Почему сложно работать с сетевиками, из-за чего шоколад может стать сезонным товаром, как рецепт двухсотлетней давности стал победителем в конкурсе «Туристический Сувенир Золотого кольца» и о многом другом мы побеседовали с Аленой Осиповой-Славинской. Главой шоколадного дома своей фамилии.
- Алена, где берете рецепты?
- Смотря какие. Одни разрабатываем сами, другие достались от моей прабабушки, 1891 года рождения. Она была травница. Мы и сейчас храним максимально древнюю книгу семейных рецептов.
В те годы, когда и лекарств особо не было, прабабушка подбирала схемы лечения разными травами. А ее рецепт лечения бронхиальной астмы, которым она спасла своего сына, передается у нас из поколения в поколение.
Каждое последующее привносило в него что-то свое – моя бабушка, которая работала заведующей молочного цеха на консервном заводе в Поречье, где изготавливали вкуснейшую сгущенку, потом мама.
А я сделала этот продукт не только полезным, но и вкусным.
Наша линейка снадобий состоит из четырёх вариаций. Самая популярная, доставшаяся от прабабушки, с живицей. В ее основе – мёд, топлёное сливочное масло, которое мы сами топим, барсучье сало, медвежий жир.
В первую очередь для детей, мы добавили туда цукаты дыни, арбуз, малину, клюкву и барбарис. Получается вкусно и еще очищаем бронхи, лёгкие, укрепляем иммунитет.
Как раз с этой линейкой мы выходили на конкурс «Туристический Сувенир Золотого Кольца» и получили там первое место.
- Каков объём Вашего производства?
- Мы никогда не считали до килограмма тоннаж выпускаемой продукции. Наше производство не фабричное, скорее ремесленная семейная мастерская, где работают только близкие родственники: моя тётя, которая тоже кондитер, двоюродная сестра, с недавних пор и супруг тоже задействован. Старший сын поступил учиться в Москву, получается, он будет в нашей семье кондитером в пятом поколении.
До февраля 2022 года производили большие объёмы, работали по всей России. У нас были клиенты в Казахстане, Беларуси, на Украине, много оптовиков, потому что отправляем продукцию транспортными компаниями в любую точку. Казахстан отпал, когда там запретили переводы рублями, а переводы по карте «Золотая корона» чреваты большой комиссией. Часть белорусских клиентов потеряли из-за удорожания логистических расходов. Сейчас поставки идут, в основном, по России.
У нас много договоров с магазинами в Ярославской области и за пределами. Даже на Арбате в Москве нашу продукцию продают, но всё равно тенденция спада есть везде, в принципе, на сувенирную продукцию.Если раньше средний чек у нас был 2,5-3 тысячи рублей, и люди тратили их спокойно, теперь он на порядок меньше.
С каждым годом производителям труднее, но такова реальность во все кризисные времена. Выживают сильнейшие или те, кто несмотря на обстоятельства идет вперед и надеется на свои силы и разум.
Наша продукция – скорее премиальный сегмент, не предмет первой необходимости, и сейчас спрос на нее падает. Вместе с этим, ценность наших сладостей не уменьшается, во все времена люди любят добавлять в свою жизнь яркие и вкусные акценты.
- Пробовали сотрудничать с сетевиками?
- На нас выходили представители «ВкусВилла», но там жесткие партнерские условия. Допустим, за 3-4 месяца мы должны предоставить очень большие объемы. Не справились в срок, неправильно или криво наклеили этикетку – штрафные санкции. Пока решили, лучше работать неспешно, но качественно. Ежедневный аврал ни к чему хорошему не приведёт. Не хочется обесценивать наш ручной труд.
- Как относитесь к наемному труду, или это экономически невыгодно для Вас на этом этапе?
- Дело не в экономике. Мы получили печальный опыт с наемным работником. Разработали рецепт шоколадных трюфелей, обучили девушку-кондитера. Через несколько месяцев она, понимая, что продукт очень хорошо расходится, взяла наш рецепт и технологию и ушла на вольные хлеба. Поэтому впредь раскрывать рецепты я не хочу никому, и считаю, пусть будет меньший объём, но зато эксклюзив, который можно купить только у нас. А украденный рецепт я, конечно, полностью переработала и сделала даже интересней.
- Получается вы развиваетесь за счет сотрудничества с магазинами, специализирующимися на продаже туристических сувенирных товаров?
- В том числе. Не гнушаюсь и ярмарочной торговлей, особенно летом. В жаркие месяцы мы останавливаем оптовые продажи по России и работаем только с городами Золотого кольца. Причина банальна – неспособность транспортных компаний в целости доставить нашу продукцию. Шоколад – капризный товар, который плохо реагирует на резкую смену температур или сильную жару.
- Но ярмарочная торговля мало того, что утомительна, вероятно, еще и не особо прибыльна…
- Даже если каких-то огромных выручек мы не делаем, каждый раз с ярмарок привожу интересные новые контакты таких же как мы производителей, потенциальных партнеров, заинтересованных нашим товаром.
- Вы уже семь лет занимаетесь шоколадным производством. Какова прибыльность и от чего она зависит?
- Прибыльность зависит от многих факторов. Даже если оставим за скобками внешнеполитическую ситуацию, нужно принимать во внимание начальный вложенный капитал, уникальность ассортимента, ценообразование, эффективность маркетинговых стратегий и многое другое.
Казалось бы, имея оригинальный рецепт шоколадных трюфелей, легко выпускать высокомаржинальный продукт, который не требует дорогостоящего оборудования. Только ручная работа и сырье: какао-бобы, какао-масло, фундучное масло, которое мы, к слову, сами производим, и мед, который используем вместо сахара, и добавляем разные обсыпки.
Но качественное сырьё не может быть дешёвым. К примеру, в прошлом году подорожал кофе. А в этом году нам рассказали, про неурожай какао-бобов. То есть мы сейчас ожидаем очередного повышения цен на какао, какао-бобы, и, как следствие, на шоколад.
Хотя с начала 2022 года в России было уже три волны повышения цен на сырье: первая в феврале, потом спустя полгода, и через год – глобальное подорожание. А если вспомнить про рост цен на оборудование, тут и про маржинальность забудешь. В начале 2022 года я планировала изготавливать печатные пряники и даже заказала польский термопринтер для шоколада. В январе он стоил 67 тысяч рублей. По факту его задержали на таможне, и он приехал 27 февраля за 120 тысяч. Мне проще было отказаться от своей идеи, чем платить двойную цену за станок.
- Что было самым сложным при запуске и введении шоколадного дела?
- У каждого пищевого производства своя специфика. С шоколадом работать намного тяжелее, чем с тестом или выпечкой. Выучить все тонкости было, конечно, максимально сложно. Шоколад – уникальный продукт и в процессе работы нужно уметь к нему подстроиться, а если это произошло, получается удивительный по форме и текстуре результат.
- Как продвигали свой продукт, с чего начали?
- По первому образованию я журналист, много лет отдала СМИ, рекламе и пиару, поэтому знаю маркетинговую кухню хорошо. Поначалу, естественно, работали на имя, максимально себя представляли на разных мероприятиях, в СМИ, на профильных выставках. А сейчас уже с гордостью понимаю, что имя работает на нас. Раньше мы скромно стучались во все двери, а сейчас нас приглашают, потому что знают, что такое «Шоколадный дом Осиповых-Славинских». Этой осенью наша продукция завоевала два призовых места в Российском конкурсе «Индустриальный сувенир», вышла в финал международной премии Russian Event Awards с фестивалем «Все в шоколаде», а восемь работ еще оказались в финале Всероссийского конкурса «Туристический сувенир».
- Вы недавно возглавили гильдию ремесленников Ярославской области. Это тоже элемент пиара?
- Нет, она создана с целью помочь ремесленникам. Я вспоминаю на старте, как слепой котенок, пыталась попасть на ярмарки, фестивали и конкурсы, не знала, к кому обратиться за информацией и поддержкой. У нас есть много ремесленников, которые создают невероятные уникальные вещи, но не понимают, как это продвигать и оказываются в сложной ситуации.
Поэтому сначала я предложила ремесленникам создать сообщество людей, объединенных похожими интересами, как альтернативу ремесленной палаты Ярославской области. Многие хотят туда попасть, но, к сожалению, там слишком узкий отбор и не все могут стать ее членами.
Идею создания гильдии ремесленников поддержала Торгово-промышленная палата Ярославской области. Как известно, в единстве сила, именно это нами движет. И ремесленники идут к нам и благодарны за эту возможность.
- Алена, почему Вы решили уйти в шоколадное дело, с чего все началось для Вас?
- Со сладкого, которое очень любит мой третий сын. Он заставил нас задуматься об открытии производства сладостей и полезных лечебных настоек. Я получила второе образование кондитера, прошла дополнительные курсы, чтобы досконально изучить шоколадную тематику.
- Вы сказали третий сын, Вы многодетная мама?
У меня пятеро сыновей, старшим 17 и 15, они закончили школу и продолжают получать образование, остальным: семь, четыре и два года.
- Как удается сочетать свой бизнес и такую большую семью?
- Я - творческий человек и одновременно достаточно азартный не в плане игр, а в плане реализации выбранной идеи. Времени, конечно, в сутках для меня мало, поэтому стараюсь не тормозить. Мне очень помогает муж. Без его поддержки вряд ли все это получилось.
- Как индивидуальный предприниматель рассчитываете на поддержу государства?
- По большому счету нет, особенно сейчас. Не имею никаких преференций, в том числе и налоговых.
До 2022 года у нас были хорошие объемы производства и продаж. Я рискнула и выкупила столовую агрегатного завода в Ростове-Великом, где мы жили тогда.
Она, конечно, была в полной разрухе – все, что можно, было украдено, даже трубы срезаны. Я мечтала реализовать на этой площадке в 586 квадратных метров большой проект. Хотела перенести сюда производство и увеличить масштабы, что на тот момент было актуально, сделать свой фирменный магазин, зону мастер-классов. Добавить к этому досуговое пространство для детей, чтобы их занять, пока родители колдуют над самодельными трюфелями и шоколадом. А на оставшейся площади создать ремесленную слободу с круглогодичной ярмаркой. Для туристического развития Ростова и для развития регионального ремесленничества это было бы хорошо.
Но 2022 год внес свои коррективы. Продажи упали и мне не хватило финансовых возможностей, все реализовать. За поддержкой обращались в Министерство туризма России и Минэкономразвития, пробовали получить гранты, но безуспешно. Поэтому сейчас здание стоит «замороженное».
- Но вы платите коммунальные платежи, налоги?
- 120 тысяч в год, и это получается, как чемодан без ручки. Даже когда появился покупатель, я не смогла его продать. С этим зданием связано столько идей, столько души вложено. Сейчас пытаюсь найти инвестора, но время непростое для вложений. Бизнесмены не готовы получать «длинные» деньги, срок окупаемости проектов сократился до нескольких месяцев.
- Наверное, как многодетная мать имеете поддержку?
- Как многодетная мать получаю от государства 2134 рубля, потому что наша семья не признана нуждающейся. Государевы люди оценили нас и решили, что мы молодцы и так справляемся.
Даже участок земли, как многодетной семье не положен. У нас в Ростовском муниципальном округе землю дают только тем, у кого ее нет. Вероятно, меня подводит принцип – жить не когда-нибудь, когда государство даст, а сейчас. Мы продали свою квартиру и на вырученные деньги купили участок земли, построили загородный дом. Поэтому теперь на землю в статусе многодетных претендовать не можем.
Знаете у Геннадия Хазанова есть миниатюра «Попугай», и оттуда фраза: «В зоопарке тигру не докладывают мяса!» - так это, во многом, про меня. Не умею хитрить, прятать доходы, чтобы получать социальные выплаты, не буду интриговать, чтобы отхватить кусочек пожирней, не буду молчать, если не согласна.
Мой выбор – добиваться цели и рассчитывать на себя. Конечно, временами непросто, но никто не обещал, что будет легко.
Беседовала Анастасия Берабер