Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.05.2019
Антропология
1644
ИРИНА НОВИКОВА: «Человек должен иметь право на свободный выбор места работы, учебы, жизни».
Многие из нас хотели бы изучить английский язык. Но большинству не хватает реальной мотивации. Не мнимой, а реальной... Ведь всего 7% жителей России имеют загранпаспорта и соответственно могут попробовать свои силы в общении на иноземном языке. А где говорить по-английски? Не в России же. А вот поверьте и в России тоже...
ИРИНА НОВИКОВА: «Человек должен иметь право на свободный выбор места работы, учебы, жизни».

В последнее время в моде жалобы, что россиян недолюбливают за границей. Лично у меня жалобщики сочувствия не находят. Немало видел я «обиженных» в Стамбуле, в частной галерее, где картинами торгуют. Ее владелец легко угадывал откуда приехал покупатель, только что вошедший в галерею. Доброжелательно здоровается по- турецки или по-английски - это турок. Улыбается и здоровается по-английски - американец, европеец. Не здороваясь, грубовато спрашивает «сколько стоит» на ломаном английском, а чаще - говорит что-то сердитое на непонятном языке - араб или русский. Исключения, увы, редки. Не на что обижаться. Это не русских за границей не любят, а грубиянов и невежд. Ни разу не слышали от соотечественников: «Чего это я буду их английский учить? Пусть они наш, великий и могучий русский, учат!» Нет, честно не слышали, вот честно-честно? Значит, у вас круг общения маловат или очень специфический. А вот китайцы почему-то не обижаются, что на улице Первомайской в Ярославле никто на заданный на великом и могучем китайском вопрос не отвечает. Цивилизованные люди понимают, что выучить 3000 известных в мире языков невозможно. Хочешь, чтобы мир понимал тебя? Обращайся на языке, который большинство землян признает международным. В нашем XXI веке это – английский (в утешение англофобам заметим – так было не всегда. В пику англофобам подчеркнем – положение может измениться не раньше, чем через пару-тройку веков). Поэтому let*s learn English, ladies and gentleman. This is very useful. Ну да. Let*s, оно конечно, let*s, в смысле – давайте учить, но как? Ни черта не запоминается! Вот об этом «как», и многих других «почему», логично спросить директора международного Центра интенсивного изучения языков "ИН-ТИ-СИ", Ирину Новикову.


Об истоках или английский за 10 дней

- Ирина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

FullSizeRender-15-04-19-10-10.jpg- Начать придется с середины. В 1991 году я создала Центр иностранных языков ИН-ТИ-СИ (International Training Center). Это главное дело моей жизни, не считая, конечно, двоих детей и внучек. Становлению Центра я отдала лучшие годы жизни. Еще в советское время твердо решила: хочу стать учителем английского языка. Мама, учитель математики, отговаривала: «Ну, зачем тебе английский? Останешься без работы! Стань учителем математики! В крайнем случае, математики на английском!» Никто ведь тогда не знал, что все так кардинально изменится и английский станет сверхвостребованным.

Ну вот, главное сказано, можно начать сначала. Я родилась в Рыбинске. Бабушку и маму эвакуировали по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда, уже после того, как многие наши родственники умерли от голода. Повезло – бабушка работала на заводе им Кирова, у нее было трое детей, вот и попала в эвакуационные списки. Ехали в Сибирь, но сошли с поезда в Ярославле, потому что в Рыбинске у дедушки жила сестра. Сибирь маму всё-таки дождалась: после института она по распределению работала в Забайкалье, где и познакомилась с отцом, тоже из учительской династии. И уже вдвоём вернулись в Рыбинск.

В рыбинскую школу №1 им. В.И. Ленина была очередь как в мавзолей Ленина или в Лувр. Ну, или как в 33-ю школу Ярославля сейчас. В нашей школе №1 только что ввели английский со 2 класса. Это было невероятно круто! Но у учителей были преимущества при выборе школы для детей, и я попала в Первую. Было замечательно: английский каждый день. Учительница Светлана Петровна - педагог-звезда. Мы были в нее влюблены. Если она советовала пойти на концерт или в музей – шли, не задумываясь! И конечно, все(!) 10 учеников ее группы захотели стать учителями английского. Жизнь внесла коррективы, учителями стали двое, но сути это не меняет. Светлана Петровна и сегодня – наша подруга, живет в Москве, бодра, весела, всех нас «заводит», как и раньше. Она и передала мне посыл, которым я пользуюсь всю жизнь: главное в изучении языка - личностная ориентация. Методика, алфавит, грамматика, без личностной ориентации работают вполсилы или вообще не работают.

С дипломом иняза я попала в эпоху застоя, и занялась семьей. Вышла замуж, родила дочь, через год с небольшим – сына. Когда сыну было 8 месяцев, пошла работать в школу на Липовой горе учителем немецкого и английского старших классах.

Тем временем, в СССР началась Перестройка. Движение педагогов-новаторов буквально захлестнуло страну, тысячи учителей с огромным интересом искали новые методики обучения. Я тоже. Меня мучил вопрос: как обучать английскому, чтобы человек заговорил? Вот ведь парадокс: иностранный язык учат в школе все, многие – еще и в институте, кто-то - даже в аспирантуре, а говорить почти никто не может! И я мечтала найти способ снять языковой барьер: ходила в педагогический клуб «Эврика», посещала лабораторию социально-педагогического проектирования, созданную при МЖК «Икар». В конце 1980-х годов этот молодежно-жилищный комплекс пытался решать интереснейшие задачи. Возглавлял его Вячеслав Прытков, с ним работали люди, впоследствии ставшие депутатами и известными бизнесменами: Климовицкий, Якушев, Смоленский … Это было время энтузиазма, смелых идей. В МЖК «Икар» мечтали создать инфраструктуру будущего: в жилых комплексах для молодых семей должны были быть оборудованные по последнему слову техники поликлиники и передовые школы с новыми методиками, с интересными подходами, развивающие личность. Воплотить идею новой школы МЖК «Икар» было не суждено, но появление в 1991 году в Ярославле Вальдорфской школы – результат и их усилий тоже. Тогда она была более гибкой, не так строго придерживалась вальдорфской методики, которая не во всем однозначна. Мои дети учились в первых наборах Вальдорфской. А я продолжала изучать движение педагогов-новаторов, педагогические и психологические аспекты образования в целом. Посещала интереснейшие уроки новаторов по всей стране, насколько это позволяла семья.

Велихов.jpgВ 1989 году в лагере академика Велихова на Плещеевом озере я познакомилась с профессором Петрусинским, который разработал методику обучения английскому за 2 недели и с Джулией Степлтон, американской преподавательницей английского интенсивным методом, которая работала в МГУ и писала учебник для продвинутых. Две интереснейших методики сразу! Я стала их внедрять в школе, проводила уроки в форме ролевых игр. У ребят пробуждалась фантазия, им хотелось общаться, разговаривать. Мы создавали пространство одновременно живого общения, игры, и мечты. Обучение в таком пространстве идет само собой, и весьма быстро. Дети были в восторге. И вдруг приехал корреспондент «Пионерской правды», увидел это и написал статью «Мисс Джонсон из Ярославля».

В школьных рамках мне стало тесно, и 8 октября 1991 года на свет появился «ИН-ТИ-СИ». В основе моей методики лежит тот же принцип, что и в большинстве интенсивных программ обучения (просто достигается он разными путями): необходимо задействовать и развивать не только левое, но и правое полушария мозга. Левое полушарие отвечает за логику, впитывает информацию, раскладывает ее «по полочкам». Оно работает при обычном школьном заучивании. А правое полушарие воспринимает цвет, ритм, музыку, живопись. Оно отвечает за нестандартность, возможно, - за гениальность. Школа с этим вообще не работает. Мы же проводим обучение, стараясь привести в баланс работу обеих полушарий, используя все, вплоть до бокового зрения; задействуем человека в активном личностном процессе - и информация усваивается в разы быстрее. Люди удивляются: «Вы можете обучить английскому за 10 дней?». Да, можем.

- А как Вы справились с вопросами экономики? Тоже сработало правое полушарие?

- Как ни странно, отчасти – да. Энтузиазм, стремление к новому, помогли перейти из советской экономики в рыночную. Переход был сложный. Я знала, как можно обучить, но как открыть центр, не представляла в принципе. Отчасти помогло то, что в 1991 году у нас не было конкурентов. Начали с осуществления моей мечты обучать взрослых с помощью интенсивных методов. Через год, по просьбе взрослых учеников, стали учить детей. Стараясь оптимизировать работу Центра, к английскому добавили немецкий, французский, итальянский, испанский. Потом пришло понимание специфики применения интенсивных методов в наше время.

иняз.jpgНаш курс обучения языку за 10 дней называется «погружение»: работаем 10 часов ежедневно. Казалось бы, как может человек учить язык 10 часов в день? Может! Эффективно и с удовольствием. Доказано опытом.Кстати, именно при внедрении метода погружения проявился неожиданный энергетический, «лечебный» эффект занятий языком. Ученики-индивидуалы занимались после работы, трижды в неделю, по 4 академических часа. Мы сомневались: не слишком ли велика нагрузка? Оказалось – наоборот! Люди приходили на занятия усталые, с головной болью, а уходили веселыми и полными энергии. Мне самой трудно в это поверить, но факты бесспорны: это далеко не единичное явление. Однако у людей своя жизнь, работа, семья. Немногие решаются позволить себе на 10 дней забыть всё ради английского. На такой смелый шаг могли - и могут! - решиться корпоративные клиенты.


Корпоратив, интенсив, креатив

- У ИН-ТИ-СИ есть опыт обучения корпоративных клиентов?

- Это наше основное направление деятельности. Самый славный эпизод нашей работы с корпорациями – сотрудничество с НПО «Сатурн». Около 5 лет мы методом глубокого погружения обучали их менеджеров среднего звена. На «Сатурне» подсчитали, что экономически выгоднее обучить группу менеджеров за 10 дней, чем растягивать курс обучения на год, и тем более, посылать менеджера к иностранным партнерам с переводчиком. Эффект был потрясающий.

- А сейчас корпоративные клиенты есть?

- Есть, но сегодня редко кто из них выбирает «погружение». Большинство предпочитает обучать своих сотрудников без отрыва от производства. К сожалению, интенсив с погружением позволить себе могут немногие: люди слишком напряженно работают. Даже если есть деньги, нет времени; десять свободных дней для эффективного самосовершенствования стали роскошью. А может быть, виноваты и мы сами: пока плохо умеем продавать наш великолепный краткосрочный курс. По идее, его надо бы тиражировать на всю Россию: это уникальный продукт! Но, видимо, маркетинг не самая сильная наша сторона.

- Но применение интенсива с погружением сегодня все-таки затруднено? Вы, как предприниматель, ощущаете кризис?

FullSizeRender-15-04-19-10-10-1.jpg- Называя меня «предпринимателем», Вы несколько преувеличиваете. Конечно, мне пришлось многому научится: тайм-менеджменту, маркетингу и т.д. Я состою в Совете предпринимателей Ярославской областной Торгово-промышленной Палаты. Я член Общественной Палаты Ярославля, о социальных и экономических сложностях многое знаю. И все же, анализировать кризисные явления не считаю возможным, не ощущаю себя в полной мере специалистом, поскольку мой собственный бизнес очень некрупный. Да, мы приносим пользу стране, 28 лет освобождаем бюджет от выплаты зарплаты 20 сотрудникам, не берем у государства ни копейки, платим налоги. Однако ИН-ТИ-СИ – это НКО, т.е. некоммерческая организация, предоставляющая платные услуги дополнительного образования. Оборот у нас небольшой. Не вдаваясь в макроэкономический анализ, признаю – я ощущаю кризис. Сводить концы с концами очень тяжело, живем скромно, подсчет доходов и расходов ведем очень тщательно. Спад в обучении иностранным языкам есть, у людей слишком много сиюминутных забот. Сложные времена еще и потому, что иняз говорит выпускникам: «Рабочих мест все меньше и меньше. Создавайте сами». На каждом шагу открываются новые микро-школы изучения языка. В Интернете огромное количество предложений заниматься по скайпу. И, на мой взгляд, это нормально, новички имеют право пробовать свои силы. Нас буквально окружили, но кризисы и трудности - это вопрос предпринимателя не к миру, а к себе. Раньше мы были уникальны. Единственные. Первопроходцы. Теперь приходится задуматься: в чем наша уникальность сегодня? Но мы все время придумываем что-то новое.

- Что уже удалось найти?

- К интенсив-обучению добавили академический курс. Научились проводить - и проводим! - деловые игры. Создали летний городской лингвистический лагерь для детей. Организуем обучение в форме квестов и «живых уроков». Пишем учебники. Создали Бюро переводов. И даже «играем» с ценами: запустили предельно дешевый дневной курс - 100 рублей за академический час.

- Демпинг как форма конкуренции?

- Нет, поиск клиента и использование всех ресурсов. Днем наше помещение пустовало, преподаватели «простаивали». Дневные занятия считались неудобными для клиентов. Но мы попробовали, и оказалось, что многим понравилось заниматься 2 раза в неделю «в обеденный перерыв» за 800 рублей в месяц. Чтобы решить проблему, порой достаточно спросить: «Почему бы и нет?»

 

Дешево и быстро. Так бывает…, но это только ключ к языку, но не сам язык.

- Насколько значительная часть Вашего бизнеса - Бюро переводов?

- Менее весомая, чем обучение, но это увлекательное дело. Переводим с 55 языков: европейские, восточные, бывшего СССР. В основном документы и деловые бумаги. Можем делать устный и письменный переводы. Уверена, что могли бы работать не только на Россию, но опять-таки, слабо себя рекламируем. И страдаем от растущей конкуренции, в данном случае, не всегда добросовестной. Проблема в том, что любой выпускник иняза считает себя переводчиком, и смело предлагает свои услуги. Но переводчик – это не профессия, а дар, да еще и подкрепленный огромной эрудицией. А к нам приходит молодой человек после иняза, и мы просим его перевести документ. Он с синонимическим рядом работать не умеет. Русский язык знает плохо, мол, зачем, если я английский знаю? И в конце документа слово seal (печать) переводит как «морской котик», потому что это одно из значений в словаре! Полки таких учителей и переводчиков («числом поболее, ценою подешевле») - проблема нашего времени.

- Кстати, о полках. Легионы новичков обещают научить английскому чуть ли не за полчаса. Как отличить неэффективного преподавателя?

- Сожалею, но универсального «определителя» нет. Методом проб и ошибок. Изучение языка – дело личностное. Для кого-то эффективнее «мозговой штурм», для кого-то - ассоциативный ряд, кому-то полезнее заучивание.

- Но не является ли быстрое обучение отчасти мифом? Например, Петров с его программой «Полиглот» на канале «Культура»? Английский за 16 занятий - это серьезно?

- Вполне. В прошлом мае в Тбилиси, на проекте Age of happiness я общалась с Петровым, посещала его лекции и семинары. Интереснейшая личность, эрудит, полиглот. Его система не сделает из вас переводчика за 16 уроков. Но пройти курс Петрова – это как выучить таблицу умножения. Без таблицы умножения нет математики. Элементарная структура языка, которой эффективно учит Петров, дает не знание английского, а ключ к двери, за которой живет английский. Это - главное. А дальнейший прогресс – уже личный выбор способа учебы.

 

Языковой барьер снимается через ошибки. Ошибки делать надо!

- В чем природа языкового барьера? В подсознательной уверенности, что раз я уже говорю на родном, то другой язык не нужен? В слабой мотивации? В заниженной самооценке? В ксенофобии?

Funny-Answer-Sheets-in-English-Funny-English-Grammar-Words-and-their-Opposites-Funny-Test-and-Exam-Answer-Sheets.jpg- Во всем, что вы перечислили. В первую очередь, важна мотивация. Если Вы хотите выучить язык по принципу: «может быть, в хозяйстве пригодится», больших успехов ждать не стоит. К нам на краткосрочный 5-недельный курс пришел профессор 65 лет. Он ехал на важную международную конференцию, где все доклады - на английском. Ему надо было, во что бы то ни стало, научиться понимать коллег. Очень скоро он по уровню сильно обогнал всех молодых студентов, изначально знавших язык лучше, чем он, и занимавшихся не менее старательно. Вторая важнейшая часть – убрать самооценку. Вообще. Путь к английскому лежит через плохой английский. Те, кто «имеет наглость» не бояться делать ошибки, легко снимают языковой барьер. В советской школе ученика стремились поставить на место, дисциплинировать, принудить работать только по строго регламентированному плану, и беспощадно критиковали за ошибки, ради этого прерывая сам учебный процесс. Все это – отличный метод, как нельзя учить иностранный язык. Менеджер, который учит английский вместе с подчиненными, и боится при них ошибиться, неминуемо отстает от них – не раз видели. Ошибки делать надо! Любой, кто не боится ошибаться - выучит.

- Любой? В любом возрасте? Не профессор, который всю жизнь занимался интеллектуальным трудом, а обычный человек?

- Именно с возрастом надо начинать учить языки. Это же фитнесс для мозга. А иначе куда от Альцгеймера-то бежать?

 

О планах развития или неизвестный Ярославль

- У ИН-ТИ-СИ есть планы развития, новые идеи? Какие направления работы более перспективны?

- Ищем возможности развивать идею летних лингвистических лагерей. Городской лагерь мы успешно организуем много лет, хотелось бы вернуться к организации загородных. Мы работали с Соцстрахом в загородном лагере «Искра», преподавали английский, психологию, компьютерную грамотность. Лагерь сделали санаторием, теперь мы ищем другой. Если бы удалось повторить, это был бы шикарный проект.

Будем продолжать организацию обучения за рубежом - это работает. Мы являемся представителем различных школ, колледжей, университетов всего мира. Можем заключить договор на обучение почти в любой точке земного шара, помочь в оформлении документов, подобрать лучшую программу.

Мне очень греет душу направление «русский язык для иностранцев». В 1991 году наши первые студенты были иностранцами. Тогда интерес к России был огромен. Люди проходили наш курс, и влюблялись в русскую культуру. Лиза Фест из Бостона долгие годы приезжала сюда, проводила фестиваль «Искусство движения». Студенты из Джонсон-сити (штат Теннесси, США) стали побратимами Рыбинска. Первые выпускники из Калифорнии создали в своем городке Санта-Крус Русский кружок. Они и сейчас собираются, слушают русские романсы, общаются по-русски. Я как-то летала в Америку и не могла себе позволить купить билет на внутренние рейсы. Они прислали билет, чтобы я прилетела из Бостона в Сан-Франциско пообщаться. Я приготовила квас, оладьи и пельмени, они были в восторге. К нам приезжали группы школьников, жили в наших семьях, я ездила в Америку приглашала детей с учителями. Потом интерес пропал, может, что-то произошло в политике, может, насытились Россией, может, времена поменялись. А сейчас опять проекты этого направления у меня в списке первоочередных задач.

- Вы хотите сказать, что интерес иностранцев к России начал расти? Сейчас?

Golden_ring_map2.jpg- Нет, я хочу сказать, что мир огромен. Я не могу представить, что на планете Земля не найдется 10 человек, желающих изучать русский язык. Коллеги из зарубежных лингвистических центров справедливо говорят, что Ярославль недостаточно известен в мире. Я хочу делать проекты по продвижению Ярославля, нашей культуры. Дважды ради этого я уже вкладывалась в огромные международные выставки в Берлине. У нас есть программы по изучению русского, и даже серия авторских учебников по РКИ «ЯРОСЛАВиЯ» по достопримечательностям Ярославля и городов Ярославской области.

Учить русский язык к нам приезжают из Франции, Италии, Люксембурга, Турции, Гонконга. Но это студенты-индивидуалы, многие из них - пенсионеры. Групп у нас пока нет, так как мы не можем вкладывать деньги в широкие рекламные кампании для продвижения на международном рынке: дорого. Я очень хотела бы, чтобы нас поддержали департаменты туризма и/или внешнеэкономических связей. Наш продукт специфичен и интеллектуален, его надо продвигать, а в одиночку ИН-ТИ-СИ это делать сложно.

Но даже в нашем скромном формате мне нравится, что мы создаем атмосферу, в которой люди влюбляются в наш город. Они через год снова в Ярославль приезжают, рекламируют Ярославль в своих странах, мы выигрываем в этой конкуренции у огромного количества языковых школ в Москве и Питере: ярославским властям есть, о чем задуматься.

- Государственные школы, вузы, обращаются к Вам с предложениями?

- Пока контактируем только с Ассоциацией учителей английского языка при Институте развития образования. Но очень хотели бы работать со школами или вузами в перспективе, и есть темы для обсуждения. Например, у нас есть «живые уроки», и именно сейчас Министерство образования призывает внедрять живые уроки в регионах. Мы приглашаем учителей английского: приходите, проведём живой урок в настоящем английском доме. Он на самом деле английский: 29 лет назад англичане придумали проект его реставрации, участвовали в ней, и являются соучредителями здания. Конкурс на право базироваться в этом здании ИН-ТИ-СИ выиграл потому, что отвечал их требованиям.

 

Железный занавес не в тренде

- Каковы отношения ИН-ТИ-СИ с властью? Только мечты, или есть какое-то сотрудничество?

- С международным отделом мэрии сотрудничаем. Именно он был заказчиком квеста по достопримечательностям Ярославля и инициатором проведения наших обучающих квестов для школ-победителей олимпиад. Квест «Поиск сокровищ в Баскервилль-холле» прошёл «на ура». После этого пришли и другие школы. Вот расширения такого сотрудничества мы хотели бы очень!

Департамент образования пока менее охотно выходит на связь.

С областным департаментом туризма, я думаю, мы еще построим отношения. Наш проект «Weekend в Английском доме на Волге: Английский + туризм» мог бы быть популярен среди москвичей. И в этом ещё одна наша сильная сторона: мы хорошо придумываем сценарии «под заказчика».

- Даже официальные источники подтверждают, что более 50% молодежи хотели бы эмигрировать из России. Незнание английского – сдерживающий фактор. Есть мнение, что улучшение качества изучения английского противоречит интересам сегодняшней РФ. Есть ли здесь доля истины?

emigraciya.png- Это миф. В России только 7% населения имеют или имели когда-нибудь загранпаспорта. О каком желании эмигрировать может идти речь? А что касается интересов РФ… Президент РФ свободно говорит на нескольких иностранных языках. Университет, желающий получить статус федерального, обязан участвовать в международных проектах. В школах вводят обязательное изучение двух иностранных языков. Со следующего года иностранный язык включают в список предметов обязательных для ЕГЭ. Все это не очень похоже на политику «железного занавеса».

Я надеюсь, что Россия будет ориентироваться на открытый мир, в котором миграция – вопрос личного выбора и право каждого. Человек должен иметь право на свободный выбор места работы, учебы, жизни. А о том, насколько популярен в открытом мире английский, говорит такой факт - 10% экономики Великобритании создают лингвистические школы. Я люблю Россию, и хотела бы больше путешествовать по своей стране, но слетать к родственникам в Читу стоит вдвое дороже, чем в Нью-Йорк.

 

Об увлечениях и впечатлениях

- Вы бывали во многих странах. Какая Вам нравится больше, и почему? Может быть страна мечты, где хотелось бы жить?

snow-withdrawal.jpg- Если не в России, то я бы хотела жить во Флориде. Англоязычные люди делятся на тех, кто любит Америку, и тех, кто любит Англию. Я из первых. Первая зарубежная страна, где я побывала – Америка. Меня все спрашивали: что произвело впечатление в первой поездке? Практически ничего. Я увидела естественную, абсолютно нормальную жизнь. Все было так, как и должно быть. Но количество инвалидов на Ночном параде в Disney World, в Орландо поразило. У нас инвалидов не меньше, только они на такие парады не ходят. Классическая музыка, миллионы огней, салюты, фейерверки – и все это для детей и старшего поколения. Для слабых. Я думаю, что один из главных показателей силы общества, и степени его развития – уровень заботы о социально-слабых.

А вообще, я не так много стран объездила с экскурсионными целями, все больше по делам: то группу везу, то для личного роста в каком-нибудь семинаре участвую.

Если говорить о мечтах, жить мне было бы приятно, как snow birds, «снежные птицы». Так во Флориде зовут пенсионеров из северных штатов или Канады. Жаркое лето они проводят у себя в Вермонте или Массачусетсе, а зиму – во Флориде. Там есть деревеньки, где двухэтажный дом, с тремя спальнями и обстановкой, стоит 15 тысяч долларов. Я видела и за 5. Купить такой можно только после 55 лет, это специально для пенсионеров. А лето я жила бы в России. Мне нравится параллель «США – Россия», страны во многом похожи.

- Чем занимаются Ваши дети?

- Работают со мной. Дочь – директор направления «Образование за рубежом». У нее экономическое образование, это те знания, которых нам так не хватало в начале пути. Сын занимается работой с мигрантами: прием, тестирование, получение разрешения на работу, получение ВНЖ. Мы аккредитованы Университетом Дружбы народов, прошли обучение, лицензирование, и сейчас сын - настоящий профи, уже открывает представительства в других регионах.

- У Вас есть хобби? Любимая книга, фильм?

- Тут я, боюсь, неоригинальна: работа и хобби тесно переплетены в моей жизни. Увлекалась психологией, стала кандидатом психологических наук, но это не хобби - это в работе нужно. Кроме ИН-ТИ-СИ, ТПП, Общественной Палаты, я еще и председатель правления Общества дружбы «Ярославль –Берлингтон». Сейчас с США сложные отношения, но у нас дружба продолжается, проекты совместные. Каждый год в первый четверг октября проводим большое мероприятие «Мост через океан», в этом году - блюзовый фестиваль. Этому никакие международные отношения не помеха, потому что все начиналось с любви. Бывший мэр Берлингтона, сенатор Берни Сандерс, 30 лет назад приехал сюда открывать Общество дружбы… в свой медовый месяц, на второй день после свадьбы. На прошлых выборах он баллотировался на пост Президента США, имел шансы на победу, и снова выдвигает свою кандидатуру. Столько интересных людей и дел вокруг, вроде, и хобби ни к чему. Хотя… читать люблю стихи - Цветаеву, Вознесенского, слушать джаз... И говорить по-английски.

Беседовал Константин Мышкин

Опрос
Нравится ли Вам нынешнее лето, когда в июле и в августе идут одни дожди?