемость власти - никто не должен засиживаться, даже если это очень уважаемый человек. Никто у нас здесь не богоизбранный.

Вместе с тем, Вы говорили, что нормальные люди в чиновники не идут. А депутаты разве не те же чиновники?

- Нет, у нас сложился неправильный стереотип, что депутаты – это чинуши. В приличных странах депутатам не платят зарплаты. У нас же они имеют нереальные зарплаты за то, что принимают правильные решения, какие им скажут. Это тупиковый путь, который в нашем государстве почему-то поддерживается. Депутаты это не чиновники, а народные избранники, они должны ради народа рубиться! А у нас это что?

Что касается прессы, Вы искренне верите, что она может быть независимой?

- Пресса не может дуть в одну дуду. Пусть будет много разных дудок. Нужно, чтобы человек мог высказаться свободно в любом источнике информации. Понятно, если газета куплена одним кланом, у другого тоже должна быть, чтобы ей противостоять. А когда все сосредоточено в одних руках такое невозможно. Если во главе СМИ стоит умный человек, он будет допускать на своем пространстве самые разные точки зрения. Цензуру нужно отменить.

Тогда будет анархия?

- Мы не должны бояться анархии. Нас пугают анархией, но общество самоорганизуется всегда. Есть какой-то процент желающих анархии, но он всегда незначителен. Люди хотят жить по нормальным общественным правилам, которые сами себе и устанавливают. Не надо насаживать их сверху. Лучше дать людям возможность самим определить эти правила для себя. Я верю, у них это получится, и даже предпринимаю усилия, чтобы люди вокруг стали лучше, чище и добрее. Поэтому мы делаем наш проект, и надеемся, что, примерно, полторы тысячи наших зрителей, это те, от кого дальше распространится позитив.

Закон о блоггерах, что это на Ваш взгляд?пора товарищ.jpg

- Это та же цензура - попытка контролировать свободное проявление эмоций в сетях. А сети - это единственное пространство, где еще можно генерить и высказываться публично. Этот закон направлен против конкретных людей, которые могут мутить воду в нашем царстве-государстве.

В интернете Вы отметили высказывание: «Мир развивается по Хаксли, и только Россия по Оруэллу». Почему Вы согласны с этим, ведь Россия, так или иначе, шла к демократии, западным ценностям?

- Мы не дошли до них. В этом главная проблема. В начале 90-х в стране был шанс на какой-то существенный поворот к развитой демократии, европейским ценностям. Но этого не произошло. Я считаю, последние 20 лет мы живем без демократии. У нас престолонаследие с отягчающими обстоятельствами в виде органов безопасности, вооруженными силами, которые развиваются чрезмерно. Государство набирает силу и держит всех в узде. Плюс подконтрольные СМИ, которые создают информационный фон, промывая мозги населению. Это, конечно, «1984 год», который описывал Оруэлл.

Но у Хаксли тоже далеко не идеальная система?

- Систему не стоит идеализировать. Просто нужно понимать, что существуют разные системы, и цивилизация делает определенный выбор. У нас любят себя провозгласить какими-то небесно избранными, затем замкнуться в определенных рамках и обижаться на весь мир. Это в наше время несколько неактуально.

В современном мире размываются границы и даже национальности постепенно начинают вариться в едином котле. Это нормально, к этому приходит человечество. А мы пытаемся себя изолировать, доказать, что есть какой-то особый русский путь, русский мир.

Но при всех кажущихся отличиях в произведении Хаксли, также, как и у Оруэлла – нет личности.

- Да, в этом проблема. Еще и общество потребления, и все остальное оттуда пошло. Это –капитализм. Он достаточно жесткий, но при этом максимально жизнеспособный.

Вы действительно считаете, что для России приемлим этот путь потребления. Может нужен свой путь?

- Свой путь у нас в итоге сводится к патриархальным монархическим ценностям устаревшим и консервативным. А во всем мире уже побелили западные ценности. Даже в Китае, на который мы уповаем. Он выбрал западный путь развития со своей спецификой. Все эти небоскребы, урбанизированные мегаполисы, дороги, летающие поезда. Они живут по западным критериям, смотрят такое же голливудское кино, едят такие же гамбургеры. Эта культура уже победила, противостоять ей бессмысленно. Островки другой культуры можно пытаться поддерживать, чтобы в итоге она не умерла. Но это не нужно делать на государственном уровне.

На волне победы западной цивилизации, не боитесь ли Вы, что в Вашем кинотеатре для интеллектуалов будет не слишком много зрителей? Возможно ли соединение души и западного стиля жизни?

- Абсолютно. Я считаю, что американское и европейское кино объединяет человечество. кино.jpgЕсть злобный Пентагон, с которым лучше не иметь дел. И есть Голливуд, где разные творческие группы производят на свет новые кинополотна. В данном случае западная цивилизация приходит к нам по разным каналам. Мы в «Нефти» выбираем те же художественные средства, которые они нам предлагают и преподносим их нашему зрителю под особым соусом, в миксе с русской культурой и русским кино. И это нормально. Все это - культура и ее не нужно делить на западную и не западную. Я считаю культура - общечеловеческая ценность, к которой люди в разных странах должны иметь равный доступ.

Что считаете самым главным в своей жизни?

- Рядом со мной есть люди, с которыми можно чего-то добиваться. Мне везет на людей, на идеи, которые я в состоянии выхватывать из окружающего мира, и они сами меня находят. В данном случае везение в сочетании с личностными качествами позволяет добиваться успеха. У меня есть определенная миссия, и мне нужно ее довести до конца. Миссия - чтобы люди, конкретно в Ярославле, имели альтернативную точку зрения, и мы могли бы ее до них доносить самыми разными способами.

Интервью взяла Анастасия Леонидова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?