Архимандрит Сильвестр – священник Ярославской епархии, человек, известный многим. В прошлом - преподаватель высшей математики в престижном Ленинградском ВУЗе. Сейчас он - монах, к которому за советом и благословением приезжают не только россияне.
Вся его жизнь - бесконечное движение. Отец Сильвестр (в миру Сергей Павлович Лукашенко) родился в Санкт-Петербурге, отец - военный инженер, мама-стоматолог. Как и положено, офицерской семье пришлось пожить в военных городках. Однако в круговороте будней родители не забывали о развитии своего чада. Они посчитали необходимым дать мальчику музыкальное образование по классу фортепьяно. И хотя сейчас особо играть некогда, все же порой, приезжая в квартиру родителей в Санкт-Петербурге, отец Сильвестр садится за инструмент. Из классики вне конкуренции - Чайковский, Рахманинов. Мусоргский, Моцарт, Бах. Хотя ему всегда были интересны разные направления музыки. Развиваться гармонично возможность была – спорт и музыка, математика и физика. В молодости священник был чемпионом Ленинграда по легкой атлетике среди юношей, в беге на 100 и 60 метров, а еще раньше - в четырехборье.
- Я любил математику и физику. Думал поступать в Москву, но отец посоветовал мне пойти в Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова на факультет прикладной математики и процессов управления. Потом работал инженером и конструктором в научно-исследовательских институтах, преподавал высшую математику в горном институте Ленинграда. Там же писал кандидатскую диссертацию, но не успел защититься. У меня был выбор становиться священником или дальше идти в науку, выбрал храм, и в 1983 году был рукоположен, - рассказывает отец Сильвестр, - Я с молодости не был материалистом. Моя семья была не религиозная, но это не значит, что она бездуховная. Мой путь сформировала и семья, и что-то свыше. Меня вел Господь. В молодости, в числе многих питерских интеллигентов, я серьезно изучал Восток. Достаточно серьезно занимался хатха-йогой, изучал народную медицину, травы и минералы. Всегда осторожно относился к экстрасенсорике. Знал кришнаитов того времени, многих из тех, кто начинал. Все-таки, это - сектантство. Похоже на опасные детские игры, когда дети жгут спички, только здесь взрослые люди сжигали свою жизнь и свою душу. Некоторые занимались кундалини-йогой, джанани-йогой, раджи-йогой, пытались выйти в астрал, но обратно не возвращались. Занимались реинкарнацией, но не понимали, к чему они прикасаются. Это просто опасные вещи, не имеющие никакого отношения к духовному поиску, хотя на первый взгляд, все ищут совершенство. Не значит, что я не ошибался. Но Господь давал возможность подниматься, исправлять ошибки. Сначала я искал некую абсолютную истину, потом Бога и когда был на пути поиска Бога заходил в храм, но пока просто заглядывал.
Чтобы окончательно изучить буддизм тогда еще преподаватель прикладной математики решил пожить в дацане. Это было не так просто, советская власть не слишком жаловала искателей истины. Но, отец Сильвестр считает, что Господь дал ему возможность побывать там и узнать все изнутри.
Иволгинский дацан в Бурятии известен как «центр российского буддизма». Это не столько храм, сколько монастырь, включающий еще и буддийский университет. Это был единственный в СССР дацан, где были ламы из Монголии, Тибета. Там, тогда еще мирянин Сергей Лукашенко, изучал буддийскую мудрость, келейничал и готовился к посвящению. Однако совершенно необъяснимые, и даже мистические события не позволили ламе провести обряд. Провожая домой своего ученика, лама сказал - я тебе дать ничего не могу, у тебя есть все свое.
Через два месяца после дацана будущий батюшка оказался в одном из храмов Санкт-Петербурга на Шуваловском кладбище у протоирея Василия Лесняка. Эту встречу он считает знаковой. Именно от нее он отсчитывает свой сознательный путь служения Богу.
– Отец Сильвестр, некоторое время назад многие россияне неожиданно вспомнили, что они православные, стали ходить на службы, приглашали священников освящать все подряд. Насколько, по-Вашему, эта тенденция сохранилась?
– Люди в наше время более серьезно относятся к вере. Когда-то это было для одних модой, для других любопытством. Сейчас чаще приходят сознательно.
– В нашей стране Церковь отделена от государства, однако же все чаще Русская Православная Церковь оказывается глубоко встроенной в современную жизнь общества.
- У Церкви свои задачи – духовное служение, все, что касается души. Нам не нужно решать вопросы за политиков, строителей, ученых, они этому учились. Мы с ними общаемся, можем высказать свое мнение, но не подменяем их. Мы занимаемся душой человека.
– С недавних пор Вы входите в Общественную палату Ярославской области, несколько лет назад православный священник был избран депутатом областной Думы. Насколько это оправдано?
– Общественная палата рассматривает разные вопросы, не только экономические, но и нравственные, моральные. Это та сфера, где, вероятно, я смогу быть полезным. Когда меня пригласили, я получил на это благословение владыки. Присутствие в Областной думе представителя Церкви, возможно, сделает атмосферу более духовной, чистой.
Принимая, в том числе и законотворческие решения, нужно подумать, как не обидеть людей. Законодатель предлагает принять закон, чтобы было справедливо. А для кого? Для вас или ваших близких, или для всех? Справедливость - субъективная вещь, она для каждого своя. Жить надо по любви. Если живешь и любишь людей, ты их не обижаешь. Но это заповедь, а не закон.
А законы государства обеспечивают нормальную жизнь большинству. Законность - это крепостная стена, то, что выстрадано. Законные акты, позволяют обществу какое-то время жить устойчиво. Эта вещь субъективная связана с временем, традициями. Справедливость все равно будет разделять и противопоставлять людей, как и любая идеология. Поиски справедливости людей сталкивают лбами, и в какой-то момент они становятся врагами. В справедливости любви нет, она выполняет воздаятельно-распределительные функции. Не может быть справедливости для всех. Любовь все покрывает, всему верит. Она жертвенна, милосердна. Церковь располагает людей к духовной жизни, учит прощать, любить свое Отечество. Главное - любовь. В Евангелие Господь много раз говорит о любви и ни разу о справедливости.
– Получается, Вы пытаетесь людей в том числе, чиновников и народных избранников, научить любви, чтобы спасти свою душу?
– По возможности. Я пытаюсь помочь тем, кого Господь приводит. Моя задача, чтобы благодать коснулась сердец разных людей, и тех, кого пошлет Господь, чтобы я с ним побеседовал. Священник должен сопереживать. Это тяжело и больно, но надо сопереживать, иначе как будешь помогать? Мы не должны обижать людей и укорять их. Мы не должны навязывать.
– Трудно любить всех?
–Надо научиться любить ближних своих. Но если мы будем не любить - общество расколем. Нужно задуматься, что нас может не разрушить, а объединить? То, что осталось от отцов и прадедов. Нас может объединить любовь к отечеству, к семье, друг к другу. Стоит научиться не терпеть друг друга, а уважать и не обижать. Это сложно, но необходимо.
Бывает, ко мне разные люди приходят. Случалось, топают ногами, что-то у них по жизни не так, или обижаются, что Господь с их точки зрения несправедливый - почему дети умирают, войны идут. Вспомним, как на это отвечал преподобный Серафим Саровский - Бог не справедлив, он милосерден. Если бы он был справедливым, он бы нас всех уничтожил, а он нас терпит и любит, как родители капризных детей, которые знают, как делать не надо, но не слушаются. Вот и мы должны потерпеть.
– А как уважать и любить, к примеру, преступников?
–Я исповедовал ребят, отбывающих наказание, вел беседы, совершал службы. Священник приходит ко всем чадам Божиим - тем, кто оступился, и кто нет. Моя задача расположить к раскаянию. Господь пришел не праведников спасать, а грешников. С другой стороны, нет безгрешных людей.
– В наше политически и экономически непростое время, что нужно православному человеку, чтобы не потерять себя?
– Настроиться на духовную жизнь, найти духовника.
– Но это совсем непросто?
- Надо идти в храм, побыть на службе, послушать себя, задуматься о своей жизни, почитать Евангелие вечерком, хоть пять минут. Но не для выполнения ритуала, а чтобы что-то понять. Задуматься о прочитанном, но так, чтобы без суеты. Мы ведь когда ищем в лесу грибы, очень внимательны бываем, зная, что можно встретить и зверя, и змею, и под кустики заглядываем, чтобы гриб не пропустить. А в работе над своей душой почему не радеем?
– Вам удалось чуть ли не на пустом месте создать крепкую церковную общину, восстановить практически разрушенный храм Андрея Стратилата в селе Сулость, наладить подсобное хозяйство. Как признают многие, в Вашем храме особая светлая атмосфера, сюда постоянно приезжают люди. Как Вам это удалось?
- Моя задача - помочь людям духовно, остальное - выстроить здание, наладить хозяйство - не самоцель. Постепенно, по мере сил, и храм восстанавливался. Но главное все равно человек, его душа. Моя цель - помогать, направлять, чтобы человек жил согласно заповедям, хотя бы научился не обижать других. Все с Божией помощью. Не сразу случилось, уже двадцатый год, как мы это восстанавливаем, но и то, еще не полностью. Поначалу жили в сарае, обколоченном для тепла, потом восстановили дом. Сделали ремонт, там и живем. Завели свое подсобное хозяйство – коровы, козы, курочки, гуси, утки. Часто люди приезжают с вопросами. Иногда, когда необходимо, они останавливаются у нас. Места немного, но есть, где им расположиться.
– По-Вашему, есть ли шанс, что жизнь станет лучше, и что для этого надо?
– Шанс есть всегда. Если к этому серьезно относиться. Не нужно отмахиваться от проблем, в том числе и других людей - каждый день достойно делать свое дело на своем месте. Сейчас общество все больше скатывается к бездумному потреблению. Но обладание вещами не делает человека счастливым. Потребление - бесконечный процесс,–постоянно нужно что-то еще. Ты становишься рабом вещей, они начинают тобой обладать. А человек должен быть свободным и самостоятельно выбирать свою жизнь.
Наше досье:
С 1983 года служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля. После этого был настоятелем нескольких храмов в Ярославле и области, принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр. В 1994 отец Сильвестр был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата села Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, собирание церковной общины. Сейчас отец Сильвестр трудится на послушании духовника Спасо-Яковлевского Димитриевского мужского монастыря, председателя церковного суда Ярославской епархии, он состоит в Епархиальном совете.
Архимандрит Сильвестр – является духовником сборной России по неолимпийским видам спорта, духовным наставником Российского Союза боевых искусств, духовником и членом экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, был духовником сборной России на Олимпиаде в Англии.
Анастасия Леонидова