Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.10.2019
Антропология
2403
МАЙЯ БОРЕЦКАЯ: «Перфекционизм, желание все контролировать и улучшать, захлестнул родителей»
Майя Борецкая не считает свою школу элитарной. Ну подумаешь, школа с углубленным изучением немецкого языка. Ну подумаешь, что родители пытаются сюда устроить детей со всего города. Ну подумаешь, дети здесь более вдумчивые, спокойные и рассудительные. Ну просто так получилось. Знакомьтесь, Майя Борецкая, директор школы №43 г. Ярославля. Эта та, что на Б.Октябрьской улице, рядом с ФОК.
МАЙЯ БОРЕЦКАЯ: «Перфекционизм, желание все контролировать и улучшать, захлестнул родителей»

Я люблю поговорить с друзьями об искусстве. О политике. О природе. О детях. Но только, Бога ради, не о школьном образовании!!! Обязательно найдутся мамы-эксперты которые разнесут в пух и прах все, что происходит, происходило, и будет происходить в школе. И возражать энергичным мамам опасно для жизни. А хочется. Хочется узнать что хорошего, а что не очень, в нашем образовании? Может быть, беседа с профессионалом что-то прояснит? Директор ярославской школы №43 имени Пушкина, Майя Борецкая, согласилась ответить на вопросы «Клуба социологов».

 

О школе и о себе

- Майя Валерьевна, расскажите немного о себе.

IMG_20191008_094206_resized_20191013_120131172.jpg- Что я про себя особенного могу сказать? – Все относительно просто. Закончила 76-ю школу, после института работала в ней же, но недолго. Решила попробовать себя в другой сфере деятельности. Чтобы понять, что это – не мое, потребовался всего год. Я успевала делать очень многое, но мне было неинтересно. Не увидела в этой работе души. Жизнь в школе, и жизнь в фирме – это как две жизни в разных Вселенных. Душа буквально рвалась в школу, а тут и дочь как раз пошла в первый класс. И с 1996 года я работаю в нашей 43-й школе, преподаю английский. В 2013 году мне посчастливилось стать директором. Почему посчастливилось? Школа с большими традициями, душей и атмосферой. Школа особенная, те, кто приходит к нам из других школ говорят, что здесь очень душевно учиться. Конечно, сложно – нагрузка большая, скажем так, не как в среднестатистической школе. Углубленное изучение немецкого и дополнительно английского – дело непростое. Но если все это суммировать – очень интересно жить и работать именно тут. Мне действительно повезло.

- Старая школа с традициями – это хорошо, но… Почтенный возраст - это всегда проблемы. В случае со школой, которой уже 83 года, например, старое здание. Это создает дополнительные сложности?

- Да, мы пребываем в состоянии вечного ремонта. Сейчас коммуникации уже заменены, но кабинеты приходится ремонтировать постоянно. Мы стараемся делать так, чтобы школа выглядела современной. В первый год моей работы директором у нас в коридоре, потолок обрушился. Дранка была «возрастная». С такой дранкой, когда штукатурка как следует высохнет, все может обвалиться вместе с навесными потолками. школа 43.jpgЭто было страшно – как раз перемена закончилась, дети буквально за несколько секунд до обвала зашли в класс. С тех пор мы очень пристально следим за каждой трещинкой в старом здании, и очень многое отремонтировали. Это, конечно, гораздо затратнее, чем содержать новые школы.

- А переехать в новое, современное здание не мечтали?

- Смотря куда. Нам в центре города уютно. Все в шаговой доступности. У детей больше возможностей посещать мероприятия, секции, ради этого стоит потерпеть сложности с ремонтом. Кроме того, наше старое здание тоже артефакт в каком-то смысле – в годы ВОв здесь был госпиталь. Да и новое здание у нас сейчас есть.

 

Говорит ли имя Пушкина об элитарности школы?

- Ваша школа носит имя Пушкина, а акцент в обучении – на углубленное изучение иностранного… Вы делаете что-то для поддержки статуса «пушкинской»?

- Пушкин - наше все, и, кстати, сам Александр Сергеевич свободно владел иностранным. Ежегодно, в марте у нас проводится Пушкинская неделя, Пушкинский бал. До, того, как у нас появилось новое здание, а это случилось год назад, нам приходилось арендовать помещения для бала. Но ради традиции мы это делали. Дети в бальных нарядах, все так красиво! Мы помним, что мы имени Пушкина, это не просто формальность. Наши дети с удовольствием участвуют в Пушкинских чтениях и конкурсах чтецов.

- Новое здание? По нашим временам, для школы - роскошь. Как Вам удалось добиться того, что его построили?

пристройка.jpg- Да, мы - единственная в городе школа в городе с новым зданием, оно построено рядом со старым, мы используем оба. Это потрясающе! А какой у нас теперь актовый зал, сколько новых возможностей! Мы очень гордимся! Когда ютились в старом здании, учились в 2 смены, со столовой были некоторые трудности, это было нелегко. Я начала добиваться, чтобы нам построили т.н. «пристройку», а фактически – новое здание, с первого года своей работы директором. До этого в 2005 году была снесена старая одноэтажная пристройка из-за аварийного состояния. И предыдущий директор Татьяна Сергеевна Жарова начала эту эпопею с новой пристройкой.

- С 2013 года? За это время руководство города несколько раз сменилось. Это затрудняло процесс?

- Я всегда верила в успех. Это же важное дело. Другой вопрос сложности финансирования. Поэтому Областная государственная Дума, по поручению сенатора А.И. Лисицына выступила с инициативой о создании программы по строительству школ, подобной той, что действует в отношении строительства детских садиков. Может быть есть доля и моей заслуги в том, что эта глыба сдвинулась. Программа принята, по ней на Соколе школу построят, и в других районах есть планы, как я знаю. миронов и борецкая.jpgШкольные здания в принципе, самая большая беда системы образования. Школ не хватает. Но по нынешним требованиям новое школьное здание очень-очень-очень и еще раз очень трудно вписывать в существующее городское пространство, множество запретов и ограничений. А строить на окраине, в чистом поле – бессмысленно. Как нам удалось добиться строительства - это просто чудо, спасибо всем причастным! Я думаю, мои встречи со всеми теми людьми, которые могли повлиять на ситуацию, не прошли даром. Не буду называть все фамилии, боюсь кого-нибудь забыть. Правда, все огромные молодцы, никогда не отмахивались, а пытались найти пути решения. После моей встречи с В.В.Терешковой, она, видимо, встречалась с Мироновым и подняла этот вопрос. Миронов молодец, проявил интерес и деловую смекалку, привлек средства и у нас есть великолепная пристройка!

- Вы согласны с теми, кто причисляет Вашу школу к числу элитарных?

- Мне не нравится слово «элита», но в целом, да, положение обязывает ко многому, в некотором смысле наша школа - лицо города, мы в числе лидеров. Нашу школу показывают всем, и уверяю Вас, не только стены. Школой нужно жить, тогда и результат будет.

- То есть, проблем у вас меньше, чем у «простых смертных»?

- Смотря что считать проблемами. Обычные, общие для всех школ трудности, у нас такие же как у всех. Меньше поведенческих проблем, у нас дети спокойнее что ли, чем во многих других школах. Эксперты на открытых уроках отмечают, что наши дети совсем другие, нетипичные. Они стремятся учиться, хотят ответить, это очень важно и есть далеко не везде.

- Мест для всех желающих учиться у вас не хватает?

- Мы стараемся удовлетворить желания всех, кто хочет у нас учиться. Хотя, признаюсь, с каждым годом это сделать все труднее. Желающих много, а кабинетов больше не станет. И есть задача учиться в одну смену.

 

О платности услуг по дополнительному образованию

- Сейчас в активной части общества разворачивается дискуссия о том, должны ли ярославские школы расширять спектр предоставляемых платных услуг. По Вашему мнению, платные услуги – это хорошо или плохо? Предоставляет ли платные услуги Ваша школа? Например, дополнительное преподавание немецкого?

- Сейчас платных образовательных услуг у нас нет, но мы идем к этому. Здесь нужно четко уяснить принцип – платными могут быть только услуги, не предоставляемые школой в рамках учебной программы. Например, мы не можем своим детям преподавать немецкий дополнительно за деньги. Да это и не нужно. Могу сказать, как учитель английского: если ребенок пять-шесть часов в неделю учит иностранный, не выучить его трудно. У нас действует программа DSD (Deutсhe Spraсhе diploma), это немецкий языковой диплом, который тоже дается бесплатно. С ним наши выпускники могут продолжать учиться даже в вузах Германии без языкового экзамена. То есть, нагружать наших учеников дополнительным платным немецким, смысла нет. Преподавать желающим со стороны – также сомнительная идея. Учителя на этом больших денег не заработают, а нагрузка серьезная. Обязывать педагогов учить кого-то дополнительно за небольшую доплату мне не хочется. Те, кто готов ради заработка нести такую нагрузку, могут работать вне школы репетиторами, или на частных курсах, там они заработают больше. С учениками та же история. В изучении языка важна мотивация, желание. Человек, имеющий достаточно сильное желание, может нанять репетиторов, или пойди на курсы, которых сейчас много, например, при МУБиНТе. А мы, школа, сосредоточимся на тех платных услугах, которые востребованы, которых хотят родители. Сейчас это дошкольное образование. «Школа будущего первоклассника» - очень популярный проект, по данным опросов 150 детей могут прийти к нам учиться уже сейчас. Есть необходимые формальности, лицензирование программ и т.д. Например. «Школа будущего первоклассника» дает очевидный плюс и нам – мы сможем заранее познакомиться с детьми, посмотреть уровень подготовленности к школе, дать необходимые рекомендации. Не каждому ребенку нужна такая учебная нагрузка, при выборе нужно быть внимательным и острожным. Это последующая успешность ребенка на многие годы. Но аренда школьных помещений неуместна, на мой взгляд.


Бояться надо не западного образования и эмиграции за границу, а массовой трудовой миграции в российские мегаполисы. Они высасывают лучших.

- Беседуя с ректором одного из ярославских ВУЗов, я спросила – нет ли геополитической угрозы для России в повышении уровня изучения иностранных языков? И в ответ услышала – «да, такая угроза есть». Не секрет, что в стране кризис, и, даже по заниженным официальным данным, более 50% молодежи мечтает уехать на Запад. Зачастую удерживает их только слабое знание языка. Вы видите такую проблему?

- Я не соглашусь с этим мнением. Я не делю людей на хороших и плохих, по признаку - хотят они жить в России или за рубежом. У каждого своя жизнь, человек имеет право распоряжаться ей как захочет. Как человек, много путешествующий и у которого есть родственники и друзья, живущие за границей, не могу не добавить – жизнь эмигранта совсем не такая сладкая, как может показаться издалека человеку незнающему. Это очень сложная жизнь, и не все готовы жить на Западе. Если ты не олигарх, вероятность, что ты будешь иметь собственное, а не съемное, жилье, мала. Для русских достаточно остры проблемы с визами, с адаптацией, с получением документов. И еще неизвестно, захочет ли молодой человек, из числа тех 50%, сгоряча уехавший на Запад, там остаться. Там свои, большие сложности. У каждого свои причины для отъезда за границу. Кто-то надеется, что там почувствует себя свободнее, кто-то встречает свою «половинку», кому-то климат больше подходит там, кто-то надеется на карьерный рост. Причин множество, сотни, и знание или незнание языка при решении вопроса об эмиграции играет одну из последних ролей. Даже со знанием языка за границей адаптироваться очень сложно, гарантий никаких. У нас каждый год выпускается более 70 детей, все с хорошим знанием иностранного. За границу уезжает один, много - если трое. Такова реальная статистика.

- А в ВУЗы из 55 выпускников 2019 года потупило, если не ошибаюсь, 53?

под диван.jpg- Да, и оставшиеся двое – просто пока не определились с выбором ВУЗа. Так называемый «gap year». И вот здесь я вижу более серьезную проблему, чем вопрос об эмиграции. Наши выпускники хотят жить в России, но именно жить, а не существовать. И уезжают не столько за границу, сколько из Ярославля. В Москву или в Питер, и не из-за престижности ВУЗа, а для того, чтобы потом там обосноваться. Не хотят жить в Ярославле. Мегаполисы втягивают все лучшее, что есть в провинции. И этот вопрос для меня гораздо горше и острее, чем проблема эмиграции.

- Вы наверняка знакомы с западной системой образования. Она более прогрессивна, чем наша?

- У нас программы обмена с немецкими гимназиями, и с английской системой образования я знакома. Кроме того, посещала школы и университеты в некоторых странах. Существует Болонское соглашение. Наша страна присоединилась к нему не так давно, в 2003 году, но и за небольшое время прошедшее с тех пор, мы существенно приблизились к западной модели образования. ЕГЭ, ОГЗ, ФГОСы в школах – все это оттуда. Для чего? Чтобы облегчить движение из ВУЗа в ВУЗ, сделать возможным прохождение практики за границей. Чтобы наш школьник в зарубежном ВУЗ не оказался в положении человека десять лет учившего «дважды два - четыре», от которого неожиданно потребовали знания всей таблицы умножения. Ругать или хвалить западную систему образования я не берусь, потому что трудно сравнивать несравнимое. У нас и на Западе дети совершенно разные. Европейские школьники на уроках свободнее. Однако можно ли давать такую свободу в русских школах? Вопрос открытый. Даже количество детей в классах существенно отличается. У нас тоже классы не по-западному большие. Слишком высокая степень свободы на уроке может сильно затруднить учебу в таких условиях. Наша система образования другая, и не только потому, что у нас иной менталитет и другие ценности. Нельзя механически применять западные подходы в нашей школе. Кроме того, система накопительных оценок не совсем нам подходит. Да и про возможность списать я никогда там не слышала. Они учатся, чтобы получить знания, а не только оценку. Да что уж говорить о Западе – даже в школах в разных районах одного города необходимо корректировать принципы организации учебы! Есть где дети совсем не мотивированы на учебу или где учатся дети эмигрантов. У них свои задачи. Понятие успешности у разных людей разные. И есть школы подобные нашей, где большинство детей хочет и способны учиться. И у разных школ очень разные проблемы. Поэтому уравнять, на 100% привести к общему знаменателю нельзя даже школы в одном городе, что уж говорить о российских и западных. Запад - другой мир, и образование там другое. Кроме того «западное образование» – понятие весьма условное. В разных странах – тоже разные подходы и правила.

 

Перфекционизм, желание все контролировать и улучшать, захлестнул родителей

- Вы сказали, что у россиян принципиально другой менталитет, иные, не похожие на западные, ценности. Не могли бы Вы конкретизировать различия?

руками.png- Начну с простого примера. Во французской школе, ребенок остается на второй год, и это не пугает ни учителей, ни родителей. «Что-то не получилось? Надо повторить, попробовать еще раз – и все получится». Для нас само слово «второгодник» - это ужас, кошмар, порицание. На мой взгляд, школа у нас, если применимо такое слово, натужная. У нас нет спокойствия. Мы отчаянно стараемся, чтобы все поголовно хорошо учились всему. А надо ли это? Должен ли ребенок, которому нравится музыка, так уж хорошо разбираться в математике, и наоборот? А мы пытаемся его заставить это делать. Самое главное для ребенка это здоровье, интерес и удовольствие, которое он получает от жизни. Перфекционизм, желание все контролировать и улучшать, захлестнул и родителей. Они ощущают себя экспертами в образовании, методистами, настойчиво и много рассказывают профессиональным учителям как надо преподавать. Я это говорю не с упреком, горячность и желание что-то улучшить понятны, но… Складывается впечатление иногда, что многие родители что-то недоучили в школе, и сейчас хотят наверстать. Они учатся вместо детей, в буквальном смысле слова, чуть ли не до выпускного. И дети гораздо хуже воспринимают информацию и овладевают навыками самостоятельного обучения именно из-за того, что их постоянно контролируют. Мама, репетитор, гувернер – всегда рядом кто-то, кто подскажет (а то и прикажет) как надо думать. Это очень серьезный недостаток нашего времени.

Знания-то мы даем те же самые, что и на Западе, наши дети могут успешно учиться везде. Однако разница менталитетов дает себя знать, и часто меняет всю жизнь.

Когда мы обсуждаем уровень бюрократии со своими коллегами из-за рубежа, даже они удивляются. И этим не стоит гордиться. Введение электронного делопроизводства пока не улучшило ситуацию. Кроме электронных документов всегда требуются бумажные. Кроме того, меня всегда интересовали результаты обработки наших отчетов. На что это влияет, если ничего не меняется от их результатов. Главное в школе это успешность учеников.

- А кем хочет стать сегодняшнее большинство?

- По-моему, сейчас все хотят зарабатывать. Нет больше романтики в выборе профессии. Стремление достичь наивысших высот привело почти к обожествлению высшего образования. А между прочим, популярность высшего образования «зашкаливает» только в нашей стране. Наблюдая за англичанами и немцами, я увидела, что они абсолютно равнодушны к дипломам. Они хотят обладать профессией, а не дипломом. Я не говорю, что высшее образование не нужно. Наоборот – учиться надо всегда, и для человека действительно желающего развиваться, скорее всего, одного ВУЗа будет мало. Но главное - подход, ответ на вопрос – тебе профессия нужна или диплом? И вот на этот вопрос у нас и на Западе часто отвечают по-разному.

- За время Вашей работы Вы заметили изменения в психологии детей?

- Дети никогда не меняются, я себя еще помню ребенком, я была такая же. Меняется жизнь. Единственное отличие современных детей от предыдущего поколения - меньшая подвижность. Они меньше прыгают и бегают. Сидят в гаджетах, и перекидываться эсэмэсками, даже будучи на одном этаже. Кстати, в школах за границей все гаджеты строго запрещены, и дети менее зависимы от них. Это бич нашего времени, но это пройдет, как когда-то прошла тотальная игромания.

 

Роботы вместо учителей?

- В некоторых СМИ уже озвучено мнение, что в недалеком будущем школы исчезнут, и все обучение станет дистанционным…

робот.jpg- Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, наверное, в гробу перевернулся! Он в XVII веке выдумал классно-урочную систему, а мы вон как! Может образование и станет дистанционным, когда место людей займут роботы. А пока – нет. Социализироваться дети где будут? Жениться молодые люди тоже будут в Интернете? Дистанционное образование удобно для тех кто не может регулярно посещать школу, например, для спортменов, или для больных детей. А обычным школам пока нужна. Они здесь и учатся, и общаются, и занимаются в кружках. Чем это время занять при дистанционном образовании? Долго ли высидит ребенок перед компьютером? Какая у него должна быть железобетонная совесть, чтобы он, предоставленный сам себе, удержался от соблазна просто все списать да и просто усидеть на месте? Нет, в сегодняшних реалиях тотальное дистанционное обучение - это из области фантастики.

- По мысли одного из известных российских либералов, воспитание детей – единственно важное занятие в странах, страдающих от системного кризиса? Вы согласны? Какие качества Вы хотели бы воспитать в Ваших учениках?

- Воспитание было, есть, и будет самым важным занятием вне зависимости от кризисов и подъемов. Воспитать в детях хотела бы умение понимать друг друга, чувствовать чужую боль, уважение, милосердие, чтобы войны прекратились. Жажду знаний тоже надо воспитывать.

- А бойцовские качества? По нашим временам они вроде бы нужны?

- Только в части «защищать». А не нападать. Агрессия в любом проявлении ужасна.


ЕГЭ, твою мать?

- Сейчас модно ругать ЕГЭ. Вам он нравится или нет?

- Система тестирования хороша тем, что дает нашим детям конкурентоспособность при поступлении в хорошие вузы. А главный ее недостаток - экзамен сугубо письменный. Мы уходим от «поговорить» к «написать». И хотя в ЕГЭ уже нет «угадалочек», нужно высказывать свое мнение, возвращается сочинение, мне кажется, что способность мыслить и высказывать свои мысли вслух мы утрачиваем. Если будет все честно для всех, то вполне приемлемый формат.

- Может быть, введение дополнительных предметов решит эту проблему?

оцифруем.jpg- Нагрузка и так очень большая. На мой взгляд, наоборот, некоторые предметы, которые включены в список основной деятельности, следовало бы перевести в категорию внеурочных. Например, предметы, связанные с изучением религии, даже искусство и спорт. Не считаю, что по этим предметам нужны и оценки. Но, возвращаясь к менталитету, боюсь, что многие не будут этими предметами заниматься совсем. Или повсеместное введение родного языка как обязательного основного предмета, отдельного от русского языка. Я понимаю это актуально, например, в областях, где есть и национальные языки, но у нас? Но Закон «Об образовании» требует и учителя пишут новые отдельные программы. Мелочи? Но из этого складывается вся наша непростая работа. Школа занимается финансовой грамотностью, причем, на мой взгляд, уже тоже перебор. Мы одни из первых это начали. Было интересно и мы не писали отчеты. Сейчас им нет конца. Есть идея введения курса, где дети будут изучать фильмы. Боюсь, не дало бы это обратный эффект. Хотя вкус, несомненно, нужно формировать с детства, но возможно во внеурочное время. Мне очень нравиться московская система – уроки интегрированные в музейное пространство.

- Вы что-то изменили бы в системе образования если бы могли?

- Обратную связь школы и Министерства. У меня сложилось впечатление что люди, которые работают над программой обучения, представления не имеют о реальной работе в школе. Хотя нововведения обсуждаются в интернете, на специальных платформах, и там высказываются весьма именитые учителя, я не вижу, чтобы их мнение как-то учитывалось. Может быть, прежде чем вводить новшества, стоило бы «выйти в народ», посмотреть экспертные оценки, опробовать, понаблюдать как это на практике? Пока этого нет. И бесплатное посещение музеев, галерей и т.п. как в Москве нужно распространить на всю страну.

- Как-то минорно складывается наша беседа. Может быть похвастаетесь достижениями?

борецкая с сайта.jpg

- Самая наша большая гордость это дети. Практически каждый год наши ученики доходят до финала Всероссийской олимпиады. В прошлом учебном году наша девочка на Всероссийской олимпиаде (это очень тяжело!) заняла первое место по МХК (мировая художественная культура). И еще девочка – 1-е по немецкому. С немецким у нас каждый год или призеры или лауреаты, доходят до всероссийских финалов. Хотя в Москве очень много школ с углубленным изучением немецкого, но мы конкурируем с ними и успешно. 

- А настолько ли актуален немецкий? Не английский все-таки…

- Второе место по востребованности после английского. Германия, Австрия, большая часть Швейцарии, в Голландии, в принципе, вас с немецким поймут. В Турции, кстати, тоже. Это более чем актуально, особенно потому что у Германии очень большие бизнес-связи с Россией. Немцы крайне заинтересованы в популяризации немецкого у нас, приезжают часто. С нами 4 немецких гимназии постоянно дружат и еще поступают предложения, столько, что мы уже не в силах всех удовлетворить. Я не могу придумать ни одного аргумента в пользу того, что не надо учить иностранный язык. И не только немецкий, любой. Знание языка огромным бонусом добавляется к любой профессии, доктор вы, инженер или историк. Проще говоря - везде. Если это не вполне актуально, то есть ли в этом мире вообще что-то актуальное?

Беседовала Варвара Неянова


В публикации использованы шедевры ярославско-российского художника Васи Ложкина (Алексей Куделин). Спасибо ему за его многогранное творчество.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?