Небольшой городок Гаврилов-Ям в Ярославской области в свое время был знаменит. В 1860-х годах местный житель, бывший крепостной Алексей Локалов открыл здесь ткацкое производство, гремевшее на всю дореволюционную Россию и за ее пределами. В советское время Гаврилов-Ямский льнокомбинат оставался одним из крупнейших текстильных предприятий России.
А сейчас Гаврилов-Ям рискует стать модной столицей малых российских городов. Здесь на площадке частного технопарка «ЛОКАЛОВЪ» открыла производство модной женской одежды Наталья Матросова, основательница бренда «Мatrosova fashion». Модель постсоветского пространства, блиставшая на подиумах Германии, Франции, она сменила амплуа и стала дизайнером и модельером.
- Наталья, Вы профессиональная модель, индустрию моды знаете на отлично, но подавать себя и красиво демонстрировать вещи – одно, а создавать их – совсем другое. Как пришла идея открыть собственный бизнес?
- Красиво одеваться я всегда любила, но никогда не думала, что займусь дизайном. Пандемия коронавируса в 2020 году в нашей стране стала отправной точкой. Учреждения здравоохранения в тот момент остро нуждались в одноразовой одежде, масках.
За две недели, в партнёрстве со швейным предприятием, которое тоже базировалось в технопарке «ЛОКАЛОВЪ», я запустила производство. В Иваново закупила оборудование, набрала швей и погрузилась в пошив медицинских одноразовых изделий: бахил, халатов, шапочек, комбинезонов. Тогда мы максимально обеспечивали потребности региональных учреждений здравоохранения. Автомобили выстраивались к нам с утра в очередь, объемы были колоссальные, охрана контролировала, чтобы продукция не уходила «налево». В таком режиме работали до июня 2021 года, потом на рынок хлынули китайские аналоги. Ажиотаж спал, но оборудование и работники остались. Терять созданное не было никакого желания, в итоге пару месяцев посидев в убытке, решила шить спортивную и домашнюю одежду.
- Домашнюю одежду можно купить в магазинах, худи и утепленных штанов там не выбрать…
- Конечно, но не нужно забывать, что масс-маркет никто не отменял. Там продукция, в основном, штампуется на средний рост и размер. Покупатели, в поисках подходящего варианта вынуждены перемерять не одно изделие. А если размер нестандартный, то нужной модели можно и не найти.
Современное общество потребления делает ширпотреб нормой, и это плохой знак. Дешевые ткани, стандартные фасоны – во всем, даже в повседневной одежде, что уж говорить про домашнюю. Почему-то женщины в большинстве своем привыкли ходить дома как придется. У нас не сформирована культура домашнего быта, за редким исключением. Я же хочу, чтобы даже наедине с собой женщина оставалась прекрасной, чувствовала себя уютно и комфортно. Очень помогают в этом натуральные ткани. К счастью, современные технологии позволяют сделать тот же стопроцентный лен мягким и приятным на ощупь, избежать сильной сминаемости, а лен с хлопком – просто песня для тела.
- Вы предпочитаете российские ткани?
- Увы, отечественный производитель не готов в полной мере удовлетворить дизайнерские потребности. Российских качественных материалов очень мало.
Например, футер – трикотажное полотно для костюмов беру только в Турции. В нем больше хлопка и оно не растягивается. Ни узбекское, ни ивановское качество с ним не может сравниться. Правда, штапелем, махрой, вафельным полотном закупаюсь в Вологде. Постоянно шью из хлопкового велюра, он у меня самый лучший, необыкновенно тактильный. Летом отшиваем из муслина – стопроцентной хлопковой ткани, которую беру в Иваново. Люблю лен, закупаю его в Костроме.
- Что важнее дизайнеру оставаться верным себе или менять коллекции в соответствии с модными трендами и желаниями покупателей?
- Любая созданная вещь, в первую очередь, моя. Ею хочется поделиться с моими покупательницами, поскольку знаю, оно того стоит. Я не хочу экономить на материалах, мне нет нужды делать штамповки.
Постоянно шью футерные удобные комплекты – спортивные штаны и худи, которых у меня сотни моделей, но сезонных коллекций не так много. Предпочитаю делать ставку на капсульный выпуск новых моделей. Капсула – это компактная линейка, обычно до десяти предметов. Выпуск ограниченных серий позволяет всегда оставаться новой для своих потребителей. Вместе с тем в капсульных коллекциях вещи гармонично сочетаются, и это довольно удобно. К тому же, намного проще с экономической точки зрения выводить в продажу небольшую капсулу, нежели запускать полноценную коллекцию с десятками моделей.
- В чем Ваш секрет успеха?
- Нужно чувствовать потребности рынка. В постковидный период мы с нашими уютными домашними костюмами оказались в тренде, буквально «влетели» в рынок и быстро развились. До пандемии особой популярностью они не пользовались, но после люди привыкли к удобной спортивной одежде, и с желанием ее покупают до сих пор.
Позже началось сотрудничество с АО «Военторг» и сейчас моя компания их единственный лицензиат. Занимаемся пошивом для них спортивных костюмов, футболок и других изделий. На международные форумы по их заказу отшиваем одежду с вышивками, печатями. Опыт взаимодействия с ними и военной приемкой, которая проверяет каждый образец, бесценный. В итоге, у меня практически нет возвратов, все изделия продаются.
- Кроме изготовления домашнего текстиля, Вы замечены в создании оригинальных коллекций …
- Я очень люблю эпоху Льва Толстого. Она вдохновляет меня на создание новых образов. Плюс я неравнодушна к бохо-стилю, вышивкам, русской красоте. Все это объединилось в коллекции «Анна Каренина». Ее составили теплые платья и костюмы из натуральной смесовой ткани – льна и шерсти, с вышивкой с элементами серебряного и золотошвейного шитья. В дополнение к ним – верхняя одежда, украшенная мехом тутаевской овчинно-меховой фабрики. Для создания законченного образа добавила меховые аксессуары, и получилось современное видение классического образа русской аристократки 19 века.
- Как известные ярославны стали Вашими моделями на первом показе «Анны Карениной»?
- Это не совсем моя заслуга. Идея принадлежала тогдашнему руководителю департамента туризма Ярославской области Юлии Рыбаковой. Она вдохновила меня на создание первых авторских моделей. С ее легкой руки прошел показ коллекции в музее Орлова в Ярославле в рамках Международного туристического форума «Visit Russia» в октябре 2019 года. Тогда многие ярославские красавицы стали моделями, что было очень ценно для меня.
К слову, показ еще одной коллекции летнего сезона «Эколен Финифть» также при поддержке областного департамента туризма, состоялся в том же году на первом фестивале творческих индустрий и городских ремесел «ЯрКрафт». И вновь известные ярославны презентовали платья пастельных оттенков, декорированными оригинальной вышивкой с добавлением аксессуаров из Ростовской финифти.
- Можно ли запуск бренда «Мatrosova fashion» назвать коммерчески успешным проектом?
- «Мatrosova fashion» на сегодня – маленький бренд, и от этого выстраивается концепция его продвижения. В большей степени я ориентируюсь на персональные отношения. Мои деловые партнеры и клиенты знают, кто стоит за этой маркой. Для меня на первом месте – концепция бренда, и далее – коммерческая составляющая.
На этом этапе продвигать бренд мне помогает моя средняя дочь, которая учится на факультете «Реклама и связи с общественностью» в РАНХиГС. Моя команда делает хорошие дизайнерские вещи, у меня качественный бренд. Мы привлекаем внимание к местным ремеслам, вносим вклад в развитие культуры, и постепенно развиваемся. У нас открыт магазин в Ярославле, продукция представлена на маркетплейсах.
Я делаю ставку на неспешное и органичное развитие бренда, не хочу торопиться. Все должно развиваться гармонично. К большому результату лучше идти маленькими шагами.
- Как Ваша семья относится к тому, чем Вы занимаетесь?
- С пониманием. Мой муж Александр Матросов – бизнесмен и прекрасно знает, насколько это непростой хлеб. С 2016 года он развивает в Гаврилов-Яме частный технопарк «ЛОКАЛОВЪ». Обанкротившийся льнокомбинат «Заря социализма» мы купили в плачевном состоянии. Разрушенная территория требовала миллионных вложений, в итоге, нагрузили себя коммерческими кредитами и занялись обустройством технопарка.
Мы с мужем вместе почти 30 лет, и все это время, даже когда непросто, взаимопонимание и умение слышать друг друга нас спасают.
В 1998 году на гаврилов-ямской земле муж открыл фабрику «MATADОOR» по производству дверей и мебели, затем появился технопарк «ЛОКАЛОВЪ». С тех пор живем на два города – Москва и Гаврилов-Ям.
Сейчас мебельное дело курирует старший сын, и он очень хороший бизнесмен. Младшая дочь пошла по моим стопам, обучалась в модельной школе и уже получила контракты в Корее и Китае.
- Как взаимодействуете с властью, и с какими проблемами приходится сталкиваться малому предприятию в российской глубинке?
- С районными властями удается работать очень плодотворно, мы помогаем развивать территорию, и всегда можем рассчитывать на поддержку. Что касается финансовой помощи, в этом рассчитываем только на себя.
Самая большая проблема, которая есть – кадровая. Она в принципе стоит сегодня довольно остро, но особо ощутима в районах.
Я стараюсь платить самую высокую зарплату в городе, и у меня не ушел ни один человек, сейчас две молодые девушки трудоустраиваются. Но проблема глубже, молодые люди не хотят учиться на швей. Мы готовы работать с учреждениями образования, привлекать учеников на практику с последующим трудоустройством, но желающих нет.
- Вы создаете коллекции, запатентовали бренд, дальше – выпуск тканей?
- Боюсь загадывать. Чтобы ткацкое производство возродить, нужны миллиардные вложения.
- Что у Вас в перспективе?
- Как всегда, много работать. Если я вдохновляюсь идеей, мне нужно обязательно ее реализовать, не могу остановиться.
Планов много. Хорошо сотрудничаем с фабрикой «Ростовская финифть». Мы с ней проводили показ в этом году в Москве на выставке «Россия» на ВДНХ, а сейчас рассматриваем создание лимитированной коллекции. Придумали выпускать базовую качественную футболку с принтом или вышивкой ростовской финифти, и к ней в комплекте – сережки ростовской финифти. Такого на российском рынке еще не было.
Недавно открылось представительство «Мatrosova fashion» в Казахстане. Мои модели пользуются там большим спросом, поскольку качество на высоте и цена, в сравнении с казахским рынком, недорогая.
Есть идеи выхода на дальнее зарубежье, но создание коллекций и сам творческий процесс занимает много времени. Планируем участвовать в зарубежных выставках, чтобы заявить о себе. Нужно идти вперед и развиваться, стоит остановиться, и останешься позади.
Интервью взяла Анастасия Берабер