Судьба каждому дает много шансов. Одни их упускают, другие крепко хватают кончик удачи и потом своим трудолюбием, упорством, умом, а со временем и опытом создают себе интересный и полный возможностей жизненный путь. Без сомнения, к таким людям относится ярославский политический «тяжеловес» Евгений Николаевич Заяшников. Его судьба тесно связана с ярославской землей. Здесь он заявил о себе, как о крепком хозяйственнике, сформировался, как политик.
Наша беседа с Евгением Николаевичем о прошлом, настоящем, и о том, что ждет впереди.
Евгений Николаевич, Ваша биография очень богата - работа на НПЗ, деятельность в областной и Государственной Думе, Совете Федерации РФ. Какой период жизни Вам кажется более плодотворным, удачным и почему?
- Конечно, работа на НПЗ. Этот период охватывает 32 года. Я пришел туда амбициозным выпускником Ярославского технологического института, начинал простым оператором, а заканчивал зрелым хозяйственником - почти 17 лет в должности руководителя завода. Это самые лучшие и плодотворные годы моей жизни. К тому же, генеральный директор такого крупного завода по положению постоянно связан с «большой» экономикой и политикой. Я был членом горисполкома, членом областного Совета народных депутатов, депутатом областной Думы. В общей сложности у меня за плечами 20 лет политической карьеры. Но завод - главная веха моей биографии, и до сих пор я считаю, что в основе всего – реальное производство. В 1985 году я возглавил совершенно ординарное предприятие, без потугов на успех и соревновательных принципов. Через два года мы сделали его передовым в не только в Ярославской области, но и в отрасли. Сейчас это завод европейского уровня, один из лучших в стране.
Вам пришлось видеть руководителей различного ранга. Кто из них, по Вашему, внес наибольший вклад в развитие Ярославской области?
- Если смотреть широко и заглянуть в историю, то, безусловно, Лощенков Федор Иванович. Хоть он и недолюбливал нас, нефтепереработчиков. У него сложилось мнение, что завод – что-то вроде самоварной фабрики, которая перерабатывает нефть, дымит и ничего не дает области. Потом, правда, мнение изменилось. Председатель облисполкома Горулев Владимир Федорович - тоже выдающийся человек.
А, если брать сегодняшний день, то, конечно, Анатолий Иванович Лисицын. Он очень много сделал. Есть не только о чем рассказать, но и на что посмотреть: дворец «Арена-2000», новый мост через Волгу, Успенский собор. Его «шайбы» и «голы» - в спортивных победах ярославских команд. Но почему-то когда говорят о руководителе, часто забывают об окружении. Упоминая Анатолия Ивановича, нужно вспомнить команду, которая его окружала, и помогла ему стать успешным руководителем - Быков Геннадий Степанович, Баракин Анатолий Александрович, Воронин Николай Павлович – замы, которые могли самостоятельно решать многие вопросы.
Как Вы оцениваете события на Украине, как они, по-Вашему, могут повлиять на ситуацию в России?
- Понятно, что принятые санкции для нашей страны отзовутся негативно. Не исключено, что вырастет инфляция. Эмбарго, конечно, приведет к некоторой оптимизации внутреннего рынка, развитию отраслей промышленности и сельского хозяйства. Но не сразу. Прежде, чем получить достойный результат, в эти отрасли нужно вложить немало средств. Без вложений отдачи не будет. Фактически, на Украине идет гражданская война, которая может продолжаться очень долго. Нужно как можно быстрее садиться за стол переговоров и договариваться о мире, выбирать федеративное устройство, или разделение на Западную и Восточную Украину - это тоже какой-то выход. Очень хотелось бы, чтобы недавние договоренности о перемирии сохранились надолго. Все, что происходит - результат недружественной американской политики и обидно, что из-за политических амбиций гибнут мирные люди. Америка и западные страны не могут простить нам Крым. Но президент молодец - исправил историческую ошибку Хрущева. В начале пятидесятых, когда Крым был передан Украине, невозможно было даже предположить, что Украина станет недружественным государством. Поэтому обидно, что теряем эту страну, также, как в свое время потеряли Грузию.
Вы - член партии «Единая Россия». Как Вы считаете, какой партийный проект наиболее удачный, полезный для людей и перспективный для Ярославской области в целом?
- Не хочу защищать честь мундира, но мне кажется, что это партийный проект «Качество жизни. Здоровье». Он разрабатывался с целью содействия реализации государственной политики развития и модернизации регионального здравоохранения, и до сих пор продолжает оставаться самым нужным и важным. Проект был хорошо подготовлен с политической и экономической точки зрения. Была сформирована законодательная база, выпущен ряд федеральных и региональных законов. Для реализации проекта в целом по России было выделено более 530 млрд. рублей. С учетом всех финансовых источников, здравоохранение Ярославской области буквально за пару лет получило 5,2 миллиарда рублей. В том числе 3 млрд. рублей из федеральной казны Мы действовали по трем направлениям – модернизация материальной базы учреждений (закупка современного оборудования), капремонт действующих больниц и поликлиник и организация современного информационного обеспечения, включая компьютеризацию регистрационного учета. Материальная база больниц, поликлиник и фельдшерских пунктов выросла очень серьезно. Немалая заслуга этого проекта в том, что в 2013 году Ярославская область поднялась по качеству жизни на 12 место в России, а по уровню рождаемости – на 3 место в ЦФО. Но это не предел. Я считаю, что потенциал этого проекта не исчерпан, и его надо продолжать.
Как бы Вы оценили промышленный потенциал нашего региона сегодня? «СЛАВНЕФТЬ»-ЯНОС, моторный, шинный заводы всегда были флагманами. На взгляд опытного хозяйственника, в прошлом руководителя крупного предприятия, что мешает промышленным предприятиям работать? Ведь есть люди, материально техническая база, а отдачи нет? Это уже тупик или самое страшное у нас впереди?
- Говорить, что промышленность в тупике - не корректно. У нас колоссальный промышленный потенциал, 60% налоговых поступлений дает именно промышленность. Однако мы снизили темпы роста промышленного производства по сравнению с 2012 годом. Это – факт. Причин несколько. Третий экономический кризис, хоть и прошел почти незамеченным, но ярославцев он задел. И снижение темпов производства, прежде всего, - результат кризиса.
Сейчас, как никогда, нужна четко выстроенная федеральная и региональная промышленная политика. У нас нет правил игры, нормальной законодательной базы. Десять лет нам обещают федеральный закон о промышленной политике, и только в этом году он был внесен в ГосДуму. В свое время на региональном уровне был такой закон, но он прекратил свое существование в связи с финансовыми трудностями. Сегодня мы возрождаем его, на рассмотрение в Ярославскую областную Думу уже внесен его проект. Необходимы четкие правила игры, каждый должен понимать, что может, что нет, и на какую поддержку ему рассчитывать. В законе прописаны полномочия всех уровней власти – законодательной и исполнительной; поддержка государства; финансовая, информационная; кадровая политика. Промышленности сегодня нужен стимул, новый толчок, каким должен стать
этот новый законодательный акт, плюс - стимулирование инвестиционной деятельности. В Ярославской области есть неплохой закон об инвестиционной деятельности, но его работа тормозится всевозможными бюрократическими преградами. Чтобы работать по нему, надо буквально пролезть «сквозь угольное ушко», подготовить кучу документов. Сейчас мы вносим поправки в региональное законодательство, чтобы сделать его доступнее. Ну и, конечно, промышленности нужна поддержка. Надо срочно менять бюджетную политику в отношении реальных производителей и увеличивать государственную помощь. В 2014 году объем господдержки промышленных предприятий из областного бюджета составил всего 38 млн. рублей. На будущий год мы планируем увеличить эту цифру до 300 млн. Наш промышленный потенциал даст отдачу, когда начнем в него вкладывать. На федерацию надежды мало, рассчитывать надо на себя. Сегодняшние межбюджетные отношения не стимулируют регионы к самодостаточности. Ярославская область потеряла почетное, но обременительное звание региона-донора, но по-прежнему является малодотационным регионом. Бюджетная поддержка нашего региона в этом году составит порядка 700 млн. рублей, тогда как соседняя Кострома и Иваново получают на порядок больше.
Сейчас с новым составом Думы мы впервые создали при бюджетном комитете и комитете по экономике экспертные советы. Проанализировали и поняли, что Ярославская область уже лет 10 живет не по средствам. Мы красиво раскрутили социальные программы, у нас великолепный социальный кодекс. По уровню собственных доходов на душу населения, мы находимся на 3-4 месте по ЦФО. И по расходам на социальные программы мы опять одни из самых лучших: на здравоохранение тратим больше всех, на образование - на втором месте. А отдачи нет, долговые обязательства растут. Позиция жизни в кредит дошла до критического состояния. В 2013 году внешний долг Ярославской области составлял 22 млрд. рублей, а к концу этого года превысит 28 млрд. рублей. При этом ежегодно на обслуживание внешнего долга мы тратим огромные деньги: порядка 2,5 млрд. рублей.
Но отчаиваться не стоит, надо работать. Искать выходы.
В данной ситуации необходимо от обычных займов переходить к межбюджетным. А для этого необходимо налаживать добрососедские отношения с Минфином. Это не так-то просто.
Кроме того, придется принимать непопулярные шаги. Мы каждый год с гордостью говорим о социальной направленности областного бюджета. В этом году на поддержку соцпрограмм было запланировано около 70% всех расходов. Но настал момент «затянуть пояса». Возможно, придется пересмотреть финансирование некоторых социальных программ и индексирование социальной помощи, повысить адресность соцподдержки, чтобы помощь доходила именно до тех, кто в ней реально нуждается. Это будет непросто, болезненно, но, я думаю, ярославцы нас поймут.
Главное - высвобожденные средства должны использоваться более эффективно, под строгим контролем. Показательный пример - Калуга. У них доходная часть бюджета на 10 миллиардов меньше. А, если посмотреть на расходы, то увидим, что на здравоохранение калужане тоже тратят меньше, а эффект - выше. Вывод очевиден: надо бережнее относиться к финансовым средствам и вкладывать в отрасли, где будет отдача - прежде всего, в сектор реального производства.
Ярославская область, всегда считавшаяся привлекательной для инвестирования, в последние годы не может похвастаться активной работой в этом направлении. На Ваш взгляд, в чем причина?
- Во-первых, надо изменить подходы к инвесторам. Мы ждем, что инвестор к нам сам придет, а на самом деле мы должны находить его и заинтересовывать. Простой пример: чтобы получить разрешение на строительство, в нашем регионе, нужно от года до двух лет. При этом инвестору приходится предпринимать колоссальные усилия. А та же Калуга это делает за три-четыре месяца. Они сами ищут инвесторов. Затаскивают их к себе, к каждому прикреплен человек, создан инвестиционный центр, который реализует принцип одного окна. Работают молодые, энергичные, высокообразованные сотрудники.
Во-вторых, нужно менять подход к инвестиционной политике в целом. В свое время мы потеряли «Фольсваген» из-за своей гордыни, теперь он… в Калуге. Десять лет назад депутатом Государственной Думы я приезжал туда - обычный провинциальный город, в котором кроме гордости за Циолковского ничего не было. Сейчас в Калужской области объем промышленного производства вырос в три раза, объемы реализации 438 миллиардов. А у нас – 280 миллиардов, и это при нашем-то потенциале.
У нас вроде все есть - кластеры, департамент инвестиций, а в итоге получаем далеко не то, что нужно. В 2013 году уровень инвестиционной поддержки серьезно снизился даже по сравнению с 2012 годом. Правда, в этом году соответствующий департамент стал работать несколько лучше.
Новый депутатский корпус, изучив ситуацию, надеется, что в следующем году нам удастся увеличить объем господдержки инвестиционной деятельности на 1 млрд. рублей, то есть, фактически в 5 раз.
Но надо помнить, что любые планы можно реализовать только тогда, когда действуешь единой сильной командой. В данном случае я говорю о консолидации исполнительной и законодательной власти в регионе.
Я понял значение команды, когда пришел на завод. Каким бы ты грамотным ни был, без поддержки в одиночку ничего не сделать. Поэтому первое, что я сделал, при приватизации и акционировании - 10% своих личных акций безвоздмездно отдал своим замам.
На обывательском уровне много говорят о национализации предприятий. Что стоит за этим понятием, и присутствует ли это явление в нашей действительности? Если да, как Вы к этому относитесь?
- Я считаю, что при приватизации были допущены перекосы. Например, нельзя было, практически, полностью приватизировать нефтяной комплекс. Нужно было оставлять контрольный пакет акций у государства, как это сделали с «Газпромом». Хороший пример Норвегии, Италии, где нефтяной комплекс полностью под контролем государства. У нас же так - сначала все разрушим, потом предпринимаем героические усилия, чтобы все восстановить.
Обратный процесс идет и, думаю, это хорошо, что сейчас компания «Роснефть» - одна из самых мощных, находится под контролем государства.
У некоторых нынешних депутатов ярославской областной Думы есть мнение, что их деятельность из законотворческой превратилась в работу с жалобами избирателей. По Вашему, что-то изменилось в работе Областной Думы в последнее время, есть ли какие-то принципиальные отличия от деятельности Думы прежних лет? Как заместитель председателя областной Думы, работу каких депутатов Вы бы отметили?
- В Думу пришел активный депутатский корпус, и как следствие, областной парламент работает более активно и даже, можно сказать, агрессивно. Но наша задача – действовать с исполнительной властью «в одной упряжке» (я уже говорил ранее о необходимости консолидации и готов повторять это снова и снова). Ведь задача у нас одна – благополучие региона и каждого ярославца. Это ставим во главу угла! Мы изменили структуру областного парламента, максимально приблизив к структуре губернатора: увеличили число комитетов до девяти, стали более тесно сотрудничать, занимаемся даже насущными практическими вопросами. Например, недавно провели парламентские слушания по капремонту, где обсудили самые насущные проблемы, волнующие население.
Сегодня мы активнее выходим с законодательными инициативами в Государственную Думу. В несколько раз выросло число принятых законопроектов. То есть наши региональные инициативы становятся федеральными, и это показатель нашей профессиональной политической зрелости.
А насчет молодых амбициозных ребят, которые пришли и сразу хотят творить законы - это дилетантский подход. Нужно быть профессионалом для того, чтобы писать законы, это приходит не сразу. Самое главное в деятельности депутата - работа с избирателями: чем меньше жалоб, тем ты лучше работаешь. Что касается новых депутатов, я бы отметил тех, с кем мне довелось активно работать в последнее время. Это председатель комитета по экономике Кучменко Александр Николаевич, зам. председателя бюджетного комитета Гончаров Александр Германович, талантливые и работоспособные депутаты из Рыбинска – Беспалько Владимир Александрович, Журавлев Валентин Львович и другие… Мне импонирует и активность Сергея Анатольевича Балабаева, хоть он и считается депутатом от оппозиции.
В последнее время сложилось впечатление, что оппозиционные настроения в обществе несколько ослабли. Это беззубость оппозиции?
- Беззубая оппозиция - неплохой показатель, значит хорошо работает ведущая партия и исполнительная власть, поддерживаемые законодательной. Однако нельзя сказать, что оппозиция снизила активность: коммунисты постоянно митингуют, Немцов один чего стоит…
Как Вы думаете, выборы мэра Ярославля скоро состоятся? Кто из потенциальных кандидатов мог бы стать по-настоящему толковым, эффективным и уважаемым людьми мэром? Сейчас в городе на плакатах уже «висят» два потенциальных кандидата в мэры, на них регулярно публикуется «компромат». Это может быть сделано, чтобы специально подготовить почву для реального сильного кандидата?
- Пока у нас есть законно избранный мэр. К сожалению, на политическую ситуацию это влияет отрицательно, но когда суд состоится, тогда и будем решать, кто станет мэром. Думаю, у нас достаточно толковых людей, которые могут возглавить мэрию. Кто там «висит» - пусть «висит», думаю, дальше дело не пойдет. Жаль только, что сейчас, точно также, любой желающий с деньгами может прийти к политтехнологам, заплатить, и ему выдадут «шаги» и «штрихи» для рекламной кампании. Надеюсь, ярославцы разберутся, кто чего стоит и не будут повторять ошибок прошлых выборов.
В связи с чем, по-Вашему, вдруг активизировалась pr-активность председателя Правительства Александра Князькова? Может он уже начал реальную избирательную кампанию?
- Вопрос не ко мне: я не гадалка. Всему свое время. Какая избирательная кампания, куда?
Вообще, я считаю, что pr-активность нашей исполнительной, да и законодательной, власти должна быть еще выше. Чем больше делаем, тем больше необходимо рассказывать о своей работе и показывать ее. Главное – без вранья и объективно! Чтобы люди знали и понимали реальный объем работ, реальные победы и проблемы.
Волейбольный клуб «Нефтяник» (теперь «Ярославич») - это ваше детище? Как сейчас себя чувствует клуб?
- Клуб «Нефтяник», теперь «Ярославич» мы создали вместе с Сергеем Шляпниковым 20 лет назад. Этот клуб стал альма-матер для высокопрофессиональных спортсменов, в том числе для сборной России. Он воспитал четырех олимпийских чемпионов!
Сейчас у «Ярославича» непростые времена. Из-за проблем с финансированием, ребята не смогли отстоять свое место в суперлиге и в этом году будут выступать в высшей. Но команда отличная и у нее есть будущее, есть перспективы. Недавнее выступление «Ярославича» в Санкт-Петербурге это доказало.
Задача номер один – найти генерального спонсора и решить вопрос о строительстве волейбольного центра вместимостью не менее трех с половиной тысяч человек. Надо отметить, что губернатор уже достиг принципиальных договоренностей о включении такого центра в федеральную программу с частичным финансированием из федеральных средств.
Вы всю жизнь занимаетесь спортом: теннисом, лыжами, волейболом… Как сейчас поддерживаете свою форму, на корт выходите?
- Из-за травмы колена на семь месяцев пришлось сделать в теннисе перерыв, но в сентябре уже начал тренироваться. Сейчас, чтобы поддерживать форму, чаще играю на бильярде, стал ездить на рыбалку. Хоть и запрещали, все равно вставал на лыжи. Движение – это жизнь, а теннис - моя «болезнь» на всю жизнь. Кто в него играл, никогда не бросит. Вообще, здоровый спортивный азарт и хорошая спортивная форма – залог любых побед. Вялый руководитель, как и политик, долго не протянет. Надо всегда быть «на острие» событий, всем интересоваться, везде успевать. Как говорят в спорте, держать темп!